Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы
Проект
Введение Дорожная карта развития трехъязычного образования (далее – Дорожная карта) направлена на улучшение условий образовательной среды, способствующей овладению обучающимися государственным языком – казахским, русским языком, употребляемым наравне с казахским в качестве официального, и английским языком как инструментом успешной интеграции в мировое сообщество. Программа направлена на достижение широкомасштабного внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования в Республике Казахстан. Дорожная карта предусматривает определенные меры, необходимые для успешного внедрения трехъязычного образования на всех уровняхобразования. Анализ текущей ситуации В Государственную программу развития образования Республики Казахстан до 2020 года включены основные тенденции развития трехъязычного образования. Разработан проект Стратегического плана развития трехъязычного образования в Республике Казахстан – 2020. В дошкольном и среднем образовании Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 утверждены Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОСО) и Типовые учебные планы дошкольного образования, включающие изучение иностранных языков. Согласно ГОСО со 2 младшей группы предусмотрено 3 часа на изучение казахского, русского и иностранного языка. С сентября 2013 года в детских садах республики осуществляется интегрированное ведение занятий и свободной деятельности детей с использованием трехъязычия. Во всех дошкольных организациях создана предметно-развивающая среда для погружения в трехъязычное пространство. С 2000 года учебный предмет «Казахская литература» в школах с неказахским языком обучения ведется на казахском языке, учебный предмет «Русская литература» в школах с не русским языком обучения ведется на русском языке. В 2013-2014 учебном году введено изучение английского языка с 1-го класса, в 2016-2017 учебный год эти учащиеся закончат начальную школу. Функционируют 33 школы для одаренных детей с обучением на трех языках. В 18 Назарбаев Интеллектуальных школах обучение в старшей школе ведется на английском языке со сдачей международных внешних экзаменов, в 30 казахско-турецких лицеях отдельные предметы естественно-математического цикла ведутся на английском языке. В 110 школах (63 тыс. учащихся – 2,3%) внедряется трехъязычное обучение. 1202 учителя (2,4%) преподают на английском языке. Потребность в учителях по предметам естественно-математического цикла, ведущих занятия на английском языке, составляет 22,5 тыс. Потребность в переподготовке преподавателей вузов для качественного преподавания на английском языке составляет 1,1 тыс. В техническом и профессиональном образовании Подготовка педагогических кадров ведется по 11 специальностям образования в 57 педагогических и гуманитарных учебных заведениях, из них государственных – 23. В ГК РК 05-2008 «Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования (Приказ Комитета технического регулирования и метрологии от 24.07.2014 года № 165-од) включены новые квалификации «Воспитатель дошкольных организаций со знанием английского языка», «Учитель информатики начального образования со знанием английского языка», «Учитель математики со знанием английского языка», «Учитель физики со знанием английского языка». Для внедрения новых квалификаций по педагогическим специальностям определены в режиме эксперимента базовые педагогические и гуманитарные колледжи. С марта 2013 года запущен первый проект НАО «Холдинг «Кәсіпқор» – Межрегиональный профессиональный центр по подготовке и переподготовке кадров на английском языке для нефтегазовой отрасли в г. Атырау (далее – МПЦ г. Атырау). С сентября 2014 года 160 человек начали в ВТШ города Атырау обучение по проекту «Введение в специальность – получение первой рабочей специальности». Обучение ведется на английском языке. С 2015 года НАО «Холдинг «Кәсіпқор» начал реализацию проекта «Партнерские колледжи». Разработанные ранее Холдингом 10 образовательных программ будут адаптированы и внедрены в 10 отобранных партнерских колледжах. Ряд модулей (Технология программирования, Электроника, Материаловедение и т.д.) образовательных программ будут преподаваться на английском языке. В высшем и послевузовском образовании В рамках трехъязычного образования обучение введется по 65 специальностям бакалавриата, 32 магистратуры, 8 докторантуры PhD в 42 высших учебных заведениях. В 2014-2015 году создано 1002 трехъязычных групп, где обучаются 10800 человек. В 2014-2015 учебном году в 7 педагогических вузах создано 111 трехъязычных групп. Сформирован профессорско-преподавательский состав, владеющий русским, казахским и английским языками. Студенты всех специальностей изучают дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессиональный иностранный язык». Внедрена уровневая система обучения языкам в соответствии с международными стандартами. Лица, имеющие сертификат о сдаче иностранного языка по специальным программам, освобождаются от вступительного экзамена по иностранному языку в магистратуру, резидентуру, адъюнктуру и докторантуру. Студенты и магистранты по программе академической мобильности проходят обучение в странах-участницах Болонского процесса, являющихся странами Европейского Союза и США. Привлекаются зарубежные ученые и преподаватели. Начата системная работа по разработке, изданию и переводу на государственный язык базовых вузовских учебников. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ 7 стратегических направлений
Дорожная карта
развития трехъязычного образования
на 2015-2020 годы
- Паспорт Программы
Наименование Программы | Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы (далее – Дорожная карта) |
Основание для разработки | Поручение Главы государства, данное на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана от 23 апреля 2015 года. Пункт 89 Плана Нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех» |
Разработчик Программы | Министерство образования и науки Республики Казахстан Министерство культуры и спорта Республики Казахстан |
Организации, ответственные за реализацию Дорожной карты | Министерство образования и науки Республики Казахстан Министерство культуры и спорта Республики Казахстан Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан |
Цель | Обеспечение поэтапного внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования в Республике Казахстан для повышения его конкурентоспособности и развития человеческого капитала |
Задачи | - обеспечение преемственности трехъязычного образования в контексте единой образовательной среды за счет разработки Единого стандарта к изучению языков в рамках трехъязычного образования; - - обновление содержания учебных программ, обучающих ресурсов и системы оценивания в соответствии с требованиями к владению языками: изучение, преподавание, оценка в рамках трехъязычного образования; - обеспечение проведения эффективных научных исследований в области трехъязычного образования в Казахстане; - разработка эталонных рамок для обучения казахскому языку в соответствии с международными стандартами в обучении языкам, их преподавании и системе оценивания; - совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для эффективного внедрения трехъязычного образования; - способствование эффективному взаимодействию заинтересованных сторон (госорганы, организации образования, НПО, бизнес структуры, родительская общественность, СМИ и др.); - обеспечение информационного сопровождения процесса внедрения трехъязычного образования (публикации в СМИ, на телевидении, в прессе по вопросам политики трехъязычного образования и т.д.). |
Сроки реализации (этапы) | 1-й этап – 2015 год 2-й этап – 2016-2020 годы |
Целевые индикаторы | Доля детей предшкольного возраста, овладевших словарным запасом английского языка в соответствии с программой (2015 – 7%, 2020- 30%). Доля школьников, закончивших начальную школу со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам (2015 – 52%, 2020 – 75%). Доля школьников, закончивших основную школу, со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам (2015 – 60%, 2020 - 90%). Доля школьников, закончивших старшую школу, со знанием казахского, русского и английского языков в соответствии с уровневой системой обучения языкам (2015 – 70%, 2020 – 95%). Количество школ с трехъязычным обучением (2015 – 110, 2020 – 700). Доля педагогов, преподающих предметы ЕМН в старших классах на английском языке (физика, биология, химия, ИКТ), от общего количества учителей естественнонаучных предметов (2015 – 2,5%, 2020 – 25%). Доля преподавателей вузов, преподающих дисциплины циклов базовых и профилирующих дисциплин на английском языке (2015 г.– 8 %, 2020 г. – 20 %). Доля ППС вузов, прошедших повышение квалификации для реализации трехъязычного образования (2015 г.– 5 %, 2020 г. – 20%). |
Источники и объемы финансирования | Объем финансирования программы из республиканского бюджета ежегодно составит 6,38 млрд. тенге. Финансирование из местного бюджета будет осуществляться в пределах предусмотренных средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования. |
- Нормативная и правовая база
- Научно-исследовательская деятельность
- Методологическое и учебно-методическое обеспечение
- Подготовка кадров и повышение квалификации
- Институциональная поддержка
- Информационное сопровождение
- Финансирование
- Нормативная и правовая база
- Научно-исследовательская деятельность
- Методологическое и учебно-методическое обеспечение
- Институциональная поддержка
- Информационное сопровождение
- Финансирование
- 3,51 млрд. тенге, ежегодно (2016-2020 г.г.) – повышение квалификации 2,45 тыс. учителей и преподавателей на языковых курсах;
- 800 млн. тенге, ежегодно (2016-2020 г.г.) – обучение 500 учителей и преподавателей по программе «Болашақ»;
- 1,75 млрд. тенге, ежегодно (2016-2019 г.г.) – подготовка 40 образовательных программ и учебников вузов;
- 286 млн. тенге, ежегодно (2017-2020 г.г.) – ежегодное выделение 450 грантов на подготовительные отделения педагогических вузов;
- 110,5 млн. тенге (2017-2018 г.г.) – адаптация иностранных учебников по 4-м предметам 10-11 классов с английского языка.
- 123,04 млн. тенге (2016-2018 г.г.) – разработка отечественных учебников, УМК и терминологических словарей по 4-м предметам 10-11 классов на английском языке.
- 63,14 млн. тенге ежегодно (2016-2020 г.г.) летняя языковая четверть для школьников.