Размер шрифта:
↑Наверх
Сенім телефоны
8(7182)20-93-10
email: sosh15@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар обл, Павлодар қ., Ак.Шөкин көш., 32
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Дүйсенбі: 15:00 с. -17:00 с. Сәрсенбі: 15:00 с. -17:00 с.
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше
Типовая учебная программа по предмету «Самопознание» для 1-4 классов уровня начального образования

Приложение 9        
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 8 апреля 2016 года № 266 

Приложение 183        
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115 

Типовая учебная программа по предмету «Самопознание»
для 1-4 классов уровня начального образования

1. Пояснительная записка

      1. Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие внутреннего потенциала человека.
      2. Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом и духовном развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и, прежде всего, через предмет «Самопознание».
      3. Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации.
      4. Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте физического, психического и духовного аспектов бытия. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоничное развитие, включающее самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.
      5. Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, ориентированного на раскрытие каждым учеником своей духовно-нравственной природы и творческого потенциала посредством создания условий для расцвета человеческого совершенства, осмысления своего предназначения на земле.
      6. Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность, направленную на служение обществу.
      7. Основное назначение учебного процесса по предмету «Самопознание» заключается в том, чтобы:
      1) выявлять общечеловеческие ценности, заложенные в природе каждого человека;
      2) формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу;
      3) формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом.
      8. Нравственно-духовное образование «Самопознание» осуществляется через достижение общих целей:
      1) способствовать осознанию каждым учеником своей духовно-нравственной природы и предназначения;
      2) содействовать гармоничному становлению растущего человека.
      9. Это обеспечивается решением следующих задач:
      1) раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять бескорыстную любовь и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;
      2) развитие мотивации к познанию себя, к пониманию цели жизни и своего предназначения;
      3) развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;
      4) развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, его единство с природой, взаимозависимость физического, психического и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу для ведения здорового образа жизни;
      5) развитие способности к позитивному осмыслению и осознанию возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей;
      6) раскрытие способности применять знания, умения и навыки для ведения праведной жизни, слышать голос совести при оценивании различных жизненных ситуаций, принимать решения, не противоречащие общечеловеческим ценностям;
      7) развитие умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам, проявляя ненасилие к себе и другим.
      10. Программа по самопознанию для начальной школы, усиливая ценностный смысл образования, направлена на раскрытие способностей человека любить, верить в себя, творить добро, проявлять чуткость, заботиться о себе и других, позитивно мыслить, совершать нравственный выбор, ценить и приумножать традиции, созидать, принимать ответственность на себя, сотрудничать, самосовершенствоваться.
      11. Основное базовое содержание предмета для начальной школы с учетом возрастных особенностей учащихся разворачивается в следующих разделах:
      1) «Мудрость веков»;
      2) «Дружная семья»;
      3) «Быть человеком»;
      4) «Как прекрасен этот мир!».
      12. Данная тематика направлена на выявление общечеловеческих ценностей, развитие нравственно-духовных качеств и раскрытие разных сторон целостного процесса развития гармоничной личности, роли человека в обществе, значения гармонии и единства человека и природы, Вселенной; воспитание культуры взаимоотношений с другими людьми.
      13. Первый раздел «Мудрость веков» вводит учащихся в предмет «Самопознание» через мудрость народов мира. В нем предусмотрены уроки, на которых дети познают основы нравственной жизни через сказки, притчи, рассказы, мудрые изречения духовного наследия человечества. Они осмысливают вечные ценности, что способствует развитию умения дружно жить в школьном коллективе, ладить друг с другом, следовать школьной дисциплине, установленному порядку, помогать младшим, уважать старших. Успешному выполнению этих задач способствует восприятие детьми нравственных ценностей через интересный познавательный материал. В программе данного раздела предусмотрено знакомство учащихся с понятиями: честность, справедливость, дисциплина, порядок, общественная собственность, помощь ближнему, дружба, взаимопонимание, сотрудничество.
      14. Новая социальная роль ребенка - роль ученика школы - связана не только с освоением принципиально нового вида деятельности (учения), но и с изменением всей системы отношений, интересов, ценностей, уклада жизни. Знания дети данного возраста получают в основном через игровую и творческую деятельность. В связи с этим необходимо широко использовать игровые методы обучения, предлагать различные виды творческой деятельности, задачи на осмысление ситуаций. Все это обеспечивает коммуникативно-деятельностный подход в обучении учащихся младших классов.
      15. Полученные знания позволят детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки будут способствовать воспитанию у детей доброты, чуткости, доброжелательности, навыков сотрудничества в процессе школьной жизни. Важность уроков данного раздела заключается еще и в том, что устойчивые доброжелательные отношения в школьном коллективе обуславливают в дальнейшем развитие положительных качеств личности уже взрослого человека.
      16. Во втором разделе программы «Дружная семья» основное внимание уделено: развитию коммуникативных умений и навыков не только в семье, но и в классе и школе (умение слушать, понимать, адекватно оценивать себя и другого, сопереживать, помогать, взаимодействовать); умению строить равноправные, добрые взаимоотношения со сверстниками; умению настраивать себя на позитивный лад, выражать свои чувства и распознавать чувства других; овладению навыками разрешения межличностных конфликтов; развитию социальной активности. В программе данного раздела предусмотрено знакомство учащихся с понятиями: любовь, добро, культура общения, вежливость, настроение человека, дружба, друзья, человечность, милосердие, уважение.
      17. Уроки раздела «Дружная семья» ориентированы на раскрытие позитивных аспектов организации доброжелательного климата в семье и школьном коллективе, на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделен вниманием. Необходимо терпеливо учить школьников находить корректные способы реагирования на поведение других, развивать умение детей прощать, проявлять терпение, снисходительность, благородство, терпимость.
      18. Важно, чтобы в процессе обучения ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в разных жизненных ситуациях.
      19. Различные формы практического включения детей в упражнения, игры, творчество, эксперимент, деятельность должны способствовать приобщению растущего человека к нормам воспитанности, формированию эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитию коммуникативных и социальных навыков, умений и опыта общения, необходимых для правильного поведения в семье, обществе и личностного развития.
      20. Предполагается, что знания о приемах, средствах и методах вежливого общения, полученные на уроках данного раздела, дадут детям представление об искусстве человеческих взаимоотношений, позволят воспитывать в них добрые и искренние чувства к близким людям, одноклассникам, знакомым. Они научат детей понимать эмоциональное состояние собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, ценить хорошие отношения и получать радость от общения с окружающими людьми, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.
      21. Третий раздел «Быть человеком» разработан с учетом психологических особенностей возрастного развития детей: возрастающей осознанности поведения, впечатлительности, интенсивного развития чувств, общего эмоционального тонуса (жизнерадостность, бодрость), волевых качеств. Раздел содержит материал, способствующий развитию навыков принятия ребенком нравственных ценностных ориентаций. Так, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как самостоятельность и ответственность, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, совесть, честь, смелость.Особое внимание уделяется воспитанию нравственных качеств ребенка, которые будут способствовать развитию доброты, дружелюбия, выдержки, целеустремленности, смелости, самоуважения, достоинства, умения сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, беречь общественную собственность.
      22. Содержанием программы предусмотрено познание себя, развитие умения сравнивать, анализировать свои поступки, видеть и оценивать их этическое содержание.
      23. Содержание и методы обучения направлены на развитие эмоциональной отзывчивости детей, на создание условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявления чувства эмпатии. Образовательный процесс должен быть построен с позиций самого ребенка, его жизненного опыта, поэтому информация, передаваемая ученикам в процессе образования и воспитания, должна быть не просто принята во внимание ребенком, но и эмоционально прожита. Необходимо использовать имеющийся опыт, на основе которого происходит обучение детей нравственным способам разрешения жизненных ситуаций.
      24. При изучении раздела ведущим методом целесообразно использовать этическую беседу. В процессе обсуждения фактов проявления нравственности учителю необходимо пробуждать положительные эмоции детей, развивать чувство собственного достоинства. Содержание этических бесед должно быть связано с разнообразной деятельностью детей, чтобы они могли ориентироваться в общественных явлениях, осознавать свое поведение, предвидеть нравственные результаты своих поступков. Эффективным приемом и средством нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков, анализе ситуаций, выражении своего личного отношения к ним. На уроках необходимо отводить время для размышления и развития воображения – это минуты тишины и раздумий о самом себе. В результате такой работы дети научатся: поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; действовать самостоятельно и находить решение поставленных задач.
      25. Полученные представления о нравственных ценностях дадут возможность младшему школьнику вырабатывать внутренние мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку вырабатывать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт личности.
      26. Содержание четвертого раздела «Как прекрасен этот мир!» ориентировано на формирование у младших школьников опыта нравственных отношений с окружающим миром. В целях воспитания заботливого отношения к природе и укрепления здоровья детей, необходимо организовывать экологически творческую деятельность. Содержательная насыщенность уроков обеспечивается использованием форм, привлекательных для младших школьников – познавательные, сюжетно-ролевые игры, праздники, практические работы с природным материалом, экскурсии, посильная для этого возраста природоохранная деятельность.
      27. Структура содержания раздела «Как прекрасен этот мир!» создает условия для установления связей между элементами нравственно-духовных и интеллектуальных знаний. Компоненты этих знаний, включенных в содержание раздела, связываются по смыслу с гуманистическими общечеловеческими ценностями. Так, на уроках, посвященных раскрытию ценности жизни и здоровья человека, учащиеся узнают о взаимосвязи жизни человека и природы, о том, что здоровье связано не только с умением правильно действовать, но и с умением правильно мыслить и говорить, об обязанности каждого уважать культуры других народов, знакомятся с путями решения экологических проблем.
      28. Нравственные качества не могут возникать вне деятельности. Поэтому очень важно, чтобы дети имели достаточный объем самостоятельного общественно полезного труда и других видов бескорыстной деятельности, в которых могли бы реализовать свои знания о нормах и правилах морали, направить свою деятельность на служение обществу.
      29. Сформированный опыт нравственного и экологически ориентированного поведения поможет младшему школьнику научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром, сохранять и укреплять свое здоровье, обеспечивать экологические условия для своей жизнедеятельности – труда, отдыха, питания, формировать у учащихся навыки экологически грамотного, нравственного поведения в окружающем мире.
      30. Эффективность нравственно-духовного образования младших школьников во многом зависит от согласованной работы учителей и семьи. Родителям необходимо знать, какие нормы нравственности воспитывает учитель, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются их поступки по нравственному критерию, каково общественное мнение в классном коллективе. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и конкретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Для повышения эффективности нравственно-духовного просвещения младших школьников необходимо, чтобы родители и учителя были примером для подражания учащимся. Привлечение родителей к реализации программы курса достигается разными способами. Широко практикуются совместные домашние задания (для детей и их родителей), предоставление литературы, проведение ознакомительных занятий и тренингов, бесед, раскрывающих цели, задачи и методику курса. Это позволяет обеспечить непрерывность воспитания детей как в школе, так и дома.
      31. Данная программа включает широкий диапазон сведений о духовно-нравственной культуре человечества, человеке и окружающем мире, актуализирует внутренний поиск учащихся, развивает способность к глубокому размышлению, различению и интуитивному постижению сути смысложизненных вопросов. Все это способствует сохранению преемственности в выстраивании учебного материала.
      32. Распределение учебной нагрузки:
      таблица 1

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

1

33

2

1

34

3

1

34

4

1

34

2. Организация содержания учебного предмета «Самопознание»

      33. Далее представлено содержание образования для каждого класса начальной школы, требования к уровню подготовки, критерии оценивания знаний учащихся.
      34. 1 класс (33 часа, 1 час в неделю):
      таблица 1

Название разделов

№ урока

Темы уроков

Содержательная
основа

I. Мудрость веков

1-2

Истину в путь возьмем, с честности жизнь начнем!

Честность как важное качество человека. Говорить правду – легко, а обманывать – трудно. Нельзя говорить неправду, даже в шутку. Истина - объединяющее начало всех людей.

3-4

Дисциплина и долг

Смысл понятий «дисциплина» и «долг». Пять «Д»: дисциплина, долг, доброта, дружба, доверие.

5-6

Жить в ладу с собой!

Слушать голос совести. Духовные учителя человечества о совести. Уметь концентрировать внимание и сосредотачиваться на главном.

7-8

Любовь не требует наград

Любовь как важнейшая общечеловеческая ценность. Служение и бескорыстная любовь в сказках и притчах народов мира.

II Дружная семья

9-10

Мой дом

Человек – член семьи.
Взаимоотношения в семье, коллективе. Проявления доброжелательности. Сотрудничество, взаимовыручка, уважение.

11-12

Мои друзья

Понятие «дружба». Значение дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Объединяющее начало дружбы.

13-14

Помогаем друг другу

Взаимопомощь, поддержка, чуткость и отзывчивость в семье и школе. Проявление стремления прийти на помощь в поступках человека.

15-16

Благодарить – благо дарить!

Благодарность – важнейшее качество человека. Умение выражать благодарность в семье, в школе, в обществе.

III Быть человеком

17-18

Идем дорогою добра

Доброта как качество человека. Добрый поступок.

19-20

Азбука общения

Общение как необходимое условие существования человека. Правила поведения в общественных местах. Культура поведения. Вежливость как важнейшее качество личности. Проявление вежливости в повседневной жизни.

21-22

Радуга настроения

Стремление к позитивному восприятию мира. Радость как источник жизненных сил. Хорошее настроение в учении, труде, творчестве.

23-24

Моя Родина

Казахстан – Родина всех казахстанцев. Малая Родина. Родной дом, родной город (аул).

IV Как прекрасен этот мир!

25-26

Родная природа

Природа – наш дом. Красота природы. Бережное отношение к природе.

27-28

Шаги к здоровью

Физическое и духовное здоровье. Хорошие мысли укрепляют наше здоровье. Умение позитивно мыслить. Правила здорового образа жизни.

29-30

Помогай всегда, не вреди никогда

Умение сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Бережное отношение к общественной собственности.

31-32

Земля – наш общий дом

Наций много – человечество одно, звезд много – небо одно. Общее в культурах народов мира.

 

33

Праздник детства

Обобщение изученного.

      35. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 1 класса.
      36. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Требования к уровню подготовки учащихся» служат критерием для выставления зачета по предмету.
      37. «Зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки учащихся.
      38. 2 класс (34 часа, 1 час в неделю):
      таблица 2

Название разделов

№ урока

Темы уроков

Содержательная основа

I Мудрость веков

1-2

Мудрость великого Абая

Общечеловеческие ценности как основа учения Абая.

3-4

Мудрые сказки Г.Х.Андерсена

Характер человека. Как добродетельные качества помогают человеку в жизни.

5-6

Знания осветят путь тебе

Ценность знания. Жизнь как источник познания. Ответственность в учении. Учитель как наставник и друг.

7-8

Школа – наш общий дом

О ценности школы и школьной дружбы. Бережное отношение к школьному имуществу. Соблюдение правил поведения. Уважение к учителю, воспитателю.

II Дружная семья

9-10

Добротой себя измерь

Добрые взаимоотношения в семье. Человечность, милосердие, понимание, взаимопомощь.

11-12

Красив тот, кто красиво поступает

Управление собственным поведением в семье. Нравственное самосовершенствование. Правила хорошего тона. Культура человека.

13-14

Быть честным и искренним

Честность как ценностное качество человека. Позитивное мышление.

15-16

Здоровая семья

Ценность здоровья. Активный и здоровый образ жизни в семье.

III Быть человеком

17-18

Учимся уважать себя и других

Коммуникативная культура человека. Позитивное общение как проявление понимания и уважения к людям. Достоинство человека. Внимательное отношение к людям.

19-20

Учимся прощать

Сущность прощения. Терпение. Развитие позитивного мышления

21-22

Учимся дружить

Позитивное общение в дружбе. Качества, необходимые в дружбе. Дружба в классе

23-24

Учимся любить

Бескорыстная любовь. Примеры бескорыстной любви в жизни.

IV Как прекрасен этот мир!

25-26

Край, где мы с тобой растем

Преданность Родине. Интерес и бережное отношение к истории нашей страны. Моральная ответственность за сегодняшний день нашей страны. Красота родного края.

27-28

Учимся беречь природу родного края

Природа и человек. Истоки понимания живой природы. Природа как источник вдохновения, творческого воображения, яркой фантазии.

29-30

Страна, где мы с тобой живем

Отчизна. Единство народа. Дружба людей разных национальностей как основа нерушимости и прочности страны. Будни и праздники казахского народа, представителей других национальностей, населяющих Казахстан.

31-32

В мире красоты.

Общечеловеческие ценности как жизненные ориентиры. Урок творчества.

 

33-34

Праздник детства

Обобщение изученного.

      39. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 2 класса.
      40. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Требования к уровню подготовки учащихся» служат критерием для выставления зачета по предмету.
      41. «Зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки учащихся.
      42. 3 класс (34 часа, 1 час в неделю):
      таблица 3

Название разделов

№ урока

Темы уроков

Содержательная
основа

I Мудрость веков

1-2

Изучаем общечеловеческие ценности

Самопознание в истории человечества. Общечеловеческие ценности как основа духовно-нравственной культуры человечества.

3-4

Культурное наследие народа

Культурное наследие как отражение мудрости народа, источник духовности. Связь поколений. Прошлое, настоящее и будущее человечества. Культурное наследие – источник самопознания.

5-6

Книга – источник знаний

Книга как источник знаний и мудрости человечества. Любимые книги. Школьный учебник. Роль книги в жизни человека.

7-8

Учение – мой труд

Учение как главный труд школьника. Путь к знаниям. Умение ставить цели и достигать их. Трудолюбие – основа успеха в учении.

II Дружная семья

9-10

Культура общения в семье

Обязанности в семье. Позитивное общение и поддержка друг друга в семье.

11-12

Начало начал…

Родной дом. Семья человека. Основа взаимоотношений в семье. Ответственность членов семьи.

13-14

Понимать себя и других

Ценность взаимопонимания. Согласие. Чуткое и внимательное отношение к людям.

15-16

Все начинается с любви…

Любовь – духовная ценность. Любовь как основа взаимоотношений между людьми. Проявление любви в повседневной жизни.

III Быть человеком

17-18

Жизнерадостность и оптимизм

Жизнерадостность и оптимизм как важные качества человеческого характера. Жизнерадостный человек.

19-20

О доброжелательности

Доброжелательный человек. Доброжелательность как необходимое условие добрых отношений между людьми.

21-22

Щедрость и великодушие

Щедрость как состояние души.. Великодушие – одна из граней истинной человечности.

23-24

Быть патриотом своей страны

Патриот. Патриотизм. Поступки и дела патриота. Любовь к Родине как условие единства и дружбы народа.

IV Как прекрасен этот мир!

25-26

Путь любви и добра

Самопознание как путь любви и добра. Доброе имя человека. Добрые чувства. Отражение человека в поступке.

27-28

В гармонии с природой

Гармония. Красота. Связь человека и природы. Любовь человека к природе. Бережное и заботливое отношение человека к природе.

29-30

Секреты здоровья

Ценность здоровья. Правила здорового образа жизни. Позитивное восприятие действительности как условие ЗОЖ. Нравственная основа человека и здоровье. Режим труда и отдыха.

31-32

Земля – наш общий дом

Единство человечества как основной фактор будущего развития мира.

 

33-34

Праздник детства

Обобщение изученного.

      43. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 3 класса.
      44. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Требования к уровню подготовки учащихся» служат критерием для выставления зачета по предмету.
      45. «Зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки учащихся.
      46. 4 класс(34 часа, 1 час в неделю):
      таблица 4

Название разделов

№ урока

Темы уроков

Содержательная
основа

I Мудрость веков

1-2

Мир духовно-нравственной культуры человечества

Мудрецы древней Греции. Притчи и истории о великих греческих мудрецах.

3-4

Цель жизни в учениях А. Кунанбаева и Ш. Кудайбердиева

Предназначение человека. Пути достижения цели человеческой жизни.

5-6

Будь человеком!

Что значит быть человеком?
Характер человека.

7-8

Внутренняя красота человека

Внутренний мир человека. Радость самопознания. Самопознание - путь любви и добра.

II Дружная семья

9-10

Учимся взаимопониманию в семье

Взаимопонимание – основа добрых отношений в семье. Умение слушать, слышать и понимать друг друга.

11-12

Традиции семьи

Семейные традиции. Уважение в семье. Взаимопонимание как условие счастья в семье. Семейные праздники. Семейный труд. Счастье семьи.

13-14

Мой коллектив

Школьный коллектив, классный коллектив, совместная творческая деятельность. Дружба в классе. Нравственные ценности в коллективе.

15-16

Доброе имя

Добрые дела как основа доброго имени человека. Уважительное отношение к себе и другим. Нравственное достоинство человека.

III Быть человеком

17-18

Самостоятельность и ответственность

Самостоятельность и ответственность как ценностные качества личности. Самостоятельный человек. Ответственный человек.

19-20

Смелость и решительность

Смелость и решительность – качества характера человека. Смелый человек. Решительный человек. Воспитание характера.

21-22

Наука совести

Совесть как нравственный ориентир человека. Честность, справедливость, открытость как возможность жить по совести. Нравственное сознание человека.

23-24

Я гражданин!

Гражданин. Гражданский долг. Гражданские чувства. Служение Родине.

IV Как прекрасен этот мир!

25-26

Живительные силы природы

Природа – источник всего живого. Природа – мудрый учитель. Природные лечебники. Взаимопонимание человека и природы как условие крепкого здоровья и долголетия.

27-28

Живая вода

Вода – богатство природы. Запасы воды в современном мире. Качество воды. Значение воды для человека.

29-30

Красота родной земли

Природа родного края. Красота родной земли – источник любви и вдохновения.

31-32

Земля – наш общий дом

Ответственность за будущее нашей планеты.

 

33-34

Праздник детства

Обобщение изученного.

      47. Оценивание знаний учащихся. Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся», разработанных в программе для 4 класса.
      48. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия. «Требования к уровню подготовки учащихся» служат критерием для выставления зачета по предмету.
      49. «Зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки учащихся.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

      50. Учащийся по окончании 1 класса:
      1) имеет элементарные представления об общечеловеческих ценностях;
      2) знает духовное наследие Казахстана и других народов, в объемах, определенных программой;
      3) знает наизусть изречения урока, стихотворения нравственно-духовного содержания, определенные программой;
      4) умеет соблюдать дисциплину на уроке, в школе, в общественных местах;
      5) знает и понимает права и обязанности школьника, выполняет долг ученика (наличие необходимых школьных принадлежностей и выполненных домашних заданий, работа в классе);
      6) бережно и осознанно относится к людям, природе, общественной собственности;
      7) понимает значимость хороших мыслей для сохранения здоровья, знает и умеет применять элементарные правила здорового образа жизни.
      51. Учащийся по окончании 2 класса:
      1) имеет представления об общечеловеческих ценностях;
      2) знает духовное наследие Казахстана и других народов, в объемах, определенных программой;
      3) знает наизусть изречения урока, стихотворения нравственно духовного содержания, определенные программой;
      4) умеет соблюдать дисциплину на уроке, в школе, в общественных местах;
      5) знает и понимает права и обязанности школьника, выполняет долг ученика (наличие необходимых школьных принадлежностей и выполненных домашних заданий, работа в классе);
      6) бережно и осознанно относится к людям, природе, общественной собственности;
      7) понимает значимость хороших мыслей для сохранения здоровья, знает и умеет применять элементарные правила здорового образа жизни.
      8) имеет понятие о положительных качествах человека, таких, как честность и искренность, доброжелательность, уважительное отношение к людям;
      9) имеет представления о природе как источнике вдохновения и культурной ценности своего края; умеет бережно относиться к зеленым насаждениям, птицам, животным;
      10) понимает значимость ведения здорового образа жизни; знает факторы, укрепляющие здоровье, основные правила здоровья;
      11) имеет представления о ценности мира и согласии между людьми разных национальностей, о ценности дружбы народов, проживающих в Казахстане;
      12) осознает важность умения жить в мире с другими людьми, поддерживать добрые взаимоотношения с одноклассниками и друзьями;умеет оценивать проявления доброжелательности, уважения к себе и другим;
      13) умеет справедливо оценивать события, свои действия; взвешенно принимать решения, контролировать поведение в школе, дома, в общественных местах;
      14) знает и понимает правила хорошего тона, осознанно использует свои знания в разных ситуациях.
      52.Учащийся по окончании 3 класса:
      1) осознает значимость и содержание понятий: труд, взаимопонимание, жизнерадостность, оптимизм, доброжелательность, щедрость, великодушие, патриотизм, творчество;
      2) умеет разбираться в проявлениях человеческих чувств и эмоций, проявлять жизнерадостность, оптимизм, щедрость и великодушие;
      3) проявляет чуткое и внимательное отношение к людям;
      4) умеет проявлять ответственность в делах и поступках;
      5) знает правила здорового образа жизни, понимает необходимость ведения здорового образа жизни, соблюдает личную гигиену и режим труда и отдыха;
      6) умеет выражать свои мысли и впечатления через творческую деятельность;
      7) умеет проявлять внимание и уважение к людям, уважение к самому себе, проявлять заботу к близким, родным.
      8) проявляет интерес и уважение к труду и профессии своих родных и близких;
      9) понимает важность бережного отношение к природе родного края;
      10) проявляет интерес к истории страны, историческим корням своего народа, культурному наследию народа.
      53.Учащийся по окончании 4 класса:
      1) осознает значимость и содержание понятий: коллектив, гражданин, традиции, ответственность, смелость, решительность, совесть, справедливость;
      2) умеет разбираться в проявлениях человеческих чувств и эмоций, различать свое эмоциональное состояние, выражать свои чувства и устремления; умеет сдерживать негативные эмоции и действия;
      3) знает этикетные нормы поведения, применяет на практике хорошие манеры и соблюдает культуру внешнего вида;
      4) умеет поддерживать доброжелательные отношения с окружающими людьми; умеет разбираться в честных и справедливых поступках, проявлять внимание, сочувствие к окружающим, неравнодушен к проблемам в семье, в стране, в мире;
      5) понимает необходимость физического развития, умеет применять на практике оздоровительные методики и меры безопасности, обеспечивающие сохранение здоровья;
      6) умеет делать осознанный выбор книг для чтения, оценивать собственное поведение через поступки литературных героев;
      7) знает правила общения, умеет поддерживать позитивные, дружеские взаимоотношения в группе, классе, дома, с незнакомыми людьми; проявляет интерес и уважение к труду и профессии своих родных и близких;
      8) понимает значимость природы как источника жизни;
      9) умеет проявлять заботу об окружающей среде, сохранять чистоту природных источников;
      10) осознает себя гражданином Республики Казахстан; понимает свою причастность к жизни страны, города, села, школы; понимает значимость служения обществу.

 

 

 

 

 

Приложение 18

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от «23» ноября 2017 года № 668

 

Приложение 209

к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан

от 3 апреля 2013 года № 115

 

 

Типовая учебная программа

по учебному предмету «Самопознание» для 5-9 классов

уровня основного среднего образования по обновленному содержанию

 

Глава 1. Общие положения

 

  1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
  2. Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в аспекте физической, психической и духовной природы. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоничное развитие, включающее самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.
  3. Основное назначение учебного процесса «Самопознание»:
  4. выявление системы ценностей личности, практических навыков творческого приложения знаний в решении проблем, направленных на служение обществу;
  5. формирование основ нравственного поведения обучающегося, социально значимых ориентаций, обусловливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;
  6. выявление общечеловеческих ценностей, заложенных в природе каждого человека, развитие его как личности, как субъекта деятельности и как индивидуальности с учетом его возрастных особенностей.
  7. Дидактическими основаниями, регулирующими отбор содержания предмета «Самопознание», являются:
  8. общая цель нравственно-духовного образования, направленная на гармоничное раскрытие физического, психического, духовного потенциалов и развитие способностей человека;
  9. образовательные цели предмета «Самопознание», ориентированные на развитие у учащихся общей культуры, позитивного мышления и умения глубоко анализировать события окружающей жизни, различать добро и зло,  знание национального и мирового культурного наследия,;
  10. Логическая структура содержания предмета определена исходя из системы общечеловеческих ценностей, позволяющих:
  11. познавать себя через осознание таких понятий, как любовь, здоровье, свобода, счастье, совесть, труд, гармония тела и духа, цель жизни, предназначение человека, единство мысли, слова и дела;
  12. познавать других через осознание таких понятий, как семья, дружба, общение, доверие, уважение, равенство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество;
  13. познавать мир через осознание таких понятий, как природа, Родина, жизнь, гармония с окружающим миром; вера, надежда;
  14. познавать духовный опыт человечества через осознание таких понятий, как истина, творчество, культура, земля как общий дом человечества, единение с человечеством.
  15. Указанные разделы выступают ключевыми векторами процесса самопознания, так как в полной мере отвечают цели человеческой жизни, системе общечеловеческих ценностей и содержат предпосылки для развития нравственно­духовных качеств, самоопределения и самореализации личности и являются сквозными, что предполагает более точную конкретизацию на разных ступенях школы с учетом возрастных особенностей детей.
  16. В программе предусмотрена преемственность в развитии основных понятий об общечеловеческих ценностях по классам и уровням среднего образования.
  17. Темы внутри каждого раздела от класса к классу выстроены в направлении раскрытия тех или иных граней понятий в различном их сочетании. При этом в содержании тем и их расположении отражается логика раскрытия основной идеи каждого раздела.
  18. Цель учебного предмета «Самопознание» - духовно-нравственное развитие обучающихся; усвоение ими знаний об общечеловеческих ценностях; формирование убеждений, социально значимых личностных качеств и жизненных навыков школьников.
  19. Задачи учебного предмета «Самопознание»:
  20. раскрытие ценностного отношения к самому себе, к людям и окружающей действительности; способности проявлять бескорыстную любовь и доброжелательность к окружающим, заботиться о них;
  21. развитие мотивации к познанию себя, к пониманию цели жизни и своего предназначения;
  22. развитие чувства собственного достоинства, уверенности в себе, ответственности за свои мысли, слова и поступки;
  23. развитие способности понимать взаимосвязь внутреннего и внешнего мира человека, его единство с природой, взаимозависимость физического, психического и духовного здоровья; регулировать собственное физическое и психическое состояние как основу здорового образа жизни;
  24. развитие способности к позитивному мышлению и осознанию возможностей в саморегуляции своих поступков и поведения с точки зрения многообразия социальных позиций и ролей;
  25. развитие способности применять знания, умения и навыки для   жизни в соответствии с общечеловеческими ценностями, принимать решения, не противоречащие нравственным нормам.
  26. развитие умения сотрудничать в коллективе и работать в группе, команде для конструктивного решения намеченных задач соответственно нравственным нормам, проявляя уважение к себе и другим.
  27. Базовое содержание предмета «Самопознание» в 5-9 классах включает в себя четыре основных раздела: «Радость познания», «Быть человеком», «Человек и мир», «Духовный опыт человечества».

Глава 2. Организация содержания учебного предмета «Самопознание»

  1. Объём учебной нагрузки по предмету «Самопознание» составляет:
  2. в 5 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
  3. в 6 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
  4. в 7 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
  5. в 8 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;
  6. в 9 классе - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
  7. В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.
  8. «Зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки обучающихся, отраженные в программе, и на основании выполнения долгосрочного проекта.
  9. Содержание организовано по разделам обучения.

 

  1. В 5 классе раздел «Радость познания» включает 8 уроков по темам:
  2. «Я познаю себя»;
  3. «Мои устремления»;
  4. «Мой путь познания»;

4) «Я – Человек».

  1. Содержательная основа:
  2. «Кто Я? Внутренний мир человека. Самопознание как путь к самосовершенствованию»;
  3. «Цель жизни. Мечта человека. Стремление раскрыть свое истинное Я»;
  4. «Источники познания. Различение между временным и вечным. Нравственный выбор»;
  5. «Высокое предназначение человека. Служение людям».
  6. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
  7. «Характер человека»;
  8. «Быть, а не казаться»;
  9. «Радость труда»;
  10. «Красота души человека».
  11. Содержательная основа:
  12. «Воспитание характера. Единство слов и поступков. Дисциплина»;
  13. «Единство мысли, слова и дела. Что значит «быть, делать, говорить»»;
  14. «Трудолюбие как одно из важных качеств человека. Труд как способ реализации человеческих возможностей»;
  15. «Внутренняя красота. Чистые помыслы. Умение видеть прекрасное в себе, людях и окружающем мире».
  16. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
  17. «Мир в семье»;
  18. «Человек в коллективе»;
  19. «Мир человеческих взаимоотношений»;
  20. «Сила доверия».
  21. Содержательная основа:
  22. «Уважение к близким людям. Особенности взаимоотношений между старшими и младшими членами семьи»;
  23. «Уважение к себе. Уважение к одноклассникам. Вежливость и тактичность. Достойное поведение в коллективе»;
  24. «Взаимопонимание как основа человеческих отношений. Внимание к человеку. Чуткость к окружающим людям. Уважение к себе и другим»;
  25. «Сила доверия. Значение доверительных отношений в жизни человека».
  26. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
  27. «Природа - источник вдохновения»;
  28. «Жизнь в единстве мысли, слова и дела»;
  29. «Духовное наследие народа – источник мудрости»;
  30. «Наука совести»;
  31. «Как прекрасен этот мир!».
  32. Содержательная основа:
  33. «Общение с природой. Природа как источник духовных поисков учителей человечества»
  34. «Жизнь в согласии с голосом совести. Духовное здоровье человека. (Аль-Фараби)»;
  35. «Ч.Валиханов о роли знания. Традиции и обычаи народа Казахстана»;
  36. «Сосуд, хранящий ум и знания. ШакаримКудайбердиев»;
  37. «Обобщение  изученного. Защита творческих проектов».
  38. В 6 классе раздел «Радость познания» включает 8 уроков по темам:
  39. «В поиске истины»;
  40. «Возможности человека»;
  41. «Вера в себя»;
  42. «В стремлении к красоте».
  43. Содержательная основа:
  44. «Истина как цель самопознания, важнейшая человеческая ценность. Познание истины – путь развития и становления личности»;
  45. «Созидательная активность человека как необходимое условие  познания своих возможностей. Вера в свои силы. Пути развития способностей»;
  46. «Самосовершенствование. Самореализация. Вера в себя как условие личностного и профессионального становления человека»;
  47. «Красота человека. Духовно-нравственная основа внутреннего мира человека. Красота как отражение гармонии человека с миром. Благородство мыслей, чувств, поступков как отражение истинной красоты человека».
  48. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
  49. «Учитесь властвовать собой!»;
  50. «Об отзывчивости»;
  51. «О совести и чести»;
  52. «Быть самим собой».
  53. Содержательная основа:
  54. «Взаимопонимание и доверие в классном коллективе. Решение спорных вопросов мирным путём. Уважение друг к другу – основа взаимоотношений в классе»;
  55. «Отзывчивость как ценностное качество человека. Равнодушие – болезнь души, противоположное отзывчивости качество. Человек в стремлении к нравственному выбору»;
  56. «Совесть – мерило нравственности. Честь и достоинство человека. Совесть как проявление истинного «Я»;
  57. «Добрые отношения между людьми. Мера ответственности каждого за установление мира и согласия в отношениях. Проявление доброты и чуткости по отношению к окружающим».
  58. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
  59. «Тепло домашнего очага»;
  60. «Дружба в классе»;
  61. «Я и мир вокруг»;
  62. «Труд на благо общества».
  63. Содержательная основа:
  64. «Родные люди – опора человека в жизни. Ответственность человека за поддержание прочных связей между членами семьи. Проявление заботы и внимания к членам своей семьи»;

7

 

 

  1. «Взаимопонимание и доверие в классном коллективе. Решение спорных вопросов мирным путем. Уважение друг к другу»;
  2. «Взаимосвязь человека и окружающего мира. Позитивное восприятие окружающего мира. Мир как источник открытий для человека»;
  3. «Призвание человека - служение обществу. Цель жизни. Смысл жизни. Вера в себя. Учение как созидательный творческий труд».
  4. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
  5. «Времен связующая нить»;
  6. «По зову сердца»;
  7. «Истинные лидеры человечества
  8. «Духовное богатство человечества»;
  9. «Как прекрасен этот мир!».
  10. Содержательная основа:
  11. «Значение культурного наследия в познании себя и мира. Духовные основы культурного наследия. Культурное наследие родного края. Причинно-следственные связи между различными явлениями мировой культур»;
  12. «Идеалы добра в жизни учителей человечества. М.Жумабаев о чистоте сердца. Сердце – источник любви»;
  13. «Различие между истинными лидерами и просто лидерами. Примеры истинных лидеров в истории и современной жизни»;
  14. «Духовное наследие человечества. Уважение к культуре, истории и традициям разных  народов.
  15. «Обобщение  изученного. Защита творческих проектов».
  16. В 7-ом классе раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
  17. «Разум, воля и сердце»;
  18. «Внутренний мир человека»;
  19. «О смысле жизни»;
  20. «Счастье человека».
  21. «Как прекрасен этот мир!»
  22. Содержательная основа:
  23. «Разумный человек. Человек с сильной волей. Абай Кунанбаев о разуме, воле и сердце. Доброта сердца – условие  духовного совершенствования»;
  24. «Красота человеческого духа. Проявление внутренней красоты человека. Совершенствование внутреннего мира»;
  25. «Поиск истины как смысл жизни. Нравственный выбор»;
  26. «Чистота помыслов, бескорыстное служение. Осознание истинного счастья».
  27. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
  28. «О достоинстве»;
  29. «Ответственность человека»;
  30. «От дисциплины к долгу»;
  31. «Служение обществу».
  32. Содержательная основа:
  33. «Честь и достоинство. Благородный человек. Самоуважение»;
  34. «Ответственность - качество праведного поведения.  Ответственность за свои мысли, слова и поступки»;
  35. «Золотое правило нравственности. Самоорганизация. Долг перед собой, семьей,

обществом. Нравственный долг поколения»;

  1. «Любовь к окружающему миру. Бескорыстное служение как основа духовного роста человека».
  2. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
  3. «Тепло человеческого общения»;
  4. «Семейные ценности»;
  5. «Взаимоотношения в коллективе»;
  6. «Человек и человечество».
  7. Содержательная основа:
  8. «Тепло человеческого общения как созидание мира и согласия в обществе. Ценностное отношение к себе и другим»;
  9. «Общечеловеческие ценности в семье. Семья как духовная опора человека. Счастье семьи. Доверие в семье»;
  10. «Основа взаимоотношений в коллективе – дисциплина, долг, доброта, дружба, доверие. Ответственность человека заблагоприятный»;
  11. «Человек как часть мира. Роль каждого человека в сохранении духовно-культурного наследия человечества. Единство человечества».
  12. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:

1)«Созвучие с окружающим  миром»;

 2)«Духовный мир человека»;

 3)« Человек созидающий»;

 4)»Жизнь во имя любви»;

  5)«Как прекрасен этот мир!».

  1. Содержательная       основа:
  2. «Гармония с окружающим миром. Любовь и ненасилие»;
  3. «Проявление духовности человека. Развитие духовного мира»;
  4. «Позитивное мышление как условие созидательной деятельности. Значение позитивного мышления в жизнетворчестве»;
  5. «Любовь как вечная общечеловеческая ценность. Познание себя через любовь. Жизнь во имя бескорыстной любви»;
  6. «Обобщение  изученного. Защита творческих проектов».
  7. В 8-ом классе раздел «Радость познания» включает 8 уроков по темам:
  8. «Я в этот мир       пришел...»;
  9. «Голос совести»;
  10. «Свет истинных знаний»;
  11. «Любовь как путь познания».
  12. Содержательная основа:
  13. «Восхождение к вершинам нравственности через школу жизни. Жизнь как вечное созидание. Человек и его будущее»;
  14. «Жить по совести. Честность и искренность. Совесть – нравственный закон жизни»;
  15. «Знание, дарующее счастье. Доброта – мерило человеческого в человеке»;
  16. «Радость вдохновленного творчества. Жизнь в истине - источник радости для человека».
  17. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
  18. «Горизонты доброты»,
  19. «В зеркале дружбы»;
  20. «Истоки уважения»;
  21. «Дорога к Родине».
  22. Содержательная основа:
  23. «Золотое правило нравственности. Дружба и взаимопонимание в классе как основа сплочённого коллектива»;
  24. «Чистота взаимоотношений – основа искренней дружбы. Ответствен-ность в дружбе. Качества настоящего друга. Правила дружбы»;
  25. «Бескорыстная любовь – основа уважения к себе и окружающему миру. Умение понимать другого человека»;
  26. «Сила бескорыстной любви к Родине. Родина – источник духовной силы человека. Гражданственность и патриотиз».
  27. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
  28. «Дорожить семьей»;
  29. «Мой одноклассник»;
  30. «Найти свое призвание»;
  31. «Люблю я этот мир!».
  32. Содержательная основа:
  33. «Любовь как основа жизни в семье. Созидательность доброты. Семья – школа жизни»;
  34. «Мальчики и девочки. Мир взаимоотношений. Дружба и взаимопонимание между мальчиками и девочками в классе как основа сплоченности коллектива»
  35. «Служение человечеству - основа созидательного труда. Путь к профессии. Призвание быть человеком»;
  36. «Окружающий мир как отражение внутреннего мира . Жизнь в настоящем моменте  ведет к проявлению Любви к окружающему миру».
  37. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
  38. «Из чаши мудрости испей…»;
  39. «Учитесь властвовать собой!»,
  40. «На крыльях творчества»;
  41. «Творим будущее»;
  42. «Как прекрасен этот мир!».
  43. Содержательная основа:
  44. «Истина - источник мудрости. Мудрость и жизненный опыт. Мудрость как результат познания»;
  45. «Управление желаниями. Бережное отношение к природным ресурсам. Рациональное использование пищи. Время – учитель мудрости»;
  46. «Вдохновение как особое состояние души. Вдохновенное творчество – отражение истины. Красота рождается в сердце»,
  47. «Человек в созидании будущего. Добрые дела человека – фундамент будущего»;
  48. «Обобщение  изученного. Защита творческих проектов».
  49. В 9-ом классе раздел  «Радость познания» включает 8 уроков по темам:
  50. «Выбор пути»;
  51. «Жизнь, наполненная смыслом»;
  52. «Единство мыслей, слов и дел человека»;
  53. «Неиссякаемая сила мудрости».
  54. Содержательная основа:
  55. «Познание своих возможностей. Желания и возможности. Истинное предназначение человека. Призвание и профессия»;
  56. «Проявление духовно-нравственных качеств  в жизни.  Человек в постижении смысла жизни»;
  57. «Каноны нравственности.  Поступок как отражение духовной зрелости личности»;
  58. «Глубина народной мудрости. Взаимосвязь общечеловеческих и национальных ценностей. Духовная суть обычаев, традиций, народного творчества как основы самовоспитания и самосовершенствования».
  59. Раздел «Быть человеком» включает 8 уроков по темам:
  60. «Нравственные качества человека»;
  61. «Предназначение женщины»;
  62. «Мужчина –  воплощение долга, ответственности и дисциплины»;
  63. «Свобода человека».
  64. Содержательная основа:
  65. «Культура личности. Совестливость, достоинство и благородство как отражение нравственности человека. Скромность как отражение духовной культуры  человека»;
  66. «Женщина в семье и обществе. Женщина – источник бескорыстной любви.
  67. По окончании 5-го класса обучающийся:
  68. осознает значимость общечеловеческих ценностей и старается следовать им в своей жизни;
  69. знает о жизни и творчестве духовных учителей человечества;

Нравственный облик девушки»;

  1. «Честь и достоинство мужчины. Чувство долга.  Ответственность за безопасность семьи. Уважение к женщине»;
  2. «Человек – гражданин своей страны.  Гражданское сознание. Активная жизненная позиция. Свобода как ответственность личности за свои поступки».
  3. Раздел «Человек и мир» включает 8 уроков по темам:
  4. «Мир в семье - мир в обществе»;
  5. «Сотрудничество в коллективе»;
  6. «Служение другим – служение себе»;
  7. «Счастье в единении».
  8. Содержательная основа:
  9.  «Семья как первичная среда развития нравственности человека. Единство и взаимопонимание в семье. Умение прощать»;
  10. «Человек в коллективе. Готовность к сотрудничеству. Взаимопомощь и поддержка. Умение общаться.»;
  11. «Потребность человека в бескорыстном служении.  Милосердие, сострадание, великодушие. Душевная щедрость человека»;
  12. «Понимание единства и целостности мира. Человек как часть мира. Единение человека с природой, другими людьми. Общечеловеческие ценности – основа единства человечества».
  13. Раздел «Духовный опыт человечества» включает 10 уроков по темам:
  14. «Источники человеческой мудрости»;
  15. «Вечный поиск - вечный путь»;
  16. «Любовь как высшая истина»;
  17. «Духовная красота человека»;
  18. «Наука совести».
  19. Содержательная основа:
  20. «Культура, наука, искусство, литература – источники человеческой мудрости.  Нравственные заповеди поколений, воплощенные в вечных общечеловеческих ценностях»;
  21. «Жизнь и духовные искания великих людей. Стремление к духовно-нравственному совершенствованию»;
  22. «Любовь как основа человеческой природы. Любовь к ближнему как важнейшая сторона отношений между людьми. Отражение любви в литературе, искусстве как способ познания человека и мира»,
  23. «Общечеловеческие ценности – основа жизни. Повторение изученного».
  24. «Обобщение изученного. Защита творческих проектов».
  25. По окончании 5-го класса обучающийся:
  26. осознает свою индивидуальность, с уважением относится к проявлениям индивидуальности другого человека;
  27. проявляет милосердие и сострадание к другим людям, стремится оказать им реальную помощь;
  28. умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, стремится конструктивно разрешать возникшие конфликты, старается взаимодействовать с другими людьми на основе сотрудничества и согласия;
  29. умеет глубоко размышлять и различать истинное и ложное, вечное и временное;
  30. понимает связь физического и духовного здоровья, здорового образа жизни; стремится избегать вредных привычек;
  31. осознает необходимость рационального использования свободного времени;
  32. проявляет интерес к самообразованию и творчеству; стремится к самовыражению;
  33. ценит дружбу и общение, проявляет терпение, интерес к другому человеку;
  34. старается управлять своим эмоциональным состоянием, сдерживать негативные эмоции;
  35. стремится принимать самостоятельные решения и несёт за них ответственность;
  36. умеет защищать свою точку зрения, не унижая достоинства других людей.
  37. По окончании 6-го класса обучающийся:
  38. осознает значимость общечеловеческих ценностей и старается следовать им в своей жизни;
  39. знает о жизни и творчестве духовных учителей человечества;
  40. умеет быть милосердным по отношению к слабым, больным, обиженным, проявляет сострадание к людям через оказание реальной помощи;
  41. умеет поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознает негативность ссор, конфликтов, умеет преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;
  42. понимает важность гармонии физического и духовного здоровья, значимость здорового образа жизни; старается избегать вредных наклонностей и привычек;
  43. осознает необходимость продуктивной организации личного досуга, умеет планировать свое время;
  44. проявляет интерес к самообразованию и самореализации, к самостоятельному творчеству; стремится к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;
  45. умеет глубоко размышлять и различать между истинным и ложным, вечным и временным;
  46. умеет ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды,

непонимание; умеет выслушать и понять другого человека;

  1. умеет достойно и ответственно вести себя в разных ситуациях; управляет своим эмоциональным состоянием, сдерживает негативные эмоции, побуждения;
  2. умеет принимать самостоятельные и ответственные решения и обосновывает их;
  3. умеет отстаивать свои принципы, позиции и убеждения, не унижая достоинства других людей;
  4. По окончании 7-го класса обучающийся:
  5. осознает значимость и содержание понятий: духовное развитие, красота человеческого духа, достоинство, счастье, общение, согласие, гражданская позиция, позитивное мышление, гармония жизни, свобода, творчество, смысл жизни;
  6. осознает значимость общечеловеческих ценностей и старается следовать им в своей жизни;
  7. знает о жизни и творчестве духовных учителей человечества;
  8. умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
  9. умеет глубоко размышлять и различать истинное и ложное, вечное и временное;
  10. знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;
  11. умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;
  12. умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;
  13. понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;
  14. умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;
  15. умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);
  16. понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;
  17. осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;
  18. умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;
  19. умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.
  20. По окончании 8-го класса обучающийся:
  21. осознает значимость и содержание понятий: мудрость, верность, согласие, правда, счастье, жизнь, любовь;
  22. умеет различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;
  23. умеет управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
  24. знает и уважает семейные традиции, понимает свою роль в семье, в обществе; умеет быть ответственным, заботливым, поддерживать дружеские отношения с родными и близкими;
  25. умеет выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни;
  26. умеет оценивать красоту окружающего мира и человека; выражает свое отношение к ним через творческую деятельность;
  27. понимает значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;
  28. умеет определять собственные цели и возможности их достижения в соответствии с нравственно-духовными нормами;
  29. умеет оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.);
  30. понимает значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов;
  31. осознает ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких;
  32. умеет соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;
  33. умеет самостоятельно принимать решения, сознавая свою социальную и гражданскую ответственность.
  34. По окончании 9-го класса обучающийся:
  35. понимает взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей;
  36. стремится к познанию своих возможностей;
  37. несет ответственность за собственные мысли, слова и действия;
  38. знает о негативных последствиях проявления насилия и жестокости;
  39. умеет распознавать прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое в жизни и выражать к этому свое отношение;
  40. понимает свою роль в семье, коллективе и обществе в зависимости от половой принадлежности;
  41. осознает свою жизнь и здоровье как ценность, использует на практике знания о здоровом образе жизни, стремится исключить из жизни вредные привычки;
  42. понимает важность сознательного выбора будущей профессии;
  43. умеет распределять и контролировать свое личное время;
  44. умеет объективно соизмерять желания и возможности, различать потребности материального и нематериального плана;
  45. понимает значимость взаимопомощи в жизни;
  46. стремится к осознанию гражданской принадлежности, проявляет уважительное отношение к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОвнесенииизмененийвприказМинистраобразованияинаукиРеспубликиКазахстанот27июля2017года№352«ОвнесенииизмененияидополненийвприказМинистраобразованияинаукиРеспубликиКазахстанот3апреля2013года№115«Обутверждениитиповыхучебныхпрограммпообщеобразовательнымпредметам,курсамповыборуифакультативамдля

общеобразовательныхорганизаций»

 

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Внести вприказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352 «О внесении изменения и дополнений в приказ Министра образованияи науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам,курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 15605, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан 21 сентября 2017 года) следующие изменения:

пункт 4 изложить в следующей редакции:

 

«4. Настоящий приказ вводится в действие с 1сентября 2017 года для обучающихся с особыми образовательными потребностями 1, 2, 6, 8, 9, 10, (11, 12) классов, с 1 сентября 2018 годадля обучающихся с особыми образовательными потребностями 3 класса, с 1 сентября 2019 года для обучающихся с особыми образовательными потребностями 4 класса и дляобучающихся 10 класса, с 1 сентября 2020 года для обучающихся 11 класса и подлежит официальному опубликованию.»;

пункт 21 изложить в следующей редакции:

 

«21. Максимальный объем учебной нагрузки учебного предмета «Самопознание» составляет:

1) в 10 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

 

2) в 11 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

 

Объем учебной нагрузки по учебному предмету зависит от типового учебного плана, утвержденного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждениитиповых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 8170).»;

приложение 221 к указанному приказу изложить в редакции согласно приложению 33 к настоящему приказу;

в приложении 222 к указанному приказу:

 

пункт 1 изложить в следующей редакции:

 

«1. Учебная программаразработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования, утвержденным приказом Министра образования инауки Республики Казахстан от 31октября 2018 года № 604 «Об утверждениигосударственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» (зарегистрированв Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17669).»