Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 (7182)20-91-90, Приёмная 8(7182)20-93-10
email: sosh15@goo.edu.kz
Адрес: Павлодарская обл, г. Павлодар, ул. Ак. Чокина, 32
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Понедельник: 15:00 ч. -17:00 ч. среда: 15:00 ч. -17:00 ч.
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Информация для педагогов

Преодоление трудностей в общении учителя и ученика

 

Трудности в общении учителя и ученика

 

  1. Неумение наладить контакт.
  2. Непонимание внутренней психологической позиции ученика.
  3. Сложности в управлении общением на уроке.
  4. Неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач.
  5. Трудности в речевом общении и передачи собственного эмоционального отношения к материалу.
  6. Сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении.

 

В связи с принципом сотрудничества учителя и ученика меняется вся социально-психологическая ситуация взаимодействия обучающего и обучаемого. Переход коммуникативной ситуации из сферы обыденного общения в профессиональную осуществляется непросто. Наиболее распространенная ошибка, которую допускают начинающие учителя, неумение организовать общение целостно.

 

Планируя урок как передачу информации, педагог не всегда задумывается над другими функциями. А в результате реализуется лишь информативно-коммуникативная функция общения, не подкрепляясь «взаимоотношенческим слоем». Творчество педагогического общения состоит в умении передать информацию, точно ориентируясь на собеседника, найти яркие образы и сравнения, вызвать эмоциональный отклик, рефлексию.

 

Ситуация успеха и ее создание

 

Состояние страха

«Ничего страшного, бывает, что люди боятся…»
«Я тоже этого боялась, но сумела преодолеть свой страх. Хочешь, расскажу как?»

 

Скрытая интуиция

« Ты же помнишь, что...»
«Хорошая мысль была по этому поводу у В… Напомни нам ее, пожалуйста.»

 

Авансирование

«У тебя непременно это получится…»

 

Персональная исключительность

«Только у тебя и может получиться, потому что…»

 

Усиление мотивации

«Нам это так нужно для…»

 

Высокая оценка деталей

«Вот эта часть у тебя замечательна!»

Эмоциональная устойчивость педагога.

     Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе общения и педагогической деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности педагога, его профессиональной компетентности.  В частности, формирование отрицательного влияния педагогов связано со следующими факторами: недостаток или отсутствие любви и уважения к детям, интереса к ним, непонимания их психологии, возрастных и индивидуальных особенностей, низкая эффективность, повышенная трудность педагогической работы, психоэмоциональные перегрузки, испытываемые в результате деятельности педагогов, профессиональная усталость, а отсюда- эмоциональное отчуждение и агрессия. Действительно, профессиональные и личные качества педагога тесно связаны и взаимно обусловлены. Но, увы, они связаны также с эмоциональным состоянием детей, то есть то, чему за день научится сотня ребятишек, зависит от настроения педагога, его умения управлять собой, способности решать личностные проблемы.

     Поведение многих современных педагогов характеризуется повышенной напряженностью. Отсюда их грубость, несдержанность, окрики оскорбление ими учащихся и пр. Агрессивная реакция преподавателя противоречит педагогической этике и приводит к прогрессирующей невротизации учащихся.

     Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья педагога, отравляя его организм «стрессовыми токсинами». Профессиональный долг

обязывает преподавателя принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности , отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не успокаивает, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

      Неудивительно, что преподаватели отличаются крайне низким показателям физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа их работы в организациях образования.

     Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.

     Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания.

    Для профилактики неблагоприятного эмоционального состояния нужно экономно расходовать свои эмоционально-энергитические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.  Позитивно оценивайте события и ситуации.

Памятки

Коррекция агрессивности

 

Коррекция трудностей поведения и характера младшего школьника

 

Начинающему учителю.

 

Пути развития учебной мотивации.

 

Принципы воспитания детей с девиантным поведением.