Сенім телефоны
87182546323
email: sosh5@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар облысы, Павлодар қаласы, Лермонтов көшесі 129
8(7182)549580
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін
За год
За месяц
За неделю
Вчера
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА (Доклад в ИПК)

 

                                         Заведующая библиотекой

                                        СОШ № 5  Ерменкова О.В.

 

   РЕАЛИЗАЦИЯ    ПОТЕНЦИАЛА  ШКОЛЬНЫХ  БИБЛИОТЕК

   В  ВОСПИТАНИИ  ГАРМОНИЧНО  РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ.

 

« Спасибо  за  то , что учите  дете

   любить , чувствовать  и  уметь

   выразить  все  это  словами ,

   объяснить  свою  любовь  и

   чувства  окружающим»

                               ( мама одного из учеников)

Сегодня перед современным обществом со всей очевидностью обозначилась проблема гармоничного и нравственно – духовного развития личности, самопознания и переосмысления ее системы нравственных ценностей, обращения к духовному наследию человечества.Поэтому гармоничное , интеллектуальное развитие каждого ребенка должно быть пронизано светом духовного воспитания, постижения основных человеческих ценностей – любви и добра. Вот  поэтому- то  я и решила поделиться с вами своим опытом работы в данном направлении, поскольку библиотеки играют важную роль в духовном воспитании ребенка и его самопознании. Общеизвестно, что каковы ценности, таковы общество и личность.Неслучайно в терминологии Президента РК появилось выражение «человеческий капитал»,подразумевающее не только холодный профессионализм, но и нравственную направленность личности. Следует признать, что чем больше возможности открываются перед людьми в приобретении широкой и разнообразной информации, тем серьезнее и значимой становится задача воспитания человека гармоничного, нравственного, обладающего комплексом гуманистических ценностей и ориентиров. Да, к воспитанию граждан сегодня привлечено внимание.Между тем процесс воспитания многотруден, он гораздо сложнее процесса формирования знаний и умений.Воспитание не может и не должно быть одномоментным.Оно требует времени и терпения, умения достучаться до души. Гармоничное развитие личности требует обращения не только к разуму, но, в первую очередь, к чувствам детей.Это достигается, в частности, путем включения человека (будь то ребенок или взрослый) в ситуации, в которых он приобретает опыт подлинно человеческого общения, добрых отношений с людьми, учится мирному разрешению возникающих конфликтов, ощущает радость от совместной полезной деятельности. Такие ситуации могут моделироваться в виде ролевых и деловых игр, тренингов, различных групповых форм работы, что с большим успехом проводится в нашей библиотеке.Для достижения целей воспитания гармонично развитой личности важное место принадлежит хорошей книге, тексту.Цель, к которой мы стремимся, - это библиотека, привлекающая читателей,вызывающая интерес коллег и внимание, день за днем переходящая на новый виток развития в непрерывном движении от традиций к инновоциям и поиске в традиционном нового.Свою работу я строю исходя из четырех принципов:

  1. Инициативность
  2. Традиционность
  3. Инновационность
  4. Открытость

Кризис детского чтения сегодня проявляет себя в утрате интереса школьников к этому виду занятий.Но именно кризис и заставляет искать пути решения проблем.Одним из путей является пробуждение интереса.Когда чтение касается интересов и проблем читающего ребенка, его самопознания, то оно пробуждает его творческие силы.Развивая познавательную активность библиотеки предоставляют возможность детям реализоваться, проявить способности в различных видах творчества, то есть развиться гармонично.Вовлекая читателя в процесс творческого чтения, мы содействуем воспитанию духовно – творческой личности, самостоятельному творчеству.Слова мудреца говорят сами за себя : «Ребенок не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».Помочь в этом может художественное творчество, ведь оно является универсальным способом выражения чувств, настроений.В процессе выполнения творческих заданий каждый ребенок делает собственные открытия,выходит за рамки привычного, обобщает и формирует свои представления о красоте, добре, о вечных ценностях, то есть гармонично развивается.Книга – это средство и эстетического,культурного,нравственного воспитания, и шедевр научно – технического прогресса.Считая чтение основным способом вхождения в культуру, воспитания гармонично  развитой личности, я выстраиваю систему работы по повышению качества чтения на всех ступенях обучения. Решение этой задачи невозможно без сотрудничества с семьей, учителями – предметниками, классными руководителями, завучами. Обязательно представление родителям успехов их детей. Стать гармоничной личностью – это научиться жить в согласии с собой, обществом, культурой и природой.Гармония рассматривается как идеал воспитания.С позиции гармонии личность ребенка предстает как ансамбль общественных отношений.Согласование отношений в системе –«Ребенок – мир – книга» ведет к гармоничному развитию личности, содержание которой можно представить в рисунке:

 

 

    Гармоничное

        развитие

       личности

Гармоничные отношения с собой: самопринятие, повышение адекватности самооценки, устойчивости.

Гармоничные отношения с обществом: чуткость, доброта, милосердие, отзывчивость, отсутствие вредных привычек.

Гармоничные отношения с культурой: освоение сохраненной и развитие достижений мировой культуры.

Гармоничное отношение с природой: реализация ЗОЖ, гуманное отношение к природе, повышение экологической культуры.

Бибилотека как социальный институт всегда занимала определенное место в воспитании духовной культуры личности. Каждый библиотекарь знает, что от умения пробудить интерес к предмету, а у нас с вами к книге – это залог упеха беседы, любого другого мероприятия.Проблема интереса в школе решается каждым библиотекарем с учетом конкретных условий и возможностей. Однако можно выделить три основных уровня и несколько направлений решения проблемы. Уровни –это эмпирический, творческий, научно – исследовательский. На них я останавливаться не буду.А вот направлений больше и для всех используются различные формы работы. Вот на них то я и остановлю внимание.

                             1. Милосердный человек.

Подразумевается помощь живущим в детских домах и просто нуждающимся людям. Средства – это разработка и реализация комплекса следующих социальных проектов: «Я и семья», «Я внутри себя», «Я и класс», «Я и общество», «Я и мир». Конкретно в нашей библиотеке проводились следующие мероприятия : к Всемироному дню ребенка не первый год библиотека проводит беседу «Спешите делать добро».Дети из отряда «Книгочей» посещают Дом малютки. А перед этим организуют акцию по сбору игрушек для детей из детского дома. А непосредственно в детском доме с детьми девочки проводят игры, которые они подготовили совместно с библиотекарем. Бибилотека участвовала в акции «Неделя доброты».В своих стенах библиотекари приняли учеников школы, которые отремонтировали ветхие издания и помогли в расстановке и уборке библиотечного фонда.А когда библиотека проводит акцию «Подари библиотеке книгу»,то наш фонд пополняется прекрасной литературой. К Всемирному дню животных также ежегодно в библиотеке проводятся такие мероприятия,как диспут – беседа «Спасая природу – спасаем себя», «Братья по крови», где ребята говорят и приводят примеры ухода за бездомными животными. К Всемирному дню приветствий (также ежегодно) библиотекари беседуют с детьми на тему «Люди существуют друг для друга», «Да здравствует вежливость и доброта», «Несколько примет воспитанного человека» и другие. Одна девочка, ученица шестого класса, сказала, что: «Милосердию надо учиться. В наши дни не все обладают таким даром. Есть люди, которые не умеют помогать другим и не уважают друг друга». Вывод: детям необходимы данные мероприятия, и я считаю, что наши мероприятия как раз учат быть милосердным и добрым. Поэтому к Всемирному дню ребенка проводим постоянно литературную композицию «О дружбе», где дети по окончании мероприятия на заранее вырезанных ладошках пишут пожелания своим друзьям и близким людям, а затем дарят эти ладошки. В процессе проведения всех этих мероприятий дети принимали активное участие, а поэтому учились быть ласковыми и добрыми.

                      2. Физически развитый человек.

Здесь акцентируется гармонизация физических и духовных сил, идет ориентация на их верхнюю грань.Можно провести такие мероприятия «Мисс совершенство», «Мистер совершенство» и т.д. Однако  я провожу в своей библиотеке такие мероприятия как : к Международному дню отказа от курения проводили театр у микрофона «Нет безвредного табака».Это мероприятие проводиловь в форме передачи «Суд идет», дети подготовили плакаты, сценки ,пропагандируюшие здоровый образ жизни и критикующие курение. Организуем выставки – диалоги «Табак как прихоть или несчастье человека», круглый стол «Скажем нет всему, что несет вред!»,беседы – рассуждения «Курить или не курить», «Что такое курение»; не первый год с 10-11 классами проводим интерактивный урок «Стресс и наше здоровье» совместно с психологом школы, где используем тесты,тренинги, ролевые игры; к Всемирному дню борьбы со СПИДом организуем выставки- диалоги «Все имеет смысл пока мы здоровы»,беседы-диалоги «ВИЧ\СПИД – угроза будущему Казахстана»,организуем урок – игру «Еще раз о СПИДе», диспут «СПИД – реальность или миф»,беседу – игру «СПИД – болезнь души» (принимают участие ученики 8-9 классов), приглашаем специалистов из наркологического центра; для детей начальной школы проводим игры- путешествия «Откуда берутся грязнули»,«В город чистоты и порядка», викторины «Путешествия в страну ЗОЖ», «Здоровье в саду и на грядке»; праздники «Здоровья» и «Раннего салата», где дети рисуют рисунки, отвечают на вопросы тестов и участвуют в конкурсах салатов, которые они приготовили сами.

                    3. Ребенок  как субъект профессионально- трудовой

                                деятельности.

Путем проводимых мероприятий данной тематики развивается благородная привычка к труду. Можно провести такие акции, как «Неделя добра», «Живи книга», различные благотворительные акции в летнем лагере, экспоции – ярмарки и конечно же, книжные выставки и выставки рисунков «Человек славен трудом», которые наша библиотека организует не первый год. Второй год совместно с учителями технологии, классными руководителями начальной школы библиотека организует выставки – ярмарки поделок «Ремесла древние и современные: казахское рукоделие».Эти ярмарки обязательно сопровождаются беседами, которые проводят как библиотекари,так и учителя казахского языка на государственном языке ; подведением  итогов и награждением. А в этом году наоборот на основе детских аппликаций «Казахские орнаменты» заведующая библиотекой составила и провела беседу «История казахского орнамента».Обязательно проводим совместно с психологом беседы – обсуждения на темы «Я и моя будущая профессия», «Мое увлечение», «Я в мире профессий»,куда включали лекцию психолога, тестирование, встречу с людьми разных профессий: историками- краеведами, художником, учителем, парикмахером, фотографом, ювелиром.

  1. Ребенок как субъект экологической деятельности.

 На этом направлении дети приобретают на принципах экологической этики целостное понимание значимости многообразия природы, необходимости ее восстановления, сохранности и развития. Наша библиотека в этом направлении проводит достаточно мероприятий. К Всемирному дню животных ежегодно  проводим  конкурс  «Экологическое ассорти», в котором обязательно  принимают участие учителя биологии ; организуем книжные выставки «Судьба природы – наша судьба», «Мы из Красной книги»; совместно с учителем-предметником организуем беседы – экскурсии «Цветочные истории» в  школьную теплицу, проводим диспут – беседу «Спасаем природу – спасаем себя», литературно – экологический урок  «Мы, мир природы и мир животных». Ежегодно организуем в рамках месячника по рациональному питанию книжную выставку, проводим беседу – игру «Витамины круглый год», где дети рисуют рисунки и отвечают на вопросы – почемучки «Что это за овощ?» также посредством рисунков, организуем конкурсы загадок.

                  5. Ребенок как самоуправляющий человек.

Здесь действует союз: психолог школы, медработник, учителя – предметники, классные руководители. Например, к 65- летию Великой Победы в этом году библиотека совместно с учителем казахского языка, детьми младшего и среднего звена провели литературный вечер «Мы тоже помним ту войну». Но главным, пожалуй, является то, что дети сами проводят некоторые мероприятия, организованные библиотекой. Это и этические пятиминутки, и мини-беседы , например, ежегодно к празднованию Великой Победы, и мини-обзоры, например, «Виртуальные справки», и участие в выставках – диалогах на различные темы, а также участие старшеклассников в организации и проведении мероприятий для младшего звена и наоборот младших школьников для старшеклассников: восьмиклассники организовывали сценки для мероприятий «Путешествие в город чистоты и порядка», сценки на государственном языке совместно с учителем  казахского языка для утренника «В мире волшебных сказок», а младшие школьники выступили с литературной композицией перед старшеклассниками на интерактивном уроке о вреде табака.  И обязательно в конце года нужно проводить подведение итогов чтения ребенка в библиотеке и награждение детей грамотами «Читатель года». Из выше изложенного материала видно, что наша библиотека работает совместно с психологом, классными руководителями и учителями – предметниками. В конце года обязательно просматриваем формуляры читателей и выявляем лучших. Конечно же, награждаем грамотами «Лучший читатель» (таких детей у нас бывает до ста человек), а в этом учебном году вручили детям в качестве призов за лучшее чтение прекрасные книги.

  1. Ребенок как объект учения.

Здесь идет утверждение отношений к учебной деятельности, популяризируются образы людей, способных жить в согласии с миром. То есть библиотекарь своими мероприятиями как бы делает учебу более притягательной для детей. Именно на этом направлении и идет основное гармоничное развитие личности. Так как идет сближение ценностей по всем направлениям. Например, во время месячника книги проводим беседы «Мои первые книжки», круглые столы «Книга в моем доме», утренники «Встреча со сказкой», где ребята рассказывают о любимых книгах разной тематики, а сказки учат детей быть честными и добрыми. Во время ежегодного месячника по ББЗ дети пишут рефераты «Что такое научно – популярная литература» и потом на библиотечном уроке идет их защита. А на неделе детского чтения библиотека совместно с классными руководителями учеников среднего звена провели интереснейший диспут в форме передачи «Культурная революция» «Читать стоит или читать не стоит», где бурно обсуждался этот вопрос. Много библиотека проводит мероприятий – встреч с интересными людьми (об этом я сообщила выше) и по разным предметам, что развивает детей разносторонне и гармонично.

  1. Ребенок как открытый человек.

Это означает только то, что библиотека должна не в одиночку проводить все данные мероприятия, а совместно с другими библиотеками и организациями. И при этом непосредственное участие должны принимать дети, то есть они должны быть общительными и открытыми для сотрудничества. И в этом направлении наша библиотека не отстает. Мы приглашаем для совместной работы специалиста из областной библиотеки г.Павлодара Гончарову М.Л., наши дети также неоднократно посещали мероприятия этой библиотеки, проводила для наших детей мероприятие и работник детской областной библиотеки Басок Л.М., приглашали детей из СОШ № 19, музыкального колледжа, специалистов из наркологического центра и дома дружбы «Шанырак», наши дети неоднократно посещали музей им. Бухар – Жирау. Мы очень много проводим мероприятий совместно с городской детской библиотекой г.Павлодара № 6. Хочется выразить благодарность библиотекарям Татьяне Анатольевне и Ирине Афанасьевне. Они много раз организовывали встречи наших детей с интересными людьми, проводили и проводят много интересных утренников, бесед, инсценировок. А на Неделе детской книги на базе нашей школы прошел конкурс «О книге в шутку и в серьез», в нем приняли участие дети и библиотекари из СОШ № 12,5,23,18,41 г.Павлодара. Разве это не говорит о том, что наши дети становятся более открытыми и более дружными? И главное, библиотекари и дети, должны проводить мероприятия совместно с родителями и для родителей. Заведующая библиотекой совместно с классным руководителем четвертого класса Демьяненко С.Д. с первого класса стали работать с родителями данного класса и вот уже три года успешно работают совместно. Заведующая библиотекой посещает родительские собрания и проводит  тестирование, анкетирование родителей, организовала выставку рисунков детей «Моя любимая книжка». Конечно же, родителям  и детям вручаются грамоты «Лучший читатель библиотеки». Главным в нашем сотрудничестве явился конкурс «Самая читающая семья», в котором приняли участие как дети данного класса, так и родители , и бабушки. Положительным является то , что на таких мероприятиях происходит сближение ценностей семьи и школьной библиотеки. Да и на родительских собраниях родители никогда не бывают равнодушными: всегда спорим и рассуждаем на тему детского чтения и естественно, делаем определенные выводы.

  1. Ребенок как субъект «коммуникации».

На данном направлении нужно вести работу по организации библиотечных кружков, отрядов, например таких как «Книгочей». Тогда повышается социальная активность детей, развиваются организационные способности, участие детей в данных отрядах способствует их самореализации. В данном направлении придут на выручку и «Недели доброты». Естественно, что у нас при библиотеке тоже работает отряд «Книгочей». Он имеет свой план работы. Дети помогают в работе библиотеки: принимают участие и самостоятельно проводят массовые мероприятия, помогают при обработке, выдаче и сборе учебной литературы. Принимают участие в месячниках, проводимых в школе, например, по профилактике наркомании, ЗОЖ и правонарушений. Отряд имеет грамоты за свою работу.

  1. Ребенок как геосоциальный и интерсоциальный человек.

На этом направлении прослеживается участие детей в делах и заботах, гармонизируются отношения ребенка с обществом. Сюда можно включить такие проекты как «Земля – наш общий дом», «Мир без наркотиков», «Память» и так далее. Не буду останавливаться на всех проектах ,так как о многих говорилось выше. Только замечу, что библиотека ежегодно проводит уроки мужества, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, литературные конкурсы и утренники, организует выставки, посвященные данной тематике. О них  также говорилось выше. Как видно из выше изложенного, наша библиотека работает по всем направлениям, которые способствуют развитию гармонично развитой личности. Для этого используются все методы и формы работы для всех возрастных категорий детей и они не являются у нас одномоментными ,так как проводятся ежегодно и системно. Все эти мероприятия способствуют позитивному «нравственному самочувствию», которое в свою очередь способствует освоению моральных норм и выработке нравственных принципов. В итоге наблюдается устойчивое нарастание и проявление гармоничного развития личности. Таким образом, библиотека становится способом гармоничного развития личности, что проявляется в становлении гармоничного образа жизни и реализуется в гармоничном типе поступков и поведении. И хотя, наша библиотека почти полностью реализует свой потенциал в работе по данному направлению, однако не все так хорошо, существуют и определенные проблемы в работе. Во главу угла, пожалуй, можно поставить – комплектование библиотек, улучшение комплектования именно детской литературой, а также обновление книжного фонда и материально – технической базы библиотек. Это будет способствовать привлекательности  библиотек.