Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Для вас родители
photo-main

Родители и Дети.

Рекомендации в воспитании детей.

1

Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть! Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д. Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни. Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей. Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет.

2

Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и пр. проблемы. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание. Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях. Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами — значит доверять. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует). Развивать способность к эмпатии (сочувствию). Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон Ваших взаимоотношений. А что означает «плюс»? Например, в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку, мама печет вкусный пирог, папа идет с детьми на рыбалку… Когда взрослый уделяет им специальное внимание, и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка. Если случается непослушание или проступок, то «праздник» отменяется. А какой практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой.

.

.

.

Анкетирование для родителей:

Достаточно ли хорошо Вы представляете себе результаты Вашего воспитания?

Отвечайте «да» или «нет». 1.Вы частенько подшучиваете над недостатками вашего ребёнка? 2.Вас беспокоит, что ребёнок много времени уделяет своей внешности. 3.По вашему мнению, отстаивание ребёнком своей позиции ни к чему хорошему не приведёт. 4.Вы слишком сильно переживаете неприятности, неудачи вашего ребёнка. 5.За ребёнком нужен постоянный контроль со стороны взрослых. 6.Дети и секс – эти два понятия для вас несовместимы. 7.Лучшие советчики в воспитании вашего ребёнка - ваша интуиция и опыт. 8.Вы часто критикуете себя за ошибки ваших детей. 9.Вы полагаете, что большинство окружающих враждебно относятся к вашей семье. 10.Часто ловите себя на том, что ваш ребёнок вызывает у вас чувство жалости. 11.Ваш ребёнок доставляет вам больше хлопот, чем радости. 12.Вы считаете, что особое внимание и заботу нужно проявлять к ребёнку только тогда, когда он заболевает. 13.В первую очередь ребёнок должен слушаться старших. За каждый «да» поставьте – 10 баллов. 110 и выше – необходимо пересмотреть свои взгляды на воспитание. Дело не в детях, а в своём характере. Придерживаясь такого стиля воспитания, вы будете сталкиваться с трудностями. Самое главное – больше прислушиваться к мнению самого ребёнка. 70-110 – не оправдывайте себя нехваткой времени на занятия с ребёнком – это не лучший способ воспитания. Трудности во взаимоотношениях можно лучше всего разрешить, начав с анализа собственных проблем. Уверенность и самостоятельность важны для будущего вашего ребёнка. Первое решение – признать, что у ребёнка есть право на своё мнение. 30-60- вы делаете всё, чтобы лучше понимать своего ребёнка, и считаете, что лучше все, если ребёнок сам научиться разрешать многие проблемы. Уделите больше внимание развитию у него навыков самостоятельного мышления. 0-20 – у вас отличный контакт со своим ребёнком. Вы понимаете его проблемы.

ТЕСТ «КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда. 1.Следите ли вы за статьями в журналах, программах по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли вы время от времени книги на эту тему? 2.Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей? 3.Если ребёнок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться? 4.Ваш ребёнок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания? 5.Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо? 6.Считаете ли вы, что среда, окружающая ребёнка, оказывает на него существенное влияние? 7.Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребёнка? 8.Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов? 9.Сумеете ли вы не приказывать, а попросить о чем-либо своего ребёнка? 10.Неприятно ли вам «отделываться» от ребёнка фразой типа: « У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»? Ключ: за каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ «иногда» и за отрицательный – 0. Менее 6 очков: о настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. Необходимо заняться образованием в этой области.

От 7 до 14 очков: Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но всё же кое в чём над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что в ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков, вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем, не менее, не удастся ли ещё кое- что немного улучшить.

ТЕСТ «ДЕТЕЙ ВОСПИТЫВАЮТ РОДИТЕЛИ, А РОДИТЕЛЕЙ?»

Выберите, пожалуйста, один из предложенных ответов, поставив рядом с ним любой знак. Можете ли Вы?
  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком:
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю; В) не могу
  1. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст:
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю; В) не могу
  1. Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему:
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю; В) не могу 4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты: А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю; В) не могу
  1. Сохранить самообладание, даже если поступок сына (дочери) вывел вас из себя:
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю; В) не могу
  1. Поставить себя на место ребёнка:
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю; В) не могу
  1. Поверить хотя бы на минутку, что Вы – добрая фея (прекрасный принц):
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю; В) не могу 8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете: А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так делаю; В) не могу
  1. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка:
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю; В) не могу
  1. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение:
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю; В) не могу
  1. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что хочет, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться:
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но всегда так делаю; В) не могу
  1. Не прореагировать, если кто-то из ваших детей ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребёнка:
А) могу и всегда так делаю; Б) могу, но не всегда так делаю; В) не могу
  1. Устоять против детских просьб или слёз, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть:
А) могу и всегда так поступаю; Б) могу, но не всегда так поступаю;

В) не могу. Ответ «а» - 3 балла; ответ «б»-в 2балла; ответ «в» - в 1 балл. Если Вы набрали от 30 до 39 баллов – ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Вы можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребёнке доля Вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги. Вам необходимо задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Число баллов менее 16. У Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт знаний, необходимо познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания

Родительский лекторий

Тема: « Психологическая поддержка родителей при подготовке учащихся к ЕНТ»

Цель: Способствовать созданию условий родителями для формирования психологической поддержки у детей Задачи:
  1. Ознакомление родителей с советами при подготовке учащихся к сдаче ЕНТ;
  2. Работа в группах родителей по решению ситуативных заданий, связанных со сдачей и подготовкой к ЕНТ;
  3. Использование раздаточного материала (памяток) родителям.
1 этап.

В этом периоде, периоде юности опыт серьёзных жизненных испытаний невелик, психологической закалки недостаточно. Поэтому процесс сдачи ЕНТ превращается в пытку и приносит страдания. Можно ли преодолеть этот рубеж без чрезмерного напряжения, страхов?

Психологи утверждают, что это возможно, но необходимо прислушаться к их советам:

Во- первых: освоение учебного материала по объёму огромное. Однако человеческий мозг способен в ограниченное время воспринимать лишь определённый объём информации. Если учебный материал воспринимается не системно и не систематически, то могут быть затруднения. Уважаемы родители! Обратите внимание, если ребёнок жалуется, что не может запомнить, то посмотрите, как он учит.

Во-вторых, важным фактором является мотивационно-волевая готовность. Этот фактор не менее важен, чем интеллектуальная и эмоциональная. Как же достичь комплексной готовности. Одни ребята уходят с головой в подготовку с утра до вечера над учебниками. Другие наоборот стараются максимально отвлечься, полагаясь на везенье. Существует третий вариант подготовки: т.е. следует начать с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни.

2 этап. Работа в группах.

(разбор ситуационных задач)

Ситуация №1

После учебного дня придя со школы в 16.00, Дима всё время ложиться спать. Как распределить день, чтобы подготовка ребёнка не выпадала на время 20.00?

… Комментарии к ситуации №1

Эта ситуация о режиме дня. Известно, что люди делятся на «жаворонки» и «совы» и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Родителям необходимо разобраться к какому типу принадлежит ребёнок. Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. Если же ученик скорее «сова», то усаживаться за учебник в ранний час нецелесообразно: он ещё не вполне проснулся и будет долго входить в рабочий ритм. А вот посидеть чуть попозже вечерком может быть нелишним. Если ребёнок жалуется на нарушение сна. То это может быть связано с волнением. Если кто-то прибегает к таблеткам, то это может отразиться на нервную систему. Можно использовать мёд, который хорошо питает мозг.

Ситуация № 2 Дима постоянно жалуется, что у него болит голова. Он не выходит на улицу, не посещает спортивные кружки, его цель сдать ЕНТ. Как в данной ситуации поступать родителям, надо ли проходить медицинское обследование? … Комментарии к ситуации № 2

Эта ситуация относится к переутомлению. Чрезвычайно полезно чередовать умственную активность с небольшой физической нагрузкой – например. Для разрядки поиграть в волейбол или бадминтон, покататься на велосипеде или просто погулять. Посвящённый этому час может принести больше пользы, чем лишний час занятий при многочасовом сидении за учебниками.

Однако на фоне естественного и вполне объяснимого беспокойства положительные эмоции в разумных пределах просто необходимы. Порой родители, стремясь создать ребёнку наилучшие условия, буквально запирают его дома, запрещают гулять, смотреть телевизор, слушать музыку, общаться с друзьями даже по телефону.

Ситуация № 3

У ученика интересуются, куда пойдёт поступать после окончания школы. На что ученик отвечает, что всё зависит от сдачи ЕНТ.

Что ответить ученику?

… Комментарии к ситуации № 3

Родителям необходимо мотивировать ребёнка на получение знаний о профессиях и сдача ЕНТ не должна стать целью получения профессии. А должна стать ступенькой для получения знаний при достижении цели. Необходимо знать способности ребёнка, его интересы.

Ситуация № 4

Ребёнок приходит со школы радостный, у него получается работа по тестам. Но нет эмоциональной поддержки со стороны родителей. Так они считают, что он учится для себя. Как быть в этой ситуации?

… Комментарии к ситуации № 4

От настроя родителей зависит успешность вашего ребёнка, не только учебная, но и психологическая. Если родители уверены, что ребёнок справится, то и ребёнок будет уверен в своих силах. Если родители будут относится безразлично, то велика вероятность снижения результативности подготовки ученика. Не секрет, что успешность сдачи во многом зависит от настроя и отношения родителей.

3 этап. Раздача раздаточного материала (памятки для родителей: «Как помочь детям подготовиться к сдаче ЕНТ). Памятка для родителей 11 класса
  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит и не критикуйте ребёнка после сдачи ЕНТ. Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Не повышайте тревожность ребёнка накануне – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться»
  3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребёнок боится неудачи, тем больше вероятности допущения ошибок.
  5. Наблюдайте за самочувствием ребёнка, никто кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребёнка, связанное с переутомлением.
  6. Контролируйте режим подготовки ребёнка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  8. Обратите внимание на питание ребёнка: вовремя интенсивного умственного напряжения ему необходимо питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

10. Сейчас существуют множество различных сборников, тестовых заданий, которые можно приобрести.

11. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

12. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа

задание, это поможет настроиться на работу;

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл;

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и

отметь, чтобы потом к нему вернуться;

- если не смог в течение отведённого времени ответить на вопрос,

есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее

вероятный вариант.

И помните самое главное снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Подведение итогов родительского лектория.