Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 (7182) 32 49 27
email: sosh11@goo.edu.kz
Адрес: г. Павлодар, Площадь Победы 3/1
8 (7182) 32 50 66
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Ежедневно с 16:00 до 18:00 ч.
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Инструктивно-методическое письмо к Правилам оценки особых образовательных потребностей

Утверждено приказом

Министра образования и науки

Республики Казахстан

от «12  » января2022 года № 4

 

 

Инструктивно-методическое письмо

к Правилам оценки особых образовательных потребностей

 

Оценка особых образовательных потребностей осуществляется у детей с трудностями обучения в организациях образования соответствии с Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4 «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей».

Инструктивно-методическое письмо регламентирует Виды помощи и услуг на основе оценки особых образовательных потребностей (специальные условия обучения).

1. Изменение учебного плана и учебных программ рекомендуется в виде:

1.1.адаптации типовых учебных программ общего образования:

1) по рекомендации ПМПК для детей с задержкой психического развития, тяжелыми речевыми расстройствами, нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушениями общения и социального взаимодействия, обучающихся в общем классе/группеи имеющих выраженные трудности в обучении. Адаптация учебных программ рекомендуется по учебным предметам, в усвоении которых обучающийся испытывает трудности. Остальные учебные предметы изучаются в соответствии с типовой учебной программой. Адаптация учебных программ осуществляется на ступенях начального и основного среднего образования.

2) по решению специалистов службы психолого-педагогического сопровождения организации образования/ совета организации образования для детей, испытывающих значительные трудности в усвоении отдельных учебных предметов. Адаптация программы рекомендуется на определенный срок (1-3 четверти) не более чем по двум основным учебным предметам.Остальные предметы изучаются в соответствии с типовой программой. В случае сохранения стойких трудностей в усвоении предметов по адаптированным учебным программам в течение 2-3 учебных четвертей, организация образования направляет ребенка на ПМПК для оценки особых образовательных потребностей, в том числе определения вида программы обучения соответствующей возможностям ребенка;

1.2. составления индивидуальных учебных планов и индивидуальных учебных программ по рекомендации ПМПК для детей с нарушением интеллекта, обучающихся в общем классе/группе.    Индивидуальные учебные программы для обучающихся с нарушением интеллекта составляются по основным учебным предметам. Обучение по учебным предметам, по которым не используется бальная оценка достижений осуществляется по типовым учебным программам общего образования. Индивидуализация учебных программ осуществляется на ступенях начального и основного среднего образования.

1.3. индивидуальные учебные планы составляются для школьников с нарушением интеллекта обучающихся в общем классе на ступени основного среднего образования (5-9 классы). Индивидуальный учебный план составляется на основе Типового учебного плана основного среднего  образования для общеобразовательных школ с исключением из него учебных предметов, усвоению минимального  содержания которых препятствуют особенности познавательной деятельности школьников.

2. Изменение способов и критериев оценивания результатов обучения рекомендуется при обучении по адаптированным и индивидуальным  учебным программам.

3. Использование вариативных, специальных и альтернативных технологий, методов и приемов обучения, в том числе основанных на принципах прикладного анализа поведения.

4. Подбор учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей, подготовка индивидуальных учебных материалов осуществляется в соответствии с содержанием рекомендованной учебной программы и используемыми методами обучения.

5. Специальная педагогическая и психологическая помощьрекомендуется:

1)      логопеда – детямс нарушениями речи;

2)      специального педагога (олигофренопедагога) – детямс нарушениями интеллекта, задержкой психического развития;

3)      сурдопедагога – детямс нарушениями слуха;

4)      тифлопедагога – детямс нарушениями зрения;

5)      психолога – детямс нарушениями общения и социального взаимодействия, поведенческими нарушениями;

6. Индивидуальное сопровождение педагогогом-ассистентом рекомендуется учащимся с нарушениями поведения, проявляющимися:

1) неспособностью ребенка выполнять правила поведения на уроке: не может усидеть за партой, встает, ходит по классу; не выполняет требований учителя;

2) трудностями восприятия или понимания фронтальных инструкций и словесных объяснений педагога, когда требуется постоянная индивидуальная помощь и поддержка педагога для обеспечения понимания учеником того, что нужно делать;

3) трудностями самоорганизации и самоконтроля на уроке: обучающийся не может сам подготовиться к уроку, не включается в работу класса без помощи взрослого, не выполняет классных заданий;

4) поведенческими и эмоциональными нарушениями: ученик говорит вслух, смеется без видимой причины, кричит, плачет, отвлекает детей и мешает работе класса/группы; проявляет самоагрессию и/или агрессию по отношению к одноклассникам, педагогам, другим людям (бьет, кусает, бросает предметы и пр.).

Помощь педагога-ассистента в школе рекомендуется на временной основе – доформирования способности ребенка учиться самостоятельно в классе/группе или на постоянной основе детям со стойкими нарушениями общения и социального взаимодействия. Родителям учащихся с выраженными нарушениями поведения, проявляющимися в асоциальных действиях (выраженной агрессии) на основании решения службы психолого-педагогического сопровождения рекомендуется консультирование ребенка врачом-психиатром в организации здравоохранения.

7. Специальная психолого-педагогическая помощь в дошкольных и организациях среднего образования оказывается детям с особыми образовательными потребностями в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий по индивидуальным развивающим программам.

8. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями организуетсяв:

1)специальных дошкольных организациях и специальных организациях образования;

2) специальных классах (группах), создаваемых в общеобразовательных школах (детских садах) по видам нарушений развития, зачисление в которые осуществляется в соответствии с заключением и рекомендациями ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) ребенка. Обучение и воспитание детей осуществляется по специальным учебным планам и специальным программам. При необходимости допускается адаптация специальных учебных программ с учетом индивидуальных возможностей обучающегося (воспитанника);

3) общеобразовательном классе по адаптированным учебным программам, по индивидуальному учебному плану и индивидуальным учебным программам. Обучение в общеобразовательном классе может сочетаться с организацией учебного процесса в условиях кабинета специалистов психолого-педагогического сопровождения. Такое обучение на временной основе рекомендуется учащимся с поведенческими проблемами или выраженными трудностями обучения и большими пробелами (отставанием) в усвоении программы, на постоянной основе – учащимсяс нарушением интеллекта по отдельным учебным предметам по индивидуальной учебной программе;

4) при наличии 4-6 детей с поведенческими нарушениями в организациях образования открывается кабинет с обучением детей на основе принципов прикладного анализа поведения;

5) обучение на дому по заключению врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья ребенка с указанием срока обучения на дому и программе, рекомендованной ПМПК. Обучение на дому сочетается с посещением отдельных уроков в школе, в том числе коррекционно-развивающих занятий при наличии разрешения (справки) от лечащего врача.

9. Создание безбарьерной среды в соответствии со строительными нормами и правилами, утвержденными Законом Республики Казахстан
от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» универсальнымдизайном,и адаптация учебного места рекомендуется учащимся с ограниченной мобильностью (подвоз к школе, специально оборудованное учебное место.

10. Адаптация учебного места предполагает приспособление среды обучения под индивидуальные особенности обучающегося(посадказа первую парту, наличие дополнительного освещения (настольная лампа) и т.д.)

11. Потребность в компенсаторных и технических средствах. В учебном процессе обучающиеся с ограниченной мобильностью, нарушениями слуха, зрения, речи используют индивидуальные технические и компенсаторные средства, полученные в установленном порядке в соответствии спостановлениемПравительства Республики Казахстан от 20 июля 2005 года № 754«Об утверждении перечня технических вспомогательных (компенсаторных) средств и специальных средств передвижения, предоставляемых инвалидам».

12. Помощь социального педагога рекомендуется детям с инвалидностью и детям из малообеспеченных семей и семей социального риска.

13. Услуга индивидуального помощника рекомендуется детям, с инвалидностью, имеющих затруднения в передвижении, предоставляемом в соответствии с приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 44 "Об утверждении Правил проведения медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10589).

На основе оценки особых образовательных потребностей создаются специальные условия для получения образования, без которых невозможно освоение учебных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, в том числе детьми с ограниченными возможностями. Для создания специальных условий обучения в организации образования, число обучающихся с ограниченными возможностями (особыми образовательными потребностями 1 группы) не должно превышать 4-6% от общего числа воспитанников/обучающихся.