Размер шрифта:
↑Наверх
Сенім телефоны
601920
email: sosh26@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар қаласы, Семенченко көшесі, 70
601920, 602114, 601968
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
дүйсенбі 15.00 - 18.00, жұма 11.30 - 13.30
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Талдамалық есеп

Текстовой аналитический отчет за 2017-2018 учебный год по библиотеке 

Цель: Определить эффективность работы библиотеки школы по привитию учащимся любви к книге и чтению.

Задачи  библиотеки:  

Основной задачей библиотеки является содействие процессу обучения, совместно с педагогическим коллективом школы.

100% охват учащихся чтением.

Формирование интеллектуального,  физически и духовно развитого гражданина  Республики Казахстан, удовлетворения его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

Обеспечение целенаправленности,  целостности и системности действий по  развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования.

Библиотека является центром, способствующим формированию мышления,  потребности в обучении и саморазвитии, развитии творческого потенциала ученика, развитии культуры и нравственности.

С помощью книг изучалось и направлялось чтение учащихся с учетом их возраста, уровня знаний, формировался их читательский интерес, развивались навыки самостоятельного чтения и работы с книгой.

Библиотека способствует развитию творческих и художественных способностей личности,  воспитывает основы эстетической культуры.

Особо выделяется работа с литературой по краеведению.

Широко велась работа по пропаганде литературы по экологии, экономике, ЗОЖ.

Вся работа библиотеки ведется совместно с педагогическим коллективом, делаются выступления по МО о новинках литературы, открытые просмотры литературы..

Велась информационная работа с учителями и учащимися о новом поступлении литературы в фонд библиотеки.

Одной из основных задач является работа по сохранению книжного фонда, привлечение учащихся к систематическому чтению.

Библиотекарь в своей работе совершенствовала формы и методы руководства чтением, содействовала углубленному изучению литературы, предусмотренной школьной программой.

Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование ,систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее  можно только при использовании информационно- коммуникационных  в технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Это позволит создать модель современной школьной библиотеки.

В библиотеке имеется 7 компьютеров. . Имеется телевизор,  медиатека, где имеются учебные видеофильмы, которые используются в работе педагогов . Ежеквартально на сайте школы печатается материал о работе библиотеки и проводимых мероприятиях, совместно с классными руководителями.

Модель библиотечно- информационного центра- это модель информационно- образовательной среды, представляющая идею коммуникации ресурсов и процессов и обладающая следующими свойствами:

- гармоничным сочетанием традиционных и электронных носителей информации, новых информационных технологий для обеспечения максимально возможного доступа к информации;

- наличием современной системы поиска информации, представленной на различных носителях;

- удовлетворение потребностей пользователей в соответствии с половозрастными  психологическими особенностями;

- обеспечения и поддержки детского и подросткового чтения- развития творческих способностей школьников;

- развития информационных умений и навыков обучающихся.

Работу библиотеки характеризуют не только абсолютные показатели \ количество читателей, книговыдач, число проведенных мероприятий и т. д. \ , но и следующие относительные и средние величины, позволяющие анализировать основные тенденции развития библиотеки:

Количество читателей                        – 834

Количество посещений библиотеки – 4701

Количество книговыдачи                   -20845                      

Анализируя работу, можно сделать следующие выводы: Количество посещений возросло в результате проведенной компьютеризации библиотеки. Имеется 7 компьютеров,  которыми  учащиеся пользовались в процессе подготовки к урокам, составлении рефератов, в поиске необходимой информации.

В процессе работы соблюдались основные направления работы в соответствии с рекомендациями методиста библиотек и общешкольного плана работы:

-Пропаганда литературы по краеведению и изучению казахского языка.

 -Правовое воспитание.

-Пропаганда ЗОЖ.

-Воспитание Казахстанского патриотизма.

-Естествознание. Экология.

                     -Индивидуальная, групповая и массовая работа с читателями.

                     -Пропаганда основ информационной культуры.

                     -Работа с книжным фондом и фондом учебников и их сохранностью

 -Работа с активом и советом библиотеки.

Формы работы в руководстве  чтением учащихся :

Индивидуальная работа:

1. Регулярно проводились индивидуальные рекомендательные беседы, беседы о прочитанном  в соответствии с возрастом читателя, что позволило добиться повышения количества книговыдачи.

2.Выполнялась справочно-библиографическая работа по индивидуальному подбору материала для рефератов, классных часов, докладов и бесед, что фиксировалось в тетради «Библиографические справки»,  и в журналах использования персонального компьютера .Составлялись планы чтения и списки литературы, по которым учащиеся работали в системе, что дало свои положительные результаты в книговыдаче:      «Судьба народа - в его языке», «Казахстан в годы войны», «Тайны звездного неба»,  «Радиоэлектроника», «Шахматы в твоей жизни», « Учись быть  здоровым или как стать неболейкой»     «В мире природы», « Павлодар - наш общий дом»,« Азбука здоровья. Профилактика гриппа»

Групповая работа:          

1.Оказывалась помощь учителям в подборе методической литературы. Готовились тематические подборки материала к проведению классных часов.

2. При проведении в школе анализа чтения учащихся были выявлены следующие показатели:

Наиболее активно читают дети 1-5 классов, и 9-11 классов.

Внутри класса актив составляет 30-35 %

Тематика чтения учащихся, согласно проведенному анкетированию, очень разнообразна.

Особо следует отметить начальное звено, где дети с удовольствием читают рекомендуемую им литературу. Старшие классы – это целевые запросы, в основном литература по программе, в помощь изучаемым предметам.

В соответствии с запросами учащихся библиотекарь  подбирает необходимую литературу.

2.Составлены списки литературы и планы чтения для уч-ся по интересам.

3.С группой «трудных» и «слабоуспевающих» детей ведется индивидуальная и групповая работа:  Анализ  читательских формуляров,  анкетирование . По результатам которого составлялись беседы о прочитанном, рекомендательные беседы, которые принесли свои положительные результаты в чтении учащихся.

4.В библиотеке составлена и регулярно пополняется картотека по интересам, которой пользуются учащиеся и библиотекарь - это повышает уровень более углубленного изучения интересующего материала.

5. Ведется тетрадь выполненных справок для учащихся. Активно используется интернет.

Массовая работа:

Информационная и справочно-библиографическая работа.

В библиотеке своевременно оформляются книжные выставки на казахском и русском языках по актуальным темам, которые раскрывают содержание  фонда и помогают учащимся ориентироваться в подборе материала по предметам. «Книга-учитель и друг»

«Как самому выбрать книгу » - книжка-раскладушка. «Как беречь книгу » - книжка-раскладушка. «Календарь знаменательных дат» – выставка-информация

« Новинки литературы»

Ведется ведомость выполненных справок.

Регулярно пополняется печатный и электронный каталоги.

На совещании учителей проводятся информационные выступления по необходимым темам.

Воспитание культуры чтения. Библиотечные уроки.

«Посвящение в читатели,  « Путешествие в книжный город» Это мероприятие проводилось с учащимися 1 классов, по окончании изучения букваря. Это экскурсии, запись в библиотеку, игровые и сказочные викторины.

В январе месяце в школе проводилась  экскурсия д/с. № 29с целью профориентации и привлечения  в 1 класс  учащихся.

 Во время проведения рейдов по сохранности учебников, проводились беседы с классами: « Правила обращения с книгой», « Для чего нужна закладка», « Как отремонтировать учебник ».  

При проведении « Библиотечных уроков» брались темы по правилам обращения с книгой. «Как пользоваться справочной литературой», « Научно- популярная литература» - с учащимися 4 «б» классов.    

« Правила обращения с книгой» 1 – е классы.

«Энциклопедии. Словари. Справочники». Библиотечный урок.6 «а» кл.

Ведется работа с периодической печатью .

Работа с учебниками и книжным фондом:

В октябре и апреле месяце проводились общешкольные рейды по сохранности учебников, совместно с активом библиотеки и библиотекарями классов. Это дает положительные результаты в бережном отношении ученика к учебнику.  

На совещании учителей отмечаются недостатки, которые необходимо исправить, чтобы улучшить сохранность учебников.   .

Регулярно проводятся беседы по сохранности учебников: « Правила обращения с книгой», «Для чего нужна закладка» .» «Как правильно подклеить книгу» и др..

В 2016-2017 учебном году была проведена подписка на периодические издания на сумму 140000 тенге. В количестве 20 экз. Из них на государственном языке 12 экз.

Для детского чтения выписано 4  наименования .

Ежегодно проводится списание устаревшей литературы и учебников по причине окончания цикла фондирования.

Нравственно-ценностные ориентиры и правовое воспитание:

В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки по данной теме:

«Право и наша жизнь»,

«Конституция РК» и другие.

Подборка книжного и газетно-журнального материала для проведения классных часов по правовому и нравственному воспитанию.

Книжная выставка по акции « Дорога в школу».

Имеется папка- подборка материала  « О профилактике правонарушений» ,« Защищаем права ребенка», « Государственные символы РК».Проведен цикл классных часов «Имею право…»», «Государственные символы» .  

С учащимися 8 «а» кл. проведена правовая игра « Мои права и обязанности».  С учащимися 9 «а» класса проведена интеллектуальная игра « Закон и правопорядок»

Экология. Здоровый образ жизни.

 В библиотеке оформлены книжные выставки-просмотры: «Человек, ты в ответе за жизнь на земле…», « Природа и ты».

В папке «Экология нашей области» находится газетно-журнальный материал по рубрикам, которые  пополняются по мере поступления материала и оказывают неоценимую помощь в дополнение к учебникам. Учащиеся часто используют представленный материал в подготовке к урокам в рубриках:

 - «Охрана окружающей среды - забота государства»

 - «Флора и фауна»

 - «Заводы и экология»

 - «Чтобы воздух чистым был…»

 - «Золоотвалы. Мусор»

 - «Водные ресурсы Прииртышья»

 - «Забота о пойме»

 - «Рыбоохранные мероприятия»

 - «Земли заповедные»

 - «Останется ли лес потомкам?»

Большая работа проводится по ЗОЖ . В работе с вредными  привычками проводился круглый стол  « Еще раз о табачном обмане», с просмотром видеофильма. « Страшная правда о вреде курения» - групповая беседа.   Для проведения внеклассных мероприятий  регулярно используются учащимися папки газетно – журнальных Проводимые мероприятия значительно увеличивают посещение учащихся в библиотеку.

Проведены групповые беседы, обзоры литературы «Люди мира, берегите землю! Люди мира, сохраните мир!»

« Вредные и полезные привычки» -Круглый стол с  6 «а» кл.

Воспитание Казахстанского патриотизма:

«Живые строки войны»». – Книжная выставка-просмотр.

«Павлодарцы на полях сражений» - Подборка газетно - журнального материала.

« История становления Конституции»- книжная выставка.

«   Стратегия 2030 – программа  будущего»- книжно- иллюстративная выставка.

Государственные символы и этикет»-Беседа.

«Наш первый президент» -беседы у выставки в библиотеке.

С учащимися 2 «а» кл. проведена литературная композиция ко дню 1 Президента «Н.Назарбаев «Яркая судьба»

«Қазақствн – менің Респ.»-  Конкурс стихов ко дню Независимости.

«Государственные символы РК» -папка материалов для проведения классных часов.

Используя подготовленный материал выставок и папок, учащиеся готовили рефераты, классные часы и т.д.

На весенних каникулах в библиотеке проводился праздник « Наурыз» со стихами, музыкой,играми и национальными традициями.

Краеведение. Казахский язык и литература.

«Страницы жизни мудрой» - папка газетно-журнальных материалов известных людей Казахстана.

   «История нашей области» , « Независимый Казахстан» - папки материалов.

   «Возрождение языка - веление времени» - стенд.

   «Жизнь народа в его языке» - книжная выставка, которая включает в себя «Закон о языке».

   «Стратегия 2030- Программа будущего»,»,« Край, устремленный в будущее»-выставка- путешествие. «Казахстан: Год за годом» -  книжные выставки..

«Новый Казахстан – в новом мире » – полка – подборка материалов.   По пропаганде краеведческой литературы подготовлена развернутая книжная выставка «Павлодарская область», книги с которой очень активно используются, что играет немаловажную роль по привлечению читателей в библиотеку.»

«Казахстан: Год за годом»- подборка материала.

« Казахстан: Ступени роста»-  книжная выставка.

«Их именами названы улицы нашего города»- папка материалов

« История возникновения Павлодара»- экскурсия – конкурс в областную библиотеку 8»а» кл.

« Экономика нашей области»  - классный час  8 «а» 2 кл.

« Взгляд в прошлое»- встреча в областной библиотеке с археологом. К 80- летию Павлодарской области.

 

Нравственное воспитание

« Семейные ценности» -книжная выставка

« Жизнь без насилия»- подборка материала

« Солнце спрятано в каждом» -литературно- музыкальная гостиная - 4»в» кл.

«Наурыз мейрамы!»- Книжная выставка- экспозиция.

                 Работа по сохранности учебников

В октябре и апреле месяце проводились общешкольные рейды по сохранности школьных учебников,где библитекарь совместно с активом библиотеки тщательно проверяли подготовку учащимися учебников к обмену их на новый учебный год. В процессе этого в классах проводились беседы : « Единые требования к учебнику», « Как сберечь книгу», « Как подклеить корешок», «История создания книги», « Как обернуты учебники».

Перед проведением рейда с активом библиотеки проводилась беседа « Как правильно проверить учебник».

На зимних каникулах в библиотеке проводился конкурс на лучшую закладку для  учебника.

«Бір ел- бір кітап. Одна страна – одна книга»

В проведении акции « Одна страна- одна книга» , посвященная С.Торайгырову, библиотека принимала активное участие.

Оформлена книжная выставка « Бір ел – бір кітап»

С учащимися  4 «б» класса была проведена беседа « Я бы солнцем взошел над землей»

7 «а» и 8 «а» классы приняли участие в марафонском чтении «Торайгырову 125 лет».

В 5 «а» классе провели литературный портрет под названием « Живу, чтобы песней потомкам помочь».

К 125- летию С.Торайгырова проводился общешкольный  информационный час « Имя его останется в веках».

С учащимися 7 кл. В библиотеке у книжной выставки проводился экспресс- рассказ

 « Идеи добра и гуманизма».

В новом 2018 году в акцию « Одна страна- одна книга»  вошел Шакарим К.,Бауржан Момыш улы,Н .Келимбетов, -их именам посвящена книжная выставка.

Литературный марафон, который проводился с учащимися 5 «а» класса, был посвящен поэзии Шакарима К.

Книжная площадка по жизни и творчеству Б. Момышулы была представлена в 5 «а» классе.

 

Комплектование и организация книжного фонда.

При поступлении новых учебников в сентябре проводилось их документальная обработка, 100 % выдача их учащимся.

В октябре библиотека подписалась на периодические издания на 2018 год на сумму 80000 тенге.

Внутри библиотеки регулярно проводится  расстановка и сверка книжного фонда по таблицам ББК.

Пропаганда казахского языка.

Переходим на латиницу.

Полиязычие

« Возрождение языков – веление времени»- стенд

«Язык- живая душа народа»- интеллектуальная игра, посвященная  Дню языков

  народов Казахстана

«Қазақстан- менің Республ. Под единым шаныраком.» Конкурс стихов

«Королевство трех языков» - книжная выставка.

« Переходим на латиницу»- книжная выставка.

« Переход на латиницу- обьединяет»- обсуждение  у выставки  газетных материалов.

Рухани жаңғыру

«Рухани жаңғыру». Книжная выставка

«Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» Папка материалов.

« Переход на латиницу в Казахстане»-Книжная выставка.

«Духовные святыни Казахстана».Книжная выставка.

« Астана- духовная столица тюркского мира». Книжная выставка

«Язык- живая душа народа»- интеллектуальная игра.

« Переход на латиницу – объединяет»- обсуждение с 8 «б» кл.

« История возникновения Павлодара»- экскурсия- конкурс в областную библиотеку.К 80-летию Павлодарской области с 5 «в» кл.

«Взгляд в прошлое». К 80- летию Павлодарской области.Встреча с археологом в  Областной библиотеке 5 «а», 5 «б» кл.

«Живу, чтобы песней потомкам помочь». Литературный портрет С.Торайгырова.Проводилось мероприятие с 5 «а» кл.

В СОШ № 26 в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру»  стартовала  новая форма работы – движение «Буккроссинг», что  привлекло учащихся, учителей и родителей к дополнительному чтению литературы.

Предметные недели:

   Делались подготовленные книговыдачи для проведения классных часов и других мероприятий совместно с библиотекой.

Оказывалась индивидуальная помощь учителям и учащимся в проведении мероприятий, классных часов и т.д.

Дизайн библиотеки.

Оформление библиотеки соответствует требованиям времени и методистов. Соблюдается двуязычие.Выставки имеют звучные заголовки, цитаты раскрывают тематику выставки.Шрифт для оформления набирается на компьютере на соответствующего цвета бумаге,которая гармонично вписывается в общую цветовую гамму.

На всех окнах имеются жалюзи  бежевого цвета, которые соответствуют цвету стен.

Выводы:

1.Планы работы выполняются.

2.Учащиеся школы 100% охвачены чтением.

3.Велась работа по привлечению учащихся к систематическому и разностороннему чтению.

4.Проводилась индивидуальная, групповая и массовая работа с целью пропаганды книги.

5.Мероприятия проводились с применением компьютера.

Рекомендации:

1.Продолжать вести работу по привлечению учащихся к чтению, прививать интерес к книге.

2.Особое внимание уделять пропаганде литературы  в помощь изучаемым предметам.

3.Продолжать вести электронный каталог библиотечного фонда.

Важное влияние на развитие библиотеки оказывает и проявление внутренней среды, которую необходимо отрегулировать:

- отсутствие четкой политики в комплектовании библиотеки.

- острый недостаток финансовых средств в  приобретении литературы.

- отсутствие средств  на приобретение новой мебели.

- низкий уровень информационной культуры пользователей.

Библиотекарь:                                                        Дубовская Н.Н.