Текстовой аналитический отчет за 2017-2018 учебный год по библиотеке
Цель: Определить эффективность работы библиотеки школы по привитию учащимся любви к книге и чтению.
Задачи библиотеки:
Основной задачей библиотеки является содействие процессу обучения, совместно с педагогическим коллективом школы.
100% охват учащихся чтением.
Формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворения его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Обеспечение целенаправленности, целостности и системности действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования.
Библиотека является центром, способствующим формированию мышления, потребности в обучении и саморазвитии, развитии творческого потенциала ученика, развитии культуры и нравственности.
С помощью книг изучалось и направлялось чтение учащихся с учетом их возраста, уровня знаний, формировался их читательский интерес, развивались навыки самостоятельного чтения и работы с книгой.
Библиотека способствует развитию творческих и художественных способностей личности, воспитывает основы эстетической культуры.
Особо выделяется работа с литературой по краеведению.
Широко велась работа по пропаганде литературы по экологии, экономике, ЗОЖ.
Вся работа библиотеки ведется совместно с педагогическим коллективом, делаются выступления по МО о новинках литературы, открытые просмотры литературы..
Велась информационная работа с учителями и учащимися о новом поступлении литературы в фонд библиотеки.
Одной из основных задач является работа по сохранению книжного фонда, привлечение учащихся к систематическому чтению.
Библиотекарь в своей работе совершенствовала формы и методы руководства чтением, содействовала углубленному изучению литературы, предусмотренной школьной программой.
Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование ,систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно- коммуникационных в технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Это позволит создать модель современной школьной библиотеки.
В библиотеке имеется 7 компьютеров. . Имеется телевизор, медиатека, где имеются учебные видеофильмы, которые используются в работе педагогов . Ежеквартально на сайте школы печатается материал о работе библиотеки и проводимых мероприятиях, совместно с классными руководителями.
Модель библиотечно- информационного центра- это модель информационно- образовательной среды, представляющая идею коммуникации ресурсов и процессов и обладающая следующими свойствами:
- гармоничным сочетанием традиционных и электронных носителей информации, новых информационных технологий для обеспечения максимально возможного доступа к информации;
- наличием современной системы поиска информации, представленной на различных носителях;
- удовлетворение потребностей пользователей в соответствии с половозрастными психологическими особенностями;
- обеспечения и поддержки детского и подросткового чтения- развития творческих способностей школьников;
- развития информационных умений и навыков обучающихся.
Работу библиотеки характеризуют не только абсолютные показатели \ количество читателей, книговыдач, число проведенных мероприятий и т. д. \ , но и следующие относительные и средние величины, позволяющие анализировать основные тенденции развития библиотеки:
Количество читателей – 834
Количество посещений библиотеки – 4701
Количество книговыдачи -20845
Анализируя работу, можно сделать следующие выводы: Количество посещений возросло в результате проведенной компьютеризации библиотеки. Имеется 7 компьютеров, которыми учащиеся пользовались в процессе подготовки к урокам, составлении рефератов, в поиске необходимой информации.
В процессе работы соблюдались основные направления работы в соответствии с рекомендациями методиста библиотек и общешкольного плана работы:
-Пропаганда литературы по краеведению и изучению казахского языка.
-Правовое воспитание.
-Пропаганда ЗОЖ.
-Воспитание Казахстанского патриотизма.
-Естествознание. Экология.
-Индивидуальная, групповая и массовая работа с читателями.
-Пропаганда основ информационной культуры.
-Работа с книжным фондом и фондом учебников и их сохранностью
-Работа с активом и советом библиотеки.
Формы работы в руководстве чтением учащихся :
Индивидуальная работа:
1. Регулярно проводились индивидуальные рекомендательные беседы, беседы о прочитанном в соответствии с возрастом читателя, что позволило добиться повышения количества книговыдачи.
2.Выполнялась справочно-библиографическая работа по индивидуальному подбору материала для рефератов, классных часов, докладов и бесед, что фиксировалось в тетради «Библиографические справки», и в журналах использования персонального компьютера .Составлялись планы чтения и списки литературы, по которым учащиеся работали в системе, что дало свои положительные результаты в книговыдаче: «Судьба народа - в его языке», «Казахстан в годы войны», «Тайны звездного неба», «Радиоэлектроника», «Шахматы в твоей жизни», « Учись быть здоровым или как стать неболейкой» «В мире природы», « Павлодар - наш общий дом»,« Азбука здоровья. Профилактика гриппа»
Групповая работа:
1.Оказывалась помощь учителям в подборе методической литературы. Готовились тематические подборки материала к проведению классных часов.
2. При проведении в школе анализа чтения учащихся были выявлены следующие показатели:
Наиболее активно читают дети 1-5 классов, и 9-11 классов.
Внутри класса актив составляет 30-35 %
Тематика чтения учащихся, согласно проведенному анкетированию, очень разнообразна.
Особо следует отметить начальное звено, где дети с удовольствием читают рекомендуемую им литературу. Старшие классы – это целевые запросы, в основном литература по программе, в помощь изучаемым предметам.
В соответствии с запросами учащихся библиотекарь подбирает необходимую литературу.
2.Составлены списки литературы и планы чтения для уч-ся по интересам.
3.С группой «трудных» и «слабоуспевающих» детей ведется индивидуальная и групповая работа: Анализ читательских формуляров, анкетирование . По результатам которого составлялись беседы о прочитанном, рекомендательные беседы, которые принесли свои положительные результаты в чтении учащихся.
4.В библиотеке составлена и регулярно пополняется картотека по интересам, которой пользуются учащиеся и библиотекарь - это повышает уровень более углубленного изучения интересующего материала.
5. Ведется тетрадь выполненных справок для учащихся. Активно используется интернет.
Массовая работа:
Информационная и справочно-библиографическая работа.
В библиотеке своевременно оформляются книжные выставки на казахском и русском языках по актуальным темам, которые раскрывают содержание фонда и помогают учащимся ориентироваться в подборе материала по предметам. «Книга-учитель и друг»
«Как самому выбрать книгу » - книжка-раскладушка. «Как беречь книгу » - книжка-раскладушка. «Календарь знаменательных дат» – выставка-информация
« Новинки литературы»
Ведется ведомость выполненных справок.
Регулярно пополняется печатный и электронный каталоги.
На совещании учителей проводятся информационные выступления по необходимым темам.
Воспитание культуры чтения. Библиотечные уроки.
«Посвящение в читатели, « Путешествие в книжный город» Это мероприятие проводилось с учащимися 1 классов, по окончании изучения букваря. Это экскурсии, запись в библиотеку, игровые и сказочные викторины.
В январе месяце в школе проводилась экскурсия д/с. № 29с целью профориентации и привлечения в 1 класс учащихся.
Во время проведения рейдов по сохранности учебников, проводились беседы с классами: « Правила обращения с книгой», « Для чего нужна закладка», « Как отремонтировать учебник ».
При проведении « Библиотечных уроков» брались темы по правилам обращения с книгой. «Как пользоваться справочной литературой», « Научно- популярная литература» - с учащимися 4 «б» классов.
« Правила обращения с книгой» 1 – е классы.
«Энциклопедии. Словари. Справочники». Библиотечный урок.6 «а» кл.
Ведется работа с периодической печатью .
Работа с учебниками и книжным фондом:
В октябре и апреле месяце проводились общешкольные рейды по сохранности учебников, совместно с активом библиотеки и библиотекарями классов. Это дает положительные результаты в бережном отношении ученика к учебнику.
На совещании учителей отмечаются недостатки, которые необходимо исправить, чтобы улучшить сохранность учебников. .
Регулярно проводятся беседы по сохранности учебников: « Правила обращения с книгой», «Для чего нужна закладка» .» «Как правильно подклеить книгу» и др..
В 2016-2017 учебном году была проведена подписка на периодические издания на сумму 140000 тенге. В количестве 20 экз. Из них на государственном языке 12 экз.
Для детского чтения выписано 4 наименования .
Ежегодно проводится списание устаревшей литературы и учебников по причине окончания цикла фондирования.
Нравственно-ценностные ориентиры и правовое воспитание:
В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки по данной теме:
«Право и наша жизнь»,
«Конституция РК» и другие.
Подборка книжного и газетно-журнального материала для проведения классных часов по правовому и нравственному воспитанию.
Книжная выставка по акции « Дорога в школу».
Имеется папка- подборка материала « О профилактике правонарушений» ,« Защищаем права ребенка», « Государственные символы РК».Проведен цикл классных часов «Имею право…»», «Государственные символы» .
С учащимися 8 «а» кл. проведена правовая игра « Мои права и обязанности». С учащимися 9 «а» класса проведена интеллектуальная игра « Закон и правопорядок»
Экология. Здоровый образ жизни.
В библиотеке оформлены книжные выставки-просмотры: «Человек, ты в ответе за жизнь на земле…», « Природа и ты».
В папке «Экология нашей области» находится газетно-журнальный материал по рубрикам, которые пополняются по мере поступления материала и оказывают неоценимую помощь в дополнение к учебникам. Учащиеся часто используют представленный материал в подготовке к урокам в рубриках:
- «Охрана окружающей среды - забота государства»
- «Флора и фауна»
- «Заводы и экология»
- «Чтобы воздух чистым был…»
- «Золоотвалы. Мусор»
- «Водные ресурсы Прииртышья»
- «Забота о пойме»
- «Рыбоохранные мероприятия»
- «Земли заповедные»
- «Останется ли лес потомкам?»
Большая работа проводится по ЗОЖ . В работе с вредными привычками проводился круглый стол « Еще раз о табачном обмане», с просмотром видеофильма. « Страшная правда о вреде курения» - групповая беседа. Для проведения внеклассных мероприятий регулярно используются учащимися папки газетно – журнальных Проводимые мероприятия значительно увеличивают посещение учащихся в библиотеку.
Проведены групповые беседы, обзоры литературы «Люди мира, берегите землю! Люди мира, сохраните мир!»
« Вредные и полезные привычки» -Круглый стол с 6 «а» кл.
Воспитание Казахстанского патриотизма:
«Живые строки войны»». – Книжная выставка-просмотр.
«Павлодарцы на полях сражений» - Подборка газетно - журнального материала.
« История становления Конституции»- книжная выставка.
« Стратегия 2030 – программа будущего»- книжно- иллюстративная выставка.
Государственные символы и этикет»-Беседа.
«Наш первый президент» -беседы у выставки в библиотеке.
С учащимися 2 «а» кл. проведена литературная композиция ко дню 1 Президента «Н.Назарбаев «Яркая судьба»
«Қазақствн – менің Респ.»- Конкурс стихов ко дню Независимости.
«Государственные символы РК» -папка материалов для проведения классных часов.
Используя подготовленный материал выставок и папок, учащиеся готовили рефераты, классные часы и т.д.
На весенних каникулах в библиотеке проводился праздник « Наурыз» со стихами, музыкой,играми и национальными традициями.
Краеведение. Казахский язык и литература.
«Страницы жизни мудрой» - папка газетно-журнальных материалов известных людей Казахстана.
«История нашей области» , « Независимый Казахстан» - папки материалов.
«Возрождение языка - веление времени» - стенд.
«Жизнь народа в его языке» - книжная выставка, которая включает в себя «Закон о языке».
«Стратегия 2030- Программа будущего»,»,« Край, устремленный в будущее»-выставка- путешествие. «Казахстан: Год за годом» - книжные выставки..
«Новый Казахстан – в новом мире » – полка – подборка материалов. По пропаганде краеведческой литературы подготовлена развернутая книжная выставка «Павлодарская область», книги с которой очень активно используются, что играет немаловажную роль по привлечению читателей в библиотеку.»
«Казахстан: Год за годом»- подборка материала.
« Казахстан: Ступени роста»- книжная выставка.
«Их именами названы улицы нашего города»- папка материалов
« История возникновения Павлодара»- экскурсия – конкурс в областную библиотеку 8»а» кл.
« Экономика нашей области» - классный час 8 «а» 2 кл.
« Взгляд в прошлое»- встреча в областной библиотеке с археологом. К 80- летию Павлодарской области.
Нравственное воспитание
« Семейные ценности» -книжная выставка
« Жизнь без насилия»- подборка материала
« Солнце спрятано в каждом» -литературно- музыкальная гостиная - 4»в» кл.
«Наурыз мейрамы!»- Книжная выставка- экспозиция.
Работа по сохранности учебников
В октябре и апреле месяце проводились общешкольные рейды по сохранности школьных учебников,где библитекарь совместно с активом библиотеки тщательно проверяли подготовку учащимися учебников к обмену их на новый учебный год. В процессе этого в классах проводились беседы : « Единые требования к учебнику», « Как сберечь книгу», « Как подклеить корешок», «История создания книги», « Как обернуты учебники».
Перед проведением рейда с активом библиотеки проводилась беседа « Как правильно проверить учебник».
На зимних каникулах в библиотеке проводился конкурс на лучшую закладку для учебника.
«Бір ел- бір кітап. Одна страна – одна книга»
В проведении акции « Одна страна- одна книга» , посвященная С.Торайгырову, библиотека принимала активное участие.
Оформлена книжная выставка « Бір ел – бір кітап»
С учащимися 4 «б» класса была проведена беседа « Я бы солнцем взошел над землей»
7 «а» и 8 «а» классы приняли участие в марафонском чтении «Торайгырову 125 лет».
В 5 «а» классе провели литературный портрет под названием « Живу, чтобы песней потомкам помочь».
К 125- летию С.Торайгырова проводился общешкольный информационный час « Имя его останется в веках».
С учащимися 7 кл. В библиотеке у книжной выставки проводился экспресс- рассказ
« Идеи добра и гуманизма».
В новом 2018 году в акцию « Одна страна- одна книга» вошел Шакарим К.,Бауржан Момыш улы,Н .Келимбетов, -их именам посвящена книжная выставка.
Литературный марафон, который проводился с учащимися 5 «а» класса, был посвящен поэзии Шакарима К.
Книжная площадка по жизни и творчеству Б. Момышулы была представлена в 5 «а» классе.
Комплектование и организация книжного фонда.
При поступлении новых учебников в сентябре проводилось их документальная обработка, 100 % выдача их учащимся.
В октябре библиотека подписалась на периодические издания на 2018 год на сумму 80000 тенге.
Внутри библиотеки регулярно проводится расстановка и сверка книжного фонда по таблицам ББК.
Пропаганда казахского языка.
Переходим на латиницу.
Полиязычие
« Возрождение языков – веление времени»- стенд
«Язык- живая душа народа»- интеллектуальная игра, посвященная Дню языков
народов Казахстана
«Қазақстан- менің Республ. Под единым шаныраком.» Конкурс стихов
«Королевство трех языков» - книжная выставка.
« Переходим на латиницу»- книжная выставка.
« Переход на латиницу- обьединяет»- обсуждение у выставки газетных материалов.
Рухани жаңғыру
«Рухани жаңғыру». Книжная выставка
«Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» Папка материалов.
« Переход на латиницу в Казахстане»-Книжная выставка.
«Духовные святыни Казахстана».Книжная выставка.
« Астана- духовная столица тюркского мира». Книжная выставка
«Язык- живая душа народа»- интеллектуальная игра.
« Переход на латиницу – объединяет»- обсуждение с 8 «б» кл.
« История возникновения Павлодара»- экскурсия- конкурс в областную библиотеку.К 80-летию Павлодарской области с 5 «в» кл.
«Взгляд в прошлое». К 80- летию Павлодарской области.Встреча с археологом в Областной библиотеке 5 «а», 5 «б» кл.
«Живу, чтобы песней потомкам помочь». Литературный портрет С.Торайгырова.Проводилось мероприятие с 5 «а» кл.
В СОШ № 26 в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» стартовала новая форма работы – движение «Буккроссинг», что привлекло учащихся, учителей и родителей к дополнительному чтению литературы.
Предметные недели:
Делались подготовленные книговыдачи для проведения классных часов и других мероприятий совместно с библиотекой.
Оказывалась индивидуальная помощь учителям и учащимся в проведении мероприятий, классных часов и т.д.
Дизайн библиотеки.
Оформление библиотеки соответствует требованиям времени и методистов. Соблюдается двуязычие.Выставки имеют звучные заголовки, цитаты раскрывают тематику выставки.Шрифт для оформления набирается на компьютере на соответствующего цвета бумаге,которая гармонично вписывается в общую цветовую гамму.
На всех окнах имеются жалюзи бежевого цвета, которые соответствуют цвету стен.
Выводы:
1.Планы работы выполняются.
2.Учащиеся школы 100% охвачены чтением.
3.Велась работа по привлечению учащихся к систематическому и разностороннему чтению.
4.Проводилась индивидуальная, групповая и массовая работа с целью пропаганды книги.
5.Мероприятия проводились с применением компьютера.
Рекомендации:
1.Продолжать вести работу по привлечению учащихся к чтению, прививать интерес к книге.
2.Особое внимание уделять пропаганде литературы в помощь изучаемым предметам.
3.Продолжать вести электронный каталог библиотечного фонда.
Важное влияние на развитие библиотеки оказывает и проявление внутренней среды, которую необходимо отрегулировать:
- отсутствие четкой политики в комплектовании библиотеки.
- острый недостаток финансовых средств в приобретении литературы.
- отсутствие средств на приобретение новой мебели.
- низкий уровень информационной культуры пользователей.
Библиотекарь: Дубовская Н.Н.