Сенім телефоны
8 (7182) 32 49 27
email: sosh11@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар қ., Жеңіс алаңы көш., 3/1
8 (7182) 32 50 66
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Күн сайын сағат 16:00-18:00 дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера

МОЯ ЖИЗНЬ – МОЯ ШКОЛА

ИСТОКИ.

1968 год. Окончен институт, и я возвращаюсь в свою Третью уже в качестве учителя. Хотя я из нее и не уходила. Все четыре года институтской жизни ходила по знакомой школьной тропинке на занятия танцевального кружка, который вела на общественных

началах, собирая два раза в неделю, а перед отчетными выступлениями и чаще, от 20 до 30 мальчишек и девчонок средне – старшего возраста. Мы даже ездили с ними, как победители, на республиканский смотр художественной самодеятельности в Алма – Ату. А вот теперь я не Валя – Валентина Сергеевна, и мне доверено вести русский язык с литературой в двух пятых и в восьмом. Первые уроки помню плохо. Мне казалось, что все у меня получается. Правда, готовилась много. Да я и до сих пор «учу уроки», не умею по-другому. Через много-много лет я поняла, что к урокам в первые годы готовилась скорее интуитивно, не зная, что такое профессиональная рефлексия, да и термин этот в практику школы вошел значительно позже. А тогда я любила играть в школу, в учителя, и ребята шли за мной. Особенно 8 «А», где я еще была и классным руководителем. Класс из 28 мальчишек и 6 девочек. Я не работала с ними, я ими жила. Каждую неделю классные вечера, походы, экскурсии, выходы в кино- и драмтеатр… Мы пытались как – то менять и школьную жизнь: создавали ТШМ ( театр школьных миниатюр), проводили Литературные четверги, готовили открытые комсомольские собрания, проводили различные диспуты. Сейчас, оглядываясь назад, удивляюсь, как родители этих ребят разрешали столько времени проводить им в школе с какой – то девчонкой. Но ни разу ни одной жалобы по этому поводу не было. Спасибо родителям всех трех выпусков за понимание и поддержку. Это тоже помогало мне в моем профессиональном становлении. А еще помогала детская влюбленность. Помогала справляться с вопросами дисциплины и успеваемости (мои молодые Ромео отвечали только на «5» или на «1», потому что были не готовы, а «мямлить перед Вами было стыдно»,- как позже после окончания школы признавались они), окрыляла в становлении как учителя. И до сих пор считаю, что учителя должны даже в пожилом возрасте влюблять в себя учеников. Просто это

влюбленность другая. В молодости это влюбленность и в фигуру, и в

«умничанье подчас» учительницы, вернее той, которая учится быть учителем, а в

возрасте - это влюбленность в жизненный опыт, в знание предмета, в

умение говорить с учеником как с равным. Знаю, что и сейчас

ученики, в подавляющем большинстве, меня любят.. Но что стала с годами

замечать: не каждому, даже ребенку, дано любить, кроме себя, еще

кого-то. В лучшем случае, родителей и самых-самых близких

родственников. Поэтому больше люблю работать в классах слабых в

учебном отношении: там при хорошем классном руководителе или при

двух-трех неплохих предметниках ребята тянутся к взрослому, души

имеют. Подобранные, звездные классы гораздо черствее.

Так что я счастлива, потому что вы, 8»А»1968-1969 учебного года, у меня были в начале моего учительского пути и не дали своим отношением ко мне опустить руки, не поверить в себя, в свои учительские силы, в учительское призвание. Я до сих пор на аксиологии рассказываю, как вы меня поддерживали. Особенно Сережа Маркиянов и Сашка Кондрашов.

Такова жизнь школы, что выросшие дети должны покидать ее. Так и случилось с моими первенцами. Потом было еще два выпуска. И в каждом самые яркие запоминающиеся. И никто не подвел меня и после школы. Каждый нашел свое место, занял определенную нишу. Я сознательно не пишу фамилий, чтобы никого не обидеть. Но помню всех и дорожу этой памятью.

Мне не суждено было до конца быть классным руководителем у своего третьего класса, который взяла малышами – пятиклассниками. В 1977 году директор школы Михеева Нина Константиновна убедила меня перейти на должность организатора внеклассной работы. В своей школе и хорошо, и не очень идти в руководство. Хорошо, потому что ты для всех остаешься той девочкой, которую учили сначала как ученицу, а потом учили становиться учителем. Я для них навсегда осталась Валей, которую любят и которой гордятся. И от этого теплее на сердце. А тяжело, потому что надо на что-то указывать своему бывшему учителю. А это для меня всегда трудно. Но пять лет организаторства – это пять лет интересной работы по строительству системы воспитания. Этого красивого Храма созидания Личности. Спасибо Алексею Карповичу Новокшанову, моему Директору, который верил в своего комсомольского секретаря и ни одного вопроса, касающегося ученической организации, не решал без моего участия, он с нами, учениками, был сотрудником. Спасибо опыту работы секретарем комсомольской организации института и ректору института Катеринину Анатолию Семеновичу, считавшемуся с комсомольской организацией. Мне легко было работать по школьному самоуправлению.

Хорошо растить комсомольский актив. Это целые недели школы комсомольского актива, которыми начинался учебный год. Иногда с выездом в пионерский лагерь «Космические

зори» в Черноярке к нашим шефам Тракторному заводу. Обязательно заканчивалась эта учеба знаменитым Арбузником, где каждый не просто ел арбуз, а собирал и считал семечки. В скольких новых идеях и начинаниях он будет участвовать в этом году? Это очень горячие по накалу страстей комсомольские собрания и диспуты, где инициатива исходила от членов комитета комсомола. И комитет комсомола, распоряжающийся проведением новогодних праздников, и отвечающий за все культурно-массовые и спортивные мероприятия, готовящий Первый и Последний звонки. И неправда, что это было из-под палки. Это была жизнь того времени. И сегодня бывшие комсомолята моего организаторства с удовольствием вспоминают свое комсомольское школьное время. И до сих пор мы помним лозунг, висевший в актовом зале: «Если быть – то на переднем крае, если делать – то наверняка».

Но все когда-нибудь кончается. Подошло к завершению и мое организаторство внеклассной работой Третьей школы. Оно было аккордным. 25 – летний юбилей школы, который мы проводили в ДК ПТЗ, ныне ГДК.

Меня стали усердно «сватать» директором школы №11.

«СЛАДКАЯ КАТОРГА» ДИРЕКТОРСТВА

Февраль 1982 года. Позади 25 лет жизни в Третьей и с Третьей, из них 14 лет трудового стажа. Позади уговоры на уровне заведующего Ильичевским РОНО Коломысовым Ю. Д., беседы с секретарем Ильичевского райкома партии Стояновой Т.С., зам. председателя райисполкома Гариным П.А., приглашением и неоднократным в кабинет к заведующему ГОРОНО Новокшанову А. К., моему бывшему директору, и наконец слова о том, что он за меня ручался при вступлении в партию. Эти слова стали решающими. И хотя от добра добра не ищут, я ушла из любимой и любящей Третьей школы в незнакомую для меня Одиннадцатую.

22 февраля. Меня представили учительскому коллективу. А уже в половине третьего мои

любимые и все понимающие комсомольцы. Третьей были у меня в кабинете с тортом, цветами и целым бачком чая из школьной столовой, продемонстрировав, таким образом, другой школе и свою любовь, и свои поздравления с новой должностью, а еще на день раньше отмечая мой день рождения. На следующий день они придут ко мне домой, по – настоящему поздравлять с днем рождения. А тогда они показывали Одиннадцатой, как надо любить и поздравлять. И Одиннадцатая переняла эстафету – все 24 года в этот день я купалась во внимании и учителей и учеников.

Первый год работы директором был очень трудным. Я абсолютно не знала этой работы. И даже не знала, о чем надо спрашивать. Хотя и было у кого. Никогда не отказывала в совете Нина Константиновна Михеева, мой бывший непосредственный начальник, учившая в свое время никогда не принимать решение сгоряча. Всегда была готова помочь грубоватая, но справедливая и мудрая Лидия Арсентьевна Отрыжко, директор 6 школы, умел сочувственно выслушать заведующий Ильичевским РОНО Коломысов Юрий Дмитриевич, умел зайти проведать на рабочем месте заведующий ГОРОНО Алексей Карпович Навокшанов. И все равно «тыкалась» как кутенок.

Не сразу, трудно росла любовь к Одиннадцатой школе, тяжело уходила из меня Третья.

Никак не могла смириться с тем, что меня не любят здесь так, как любили там. Но работала, из школы не торопилась уйти, даже тогда, когда стала снова мамой. Дочери исполнился год, и я вышла на работу. Аня росла в школе, гуляя по субботам, когда не работал садик, а работал муж, по коридорам и кабинетам.

И школа стала понимать меня и признавать как своего руководителя. А еще всех объединяло дело и любовь к нему. В школе был профессионально грамотный, человечно чуткий коллектив, который меня многому учил.

Тамара Александровна Пантелеева, очень грамотный учитель-географ, по совместительству еще и председатель профкома, напоминала, что я директор, а директору негоже бегать по школе по каждой малости. Директор должен работать головой и уважать себя, весомым быть. Прислушивалась. Восторгалась умением

быть тимуровкой, во всем помогающей людям Свидерской Галиной Михайловной. С удовольствием прислушивалась к разумной и позитивной критике доброй школьной оппозиции в лице Белоусовой Алины Григорьевны и Ткачевой Эммы Александровны, всегда стабильно и грамотно работавшими и предметниками, и классными руководителями. И любила их крылатую фразу: « Надо так надо». В школе работали профессионалы : Эстерле Лотта Рудольфовна, математик, физик Криворучко Василий Андреевич, Толстых Александр Васильевич, наш «Пифагор», учителя начальных классов Музыка Раиса Владимировна, Скоробогатько Евдокия Кирилловна, Юпатова Вера Михайловна, Богаткина Людмила Николаевна, языковеды Борисова Лидия Савельевна, Мусина Людмила Филипповна, Буханцева Зинаида Алексеевна, наш военрук, участик войны, Спирин Александр Григорьевич. Более позднее поколение - Рубан Любовь Петровна, от бога математик , учитель немецкого языка Ленешмидт Тамара Павловна, успевающая быть мамой трех маленьких детей, красивой подтянутой женщиной, всегда с прической и маникюром, умеющая в любой критической ситуации остаться на высоте, тактично и интеллигентно в чем –то покритиковать директора от лица профкома школы. Не обижалась, критику принимала. Росла как руководитель, но росла и школа. Пришла осознанность в выборе дальнейшего пути развития школьного дела. До сих пор считаю, что школа, ее направление, ее развитие зависит от новшеств, которые должны иметь место в каждом уважающем себя коллективе. А основным, главным стратегом обязан быть директор. И я очень благодарна Второму в моей профессиональной жизни заведующему ГОРОНО Овчинниковой Зое Петровне, которая очень много делала для сплочения и создания коллектива в директорском корпусе. Сколько было выездов в различные регионы для перенимания опыта и просто за город для отдыха и директорских посиделок. В неформальной обстановке люди расслабляются, легче идут на контакт, быстрее учатся, быстрее растут. Какой в городе был директорский корпус! Энтузиасты, умницы, профессионалы… Рихау А.А , Прокопенко Л. Н, Краснов В.В., Сипий Ю.И., КонурбаевТ.Т., Гельбштейн Е.В., Лыбо Г. П., Логвиненко Н.Ф., Ручко В.В. Это все директора Ильичевского района. Люди неординарные, увлеченные, принципиальные. Настоящие школьные директора. Поэтому неудивительно, что 90-е годы теперь уже прошлого века дали образованию города интересные экспериментальные площадки. Не осталась в стороне и школа №11. Из материалов школьного музея:

В период с 1978 - 1990 гг. школа на пути к эксперименту.

30.11.1991 год.

Школа работает в условиях экспериментальной площадки «Школа новой педагогической технологии»

Научные руководители:

- доктор педагогических наук, член РАО Сковин Е.В.

- кандидат педагогических наук, член РАО Шемшурина А.И.

Этапы пути:

1991-92 – открыты профильные классы: математический, литературный, химический, театральный. Циклоблочное расписание. В 5-11 кл. 3x30 учебный год - 6 циклов с единовременными каникулами, введение уроков «Этическая грамматика» 1-3 класс.

1992-93 – базовый класс индустриального института, театральный класс, «Этическая грамматика» 1-8 кл, «Развитие личности» 1-3 кл. Введение УВО. Присвоен статус экспериментальной площадки.

1993-94 – введен широкий развивающий модуль. Организация классов на базе мед.училища, машиностроительного техникума, театральный. Завершающие Дни Модуля (дни открытых дверей для родителей). Курсы по выбору в старших классах. УВО в классах среднего модуля как подготовка к курсам по выбору. «Этическая грамматика» - 1-8 классы, «Этическая философия» - 9-11 классы, «Часы авторства», «Автографы».

1994-95 – модуль начального звена – коррекционные классы, интенсивность подготовки, классы «Здоровья». Модуль среднего звена - раннее профориентирование, создание классов на базе УПК. Модуль старшего звена - открытие экономического класса, класса на базе ГПТУ- 12.

1995-96 –модуль среднего звена – гуманитарно- компьютерные классы. Модуль среднего звена – гуманитарно- компьютерные классы. Введение 34-недельного модуля в схему учебного года. Установочные уроки 4-11 кл. Итоговые уроки 1-11 кл. Поточная система обучения с 7 кл. Разработка системы самоуправления.

1996-97 – платные услуги. Введение курса «Аксиология». Введение курса «Прикладная экономика». Философские пятницы. Дебат- клуб. Конкурсы «Моя школьная жизнь»:

А) классный руководитель года

Б) ученик года

В) семья года

Создана КНИГА ЧЕСТИ

24.12.1997 года присвоен статус

«Государственная средняя общеобразовательная профильная школа №11 модульного типа».

Школа сегодня – это большой и дружный коллектив единомышленников учителей, родителей и учащихся. Мы имеем свой гимн, свою эмблему, свои награды:

у учителей это :"Атлант школы", "За верность идеалам детства", звания "Учитель Совершенство", "Лидер обучения", "Лидер воспитания", "Лидер методического совершенства".

У родителей "Золотое яблоко" (за воспитание лидера в семье), "Династия", "Надежное плечо", "Семья года".

У учеников "Ученик года", "Выпускник года", "Антей", "Надежда", "Завсегдатай сцены", "Интеллектуал модуля"...

Школа горда своими учителями...

Ученики приносят славу школе...

Школа живет, школа трудится, школа развивается.

Школьный гимн

Слова – В. Конради, Д. Косолапова

выпускники театрального класса 1993 года.

Музыка – Ю. Шевчук

Что такое школа – это знанье,

Знанье и стремленье к постиженью

Это огорченье, радость взлета, страх падения,

Первая любовь и пораженье.

Можно много о школе сказать,

Можно много книг написать,

Все это будет лишь от любви,

Школа вечно живи!

Что такое школа – это радость,

Время, проведенное с друзьями,

Здесь мы узнавали горечь правды, страх измены

На уроках и на переменах.

Можно много о школе сказать,

Можно много книг написать,

Все это будет лишь от любви,

Школа вечно живи!

Что такое школа это – вечность.

Первый шаг в прекрасное далеко.

Первые враги, друзья и первый наш учитель,

Как без вас бы было одиноко.

Можно много о школе сказать,

Можно много книг написать,

Все это будет лишь от любви,

Школа вечно живи!

Школа сегодня – это, в первую очередь, модули. Управленческий модуль, где завуч – мини – директор, отвечающий за вопросы обучения и воспитания, развитие ребенка и работу с родителями. Он планирует работу модуля, назначает ответственных, спрашивает с них, анализирует.

А главным управителем учебного процесса является менеджер (есть у нас такая должность в штатном расписании) по расписанию. У нас оно 4-недельное. Связано это с временным модулем. Урок в одиннадцатой школе 45-минутный, но в 30-минутном исполнении. Ученики 1-х классов занимаются 30-минут, например математикой, потом –обучение грамоте, третья тридцатка- развивающий предмет, например, изо, и снова может быть математика… Со второго класса и по седьмой один предмет идет 30 мин. + 30. вот почему нужны 4 недели ( четыре раза по 15 минут дают 30 мин. + 30.) А вот с седьмого класса урок уже представлен 30+30+30. В школе через каждые 30 минут звенит звонок., поэтому двигательная активность наших ребят больше, чем в других школах. И каникулы у нас другие. С 1-го по 8 класс школа живет циклами. Через каждые пять-шесть недель заканчивается цикл. У нас их 6, и наступают каникулы. Мы отдыхаем чаще других школ, но те же 30 дней, что во всех учебных заведениях, поэтому каникулы коротенькие, но их пятеро, а не трое. Ребята 9 классов живут триместрами, и в табелях у них не 6 цикловых оценок, как во 2- 8 классах, а всего 3, и отдыхают они в году дважды. В 10 – 11-х всего два полугодия , отсюда только одни каникулы и две полугодовые оценки в табеле. Наши ребята постепенно готовятся к студенческой жизни. Такой временной модуль позволяет сохранить здоровье ребенка. И об этом способствуют показатели медицинских осмотров.

Хотя такой модели добивались долго. Шесть лет, 1991 по 1997, доказывали чиновникам из санэпидстанции, становящимся ученым пединститута и местным журналистам, что такая модель жизнеспособна . Спокойно смотрела на наши экспериментирования Зоя Петровна Овчинникова, не мешала; где могла, старалась показать наши наработки, поддерживал областной Департамент образования, возглавляемый тогда Дайкеновым Т. Е., Заместитель начальника Областного департамента Капенов Ю. М. оказал неоценимую помощь в оформлении всех материалов эксперимента в 1997 году при аттестации школы, получении статуса «Общеобразовательная профильная школа модульного типа». У истоков эксперимента стояли Рыжкова Л. В.зам. по инновациям ГОРОНО, первая познакомившаяся со Сковиным Е. В., сосватавшая нас с Лыбо Г. П., тогда директором 35 школы, ехать в Сухуми, на семинар, к Сковину; заведующая Ильичевским РОНО Акимочкина Н. Ф., заразившаяся идеей эксперимента; и, конечно, председатель Ильичевского райисполкома Елисеев В. М. Удивительно красивый Человек, не только понимающий труд учителя, рядового директора школы, но умеющий подставить свое плечо, помочь вовремя. Никогда не забуду, как Вилен Михайлович, отложив в сторону все свои дела Председателя, целый день провел у нас в школе. Не только провел, он вытащил в школу представителей санэпидстанции, их начальника Другова В.С. , журналистов. Сидели на уроках, присутствовали на клубной перемене, просто останавливали учеников в коридоре и расспрашивали о школе, особенностях урока, каникул, о физическом и психическом состоянии. Провели полный рабочий день в школе, и Вилен Михайлович все спрашивал у них: «Устали? Интересно?» И было видно, что ему самому крайне интересно. Конечно, при такой поддержке было легче работать. Нам всегда надо знать, что ты и твое дело кому-то нужны. Нужно оно было и родителям школы, которые подписали согласие на эксперимент. И в течение шести лет не было ни одной жалобы на то, что дети –«подопытные кролики», как писали газетчики.

В 1993 году мы испытали первый успех: модель школы победила в областном конкурсе « Проект школы». В 1994- 1995 году сразу два признания: воспитательная система школы внесена в банк данных Центрального Института повышения квалификации; директор школы приглашен в творческую группу республики по созданию Концепции образования. Первой Концепции.

И это было бы невозможно без двух, пожалуй, основных модулей: дидактического и воспитательного.

В их основу положена формула: «Урок – внеклассная работа – урок». Вначале о его Величестве УРОКЕ.

В лексиконе 11 школы такие понятия: «Урок-установка», «Итоговый урок», «Урок-компенсация», «Потоки». Каждый цикл начинается уроком – установкой, где ребята становятся сотрудниками с учителем-предметником. Старшеклассники узнают всю технологическую карту учителя вплоть до поурочных домашних заданий, ребята помладше – основные ее направления. Каждый знает, какие самостоятельные, контрольные работы на каком уроке им предстоят, бывают ознакомлены с подобным содержанием их, какие темы сочинений будут на том или ином уроке, что к какому уроку надо выучить наизусть, какие источники надо прочитать и т.д. Сколько оценок надо получить к компенсации. Нет нормы оценок по какой-то причине – доберешь на компенсации. Что- то «запало» - помогут разобраться на компенсации. Нет проблем по теме, все нормально с нормой оценок – сможешь заняться либо творческими заданиями, либо заданиями повышенной трудности. А итоговый урок – урок подведения всех уроков по теме, срез знаний, стандарт на входе в следующий модуль. Что помнишь, что знаешь. Сложный урок и для учителя и для ученика. Время в школе спрессовано. Все идет в тридцатках, за каждую надо много успеть: получить 3-4 оценки; воспринять новый материал, первично прорефлексировав его; закрепить; снова проверка по первичному усвоению данной темы.

С седьмого класса начинаются потоки, деление 3 классов на три разных по степени усвоения материала группы. Каждые пять недель (цикл) старосты потоков подсчитывают средний балл каждого ученика по предметам, вынесенным в данный цикл. Определяются, таким образом, первый (повышенных заданий, более сложного, выходящего за рамки учебника материала), второй (учебной нормы), третий (педагогической поддержки, работы по алгоритму, стандарта) потоки. Они подвижны. Каждый новый цикл завуч по научно-методической работе вместе со старостами потоков проводят линейку, где старосты потоков отчитываются о работе потока, завуч объявляет решение педагогического совета ( учителей, работающих в потоках), кого поощрить, кого перевести в поток выше, кого предупредить, кого понизить потоком. И так с седьмого по девятый включительно. Предметы каждый поток меняются. Даются три раза в неделю. Есть еще одна форма потока – лекционно- практическая. Рассчитана на 2 класса (для 10-11) Работает два учителя. Сначала лекция для всех в течение 30 минут по одному предмету, потом снова лекция по второму предмету. В конце лекций рефлексия по усвоению темы и определение самим учеником, в какой группе, повышенной трудности или нормы, отрабатывать эту лекцию, иногда выбор группы отработки у ученика зависит от профиля будущей учебы. Затем ребята расходятся на 60-тки. Если по физике, к примеру, у учителя группа повышенной сложности, то у учителя истории в этот момент- группа нормы. И еще, выбор формы отработки действует на весь дидактический модуль. Работать в потоках трудно, но интересно для творческого учителя, когда один и тот же материал преподносится в двух, трех вариантах. Это нужно ребятам, для их развития, для будущей конкурентоспособности. Это делает более осознанным процесс обучения. В циклы, когда нет предмета, ученик может выбрать по нему спецкурс или курс дополнительно платного обучения ( особенно сейчас, когда сокращено число по выбору учащегося, а они нам были очень нужны). Спецкурсы – это еще один выбор ученика. Проходили они у нас в одно время. Обязательны для всех. Только надо было осуществить выбор, и целых полгода, до выставления «зачета» или оценки в книжку самосовершенствования его не менять. Это из формулы «Урок – внеклассная работа – урок». С уменьшением часов по выбору пришлось заменить работу спецкурсов интеллектуальными переменами. Это энтузиазм учителей. На добровольной общественной основе каждый в течение пяти – шести недель, цикл, разрабатывает мини-курс и проводит его с ребятами одной – двух параллелей.

На развитие ученика, на формулу «Урок – внеклассная работа – урок» работает целая система, выстроенная завучем по научно-методической работе Глубоковой Татьяной Сергеевной. Человеком грамотным, интересным, а главное неуспокоенным, умеющим творить, придумывать, играть, несмотря на возраст. Это, в первую очередь, наше детище, Культурология. «Звездные часы человечества», название, предложенное Свидерским Д. Т, актером, режиссером и великолепным школьным учителем. Ребята с 9-го по 11-й класс ежегодно должны написать и защитить реферат по выбранной ими теме в том или ином предмете. И в апреле месяце у нас проходит в рамках Дней науки научно-практическая конференция, где первый день идет секционная защита, а во второй день – Пленарное заседание, куда выносятся самые яркие защиты.

Ребята 7-8 классов работают с научными проектами. А учащиеся 2- 6 занимаются познавательными вопросами, лучшие из которых бывают представлены на Пленарном заседании «самих старшеклассников», равно как и научные проекты. Дни науки, Мега олимпиады, Игры титанов, Интеллектуальное казино – все это, конечно, работает на урок, на конечный результат. Школе всегда хотелось, чтобы ребенку в ней было интересно, полезно, комфортно, чтобы каждый из них мог найти свою нишу. А поэтому очень важную роль играл и воспитательный модуль. Неделя Славы с ее школьным костром, венцом всех мероприятий. Неделя школы, в течение которой встречи интеллектуалов на празднике «Ученик года», школьных поэтов сегодняшних и прошлых лет, наш «Автограф», выпускников, которые в рамках «Дня абитуриента» делятся своими наблюдениями, советами, пожеланиями. Обязательной является встреча с родителями, многие из которых ходят в нее еще со своих школьных лет, на празднике «Семья года». А в первую субботу февраля все 24 года моей деятельности, в 17 часов школа проводила один из самых главных своих праздников «Вечер встречи выпускников». Фестиваль школьной песни по разным номинациям проводился тоже одно время в рамках Недели школы, но потом его приурочили к празднованию Дня Победы. А еще накануне этого святого дня в восемь часов утра вот уже 10, а теперь 12 год школа замирает в минуте молчания около Вечного огня после того, как практически каждый второй ребенок поклонится памяти павших, положив цветы к памятнику. Линейка памяти, для всей школы, с первого по одиннадцатый классы.

День самоуправления, бригады Деда Мороза, великолепные театральные представления у елки и в актовом зале, клубные перемены, ролевые игры, Дни здоровья, школьные праздники, школьная газета, школьные кампании… все это НАША ЖИЗНЬ.

Жизнь, за которой стоит громаднейший труд учителей.

Подавляющее большинство моих коллег - люди грамотные, неуспокоенные, не считающиеся со временем, потраченном на ребятню, зажигающиеся новой идеей. Настоящие профессионалы. Когда наступал какой – либо аккорд или ответственная проверка, в «бой шли «старики». Вставали у доски на открытом уроке или внеклассном мероприятии учителя начальных классов Буланова Т. Н., Васильева Л. Н. ( до сих пор жалею, что этот учитель ушел из школы – сокращение количества начальных классов), Длужевская Л. Н., Ефремова Н.Г., Лыбо Л. И., Мидловец Е. Ф., Мурзалева Т.А., Фоменко Л. В.. Асс математики республиканского масштаба Рубан Л. П.. Географ на уровне области Ткачева Э. А. .Историки от бога Белоусова А. Г. , Свидерская Г. М.. Все умеющая понять, поднять и осилить Медведева Е.В., наш доморощенный первый психолог, наш первый технический секретарь, организующий в течение года промежуточные тестирования и выводящий на государственный ЕНТ выпускников. Вечный наш знаток микрорайона, учитель немецкого, а теперь и английского языка Рахметова Г. С. Наши физруки Литвинова Н.В., Рычагов В.А., настоящий воспитатель мальчишек. Невозможен был бы в более позднее время ни один урок, ни одно внеклассное мероприятие без неоценимой поддержки и помощи нашей палочки – выручалочки сумасшедше влюбленной в компьютеры ( и они отвечали ей тем же ) Путинцевой И. Ю. Всегда был нужен аналитический ум, грамотные выступления Белогуровой С,М. . Выросшая в школе, ставшая умным интересным математиком, удивительно застенчивая Имангазина Б. К. Позже рядом со «стариками» и на смену им придут наши «школьные дети», учителя нового времени, другого поколения. И я буду гордиться ими, как когда–то мои учителя гордились мной. Жайляуова Б. Т., Абилева С. А., победитель городского конкурса «Учитель года» 1999 Юрчик И. Ю., Бородихина М. В., Охотницкая Е. Г., Аубакирова С.К.,Байтуганова Б. С., Потанина Е.В, Илюшина М. В., Каримова А.А., Кождарова Б.К, Лебедева (Гребенкина)И. В., Цхай (Богаткина) И. О. , Белякова О. В. Жолдасбекова К. Ж. сестры Сагитовы Ж.С,,С.С. Аманжолова Ш. З., Наурызбаева С.Т., Гордова Н. В. Потурайко Л. И., Зотова К.А, победитель городского конкурса «Учитель года 2006-2007», Человек увлеченный, умеющий всегда быть в нужное время в нужном месте, заведующий нашим музеем Школы; наш внештатный менеджер по расписанию начальной школы Мотуз Л. В.; дипломант городского урока по новым педтехнологиям, умница, хороший оппозиционер Минеева В. Е.; наш вожак летнего пришкольного лагеря Нетета Е.А.; четкий руководитель МО, грамотный секретарь педсоветов Пирожкова Т. В.; ответственная, переживающая за свои компьютеры Хабибуллина С.Ш.; представитель школьной династии, проводящая все с «изюминкой», дающая уроки на город и побеждающая Фирсова М.В; вдохновитель школьной газеты, руководитель школьного пресс-центра, часто выступающая с копилкой своего опыта Брюховец О. Л.

Когда надо, школа умела подставлять плечо друг другу. Учителя, не занятые в данный момент на уроке или на мероприятии, ученики-старшеклассники умели так сохранять ТИШИНУ урока, так соблюдать дисциплину, что работающим в данный момент, находящимся «на сцене» было легко, тяжелее было «в тылу» Вот уж поистине « Служить - так не картавить, картавить – не служить». Есть в школьных наградах номинация « Четкая организация школьного пространства» Очень дорогая для меня функция. Всегда с удовольствием пожимала руки этим номинантам. Байсугуров С. К., формирует политику школы, прежде всего, своими уроками технического труда, технологией. Дисциплиной урока, мужскими отношениями с мальчишками, которым вне урока может доверить самостоятельно выполнить ту или иную работу. За это Сарсемби Калижановичу попадало, все-таки ТБ, но как прав по-отцовски этот человек, помогая семьям воспитывать мужчин. Галина Николаевна Нерадовских. Это ее руками пришкольный участок всегда радует глаз. Это она часто заменяет заболевших классных руководителей. И успешно находит общий язык с непростыми классами. Досымханов Б. М. никогда не забудет к празднику оформить актовый зал, посмотреть и что-то придумать по оформлению нашей «стекляшки», основного информационного источника школы. Совершенно незаменимой вот уже четвертый год является Таисия Викторовна Брух, помогающая и мероприятие провести, и с бригадой Деда Мороза поработать, и в ролевой игре поучаствовать, и победить вместе с КВН-щиками в городском конкурсе, и выступить ведущей на Дне науки, наш школьный вожатый, а теперь еще и психолог школы. Школьный вахтер Переварова Тамара Георгиевна, наша «тетя Тамара». Она знает всех: за кем кто должен приходить, с кем надо поговорить о здоровье мамы или бабушки, кому надо напомнить, что в прошлом году он тоже кидался снежками и тоже неудачно… Илютина Ольга Николаевна, наша школьная медицинская скорая помощь. Не забудет оповестить родителей о предстоящей прививке ребенка, помнит тех, кто не сходил в тубдиспансер на осмотр, с отдельными тубинфецированными съездит туда сама – родители времени найти не могут, проведет интересное занятие «Неболейки» в школьном лагере. Долгое время работала в школьной столовой Аленова Рашида Мансуровна. Именно к ней заскакивали бывшие выпускники, зайдя в школу на побывку. Она умела накормить и малообеспеченных, и быстро накрыть стол для внезапной комиссии, и вместе с учителями отметить их профессиональный праздник. Жалко, когда такие люди уходят с нашей нивы.

Многолетний школьный сантехник Литвинов Юрий Александрович. Никогда не болела голова от этого одного из самых трудных участков работы. Благодаря рукам нашего Юры всегда чувствовала себя не только директором, но и женщиной. Спасибо таким мужчинам.

Наши стражи этажей, технический персонал школы. Сколько переделано их руками! Это они как добрые кудесницы готовят школьное здание к каждому новому учебному году, убирают, моют, метут воглаве со своим командиром Новиковой Любовь Анфаловной. Какие добропорядочные люди, всегда готовые прийти на помощь, любила беседовать о школьных проблемах и с Щетининой Натальей Альбертовной, и с Уакбаевой Куралай Есмагамбетовной, и Тихомировой Линаидой Дмитриевной, с удовольствием обнимаюсь каждый год в День учителя с Тамарой Анисимовной Петуховой, тетей Тамарой, нашим школьным цветоводом, после ухода которой на пенсию одно время завяли все школьные цветы по коридорам. До сих пор улыбаются своими милыми добрыми улыбками при встречах в школьных коридорах Симченко Елена Анатольевна и внешне тихая, но с характером Каплунова Елена Викторовна. Жизнь подарила мне счастье работать с очень преданными мне секретарями, особенно С Каиркуловой Алией, Алиюшей, умеющей спокойно, неторопко, но быстро разобраться с самыми скандальными посетителями, распорядительно решить любое дело. Школьные сторожа. Сколько их было за мою директорскую жизнь… Шулер Иосиф Антонович, Мирный Виктор Константинович, Дымченко Владимир, Иванов Николай Александрович, Руденко Александр Иванович, Коношонок Эдуард Андреевич, настоящий ночной директор, от которого «доставалось» за открытые окна и учителям , и за непорядки – завхозу, а подчас и директору. Бывший детдомовец, Эдуард Андреевич всегда ценил и сохранял чувство дома. Это же чувство дома бережно несет школьная мать Тереза, лаборант физики Шарыгина О. Л. По образованию – инженер-строитель, по призванию УЧИТЕЛЬ.

Учитель остается учителем, пока сам учится. Может быть, кому-то из учителей 11 школы было не по нраву это кредо администрации, но мне и завучам всегда хотелось, чтобы наш учитель был «высоким», чтобы он сам и мы гордились им. Я любила своих учителей и хотела на них смотреть с гордостью, я жалела их, поэтому хотела, чтобы им было легче стоять у доски, перед чиновничьими проверками, перед скандальными и нет родителями. А любить для меня - значит требовать, помогать стать грамотнее, подняться над собой. Вот и родилась как–то во время одного из администраторских чаепитий на даче летом идея летних учительских мини-курсов.

Когда еще город только начинает отходить от летних каникул, учителя нашей школы уже на работе. В школе в 20-х числах августа проходят УИСУ (учебно-интеллектуальные сборы учителей). Это старт в новый учебный год. Здесь пополняет свой методический багаж каждый учитель, классный руководитель. Здесь обязательно соприкоснемся с прекрасным: сходим в художественный музей, где нас хорошо знают и ждут, встретимся с интересными людьми, послушаем поэзию, музыку, сделаем перерыв на кофе-брейк или дегустацию варенья…

Такая учеба продолжается и во время учебного года. Не понимаю каникулярного времени, когда надо приходить в школу и просто убивать время. В Одиннадцатой время всегда стремились ценить, поэтому на каникулах проводились педсоветы потоков, просто педсоветы. Работали в творческих группах – шла методическая учеба. Обязательно осваивали казахский язык и компьютер, с зачетами, подведением итогов. А вот каникулярные субботы, часть каникулярных дней января всегда стремилась разгрузить, дать возможность передохнуть, побыть с семьей, заняться самообразованием…

Люблю всякого плана конкурсы и смотры внутри школы: они растят учителя, заставляют посмотреть на себя со стороны, погордиться собой, люблю, когда люди «хвастают» своим мастерством. Так родился декабрьский фестиваль «Урок года» и апрельский Смотр педагогического мастерства.

Если хотите, чтобы человек рос крылатым, надо всегда учитывать человеческий фактор, стремиться замечать рост. В течение всех лет директорства самым любимым занятием считала мгновения, когда могла поздравить с чем-то: хорошим уроком, удачным выпуском, юбилеем, пусть совсем маленьким, рождением ребенка, больше всего радовалась, когда молодые учительницы выходили замуж. А еще придумывали свои награды ( к сожалению, в государстве их не так много, а учитель – то крылья на успехе раскрыляет). Так и родилось у нас два нагрудных знака: «Атлант школы», « За идеалы детства». А сколько различных номинантов работает в школе! « Большая медведица»- за добрый консерватизм в работе, «Имидж и шарм, найденные в школе», «Золотое яблоко» - за целенаправленную работу по сплочению классного коллектива. « Алмазный мегафон» - за распространение своего опыта и т.д. и т.д.

Помню год последней аттестации, когда в день самоаттестации при подведении итогов попросила встать различных номинантов всех лет – поднялся весь коллектив. Поднялся с традиционной для нас фразой «Служим ОДИННАДЦАТОЙ школе». У нас ведь и Гимн не только школы есть, но и Гимн учителей. ( Слова Дмитрия Томашевича Свидерского)

Нам года нипочем

И удобств мы у жизни не просим.

Сердце в школу несем,

Как свечу на ладони приносят,

Чтобы путь осветить,

Чтоб согреть добротою желаний,

Чтоб не только учить –

Чтобы факел зажечь жажды знаний.

Коллектив создается не только работой, но и умением быть вместе и в свободное время. Вот почему в школе есть определенные традиции и в этом вопросе. Перед Днем учителя выезжаем в Чалдай в гости по грибы к своему старому другу, прежде родителю школы, Хозяину Чалдайской земли ( так уважительно мы его величали), а теперь Акиму Щербактинского района Смагулову Сапару Кызыровичу. Прекрасная природа, сбор грибов, а самое главное песни от Сапара и много разговоров, смеха, танцев. Это наш осенний сбор. А весной- выезд на Зеленый педсовет, зимой – на лыжах. И все ждем лета. Уже много лет, одними из первых в городе педагогических коллективов мы стали выезжать в Баянаул со своими семьями. Там тоже есть ожидающие нас люди, наша теперь Бахыт. Обязателен совместный обед, приготовленный своими руками. Совместные вылазки в горы, походы на пляж, вечерние тематические посиделки для желающих и наших детей. Молодежь бегает на танцы, а кто постарше соревнуется в спортивных состязаниях со своими внуками.

Педагогический коллектив Одиннадцатой школы стал для меня большой семьей.

И главными членами этой семьи для меня были самые близкие по духу, по настрою души люди. Одиннадцать лет я проработала плечом к плечу с Шулер Ниной Ильиничной. Нашей Ильиничной, школьным Петром Первым, преобразователем и реформатором школьного здания. Нашим завхозом, вторым, хозяйственным, директором. Я доверяла Ильиничне целиком и полностью. Мне не нужны были летом завучи. Формально приказом я их назначала заменять директора, но всегда просила не мешать Нине Ильиничне. Она любила все преобразования делать в мое отсутствие, предварительно в учебном году выведав мое отношение к той или иной идее перестройки. Я потом делала вид, что забыла об этом разговоре, а иногда и правда забывала. Так получилось с переездом моего директорского кабинета в более просторный, а самое главное с очень большой внушительной и успокаивающе-подавляющей скандалистов приемной. Нина Ильинична могла заставить, притянуть себе в помощники любого, от разгильдяя двоечника (она их всех знала по фамилиям и именам . И, окончив школу, они многие прибегали к ней поделиться своей радостью или трудностью) до членов всей своей семьи, которые все лето на общественных началах не работали, а вкалывали, торопясь закончить ремонт и снова удивить нас новыми преобразованиями (Мы-то не должны были особенно ходить по школе. Или звонила Ильинична и просила в течение двух, например, недель в школе не появляться. Значит - сюрприз готовит.) Поворчишь, для приличия, что опять деньги, подаренные родителями истратила или опять напрягала отдельных родителей спонсорством – она знала всех родителей, руководителей той или иной организации, знала, у кого что можно попросить, и просила, пользуясь правом своей должности, заместитель директора по хозяйственной части. Поворчишь, но больше, конечно, удивляешься и восхищаешься ее талантом преобразователя, талантом быть Хозяйкой дома под названием Школа. Сейчас Нина Ильинична живет с семьей в Саратове. Но нет ни одного школьного и календарного праздника, чтобы она не позвонила, не поздравила, не расспросила обо всем и обо всех. А самое главное, перед какими – то школьными проверками или большими событиями она продолжает видеть школьные сны. Вот это единение со школой!

Еще одной такой хозяйкой только финансов школы была наша грозная, но удивительно точно срабатывающая, честно стоящая на службе материальных ценностей школы бухгалтер Баулина Раиса Мартемьяновна. Как сейчас вижу день, когда по школам ввели должности бухгалтеров. До этого директор как-то не очень задумывался, все ли в порядке в его финансовом государстве. Бухгалтерия была Централизованная. Голова болела у заведующего Отделом образования. А тут страшно брать человека с улицы, не твоего профессионального уровня. Это с учителем можно побеседовать на равных, проверить, того ли берешь. А тут незнакомая тебе отрасль. Устроила конкурс. К середине третьего дня на столе куча заявлений. Но нет ощущения, что нужный работник у тебя вроде бы есть. И вдруг в кабинет заходит маленькая, щуплая женщина в затемненных очках. А я так не люблю, когда не вижу глаз человека. Но очень убедительными были записи в трудовой книжке: работа в банке, а потом в течение 10 лет в школе милиции. Все-таки бюджетная организация. Выбор же был окончательно сделан после слов: «Я Вас не подведу» Как-то сразу поверила Раисе Мартемьяновне. И не ошиблась. Всегда была спокойна за любую проверку. Не надо было подгонять, оправдываться по какой - либо несработке. Никогда не надо было переживать, что не вовремя выдадим зарплату или где- то что- то не освоим. Поистине, человек на своем месте.

Не место красит человека, а человек – место, так гласит русская поговорка. И правдивость ее для меня была видна, когда снова и снова сталкивалась с двумя своими бытовыми, а скорее морально-духовными помощницами, не являющимися официально моими замами. Но для меня больше чем замами были председатель профкома школы Татьяна Аркадьевна Мурзалева и член профкома Шарыгина Ольга Леонидовна. Женщины, которые в самые трудные для всего учительства времена умели все рассчитать, все сэкономить, всех накормить. Скольким людям в школе наша Аркадьевна помогала скалькулировать и праздничный, и поминальный стол. А как они вдвоем готовили выезд школы и на Зеленый педсовет, и в Баянаул! А еще очень благодарна, что они умели быть нашим тылом, когда без просьбы, напоминания или указания надо было позаботиться об администрации: их питании в периоды «запарки», их поздравлении на праздники в узком административном кругу. Мне никогда не надо было заглядывать в послужные списки работающих сегодня или списки ветеранов педагогического труда, чтобы не забыть поздравить с юбилеем, приготовить Праздник трудовой славы, которым открывали каждый Первый сентябрьский день, где чествовали тех, кто отслужил школе 5, 10…25 лет. Приготовить праздник труда в честь очередного юбиляра – тоже была забота профкома и его председателя Мурзалевой Татьяны Аркадьевны.

Глядя теперь немного со стороны на прожитые в таком режиме 24 года, вспоминаю строки павлодарского поэта:

Дай, Бог,

С друзьями каждый день встречаться,

Встречаться

И любить их, как родных.

Не дай нам, Бог,

Вдруг разочароваться,

В своих друзьях,

Хотя б в одном из них…

Для меня это строки об очень многих членах педагогического коллектива. Но, в первую очередь я, читая их, вижу лица моих непосредственных заместителей, завучей, ставших мне соратниками, единомышленниками, друзьями. Командой.

Директор должен сам подбирать себе заместителей. Не бояться расставаться с теми, кто не хочет или не может подставить плечо, понять тебя и принять твою генеральную линию. Мне никогда не были интересны подчиненные, просто исполняющие обязанности или указания. Всегда искала людей с огоньком, с полетом фантазии, людей самостоятельных, не боящихся взять на себя ответственность. Именно с такой командой мне посчастливилось работать. Не побоюсь сказать, что к ее формированию я тоже приложила руки.

Уже скоро 8 лет не работает в школе, не живет в Павлодаре Галина Михайловна Свидерская. Но именно она, просто учитель истории, первой поддержала меня в моих директорских начинаниях. Тихонько знакомила с коллективом, подсказывая, как с кем себя вести. А позже стала настоящим соратником в становлении новой модели школы. Ей всегда все было интересно, даже если это не касалось ее любимых начальных классов или ее истории. Удивительно загорающийся человек, фонтанирующий идеи, умеющий их превращать в жизнь. Курс Граждановедения с ее легкой руки и громадной работоспособности не только вошел в жизнь Одиннадцатой школы, но и начал вестись в городе, когда еще не входил в учебные планы республики. А как они с мужем загорелись курсом Этической грамматики! Мы с ними были участниками и победителями конкурса уроков и системы этического воспитания во время проведения союзного семинара в Москве. Учителя начальных классов вместе с Галиной Михайловной ездили по отдельным городам Казахстана с распространением опыта работы по Этической грамматике. Знакомство с кандидатом педагогических наук Щурковой помогло не только открыть курс в школе, но и заполнить брешь в системе воспитания, когда в стране приказали долго жить комсомольская и пионерская организации, когда школы не могли ничего предложить альтернативного привычной, но враз устаревшей системе воспитания.

Мне очень трудно было заменить Галину Михайловну как завуча начальных классов, как асса школьного расписания после ее отъезда с Дмитрием Томашевичем в Москву на постоянное место жительства. Тимуровская жилка Галины Михайловны помогла школе в преемственности в деле расписания: из Москвы специально для обучения менеджера по расписанию ( только ввели эту должность в наше штатное расписание и назначили на нее молодого математика Юрчик И. Ю.) Галина Михайловна приехала, отложив все свои дела. И учила в течение 2 недель. А еще составила на весь учебный год шесть 4-хнедельных расписаний. А взаимоотношения наши мы поддерживаем до сих пор.

По- разному приходили люди в директорскую команду. Трудно устраивалась на работу языковеда Фирсова Тамара Николаевна. После декретного отпуска, с маленьким ребенком на руках, не очень хотевшая брать сразу классное руководство, Тамара Николаевна получила вначале отказ. И только через год все же устроилась, видно, судьба или желание работать в одной из центральных школ. Сразу же, кроме уроков русского языка, классное руководство в довольно трудном, подвижном спортивном классе. Но уже через год стало видно – справится с любым участком. Самостоятельная, жизненно мудрая, умеющая быстро реагировать, четко все организовывать в порученном деле, Тамара Николаевна - вот уже 18 лет бессменный завуч самого трудного, беспокойного, горластого и шаловливого среднего модуля. А если еще добавить, что молодые классные руководители, молодые предметники, в основном, тоже проходят через ее модуль, то поистине, заговоришь с уважением о таком завуче. Может поворчать, когда говорится о чем-то новом, не согласиться, а потом первая все сделает, да еще и подправит, как лучше все проводить. У нее есть еще одна головная боль ВСЕОБУЧ. Все 18 лет все отчеты по всеобучу сдает Тамара Николаевна. И за все эти годы ни одной приписки, ни одного сокрытия мы с ней не делали. Она отвечает за каждую цифру. Это дорогого стоит. Всегда спокойна была за этот участок работы. Там же Фирсова стоит. И когда какие–то в школе авралы, то в тыл генеральным надо было ставить Тамару Николаевну. Сверх-трудно, но по ее силам. Надежный человек.

Таким же надежным и проверенным была все 24 года для меня и Матвеева Ольга Ивановна. Мы пришли в эту школу одновременно: я – директором, а она девочкой – практиканткой по физике. В августе Степаненко (позже уже станет Матвеевой) назначена учителем в СШ №11. Подряд два декретных отпуска. Шум на уроках. Сетования завучей, по предмету и по воспитанию, но я видела степенность и благородство при различных не всегда лицеприятных разборах, а еще внимательное отношение к ученику и спокойную реакцию на ребячью ошибку. Не было «куриных» кудахтаний, но и истерик тоже не было. Хотелось поверить этому учителю. И хорошо, что поверила. Вначале Матвеева, будучи классным руководителем, неплохо работала в содружестве со сложным по характеру, очень увлеченным своей идеей по созданию театрального класса артистом драмтеатра Петровым В.А., который вначале у нас вел театральную студию, а потом замахнулся на театральный класс. И получилось. Мы с ним и Ольгой Ивановной сделали три театральных выпуска, из которых большая часть ребят связали свою жизнь с театром. Видим сейчас часто на экране Виталия Коваленко, играют в театрах Израиля, Германии, России Аня Аксенова, Денис Зубарев, Паша Депершмидт, Олег Майборода, Павел Ртищев, Максим Битюков, ходим на спектакли местного театра с участием наших Виталия Руденко, Димы Доморощенного, Дениса Шмигеля, часто выступает в школе со своими ростовыми куклами Жанна Баженова. Это некоторые из них). Хороший был тандем. Потом я предложила Ольге Ивановне возглавить руководство воспитательной работой (Один из самых безразмерных функционалов), плюс к этому руководство старшим модулем. Согласилась. И 15 лет была два в одном. Не пищала, спокойно, уравновешенно «строила» себя и своих соучастников. А еще была в нескольких временных формах, то молодой, то опытной, когда что мне надо было в ней увидеть. Горжусь своей выученицей, что стала директором школы.

Немного облегчен был труд завучей по внеклассной работе, когда появилась вторая ставка внеклассника. И здесь не искала со стороны: таким человеком стал проверенный работой в Одиннадцатой учитель казахского языка Абилева С. А.. Всегда улыбающаяся, умеющая спокойно встречать замечания, проверки, Самбира Айдархановна никогда не бежала из школы домой, несмотря на то что была мамой двух дочерей, и Камилка была еще совсем маленькой. Неплохой сложился дуэт из двух завучей: не рвали одеяло на себя, не перекладывали на плечи друг друга. Ни одного конфликта между собой, ни одной жалобы друг на друга, хотя чаще доставалось Ольге Ивановне, потому что старше, опытнее. Настоящая команда.

Жалею, что школьное образование потеряло прекрасного грамотного управленца в лице Жайляуовой Бахыт Толегеновны, перешедшей уже после моего ухода с поста заместителя директора на преподавательскую работу в «АНА ТИЛИ», человека гордого, кристально честного и чистого. Как ей хотелось, чтобы ее молодые казаховеды очень быстро вставали вровень с опытными, грамотными педагогами школы! Как внимательно она слушала, вбирая по крупицам опыт. Как умела отреагировать на предложение, замечание. Умела всегда и во всем подставить плечо. Всегда спокойная, интеллигентная и одновременно быстрая, загорающаяся, улыбающаяся на уроке, Бахыт Толегеновна большому отряду выпускников дала прекрасные знания государственного языка.

Смена смене идет. Жизнь не стоит на месте. Уехала Свидерская Г. М., пришлось искать главного управителя учебного процесса, к тому же была введена ставка менеджера по расписанию. Выбор пал на молодого математика, перешедшего к нам из другой школы, где она проработала всего год, Юрчик И.Ю. Она очень хорошими темпами росла как предметник, стала одним из победителей городского конкурса «Учитель года», была интересным классным руководителем. Отличалась всегда лаконичностью суждений, четкостью в работе, хорошим темпом в любом деле. Чем не менеджер? Согласилась, тем более, что и Галина Михайловна специально приехала из Москвы помочь. Но по-настоящему, как потом вспоминала Ирина Юрьевна, стала осваивать и учиться, когда осталась один на один с четырехнедельной громадой школьного расписания. Упорство, однако, города берет. Сейчас Ирина Юрьевна - Бог расписания. Практически в школе нет пропусков уроков для учеников по болезни учителя. Все заменяется, передвигается. Ученики не болтаются. Да и нареканий со стороны учителей на неудобное расписание нет тоже. А это, согласитесь, один из важных факторов благожелательного микроклимата в коллективе.

Хорошо работается, когда рука об руку с тобой идет мастер свого дела. Профессионал с большой буквы. Увлеченный преданный делу человек. Соратник по делу, духу. Именно таким стала для меня не только сестра, но и сотрудник Глубокова Татьяна Сергеевна. Нам долго не разрешали вместе работать, а так хотелось создавать практически семейное дело. Все боялись «коррупции», боялись жалоб со стороны коллектива. Спасибо Акимочкиной Н.Ф., заведующей Ильичевским РОНО, которая заявила о том, что в лице Татьяны Сергеевны район находит умного хорошего работника. И это действительно так. Ее не надо подгонять: она сама находит себе дело, расширяя свой функционал, углубляется в него и доводит до конечного результата. Любая школа только выигрывает от таких людей. Это вместе с ней мы выстраивали завершенную логически систему методической работы школы, вместе придумывали праздники и смотры, вместе наполняли формулу «Урок – внеклассная работа – урок». Татьяна Сергеевна стояла у истоков каждого педагогического совета, каждых педагогических чтений. Этих праздников человеческой мысли и мастерства. От 5-6 до 20 выступающих на педсовете – это ли не филигранная работа завуча! А как Татьяна Сергеевна красиво продумывает и претворяет в жизнь работу по развитию ребенка во внеурочное время…. Недаром ее опыт как завуча по научно – методической работе обобщен на уровне областного института повышения педагогических кадров. А я в течение 15 лет имела рядом надежного помощника и имела возможность подпитываться ее грамотностью, как в предмете Русский язык, так и в сложном предмете Архитектура Школьной науки.

Вот такую россыпь бриллиантов чистейших сердец имела я в своей директорской копилке. С ними я строила Храм под названием Школа, сумевший стать пристанью и для нас, его архитекторов. Пристанью, где ты всегда понимаем и принимаем любым: сердитым, печальным, радостным, побежденным и победителем.

Голос школьных лет звучит все тише.

Через годы ты в них окунись.

А когда придешь сюда однажды,

Всем учителям ты поклонись.

Пожелай им в нашей школе дружно:

Процветанья, света детских глаз,

Творческих успехов - тоже нужно.

Школа и учитель, помним вас.

Юбилей, конечно, очень важный.

Наша школа с каждым днем милей.

Пусть свою любую школу хвалит каждый,

В нашем Доме все равно теплей.

Из песни школьных авторов: стихи Маши Муромцевой

композитор и исполнитель Руколеева Катя -

на вечере 65-летнего юбилея ШКОЛЫ №11