Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 (7182) 32 49 27
email: sosh11@goo.edu.kz
Адрес: Павлодар қ., Жеңіс алаңы көш., 3/1
8 (7182) 32 50 66
Back to the main page of the department of education
График приема граждан:
Күн сайын сағат 16:00-18:00 дейін
In a year
In a month
In a week
Yesterday

Некоторые извлечения из опыта работы…

Труд учителя чрезвычайно сложен и многогранен. Учитель призван не только изучать с учениками определенную учебную дисциплину – историю или физику, литературу или математику. Он должен управлять процессом развития и формирования личности школьника, используя для этих целей и преподаваемый предмет, и все многообразие форм и видов вариативной части учебного плана, внеучебной воспитательной работы.

С чего начинался этот аспект в нашей школе, а вернее в моей деятельности? Наверно, с моих наблюдений как классного руководителя, организатора внеклассной работы, а потом с анализа уже как директора школы различных ситуаций из жизни семьи подростка, из конфликтов «учитель – ученик», «ученик – ученик», личностного конфликта самого подростка.

Наши дети не приучены в общении с человеком использовать обращения и не называют никак того, с кем говорят;

Наши дети не приучены использовать символическое значение одежды и не умеют одеваться согласно обстановке, а поэтому приходят на публичные занятия в спортивном костюме или прогулочном наряде;

Наши дети не владеют словами – константами культурной речи, такими, как «спасибо», «пожалуйста», «добрый день», «извините», «прошу», «рад помочь»…;

Наши дети не умеют соблюдать неприкосновенность личности, когда дело касается личной собственности человека, места его расположения. Не умеют считаться со странностями человека, его непохожестью на других;

Наши дети лишены способности делать комплименты, гласно и публично признавать достоинства другого человека, быть нежными друг к другу и проявлять тонкое внимание;

Наши дети не умеют сидеть на стуле (их не учили), не умеют красиво есть (им не дают приборов), не умеют стоять перед аудиторией и высказывать вслух свое мнение, не владеют разнообразием форм выражения отношения к человеку (им не показывали);

Наши дети не приучены к размышлениям о жизни, личных проблемах, возникающих жизненных коллизиях…

Размышления над всеми «НЕ» и дали толчок к введению и созданию целой системы курсов, которые имеют свою жизнь и определенную последовательность проведения в нашей школе. Это адаптированный курс кандидата педагогических наук, работника Института Воспитания АПН А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (С него все в школе начиналось). И ведется он с первого по 6 класс. Позже, благодаря Свидерскому Д.Т. и Глубоковой Т. С., возник курс «Развитие», посвященный развитию интеллектуальных способностей, тоже идущий с 1 –го по 6-й класс. В 7-м начинался адаптированный Свидерской Г. М. курс « Граждановедение», автор В. Соколов. А мне хотелось чего –то своего… Так и возник курс «Аксиология».

АКСИОЛОГИЯ

Авторский курс для учащихся 7 – 9 классов

Учебный курс «Аксиология», созданный мной, вводится в один из критических периодов развития личности – подростковый период, когда несколько уходит на второй план авторитет взрослого, когда стремительно идет осознание самого себя и мира вокруг. Они хотят приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях, чтобы уметь находить оптимальный способ поведения. В это время подросшему человеку требуются определенные умения в межличностных взаимоотношениях.

Основание для разработки.

До сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, ее социально – речевой подготовки вне школьных стен, особенно с учащимися 7 – 8 классов. Осознание себя как личности, различие понятий «индивид», «индивидуальность», «человек», «личность».

Аксиология – в переводе с греческого обозначает «наука о ценностях». Главной ценностью программа считает ценность человеческого общения.

По - нашему мнению, основы «Аксиологии» составляют:

- во–первых, целостный познавательный стиль, навыки анализа и синтеза, способность к рефлексии, самопознанию и постановки задач собственного развития;

- во–вторых, позитивное отношение человека к окружающему миру, осознание уникальности и ценности человеческой жизни, ее смысла, а также своего места в системе общественных отношений;

- в-третьих, ряд личностных характеристик: застенчивость, открытость, адекватная самооценка, инициативность, эмпатия, свобода и ответственность в общении;

- в-четвертых, ряд социальных навыков: умение выражать свои чувства в социально-приемлемой форме, слушать и высказывать свое мнение, навыки творческого управления конфликтом, навыки самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта, а также желание применять эти навыки.

Курс структурирован по принципам соответствия основным методам работы над «Я»-концепцией. Условно его можно разбить на 3 раздела:

В первую очередь – формирование собственного «я». Знание своего «я», формирование незакомплексованной личности, умеющей снять ощущение « замотанности», неудовлетворенности, хронической усталости, а главное – формирование интеллектуального и творческого потенциала (Самопознание, саморазвитие)

Второй раздел содержит материалы для изучения невербального и вербального общения, эмоций и чувств, социальных аспектов общения. Проработка этого раздела формирует у учащихся умение различать основные компоненты коммуникативного процесса и оценивать их влияние на межличностное взаимодействие, а также стимулирует развитие аналитических способностей (Самосовершенствование).

В третьем разделе школьники учатся понимать различия в стилях общения, осваивают элементы делового общения: деловой разговор с позиций его речевых, логических и психологических основ; определять стиль собеседника и свой собственный в семье, со сверстниками, в конфликте, вовремя определять манипулятивный характер взаимоотношений (Самостановление, подход к Самореализации)

Таким образом, формируется способность к целостному восприятию ситуаций межличностного взаимодействия, мгновенной их диагностике и самодиагностике. Курс поможет ориентироваться в сложном мире человеческого общения и принимать взвешенные решения; будет способствовать формированию неординарных черт характера и силы влияния на других людей; укажет на подводные камни, мешающие достижению поставленных целей. Курс поможет в самопознании, самосовершенствовании, самостановлении и начальных попытках самореализации личности.

На уроках много внимания уделяется строительству собственного «Я»: ученик на основании специально подобранных тестов учится составлять самохарактеристику, узнает свой темперамент, свой характер, делает выбор предметов, к которым более расположен, определяет свои грани таланта, занимается аутотренингом…На этом же предмете подросток учится формулам общения, учится видеть другого. Все это постигается в игре .Разыгрываются также конфликтные ситуации и пути выхода из них. Уроки предлагают различные жизненные коллизии из кинофильмов, проводится их анализ.

Вот что пишут о предмете выпускники:

11 «Б» Грушин Михаил:

Дорогие семиклассники!

Уделяйте этому предмету больше времени. Этот предмет меня многому научил! Я очень благодарен своей школе и преподавателю Шатун В. С..

С этим предметом вы познаете жизнь, себя, качества характера; он подготовит вас к выходу в большую жизнь, как подготовил нас. Если бы у нас проводили дополнительные занятия по аксиологии, я бы ни одного занятия не пропустил. Я не хочу, чтобы в нем что-то изменялось.

Я никогда не забуду эту школу и этот предмет, его часть живет во мне.

Ушкац Виктор, ныне учитель:

…Из той информации, которая вам будет предлагаться, для себя можно взять очень много полезного, что поможет в дальнейшей жизни.

А вообще на уроках аксиологии с вами будут обсуждаться такие темы, как : я и окружающий меня мир ( школа, семья, друзья и т.д.), как вести себя в коллективе, а также темы строительства своей личности.

Скажу честно, я многое взял для себя из уроков аксиологии.

Мое пожелание: относитесь к учителям не как к самособой разумеющимся людям, а по формуле: я – сотрудник, учитель – наставник.

Благодарова Вика

Мои пожелания для начинающих изучать курс аксиологии:

Главное слушать и «мотать на ум» то, что слышите. Пропускайте через себя все услышанное. Не упускайте ни одного слова, ни одного жеста, потому что все неспроста. На аксиологии нет ничего случайного или необъяснимого, как вы узнаете в дальнейшем. Человек может объяснить любой жест, любую фразу и даже взгляд, интонацию. На аксиологии человек может все. Вы будете обсуждать конфликты, интересующие вас вопросы или просто ситуации. Но везде потребуется ваше внимание, а главное вы ( ваше участие). Вместе с учителем вы будете искать выход из конфликтной ситуации и ответы на вопросы. Человек, изучающий аксиологию, познает самого себя параллельно с познаванием окружающих его людей. Но все это невозможно для нас пока без помощи учителя.

АКСИОЛОГИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.

Нам часто не хватает благородства,

Культуры часто не хватает нам.

Мы не имеем права на уродство

Своей души – у нас особый сан.

М. Динерштейн, учитель

физкультуры СШ № 3

Конечно, прежде всего временем, общественной обстановкой обусловлен труд учителя. Ну, а разве личность педагога, его профессионализм, его человеческие качества совсем уж ни на что не влияют?

Педагог – профессия особенная. Учителя всегда на виду, рядом с ними ученики, коллеги, родители. Однако принято считать, что в педагогических вузах готовят, прежде всего, специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Раздумья над этим аспектом и породили отдельные мысли, рассуждения вслух во время совещаний с учителями, а еще вечные поиски Татьяной Сергеевной Глубоковой новых видов деятельности по методической работе. Так и родился вначале на летних Интеллектуальных сборах, а потом и в учебном году курс Аксиологии для учителей. Здесь мы говорим и о деятельности отдельных отделов головного мозга, и рассматриваем через систему тестов свои профессиональные качества, смотрим, к какой из областей человеческого общения принадлежим: «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ», «человек – человек». Хорошо, когда учитель принадлежит к последней из областей. Но мы – то все разные. Что же делать остальным? Вот тут-то и предлагаются различные тренинги, игры.. А иногда просто надо человеку дать задуматься и покопаться в себе, чтобы что-то перестроить в своей работе, в своем общении. Можно много говорить об этих наших учительских посиделках, т.к. здесь нет строгой программы, регламентирующей все и вся. Просто темы появляются соответственно моментам жизни учительского коллектива.

Вот, например,

Имидж современного учителя.

Основываясь на анализе личности и педагогической деятельности педагогов-классиков, пробуем составить некий алгоритм «хорошего учителя»

Внешний вид. Характер. (Естественно, даем лишь краткие выжимки)

Ушинский. Худой, сверкающие карие глаза, высокий лоб. Нервный, импульсивны, страстный, увлекающийся. Иногда несдержан. По воспоминаниям современников, порой напоминает красивого, романтического героя в духе Байрона.

Шацкий. Замкнутый, необщительный, предпочитает наблюдать и осмысливать окружающую жизнь в одиночку. Усидчивый, настойчивый, с детства выполняет все тщательно и добросовестно. Честолюбив, желание быть всегда первым побеждало даже страх перед учебой и учителями.

Макаренко. Его первый редактор Ю. Лукин вспоминает некрасивого близорукого человека с крупным длинным носом и как бы высушенным лицом. Но завораживают глаза: добрые, ясные, задумчивые, очень ироничные. Внешне суров, мало общителен. Подтянутый, аккуратный.

Сухомлинский. Добрый, мягкий, его коробит от грубого слова и дерзкого окрика, поэтичен, мечтателен, иногда бывал по-детски восторженным, порой казался окружающим идеалистом.

Здесь, как видим, у великих полное разнообразие. Совпадения начинаются, когда мы обратимся к такой составляющей личности, как способность, талант. Все они были хорошими или даже выдающимися публицистами, литераторами. Кроме того:

Ушинский. Философ. Юрист, экономист, историк, практически во всех областях профессионал.

Шацкий. Актер,музыкант (певец – драматический тенор, пианист, сочинял музыку), агроном, поэт. При том, как сам говорил, «полный самоучка».

Макаренко. Играл на скрипке, рисовал ( в том числе портреты Толстого и Горького). Имел глубокие познания в различных областях знаний..

Сухомлинский. Играл на свирели. Сочинял музыку. Также энциклопедически образован.

Итак, все эти люди прекрасно образованы, увлекаются искусством, способны или талантливы в какой-то области искусства.

Странное совпадение обнаруживается и тогда, когда мы обратимся к «профессиональной направленности» этих великих педагогов. Никто из них, оказывается, не мечтал, не собирался быть… педагогом. (Это, к слову, сказать)

Что еще объединяло этих людей?

Учительская этика.

ЭТИКА – слово греческое - обычай, нрав, характер

1) учение о морали, ее сущности, законах развития и роли в жизни человека и общества;

2) система норм нравственного поведения человека, группы людей.

ЭТИКЕТ – (франц.) – установленный порядок поведения где-либо.

Что удивительно, есть статьи по этике госслужащего, банковского работника, экономиста, менеджера и т.д., нет таких статей по этике врача и учителя.

ПОЧЕМУ?

Хотелось бы составить систему норм поведения группы людей под названием «педколлектив школы». А начнем с шуточного и не очень теста.

Занимаемся тестированием «Какой у вас характер»?...

Сизанов. Психологические игры М.1998., стр.154

Какой у вас характер… расскажет одежда

1. Стараетесь ли вы к каждому сезону покупать себе что-нибудь из одежды, даже если это не является необходимым? Да – 3 балла, нет – 0 баллов.

2. Какие ткани предпочитаете – однотонные ( 3 балла), набивные ( 2 балла ), или у вас нет определенного пристрастия к тем и другим ( 0 баллов )

3. Какой стиль выбираете для себя: классический (0 баллов ), спортивный ( 3 балла ), тот, что моден (5 баллов ), остромодный ( 7 баллов )

4. Хватает ли у вас смелости, чтобы в числе первых надевать самые экстравагантные, остромодные вещи? Да – 5 баллов, в зависимости от обстоятельств – 3 балла, нет – 0 баллов.

5. Предпочитаете ли вы смелые сочетания цветов? Да – 5 баллов, изредка – 3 балла, нет – 1 балл.

6. Любите ли вы носить спортивные блузы, джемпера ( 3 балла ), английские костюмы ( 2 балла ), юбки, брюки строгого покроя (1 балл).

7. (Выборочно для мужчин) Какой фасон шляпы предпочитаете: с широкими полями ( 7 баллов ), типа «тюрбан» ( 4 балла ), без полей ( 2 балла ), или вообще не носите шляп ( 0 баллов )?

8. Какие сумочки вам больше всего нравятся: спортивные на ремне ( 4 балла ), напоминающие по форме сундук ( 3 балла ), «конверты» ( 2 балла ) или любые, какие в моде ( 0 баллов ).

9. Любите ли вы туфли на каблуке? Да – 3 балла, нет – 0 баллов.

10. Есть ли в вашем гардеробе вещь, сделанная самим, самой? Да – 3 балла, нет – 0 баллов.

11. Ваша любимая домашняя одежда: длинная юбка с блузкой или джемпером ( 5 баллов ), брюки со свитером ( 3 балла ) или просто донашиваете старые вещи ( 2 балла ).

12. Какие предпочитаете украшения: бусы ( 7 баллов ), броши (5 баллов ), кулоны ( 3 балла ), простые цепочки (1 балл).

13. Ваши любимые узоры на ткани: цветы ( 7 баллов ), горошек ( 5 баллов ), полосы ( 3 балла ), геометрический рисунок ( 1 балл ) ? Или вы предпочитаете гладкие ненабивные материалы ( 0 баллов )?

Обработка материалов: подсчитайте баллы:

5 – 11 баллов. Вы человек осмотрительный, цените покой и стабильность, не спешите раскрыть свою душу, хотя всегда вежливы и приветливы с окружающими. С трудом завязываете новые знакомства, но уж если кто-то завоюет ваше расположение, то надолго. Вы хорошая хозяйка ( хозяин ), к детям требовательны. На работе отличаетесь исполнительностью.

12 – 22 балла. Ваш характер противоречив: без особых поводов вы переходите от радости к грусти, от мрачного настроения к безудержному веселью. Любите жить в постоянном движении, часто меняя свои взгляды – это не всегда нравится окружающим. На работе отличаетесь быстротой, смекалкой, но такие периоды часто сменяются днями апатии, бездействия.

23 – 37 баллов. Вы близки к «золотой середине», вам легко с окружающими, а им – с вами. Хорошо владеете собой, доброжелательны, но если нужно, способны на быструю реакцию. Вам удается завоевать расположение даже тех, кто поначалу неприязненно к вам относился. Хорошо справляетесь с работой. Ваш дом – это спокойная пристань для друзей.

Свыше 37 баллов. Вне зависимости от возраста вы молоды душой. Легко зажигаетесь и также легко гаснете…Слишком впечатлительны, не умеете скрывать своих чувств. Это создает сложности в общении с окружающими, осложняет жизнь и их и вашу.

Тест шуточный, а разговор об имидже учителя серьезный.

Известно, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный человек.

Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету

Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.

Из анкет учеников:

«Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему».

«То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм. Если она со вкусом, современно одета, мы ей верим.»

«Проблему внешнего вида учителя надо решать немедленно. Над нашей классной все смеются. У нее нерабочая обстановка в классе, потому что мы обсуждаем ее внешний вид».

Сегодня нет сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. По данным социологических исследований, только 19% педагогов удовлетворены своим внешним видом. А ведь имидж – своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

Имидж – красивое и загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов 20 века. В переводе с франц. и анг. – образ. Причем под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков.

Это и умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаем перед учениками, их родителями и своими коллегами

А дальше следуют раздумья старшего по возрасту и стажу педагогической

деятельности относительно отдельных нарушений норм этикета и этики.

Привожу примеры, сценки из школьной жизни, не называя при этом имен,

но все знают, что это имеет место в нашей школе.

Говорим о красноречии педагога, о невербальном имидже, под которым подразумеваются жесты, мимика, позы. Обязательно беседуем, приводя положительные примеры, о пространстве жизнедеятельности, наших кабинетах и нашем непосредственно рабочем месте

Иногда бывает, делаем вывод, что все элементы имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам, может, не хватает самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Давайте задумаемся. А поможет нам

снова ТЕСТ - «Любят ли вас люди?»

Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, или «нет», если не согласны.

1.Вы должны помнить, что почти ежеминутно в течение дня вас пристально оценивают те, с кем приходится общаться.

2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, невзирая на то, разделяют ли они его увлечение.

3.Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда у вас имеется сильный соблазн поступить иначе.

4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их поправлять.

5. Когда вы встречаетесь с незнакомыми людьми, вы должны быть достаточно остроумны, общительны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.

6. Когда вас представляют другому человеку и вы не расслышали его имени, вы должны попросить его повторить.

7. Вы уверены, что вас уважают за то, что вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой.

8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над вами и выставлять в смешном виде.

9. Если вы общаетесь с остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

10. Человек должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что вам может очень понадобиться их помощь.

12.Не стоит оказывать слишком много услуг другому, потому что в конце концов очень немногие оценивают их по достоинству.

13. Лучше, если другие зависят от вас, а не вы от них.

14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.

15. Человек должен выставлять «напоказ» свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

16. Если компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы должны остановить рассказчика.

17. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от всего сердца посмеяться.

18. Если вас пригласили к другу, а вы предпочитаете сходить в кино, вы должны сказать, что у вас болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они не хотят этого.

20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выскажет противоположное мнение.

Обработка результатов:

За каждый ответ, который совпадает с правильным, поставьте себе 5 баллов. Правильные ответы «да» - на утверждения 6, 13, 14, 20, «нет» - на все остальные.

Суммируйте баллы: 85 – 100 баллов – отлично; 75 – 80 баллов – хорошо; 65 – 70 баллов – удовлетворительно; 1 – 60 баллов – плохо. Чем выше сумма баллов, тем больше у вас оснований считать, что окружающие вас любят.

А. Н. Сизанов Психологические игры. Минск 1995г.,

Делаем вместе вывод:

Привлекательные люди:

- часто и охотно улыбаются;

- обладают чувством юмора;

- естественно себя ведут;

- веселы;

- часто и охотно говорят комплименты;

- знакомы с этикетом и следуют ему;

- уверены в себе;

- умеют посмеяться над собой;

- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

- осознают свои ограниченные возможности то, что у них нет ответов на все вопросы;

- дружелюбны, с ними легко общаться.

Совершенно не обязательно, чтобы люди вас любили, просто вы должны им нравиться.

Это один из разговоров этого учебного года. А иногда достаточно просто почитать высказывания, которые появляются, благодаря Глубоковой Т.С., на видном месте перед тем или иным совещанием, педсоветом, чтобы задуматься, проревизировать себя – профессия у нас такая.

Вот некоторые педагогические постулаты:

Рассердились? Мгновенно потеплейте, лишь только заметите малейшее старание ребенка загладить свою вину.

Не уставай удивляться! Решай каждый раз заново, чем будет этот урок отличаться от предыдущего. Бойся одного – скуки!

Всегда подчеркивайте равенство всех учеников в ваших глазах, независимо от того, кто как учится, кто как выглядит, кто как себя ведет.

Придаете ли вы значение тому, как выходите из класса? Торопливо? Безучастно? Отрешенно? Выход из класса – равноценная часть урока. И он должен быть осмысленным.

Уважаемые коллеги, приглашаю к разговору. Давайте вместе создавать образ современного учителя!

АКСИОЛОГИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ.

Директор школы – это значит то же,

Что капитан на корабле огромном:

Все то, что тяжело и все, что сложно,

На вас лежит в объеме самом полном.

Душою капитаны не стареют.

Не увядают ни умом, ни телом.

Хоть с каждым днем рождения взрослеют,

Но расцветают с каждым новым делом

Свидерский Д. Т., учитель школы № 11

Актер, режиссер театра.

Сегодня мое обращение к тем, кто начинает свою карьеру директора школы, кто еще не знает КУДА? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Но не зацикливается на своем всезнании, любит или учится задавать вопросы, любит читать и все осмысливать…

Хочу начать разговор с отдельных заметок.

РОССЫПИ…

Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.

Г. Своуп, журналист

Хороший руководитель делает замечания по мере обнаружения недостатков в работе подчиненного, плохой – копит их для публичного разноса.

В.Н. Челомей, академик

От себя хочу добавить: разнос разносом, а учитесь еще хвалить людей, видеть их маленькие победы в работе, во взаимоотношениях, в семейной жизни. Учитесь делать подчиненным комплименты не только по большим праздникам, а во время рабочего процесса, на ходу, в коридоре, при встрече…

А еще обязательно двигайтесь вперед, владейте стратегией развития школы. В противном случае школа становится просто местом, где периодически звенят звонки.

В каждой школе, если она ШКОЛА, должны сочетаться ЗНАНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ДУХОВНОСТЬ:

ТРЕХМЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА.

Сегодня все больше меряют школы, людей по конечному результату: рейтинг, рейтинг, рейтинг. И как-то стираются подчас понятия Человек, Личность, Индивидуальность, Духовность, что, на мой взгляд, необходимо брать в арсенал каждой школы.

Каждую школу строят дважды. Сначала – строители, но сразу за ними эстафету подхватывает педагогический коллектив и начинает созидать отношения, содержание жизни…, что можно назвать педагогической архитектурой.

Архитекторы от педагогики могут выстроить «Сарай», «Коммуналку», «Гостиницу», «Казарму», «Аварийный дом», «Хрущевку», «Терем», «Новостройку»… А могут – «Храм». Но для этого надо быть хорошим архитектором и любить свое дело.

Чаще в школах бытует одномерная педагогика. Единственный вектор представляет уровень знаний учащихся, который может быть низким, удовлетворительным или хорошим, очень хорошим ( в некоторых школах). Совсем не означает, что школа одномерной педагогики уделяет внимание только обучению. Просто другие критерии менее значительны. Это, наверно, не хорошо, не плохо. Это просто так. И замечу, совсем не дает ничего для педагогической архитектуры простой общеобразовательной школы, так как школам одномерной педагогики неинтересны дети с низкой мотивацией к учению, с низким уровнем образованности, культуры поведения. «Для этого есть другие школы»,- можно услышать там. И это правда. Потому что это так сейчас у нас в стране. А школа – это маленькая часть страны, ее продолжение, ее слепок.

Намного реже можно встретить школы с двухмерной педагогикой. Один вектор представляет Уровень знаний, другой – Уровень отношений в школе. Уровень отношений, на наш взгляд, видится как самый удачный критерий воспитания в школе.

Двухмерная педагогика отмечена в тех учреждениях образования, где ценность воспитания не только декларируется, но является предметом реальной заботы педколлектива.

Движение к «Храму» может происходить тогда, когда уже выстроен «Терем» (удовлетворительные знания, но хорошие отношения). Работа по углублению знаний учащихся определяет продвижение к «Храму».

Как определять уровень знаний в каждой школе знают точно. А вот уровень отношений?

Сначала давайте договоримся, что речь идет об отношениях между взрослыми и учениками, учениками и учениками, между взрослыми и взрослыми. Судить об этих отношениях можно по трем элементарным признакам ( Условно. Можете выбрать другие )

Первый – улыбки. Для хороших отношений характерны многочисленные улыбки взрослых и детей, как в праздники, так и в будни. Удовлетворительные отношения соответствуют пятидесятипроцентному «улыбчивому» состоянию взрослых и детей. При низком уровне отношений в школе улыбаются редко и, к сожалению, нередко плачут.

Второй признак – добрые отношения, которые легче всего заметить, когда в школе здороваются. Если дети здороваются только с учителями, которые работают в их классе, и с директором, то это скорее свидетельствует о низком уровне отношений в школе. Если дети здороваются со всеми учителями и только, то уровень – удовлетворительный. Когда дети здороваются со всеми взрослыми и с большей частью детей, то уровень отношений можно оценивать как хороший.

И третий признак. Если ценности и нормы в школе поддерживает и отстаивает большая часть взрослых и детей, то уровень отношений – хороший. Когда это заботит половину детей и педагогического коллектива ( при этом другая часть педагогов соблюдает нейтралитет ), уровень отношений удовлетворительный. Если ценности и нормы больше всех волнуют директора, нескольких педагогов и дисциплинированную группу детей, то это, конечно же, низкий уровень отношений в школе.

Замечали ли вы, что не в каждом храме вам хорошо? Храм выстроили, а души в нем нет. Нет духовности, величия. Так и в школе.

Есть еще третий вектор.

В трехмерной педагогике к двум векторам Уровня знаний и Уровня отношений добавляется третий – Уровень духовности человека в школе, что прекрасно дополнит «Храм», придав ему не только законченность, но и объем.

Духовность в школе задается содержанием жизнедеятельности, а носителями, конечно же,

являются педагоги. Позднее их ряды дополняют некоторые старшеклассники и родители.

По каким же признакам можно судить о духовности школы?

Здесь ключевыми видятся два понятия: Личность и Индивидуальность. Для этого уместно вспомнить одно из наиболее ранних определений Личности. «Личность есть внешнее проявление индивидуальности – как человек воспитывается окружающими и как он на них воздействует». Об уровне духовности школы мы судим по развитию Человека в школе как Личности и как Индивидуальности. И здесь надо ставить два вопроса перед педагогическим коллективом:

1. В какой степени Человек в школе может обрести свою индивидуальность?

2. Каковы способности Человека жить с другими людьми?

А вот обстоятельства, которые помогают школе положительно отвечать на эти вопросы:

1. Выбор содержания деятельности как общеобразовательного, так и развивающего характера. И здесь важную роль играет политика школы в вариативной части учебного плана, в дополнительном образовании, в продуманности развивающего блока – курсы, клубы, традиционные творческие дела и мероприятия.

2.Истинное уважение к Личности Человека. Оно является фундаментом любого развития, в том числе и духовного. Можно с уверенностью говорить об особой атмосфере в школе, в которой хорошо произрастают умение общаться и интерес к другому человеку, если в этой школе уроки проводятся на высоко квалифицированном и современном уровне, если каждое занятие кружка, клуба, секции идет с обратной связью и тоже на профессиональном уровне. Каждое внеклассное мероприятие проводится не просто традиционно, а по- настоящему подготовлено.

3. Высокочтимость творчества в школе. Уроки, дополнительные и развивающие занятия во второй части дня, дела и праздники и многое другое – все пронизано обильным творчеством. И последнее, что может показаться кому-то незначительным, - это культ игры и соревнования. Это спорт, театр, авторская песня и многое, многое другое…

Трехмерная педагогика – это хорошо забытое старое. И сейчас трудно сказать, какая из трех составляющих первостепенная. Выбирать вам, стратеги школьного дела.

Этот разговор родился благодаря не только опыту 24-летнего директорского стажа работы, но и чтению специальной литературы, в частности, журнала «Директор школы» (1999г.№4)

Человек, и особенно руководитель, для меня по крайней мере, значим только тогда, когда он умеет видеть интересных людей, независимо от ранга последних ( очень многому училась не только у завучей, опытных, настоящих, но и у настоящих учителей), когда он умеет вычитывать интересный для дела материал, а потом, перерабатывая, претворять его в дело, которому служим. Очень хотелось бы услышать ваше мнение, уважаемые руководители.