Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Биология

  

 Тест по теме Вегетативные органы растений:

1.Функцией корня является

А.    Удержание растения в почве Б.      Вегетативное размножение

В.     Запас питательных веществ Г.      Все ответы верны

         2.Метаморфоз корня происходит

А.    Моркови      Б.      Свёклы      В.     ПетрушкиГ.      Все ответы верны

Стебель с расположенными на нём листьями, выросшими за один вегетативный период называют… А.    Побегом   Б.      Корнем    В.     Камбием   Г.      Клубнем

3.Место прикрепления листа к стеблю называют…

А.    Междоузлием  

Б.      Узлом  

В.     Пазухой листа  

Г.      Рубцом

Ближе к нижней эпидерме листа, расположены клетки округлой формы с крупными межклетниками. Эти клетки называют…

А.    Камбием      

Б.      Губчатой паренхимой

В.     Столбчатой паренхимой  

Г.      Проводящим пучком

Транспирация – это…

А.    Испарение воды                  

Б.      Поглощение углекислого газа

В.     Выделение углекислого газа  

Г.      Широко распространённый тип жилкования

Корень выполняет:

А.    механическую функцию  

Б.      всасывающую функцию  

В.     проводящую функцию    

Г.      все функции

Главным называется корень:

А.    самый толстый    

Б.      самый длинный

В.     самый разветвленный  

Г.      развившийся из зародышевого корешка

Придаточные корни отрастают от:

А.    побегов  

Б.      главного корня    

В.     боковых корней

Г.      любого из этих образований

В стержневой корневой системе:

А.    нет главного корня  

Б.      главный корень хорошо выражен

В.     несколько главных корней  

Г.      нет боковых корней

Мочковатая корневая система образована:

А.    главными корнями  

Б.      придаточными корнями

В.     корневищами          

Г.      совокупностью всех этих органов

Перечислите зоны коня и напишите их функции.

Побег это:

А.    вегетативный орган растения    

Б.      генеративный орган

В.     побег может быть вегетативным или генеративным  

Г.      все ответы не верны

Побег состоит из:

А.    стебля с расположенными на нем цветами

Б.      стебля с расположенными на нем листьями и почками

В.     корня и стеблей          

Г.      узлов и междоузлий

Участок стебля на котором развивается лист, называют

А.    междоузлием            

Б.      пазухой листа  

В.     листовым рубцом      

Г.      узлом

Верхушечный рост растений происходит за счет деления клеток

А.    междоузлий        

Б.      узлов          

В.     конуса нарастания

Г.      промежуточных клеток

17.Ветвление – это

А.    образование боковых побегов из пазушных почек

Б.      образование нескольких побегов из верхушечной почки

В.     образование побегов из спящих почек

Г.      образование побегов из почек, находящихся у самой земли или под землей

18.Ползучий побег характерен для

А.    будры плющевидной и чая лугового      

Б.      вьюнка полевого и хмеля

В.     очитка едкого и настурции              

Г.      горошка мышиного и винограда

Для тыквы, арбуза, дыни и традесканции характерно наличие:

А.    лежачих побегов (плетей)                

Б.      ползучих побегов

В.     вьющихся побегов                  

Г.      цепляющихся или лазающих побегов

Усики у винограда являются видоизмененными

А.    листьями    

Б.      почками        

В.     побегами          

Г.      корневищами

Корневища имеют

А.    лук, чеснок, тюльпан  

Б.      крапива, ветреница, ландыш

В.     картофель, цикламен, хохлатка        

Г.      лилия, нарцисс, гиацинт

Столон это

А.    видоизмененный придаточный корень      

Б.      часть корневища

В.     видоизмененный подземный побег  

Г.      видоизмененный боковой корень

23.Вегетативным размножением называется:

А.    размножение с помощью семян;

Б.      размножение с помощью вегетативных органов;

В.     размножение с помощью генеративных органов.

24.С помощью видоизмененных побегов-луковиц размножаются растения:

А.    тюльпан;  

Б.      нарцисс;    

В.     редис.

25.Стеблевыми черенками размножаются:

А.    смородина;  

Б.      картофель;  

В.     фиалка.

26.Крыжовник, черемуха, рябина размножаются:

А.    делением куста

Б.      листом

В.     отводками.

27.Как можно размножать растение, если оно не имеет подземных побегов, клубней, корневищ, луковиц;

А.    стеблевыми черенками;

Б.      корневыми черенками;  

В.     корневыми отпрысками.

Дайте определение: вегетативное размножение.

Дайте определение: вегетативные органы.

Вырост эпидермиальной клетки, служащий для поглощения воды и растворённых в ней минеральных солей, называются…

А.    Корневым чехликом    

Б.      Корневым волоском

В.     Паренхимой                  

Г.      Камбием

Эпидермис, образующий корневые волоски, и служащий для зашиты нижележащих клеток, называется…

А.    Паренхимой  

Б.      Камбием  

В.     Ризодермой    

Г.      Перициклом

Видоизменённый побег: луковица, имеет…

А.    Тюльпан  

Б.      Чеснок  

В.     Лилия    

Г.      Все ответы верны

Угол между стеблем и листом, называется…

А.    Узлом  

Б.      Междоузлием  

В.     Пазухой листа  

Г.      Рубцом

Функцией листа является:

А.    Транспирация  

Б.      Вегетативное размножение  

В.     Газообмен  

Г.      Все ответы верны

Губчатая паренхима, осуществляет главным образом…

А.    Процессы фотосинтеза      

Б.      Процессы вегетативного размножения

В.     Процессы газообмена        

Г.      Все ответы верны

 

 

Тестирование но теме: Опорно-двигательная система.

1.   Источником энергии, необходимой для движения являются:

A)     органические вещества                   б) минеральные вещества

B)      вода и минеральные вещества        г) витамины

2.   Кости образованы:

A)    межклеточным веществом                   б) эпителиальной тканью

B)     соединительной тканью                        г) разными тканями

3.   Гиподинамия это

A)     активный образ жизни                      б) пониженная подвижность

B)      нарушение осанки                                г) повышение работоспособности

4.   Поперечнополосатая мышечная ткань расположена:

A)    расположена во всех внутренних органах           б) образует скелетные мышцы

B)     образует стенки кровеносных сосудов               г) выстилает носовые полости

5.   Миофибриллы - это:

A)     тонкие сократительные нити внутри мышечного волокна      б) мышечное волокно

B)      разновидность мышечной ткани                   г) гладкие мышцы

6.   Работа мышц - это:

А) потеря работоспособности мышц в результате длительного бездействия Б) временная потеря работоспособности мышц

в) длительно удерживаемое незначительное напряжение мышц г) необходимое условие жизнедеятельности мышц

7.   * Правильная осанка формируется:

A)     сама по себе                б) под влиянием физических упражнений

B)      при контроле за правильным положением тела        г)под влиянием различных видов работы

8.   Работа мышц благотворно действует:

A)     только на сами мышц           б) только на кости

B)      на весь организм                   г) только на сердце

9.   * Полуподвижное соединение костей:

А) позвоночник           б) черепа               в) тазовые              г) конечностей

10.  Благодаря чему кость растет в толщину:

А) хрящам      б) надкостнице            в) губчатой ткани               г) красному костному мозгу

11.  Вокруг глаз, рта и анального отверстия расположены:

А) круговые         б) короткие              в) широкие            г) длинные

12.  Мышцы, участвующие в одном движении называются:

А) антагонисты              б) синергисты                в) разгибатели                 круговые

13.  Соотношение органических и минеральных веществ в костной ткани с возрастом :

A)     не меняется              б) увеличивается количество органических веществ

B)      нарастает доля минеральных веществ

14.  В скелете человека красный костный мозг расположен:

А) губчатом веществе кости              б) плотном веществе кости                в) надкостнице      г) хряще

15.      Смещение головок костей в суставе называют:
А) перелом     б) растяжение          в) вывих           г) ушиб

16.      В связи с прямохождением у человека:

 

A)    большой палец руки противостоит всем остальным      б) позвоночник приобрел изгибы

B)     мозговой отдел стал преобладать над лицевым

17.  Грудину, лопатку можно отнести к костям:

А) коротким             б) длинным                в) плоским                  г) трубчатым

18.  * Молочная кислота, образующаяся в мышцах:

A)     усиливает работу мышц               б) замедляет работу мышц

B)      поднимается тонус мышц                 г) развивается утомление

 

 

Тема «Эволюция»                                                                                         11 класс

 

  Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

 

1.  Группу особей данного вида считают популяцией на основании того, что они

1) могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство

2) уже несколько поколений существуют относительно обособленно от других групп этого вида

3) фенотипически и физиологически сходны

4) генетически близки.

2.Какие приспособления к перенесению неблагоприятных условий сформировались в процессе эволюции  у земноводных, живущих в умеренном климате?

1) запасание корма

2) оцепенение

3) перемещение в теплые районы

4) изменение окраски.

3. Какой из перечисленных показателейне характеризует биологический прогресс?

1) экологическое разнообразие

2) забота о потомстве

3) широкий ареал

4) высокая численность.

4.Морфологическим критерием вида является

1) сходный набор хромосом и генов

2) особенности процессов жизнедеятельности

3) особенности внешнего и внутреннего строения

4) определенный ареал распространения.

5.Пример внутривидовой борьбы за существование -

1) соперничество самцов из – за самки

2) «борьба с засухой» растений пустыни

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

6. Наследственная изменчивость имеет важное значение для эволюции, так как способствует:

1) снижению уровня борьбы за существование

2) снижению эффективности естественного отбора

3) увеличению генетической неоднородности особей в популяции

4) уменьшению генетической неоднородности особей в популяции

7.Обмен генами между популяциями одного вида может прекратиться из – за

1) изоляции популяций

2) внутривидовой борьбы

3) изменения климатических условий

4) борьбы за существование между популяциями.

8.Естественный отбор – это

1) процесс сокращения численности популяции

2) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями

3) совокупность отношений между организмами и неживой природой

4) процесс образования новых видов в природе.

9.Результатом эволюции является

1) борьба за существование

2) приспособленность организмов

3) наследственная изменчивость

4) ароморфоз.

10.Дивергенция представляет собой

1) расхождение признаков у родственных видов

2) схождение признаков у неродственных видов

3) образование гомологичных органов

4) приобретение узкой специализации.

 

1.     Выберите три верных ответа из шести предложенных.

Результатом эволюции является

1)    Повышение организации живых существ

2)    появление новых морозоустойчивых сортов плодовых растений

3)    возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

4)    выведение новых высокоурожайных сортов пшеницы

5)    выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

6)    формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях.

 

2.     Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

            ПРИЧИНА                                                               СПОСОБ

                                                                                              ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) расширение ареала исходного вида                             1) географическое

Б) стабильность ареала исходного вида                            2) экологическое

В) разделение ареала вида естественными преградами

Г) разделение ареала вида искусственными преградами

Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала.

 

3.Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

А) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания.

Часть 3.

1.     В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?

2.     Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структура. 3. Совокупность всех генов популяции называется ее генофондом. 4. Каждый вид, как правило, состоит из одной популяции. 5. Численность популяции всегда стабильна.

 

Выберите один верный ответ из четырех предложенных.

1. Во внутривидовой конкуренции в конечном итоге побеждают:

1) особи с определенными фенотипами и генотипами

2) семейства и роды

3) виды

4) биогеоценозы

2. У кажите неверное утверждение.

Идиоадаптации  ведут к

1) росту численности вида

2) расселению особей на новые территории

3) общему подъему организации

4) возникновению приспособлений к среде обитания

3.Синтетическая теория эволюции считает минимальной эволюционной единицей:

1) особь

2) вид

3) популяцию

4) разновидность

4.Примером ароморфоза можно считать:

1) перья у птиц

2) раскрашенную морду самца павиана

3) большой клюв у пеликана

4) длинную шею у жирафа

5.Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и неживой природой называют:

1) естественным отбором

2) искусственным отбором

3) видообразованием

4) борьбой за существование

6.Ареал, занимаемый видом в природе, это критерий

1) морфологический

2) физиологический

3) биохимический

4) географический

7.Гомологичными органами являются крылья бабочки и крылья

1) летучей мыши

2) пчелы

3) летучей рыбы

4) воробья

8.Приспособленность летучих мышей к ловле насекомых с помощью издаваемых ими ультразвуков – это результат

1) действия движущих сил эволюции

2) проявления законов наследственности

3) проявления модификационной изменчивости

4) методическим отбором

9.Полезные мутации распространяются в популяции благодаря

1) перемещению особей

2) свободному скрещиванию

3) физиологической изоляции

4) экологической изоляции

10. Расширение ареала зайца – русака – пример

1) дегенерации

2) ароморфоза

3) биологического прогресса

4) биологического регресса

 

1.Выберите три верных ответа из шести.

Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) наличие воскового налета на листьях клюквы

2) яркая сочная мякоть у плодов черники

3) наличие млечных желез у млекопитающих

4) появление полной перегородки  в сердце у птиц

5) уплощенная форма тела у скатов

6) двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

 

2.Установите соответствие между биологическим явлением и его значением в эволюционном процессе.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ                                                      ЗНАЧЕНИЕ

А) естественный отбор                                                                     1) фактор

Б) приспособленность организмов к среде                                     2) результат

В) образование новых видов

Г) комбинативная изменчивость

Д) сохранение видов в стабильных условиях

Е) борьба за существование

 

3.Установите последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования.

А) борьба за существование

Б) естественный отбор

В) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами

Г) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды

Д) образование новых видов.

Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться  в наземно – воздушной среде обитания? Укажите не менее трех примеров.

1.    Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях  питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается  от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

 

 

Тест на тему: «Простейшие»

Цель работы: систематизация и проверка знаний учащихся.

Для проведения работы класс делится на 3 варианта. Каждый ученик получает карточку, на которой проставлены в строчку числа от 1 до 22. Количество чисел определяется количеством предложенных ученикам вопросов. На карточке ученики подписывают фамилию, имя, класс, номер  варианта. 

Всем вариантам  задается один вопрос – выбрать  признаки, характеризующие данный организм:

Iвариант -  выбирает  признаки  характеризующие саркодовых;

IIвариан  – выбирает  признаки  характеризующие жгутиконосцев;

IIIвариант – выбирает  признаки  характеризующие инфузорий.

Дальше читается текст, каждое предложение закодировано под порядковым номером. Предложения составлены таким образом, что перед каждым предложением можно мысленно  поставить название организма или  заменить этим названием местоимение, для получения значимой информации. 

Ученики в своих карточках под строчкой цифр отмечают определенным значком правильные, по их мнению, признаки, соответствующие их варианту.  Отдельно обговаривается условие – все исправления считаются за ошибку.

                                                      Текст задания

1. Они  живут в пресной воде.

2. Она не имеет  постоянной формы тела.

3. Орган передвижения – жгутик, вращающийся винтообразно .

4. При движении медленно перетекает, образуя ложноножки.

5. Имеет одну сократительную вакуоль.

6. Двигаясь, быстро перебирает в воде ресничками.

7. Может питаться  автотрофно и  гетеротрофно.

8. Она - хищница.

9. Делится простой перетяжкой пополам.

10. Для питания образует пищеварительную вакуоль.

11. Ближайшие родственники живут в море и образуют раковину.

12. Её ядра  называются  -  макронуклеус  и  микронуклеус.

13. Делится продольным делением.

14. Могут быть паразитами многоклеточных организмов.

15. Половой способ  деления называется конъюгация.

16. При неблагоприятных условиях образует цисту.

17. Отличительная её  черта – наличие хлоропластов.

18. Имеет  2 сократительные вакуоли.

19. Она выстреливает трихоцистами.

20. Среди  представителей  встречаются колониальные формы.

21. Имеет красный светочувствительный глазок.

22. Не переваренные  остатки удаляются через порошицу.

На доске заранее подготовлены правильные ответы. Ученики меняются вариантами и проверяют друг у друга.  Считают ошибки и  ставят оценки по заданному критерию.

Критерий  оценок:      0 - 1 ошибка –  «5»

                                                2 – 3 ошибки  - «4»

                                               4 – 5 ошибок – «3»

 

Правильные ответы:

Iвариант  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22

              * *   *  *            *  *   *             *         *              *

IIвариант 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22

                   □      □      □      □                               □    □          □    □                □     □

IIIвариант 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22   

                     ○                   ○      ○        ○           ○                 ○     ○         ○     ○                 ○

 

 При желании можно изменить форму проведения проверочной работы.

Раздать уже заранее отпечатанный текст задания и попросить отметить нужные предложения соответствующим значком. Потом  учащиеся меняются вариантами и самостоятельно  проверяют друг у друга, исправляя ошибки другой ручкой.  Пишут  фамилию проверяющего ученика, ставят оценку и сдают работы. Учитель при проверке работ ставит оценку проверяющему ученику.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ: Эволюция органического мира и происхождение человека.

 

1.К какому критерию относится различие видов по числу и структуре хромосом?

2.Кто впервые раскрыл движущие силы эволюции?

3.Какой из признаков относится к морфологическим критериям вида?

4.Как называется свойство организмов приобретать новые признаки, ведущие к различиям между особями в пределах вида?

5.Какой признак является эмбриологическим доказательством эволюции?

6.Как называется способность совместного взаимовыгодного существования организмов  разных систематических групп?

7.Античные представления об изменении и превращении форм организмов,      происхождении одних от других. Как называется это направление в развитии биологии?

8.Какой процесс относится к движущим силам эволюции?

9.В чём выражается межвидовая борьба за существование?

10.В ареале чёрная крыса вытесняется серой, ель хорошо развивается  под  защитой лиственного леса, а потом вытесняет его. Какую форму борьбы за существование отражают такие примеры?        

11.Чем характеризуется дегенерация, которая является одним из основных направлений эволюции

12.У некоторых паразитических червей нет кишечника, слабо развита нервная система и органы чувств, в то же время у них высокая плодовитость. По какому направлению  осуществляется эволюция этих животных.

13.Какие свойства отличают человека от человекообразных обезьян?

14.Для каких предков человека ведущим фактором являлись социальные, а не биологические отношения

15.Какой признак неопровержимо свидетельствует о биологическом единстве всех человеческих рас?

16.Как называются эволюционные изменения, которые ведут к общему подъёму организации, поднимают жизнедеятельность  и приводят к биологическому прогрессу?

 17.Как называются органы, утратившие в процессе эволюции первоначальное значение и находящиеся в стадии исчезновения.

18.Какая главная черта строения отличала древних людей от человекообразных обезьян?

19.Какие черты строения свидетельствуют о морфологическом прогрессе?

20.К какому из главных направлений эволюции можно отнести пример уплощения тела, окраска под цвет грунта у камбаловых и скатов, живущих на дне?

21.У каждого вида в природе имеется определенная территория обитания и распространения. По каким критериям происходит такое распределение?

22. Как называл Ж.Б. Ламарк ступени восхождения от примитивных форм  к сложным?

23. Какое  из названных процессов является результатом эволюции?

24.В чём заключается роль наследственной изменчивости в процессе эволюции?

25.Каки признаки являются сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции?

26.Как называется приспособленность приобретения сходства между незащищеннымивидами?  

27.Как называется точка зрения, основанная  на библейских текстах: «Всё живое создано Богом  и остаётся неизменным»?

28.Причиной какого процесса является изменение генного состава особей в популяции одного вида в пределах своего ареала, но в разных условиях обитания.

29.Как называется эволюционный процесс, протекающий внутри вида и ведущий к его изменению?    

30.К каким доказательствам эволюции органического мира относится сходство зародышевого развития многих организмов?

31.К какому направлению эволюции относятся процессы, характеризующие приспособление организма к конкретным условиям среды?

32.Какой из примеров отражает конвергенцию?

33.Какие признаки характерны для древних людей?

34.Какой человек стал именоваться Человеком разумным?

35.Какой фактор является важнейшим, подтверждающим принадлежность всех людей к одному виду - Человек разумный?

36.К какому из направлений эволюционных изменений можно отнести  многообразие приспособлений цветка к перекрёстному опылению ветром, насекомыми, птицами?

37.Когда появились кистепёрые рыбы?

38.К какому из направлений эволюционных изменений можно отнести пример с повиликой , паразитирующей на клевере, хмеле и других растениях, в связи с чем она лишена листьев, в место корней  у неё на стебле присоски?

39.Что явилось крупнейшим ароморфозом в эволюции растений на Земле?

40.Какое явление называется изоляцией?