Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Нравственное воспитание

Нравственное воспитание

Цель:создание в школе единого воспитательного пространства, главной целью которого является приобщение учащихся к истинным ценностям мировой и национальной культуры и искусства. Воспитание поликультурной личности, способной проектировать и строить свою жизнь на основе общечеловеческих ценностей и жить по законам красоты.

 

 

 

Нравственное воспитание
 
Без глубокого нравственного чувства
человек не может иметь ни любви,
 ни чести, — ничего, чем человек есть
человек.
Белинский В. Г.
 
   Одной из важнейших задач модернизации системы образования является формирование интеллектуальной личности, обладающей конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, высокими гражданскими принципами, нравственной культурой, чувством патриотизма и социальной ответственности.                                     
Реализовывая основные задачи в процессе обучения и воспитания учащихся к приоритетным направлениям также можно соотнести формирование высоких нравственных и выработку лидерских качеств.  В современных условиях предъявляются все более высокие требования к духовному и нравственному миру человека, к его поступкам, моральным качествам и отношениям. Главным звеном в воспитании является нравственно-ценностная ориентация учащихся, где основой является овладение ими моральными нормами поведения и этической культурой. Именно мораль регулирует поведение в обществе.                                       
Предлагаемые занятия, разработаны  для учащихся 5-х классов, так как именно в подростковом возрасте появляется стремление к самостоятельности, проникновение в мир взрослого человека. Для этого возраста характерна некая хаотичность нравственных знаний, нечёткость в определении понятий, несоответствие поступков нравственным нормам поведения.                                                
Основная цель предлагаемых занятий: формирование нравственных знаний, убеждений и накопление нравственного опыта поведения, отношений с окружающими. Занятия включают ряд выполняемых заданий, что позволит развить коммуникативные навыки общения, эмоциональный мир чувств, который является основой для усвоения многих нравственных понятий и принятию нравственных решений. Раскрытие  единство внутреннего и внешнего поведения по отношению к окружающим помогают ситуационные задачи, где ученики самостоятельно находят пути решения. Создание модели пятиклассника позволит любому ученику сформировать привычку относится к другому по доброму, с уважительным отношением.
Результатом такой работы  является приобщение к нормам воспитанности. Овладение моральными нормами поведения, знаниями нравственной культуры усилит интерес подростков к своей внутренней личности, самооценки. Сформированность  личностных качеств, необходимых при взаимодействии с окружающим миром является главным содержанием занятий. Ученики, решая предложенные жизненные ситуации, связывают с проявленными личностными качествами, где происходит познание не только другого человека, но и самого себя, развивают у учащихся  умение сравнивать, анализировать, обобщать поступки товарищей и собственные, уметь видеть этическое содержание. Занятия направлены на развитие критического мышления, которые позволят давать адекватную оценку не только окружающим, но и самому себе.
 
Занятие № 1 Тема: «Азбука нравственности».
Цель: формирование культурно-нравственных качеств учащихся посредством решения ситуационных задач, уважительного отношения к окружающим и толерантного поведения.
 
Оборудование:иголочки для прикрепления бейджа, цветные заготовки для бейджа, фломастеры, постеры, магниты, электронная доска.
Ход заседания
Знакомство:
Все участники сидят в кругу. Каждый говорит своё имя, (значение своего имени) своё ласкательное имя, с которым обращаются к нему в семье. Следующий участник называет имя предыдущего сидящего, затем своё.
Подведение итогов.
 
Создание бейджа:
Каждый участник создает себе бейдж, оформляя его как ему нравится, прикрепляет его.
Подведение итогов.
Круг радости: Каждый участник получает бумагу и карандаш, на котором записывает своё качество, которым он гордится. После того как каждый записал своё положительно качество, сворачивает записку и бросает в общую коробочку, где они перемешиваются. Затем один из круга вынимает записку и присваивает это качество одному из круга, объясняя, почему он выбрал его для вручения. Затем получивший берёт записку и действие повторяется. Так проводится присвоение качеств, пока не закончатся записки.               Подведение итогов.
Разделение на группы: (4 группы по 5 человек).
Анаграмма:  Азбука нравственности. Разгадав анаграмму, участники объявляют тему занятия.
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
А
З
Б
У
К
А
Н
Р
А
В
С
Т
В
Е
Н
Н
О
С
Т
И
 
Демонстрация слайдов:«Азбука нравственности».
Слайд №1.  Выдержанность-  умение владеть собой, проявлять упорство в достижении поставленной цели, уравновешенность.
Слайд№2.   Целеустремленность -сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Такой человек точно знает чего хочет, куда идет и за что борется.
Слайд№3.Доверчивость - положительное восприятие людей и отдельного человека, уверенность в их порядочности, искренности и правильности действий.
Слайд №4.Правдивость- соответствие высказываний, слов говорящего его мыслям и убеждениям.
Слайд№5. Патриотизм-это любовь к своей Родине, народу, к семье, обычаям и традициям своей страны. Когда ты не просто живешь в ней, но и пытаешься сделать что-нибудь для нее полезное и поддерживаешь ее во всем.
Слайд№6.Трудолюбие-это такое положительное качество человека, когда он стремится к труду, проявляет старание и усердие.
Слайд№7. Милосердие- готовность помочь кому-нибудь или простить
кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Слайд№8. Честность-избегание обмана, в отношениях с другими людьми, отсутствие корыстных мотивов. Человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам.
Подведение итогов: Каждая группа получает по одной ситуационной задачи и определяет, какое качество было проявлено в предложенной ситуации.
 
 
Ситуация № 1
Твой одноклассник, проходя мимо рядов парт, случайно столкнул твои школьные принадлежности. Он извинился и помог тебе собрать вещи. Какое качество проявил твой одноклассник?
 
Ситуация № 2
На лестничном пролете, ученик нашей школы поскользнулся и упал. Ребята с твоего класса помогли ему подняться и успокоили его. Какое качество проявили ребята?
 
Ситуация № 3
Одноклассник не смог выполнить домашнее задание и списал у одноклассника. На уроке учитель спросил, все ли выполнили домашнее задание самостоятельно? Ученик признался, что списал.
Какое качество проявил ученик?
 
 
Ситуация № 4
К празднику 9 мая ученики самостоятельно подготовили стихи, рисунки и поздравления на военную тему. Данное мероприятие очень понравилось ветеранам, пришедшим на праздник. Какое качество проявили дети?
 
Работа в группах по созданию постера: Каждая группа получает одно качество нравственного человека и создает презентацию данного качества. Работа рассчитана на 10 минут. Затем каждая группа проводит презентацию.
Качества: ВЗАИМОВЫРУЧКА, ДРУЖНОСТЬ, УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ПОНИМАНИЕ.
Итог: Презентация группой постера.
 
 
Пожелание:каждая группа получает стикер, на котором должна записать пожелание другой группе по часовой стрелке.
Итог: пожелания зачитываются, а затем приклеиваются на постер, который был представлен командой.
По окончанию заседания каждый участник получает памятку, на которой представлены правила дружбы.
 
«Азбука нравственности»
Законы дружбы:
1.     Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним  радости и горе.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг.
3.  Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к
     нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть
     требовательность.
4.  Дружба и эгоизм несовместимы.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к
    тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с обманом.
7. Честность, доброжелательность, доверие- основа дружбы.
    Соблюдая эти правила,  вы никогда не потеряете друга. Уважайте,
                        бережно относитесь друг другу.
Подведение итогов заседания.
 
Занятие № 2 Тема: «Этикет».
Цель: Развить способности эффективно осуществлять речевую деятельность в единстве с изучением этикетных норм поведения.
Оборудование: пирамиды на столах, фломастеры, постеры, магниты, электронная доска.
Ход заседания
Приветствие: Каждый участник подходит к столу и выбирает  по одному грецкому ореху, который ему понравился. В течение двух минут каждый участник рассматривает свой орех, дает ему название, запоминает его на внешний вид. По команде учителя каждый кладет свой орех в общую коробочку, где орехи перемешиваются и рассыпаются на стол. Все заново  находят свои орехи, и каждый берёт свой, объясняя, как он смог его распознать. 
Подведение  итогов.
Круг радости: Все участники становятся в круг и по очереди дарят подарки другому. Например, я хочу подарить улыбку Алёше, затем Алексей дарит другому свой подарок. И так по кругу, все участники получают подарки.
Деление на  группы: Участники получили разрезные открытки и части должны найти свою группу, соединив пазлы в целое. На обратной стороне записано задание. 
Задание: Найдите слово объединяющее ряд картинок (на парте 10 картинок: дети высаживают деревья, мама провожает ребёнка в школу, ребёнок уступает место пожилому человеку, дети несут цветы и т.п).
Подведение итога: через ответы детей учитель выходит на тему заседания.
Работа с интерактивной доской: на доске загораются ситуации и ряд ответов. Учащиеся в группах обсуждают и жестом показывают, что они готовы. Затем подходящий ответ электронной ручкой переносят на знак вопроса. При неправильном ответе, ответ будет загораться красным цветом и не сдвинется с места.
Ситуации:
1.     Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
(Ответ: если твой товарищ поздоровался с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.)
2.     Можно ли вместо «Здравствуйте» говорить «Привет»? (Ответ: зависит от обстоятельств. Разумеется, трудно представить, что директору школы вы радостно говорите: «Привет». Но приветствовать этим словом друга, ровесника,  позволительно.)
3.     Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Ответ: обычно телефонный разговор оканчивает тот, кто его начал. Однако, если вы звоните старшему, не торопитесь, пусть конец разговору положат они.)
4.     В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ученик увидел своего классного руководителя и, проходя мимо вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семёнович». Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть всё в порядке? (Ответ: надо сказать общее «Здравствуйте».)
5.     Одна женщина в театре уронила носовой платок. Я подняла и подала ей. А она говорит: «Никогда, девочка, так не делай». Может она просто не культурная? (Ответ: к чужому носовому платку прикасаться не следует. Надо подойти к его владельцу, тихонько сказать: «Вы уронили», - и показать глазами на платок.)
6.     К старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: «Посмотрите, какая у меня в зубе здоровая дырка». И показал. Сестра на меня потом рассердилась, маме жаловалась. А что я такого сделал? (Ответ: за столом неприлично не только показывать всякие царапины, болячки, нарывы, но даже и говорить о болезнях. Советоваться с врачом нужно в поликлинике, а не когда он пришёл в гости.)
7.     На улице уже по вечернему прохладно. Ты возвращаешься с тренировки; на тебе тёплый свитер, который заставила надеть мама. Так хочется открыть окно в автобусе, тем более что и народу немного: сзади сидят лишь седенькая бабушка и краснощёкий малыш со своим папой. Можно ли это сделать? (Ответ: нужно спросить разрешение у других пассажиров, сидящих рядом или сзади: «Вам не помешает если я открою окно?».)
8.     На вечере мальчик потанцевал с девочкой. Он ей говорит: «Спасибо». Правильно? А что должна сказать или сделать девочка? (Ответ: на благодарность после танца девочка отвечает приветливой улыбкой.)
Обсуждение.
Составление модели подростка, обладающим этикетными нормами «Нормы этикета».
Задание: каждая группа получает карточки с разрезными нормами этикета. Необходимо составить пирамиду норм от самой важно к менее значительной (воспитанность, аккуратность, вежливость, уступчивость, требовательность, педантичность, скромность, честность, толерантность, приветливость).
Подведение итогов: презентация.
 
Заседания № 3  Тема: «Толерантность – путь к миру». 
Цель: Знакомство с определением «толерантность», его значением, воспитывать положительное отношение учащихся к себе и к окружающим, желание и умение прощать, развивать умения формулировать и высказывать своё мнение и уважать чужое.
 
Приветствие. Ученики становятся в круг, и проводится упражнение «импульс настроения» и  каждый ученик называют качество, которым он гордится.
Деление на группы.Каждый получает цветную геометрическую фигуру и по соответствующему цвету садятся в группы.
Работа в группах. Игра «Давайте поприветствуем друг друга».Здороваются: Япония -  сложить руки на уровне груди и поклониться; Казахстан – крепкое рукопожатие двумя руками,  Англия – пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга, Россия – крепко обняться и 3 раза друг друга поцеловать в щеки; Новая Зеландия – потереться носами; Тибет – показать язык друг другу; Германия – очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу; ……
Слова учителя: Насколько удивительны традиции приветствия каждого народа, хотя они совершали одно и то же действие. Как вы думаете почему? (ответы детей).  А сегодня мы с вами познакомимся с понятием, которое позволяет людям разных культур жить в мире и согласии. Давайте определим тему заседания.
Для этого я вам предлагаю разгадать анаграмму(предлагается анаграмма).
Р
Ь
А
Т
Н
Н
О
Т
Т
Л
О
Е
С
5
13
6
1
9
7
2
12
8
3
10
4
11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   На доске вывешивается тема занятия: «Толерантность - путь к миру»
Показ слайдов (легенды). Как зарождалась толерантность.
Ребята у вас на столах находятся понятия. Вам предлагается найти определение этому понятию. Понятию «толерантность».
Ученики рассказывают по алгоритму.
Вопрос: Как вы поняли, что такое толерантность?
Упражнение «Закончи предложение». Ученикам предлагается закончить предложения:
1.     Толерантность – это ….
2.     Толерантный человек, это человек который……
3.     Толерантное поведение – это….
4.     Толерантная страна – это …..
После обсуждения показ слайдов.
Разминка «Ледокол»
Наш Казахстан многонациональная страна. В ней проживает свыше 130 этносов. У каждого народа своя культура, обычаи и традиции. Для того чтобы  наш класс, наш город, страна были пространством толерантности необходим толерантный человек.
Создание модели «Толерантного человека». Я вам предлагаю создать модель толерантного человека. На столах у вас находятся качества, которыми может обладать толерантный человек. Обсудите в группе и выделите 3 качества, которые вы считаете наиболее важными. Ученики самостоятельно создают модель толерантного человека и прикрепляют качества.
1.     Создание модели.
2.     Презентация модели от каждой группы.
Подведение итогов.

 

Вопрос о том, вредны ли ранние половые связи

Вопрос о том, вредны ли ранние половые связи, до настоящего момента остается достаточно сложным. Многие проповедники здорового образа жизни утверждают, что половую жизнь подросток может начинать тогда, когда ему этого захочется, и особого вреда не последует. Однако, врачи и ученые не согласны с данной точкой зрения и считают, что последствия ранней половой связи в большинстве случаев достаточно серьезны. Если обратиться к реальным фактам, то можно отметить, что раннее начало половой жизни влечет за собой два рода нарушений в организме подростка: на психологическом и физиологическом уровнях. Установлено, что ранняя половая связь является выражением стремления подростка быстрее повзрослеть, стать более успешным и «крутым» в глазах сверстников. В итоге, постоянно сменяя половых партнеров, подросток очень быстро насыщается и перестает воспринимать занятия сексом как проявлению любви и нежности к партнеру, для него это становится таким же привычным делом, как, скажем, выпить пива. В итоге наблюдаются последствия ранних половых связей – измена в семье, а затем и ее полный распад. Некоторые впоследствии и совсем не могут найти свою вторую половину. У взрослых таких психологических нарушений не происходит, так как их психика уже полностью сформирована и уравновешена. Для девушек, пожалуй, половые связи в раннем возрасте чаще всего осложняются беременностью. Как показывает статистика, хотя в настоящее время о простейших видах контрацепции знают все, использовать их додумываются далеко не во всех случаях. В то же время беременность и материнство для неокрепшей психики девочки являются настоящей катастрофой. Поэтому чаще всего ранние половые связи среди подростков завершаются абортами. Впрочем, достаточно сложно судить о том, что в данном возрасте является более страшным – аборт или роды. Мать до 17 лет в принципе не сможет родить здорового ребенка, а в дальнейшем будет испытывать трудности с уходом за ним и воспитанием. Для юношей половые связи в раннем возрасте, окончившиеся беременностью партнерши, также очень страшны, так как они пока еще не готовы стать отцами и посвятить свою жизнь ребенку. В итоге растет количество матерей-одиночек. В последние годы стало очень распространено среди молодых девушек такое страшное заболевание, как рак шейки матки, виновником являются ранние половые связи подростков, так как половые органы девочки еще не являются созревшими для полового акта, а беременность, роды и аборты в данном возрасте вообще являются сильнейшими провоцирующими факторами. Таким образом, можно сказать, что ранние половые связи и здоровье для девочек являются понятиями несовместимыми. Но и для юношей беспорядочные половые связи раньше 18 лет небезопасны. Так как подростки плохо знают о признаках венерических заболеваниях и способах защиты от них, их распространенность очень сильно возрастает. А ведь многие эти болезни могут приводить к потере потенции на всю оставшуюся жизнь. У девушек же они приводят к невозможности беременности в дальнейшем. Каждый делает в жизни свой сознательный выбор, но мнения знающих людей однозначно: для тех, кто хочет создать семью и наслаждаться радостями любви первая половая связь должна иметь место не ранее 18 лет.
 
 
 

Ранние половые связи

    Исследования специалистов свидетельствуют, что в последние годы обозначилась общая тенденция снижения возраста вступления в первые половые связи. Наиболее заметно тенденция омоложения первых сексуальных контактов прослеживается среди девочек. Ранние половые связи стали нормой у современной молодежи.

Психологи отмечают, что у современных подростков значительно появился интерес к проблемам секса. Подростки по телевизору или в видеофильмах видят много сцен, которые несут тот или иной сексуальный смысл. Служба телефона доверия отмечает, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8-9 лет. Однако особую остроту этот вопрос приобретает в 12-13 лет, особенно для девочек.

Отношение молодых людей к сексу становится все более легким, все проще игнорируются различные социальные запреты в этой области. У подростков распространены представления о возможности вступления в половые отношения с совершенно незнакомым человеком.

Статистика. Число юношей, начинающих половую жизнь до 16 лет, в настоящее время заметно выше, чем в том же возрасте у девушек. Обращает на себя внимание стремительное омоложение возраста, в котором девушки вступают в первые половые связи.

Количество вступивших в половые связи школьниц за последние 5 лет увеличилось вдвое по сравнению с предыдущим периодом (с 16,4% до 30%).

Среди учащихся системы профтехобразования доля начавших половую жизнь до 16 лет значительно выше, чем среди учащихся общеобразовательных школ.

2. Причины, побуждающие подростков к раннему вступлению в половые связи.

Больше они относятся к девушкам, т.к. именно им, начиная сексуальную активную жизнь, приходиться жертвовать многим и многим.

1 - Чтобы чувствовать себя менее одинокой или стать популярной;

2- Чтобы продемонстрировать свою независимость от родителей;

3 - Попытка утвердить свое «Я» через секс, потому что очень неуверенно чувствуют себя и хотя

таким образом подчеркнуть свою привлекательность. Мужчины пытаются подтвердить свое

мужское начало, женщины – доказать всему миру и самим себе, что они желанны, что их могут

любить.

4 - Чтобы удержать любовь;

5 - Потому что «все это делают».

Для того чтобы заняться сексом, кроме перечисленных, есть множество причин, но лишь одну из них можно признать достаточно обоснованной: это физическое выражение настоящей любви, возникающей между юношей и девушкой.

Любовь представляет собой сильное чувство, характеризующееся добровольным решением человека действовать в интересах другого, это – проявление заботы и уважения друг к другу. Любовь предполагает добровольные, сознательные решения, а не услуги безрассудной страсти.

Для удовлетворения полового влечения требуется только сексуальная активность; в любви же сексуальная активность является вторичной по отношению к тем чувствам, которые один человек испытывает к другому.

Половое сближение, на которое идут подростки в надежде, что оно приведет к разрешению перечисленных выше проблем, руководствуются абсолютно неверными мотивами, а потом страдают от последствий. Интимные контакты между людьми, не до конца разобравшимися в роли любви и секса во взаимоотношениях, могут сильно повредить им обоим.

Ранние половые связи всегда имеют своим последствием отрицательное влияние на здоровье человека, и в первую очередь на репродуктивное здоровье.

В последнее время существует мнение, что сексуальность приносит все больше наслаждений, все меньше конфликтов и стресса. Так ли это происходит в подростковом возрасте?

Материалы проведенных исследований показывают низкую степень сформированности моральных норм среди значительной части подростков, вступающих в половую связь ( у каждого десятого, кто имел половую связь, она произошла с совершенно незнакомым человеком).

Практически половина первых половых связей у девушек в раннем возрасте происходит в связи с принуждением их к этому либо физической силой, либо угрозами. В данной ситуации говорить о половой близости по любви, о гармонии души и тела не приходится. Такой контакт вряд ли доставит наслаждение и избавит от стресса.

Зато ранние половые связи подростков создают целый ряд серьезных проблем:

- риск забеременеть;
- получить венерическую болезнь;
- утратить самоуважение;
- разочарование;
- приобрести нехорошую репутацию и др.

Установлено, что интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. У родителей-подростков в два раза чаще умирают дети в младенчестве, чем дети у матерей в возрасте старше 20 лет. Здоровые дети родятся от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет.

Внимание! Среди детей, рожденных матерями, которым 16 лет или меньше, только один из 20 имеют нормальное умственное развитие.

Причина еще в том, что родитель, который сам еще не стал взрослым, вряд ли может научить чему-то своего ребенка. Рождение ребенка в раннем возрасте влияет на всю последующую жизнь женщины.

Ранние половые связи оказывают влияние и на общую продолжительность жизни. Установлено: люди, вступившие в брак в 16-18 лет, в среднем прожили 50-55 лет, а вступившие в брак в 23-25 лет имеют среднюю продолжительность жизни 75-80 лет.

Кроме того, свободный взгляд на секс и раннее вступление в половые отношения привели к росту заболеваний, передаваемых половым путем.

Статистика: в 2005 году зафиксировано 97,9 тыс. заболеваний сифилисом; 101,8 тыс. гонореей. За последние 15 лет рост числа БППП у детей и подростков; Из них 70% заражений половым путем; Смешение заболеваемости сифилисом в более раннюю возрастную группу (до 14 лет).

Таким образом, ранние половые связи подростков всегда приводят к отрицательному влиянию на состояние общего здоровья подростков (духовного и физического) и репродуктивного здоровья. Причина ранних половых связей в подростковом возрасте кроется прежде всего в неправильных мотивах и жизненных установках в этом возрасте. Подросток руководствуется больше физиологическими потребностями, связанными с интенсивным половым созреванием.

Поэтому ЗОЖ в подростковом возрасте является надежной гарантией от ранних половых связей и всех последствии, с ними связанных. Физическая культура и спорт, занятия в различных кружках, хорошая учеба, заполненная духовная жизнь сглаживают преобладание полового влечения, переключает мысли на самосовершенствование, на развитее духовных и физических качеств, а это в свою очередь, приводит к другому отношению к лицам противоположного пола.

Общество всегда регулировало сексуальное поведение людей, определяя, что нравственно, а что безнравственно.

Помните: в вашем возрасте жизнь не кончается, а только начинается, и необходимо серьезно готовиться к ней, чтобы прожить достойно, не надо спешить, всему есть свое время.

III. Закрепление материала:

- Какие причины побуждают подростков к раннему вступлению в половые связи?
- Какое влияние оказывают ранние половые связи на здоровье подростка?
- Какой возраст рекомендуется для вступления в брак?