Современная реальность и новые условия жизни нашего общества выдвигают широкий спектр образовательных задач, для решения которых требуется непрерывное совершенствование мастерства педагогов, их эрудиция и компетентность в применении методов и форм обучения.
Базируясь на многолетних традициях, образовательные программы, используемые в ДМШ имени Курмангазы, впитали многое из того, что было накоплено в годы становления школы, так как наиболее конструктивный путь – это синтез бесценных педагогических завоеваний прошлых лет, не утративших практической значимости и поныне, и педагогические новации музыкантов, учителей-практиков, стремящихся модернизировать изжившую себя модель обучения.
Сегодня методическая работа музыкальной школы направлена на оказание действенной помощи в улучшении организации учебно-воспитательного процесса на основе внедрения передового педагогического опыта, повышения теоретического уровня и мастерства педагогов и руководителей школы.
Главным методическим органом является педагогический совет. Перечень вопросов, рассматриваемых на педсоветах, соответствует основным направлениям работы. На нем обсуждаются и принимаются решения, актуальные для всех отделений школы.
Координацию учебно-методического процесса осуществляет методический совет. Здесь определяется общая направленность деятельности методических объединений педагогов по специальности под руководством заведующих отделениями.
В рамках заседаний отделений педагоги выступают с методическими разработками и сообщениями, проводят открытые уроки, мастер-классы, исполнительские анализы учебно-педагогического репертуара.
Методическими объединениями школы разработаны и внедрены учебные планы нового поколения, их программную основу составляют как традиционные, так и нетрадиционные дисциплины ДМШ. Их реальная функция состоит в том, чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.
Приоритетным направлениемучебно-воспитательного процесса ДМШ является общая методическая тема, для реализации которой созданы оптимальные условия: кадровый потенциал, учебно-методическое обеспечение, соответствующая материально-техническая база.
Методическая работа в ДМШ предполагает взаимный анализ преподавания; обобщение лучших методов обучения; совершенствование исполнительского мастерства; освоение нового учебного материала и внедрение его в учебный процесс; экспериментальную работу по апробации новых музыкально-педагогических методик. Формы методической работы в ДМШ все время совершенствуются, приобретают новое содержание.
Еще один вид методической работы – творческий отчет педагога. Во время отчета сначала заслушивается концерт всех учащихся класса, а затем представляются профессиональные достижения педагога. В рамках отчета дается анализ по следующим направлениям: качественное выполнение учащимися программы; критерий требовательности; воспитание самостоятельных навыков и творческой инициативы; внеурочная воспитательная работа.
Особую и важную методическую работу проводит педагог в экзаменационных комиссиях. На контрольных прослушиваниях учащихся педагоги показывают коллегам результаты своего труда, получая критическую оценку и рекомендации. Такой вид методической работы является средством самоконтроля и в то же время средством, побуждающим педагогов делиться своим опытом и воспринимать опыт коллег. Здесь же, как правило, возникают проблемные вопросы, решение которых требует изучения специальной методической литературы, результат – совершенствование методики преподавания.
Коллективная работа в комиссиях требует также выработки единых критериев оценивания, следовательно, вырабатываются четкие требования к успеваемости.
Важнейший элемент методической работы педагога-инструменталиста – сохранение его собственной исполнительской формы, например, выступление в тематических концертах перед учащимися и их родителями. Это необходимая часть воспитательной работы в школе. В нашей школе, следуя давно сложившимся традициям, проводятся педагогические исполнительские минимумы. Если раньше они проходили в виде выступлений перед коллегами на методических заседаниях, то теперь в виде участия в концертах школьной педагогической филармонии. Требования при этом соответствуют индивидуальным качествам педагогов. Единой мерки здесь быть не может, так как речь идет о педагоге-человеке, музыкальные способности которого должны выявляться в преподавательском, а не исполнительском труде.
Высшая форма организации методической работы – это педагогические конференции. Они дают неисчерпаемые возможности для активизации педагогического мышления преподавателей и способствуют обмену практическим опытом. Ежегодно такие конференции проходят в рамках августовских педагогических чтений. Наша школа является площадкой для проведения Республиканских курсов повышения квалификации педагогических кадров, проводимых РУМЦДО МП РК. Педагоги школы принимают участие с докладами в республиканских, областных вебинарах и форсайт-сессиях.
Изучая целесообразность использования тех или иных форм важно правильно оценить полученные результаты. При этом мы помним, что результаты накапливаются в течение многих лет. Поэтому стараемся методическую работу осуществлять целенаправленно и постоянно, не рассчитывая на моментальное решение назревших проблем.
Педагогический труд – это научный труд, а методическая работа – наиболее яркое его проявление. Хотелось бы, чтобы деятельности каждого нашего педагога был присущ поиск. Тогда результативность и качество учебно-воспитательного процесса будут обеспечены.