Сенім телефоны
(WhatsApp-желісін қолдану мүмкіндігі бар) "жедел телефон желісі" +77779360693 8-(7182)-53-80-42
email: pavlodar18@mail.ru
Мекенжайы: Павлодар қаласы, Мир көшесі, 11/1
(WhatsApp-желісін қолдану мүмкіндігі бар) "жедел телефон желісі" +77779360693 8-(7182)-53-80-42
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағ. 9.00-ден сағ. 18.00-ге дейін
Как часто Вы посещаете наш сайт?
Голосовать
часто - 4
очень редко - 2
нечасто - 0
Всего проголосовало: 6
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Портрет тревожного ребенка

Статья в педагогической   газете «Ұстаздар»

 Тревожность – способность человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать чувства страха и тревоги. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Часто она служит показателем психологического неблагополучия человека.

        В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. 

       Это тревожный ребенок. Таких детей в саду не мало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

        Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрение, одобрение взрослых во всех делах.

       В настоящее время растет число тревожных  детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. Связанные с тревогой неприятные чувства мешают детям не только в эмоциональном плане, но и препятствуют их социальному и интеллектуальному развитию.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагогов или родителей передается ребенку. Имеет значение и климат в семье – обнаружено, что в семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Чаще всего детская тревожность является следствием личностной тревожности матери. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, но при этом она «привязывает» к себе ребенка, предохраняя его от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасений. В результате

ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

Еще одна причина возникновения детской тревожности может быть связана с тем, что дети начинают подражать, идентифицировать себя с родителем того же, что и они пола. И если соответствующий родитель высокотревожен, то эту черту легко может скопировать ребенок. В детском саду тревожные дети обычно не пользуются всеобщим признанием, но если они хорошо умеют играть (а это для дошкольников основное занятие), то все же не оказываются в изоляции. Но такие их черты как замкнутость, малообщительность, неуверенность в себе мешают находить друзей и партнеров по играм. Иногда, в качестве компенсации, тревожные дети могут напротив, быть сверхобщительными, вести себя назойливо или даже озлобленно.

Другой причиной непопулярности таких ребят среди сверстников является их безынициативность. Здесь появляется риск того, что другие дети начнут доминировать над ними, что еще больше осложнит самочувствие ребенка.

В общении тревожные дети проявляют робость, напряженность, они очень чувствительны, не способны постоять за себя. Заниженная самооценка у тревожных детей выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, они иногда любят покритиковать других.

Как психолог может помочь тревожному ребенку

В результате психологи вместе с повышенной тревожностью часто диагностируют у таких детей не только неуверенность в себе, но и различные внутренние конфликты, связанные со сферой общения, преобладание отрицательных эмоций. Психическое перенапряжение, возникающее из-за постоянного ожидания неприятностей, приводит у них к нарастающей раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Часто родителей беспокоит низкая самооценка ребенка, но в этом случае она – лишь следствие повышенной тревожности, и начинать коррекцию нужно именно с нее.

Так как тревожность возникает в семье и часто является семейной чертой, то одним из направлений, которыми может следовать психолог в своей работе может быть семейная психотерапия. Другим вариантом может быть работа игровая терапия с детским психологом, где ребенок учится расслабляться, общаться и играть с другими ребятами.

Но самым важным в коррекции повышенной тревожности является семейное окружение. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. И до того, как ребенок пойдет в школу, его научение фактически предопределяется семьей. Родители, братья и сестры выступают для него как наиболее значимые люди, с ними ребенок взаимодействует ежедневно.

Когда родители ухаживают за ребенком, удовлетворяют его потребности в ласке, комфорте и безопасности, они оказывают на него постоянное формирующее воздействие. Окружающий

мир  становится для ребенка либо приветливым, располагающим к доверию, либо враждебным, вызывающим недоверие.

Следующие упражнения – из арсенала детского психолога, занимающегося игровой терапией. Но многие игры можно использовать и в семье, во время детских праздников:

«За что меня любит мама»

Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.

Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

«Я – лев»  Цель: повышение у детей уверенности в себе.  Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

«Клеевой дождик»

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять».

Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.

«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

«Я очень хороший»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).

И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)».

Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!»

Замечательно! Давайте  встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».

 

Педагог  - психолог: Арынова Дана   Маратовна