Телефон доверия
87182346974 руководитель, 87053846158
email: pavlodar121@mail.ru, sad121@goo.edu.kz
Адрес: город Павлодар, Ш.Құдайбердіұлы,4
87182345889 вахта 87182346974 руководитель 87182346991 бухгалтерия
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
вторник с 10.00-12.00 четверг с 16.00-18.00
Автоматизация звуков с помощью наглядно- игровых приемов. Логопед Шериязданова Асель Атыгаевна

Что такое автоматизация звуков? Её этапы.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука. Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук. 
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;

Автоматизации звуков- один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно- игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру. Представленные в статье настольные игры позволяют добиться положительного эмоционального фона при автоматизации и дифференциации звуков.

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.

Варианты предлагаемых игровых сюжетов отличаются разнообразием, и по тематически соответствуют акустическим ассоциациям ребенка. Ему предлагают покормить голодного щенка, помочь кенгуренку найти свою маму, представить себя капитаном корабля, который спешит на помощь доктору Айболиту. Закрепляя произношение свистящих звуков, можно отталкиваться от следующих образов: [с]- «бежит вода из крана», «едут санки с горки», «кто-то идет по снегу», «соловей поет песни», «стрекоза машет крыльями», «стрекочет кузнечик». Автоматизация и дифференциация звуков [р], [р’] могут сопровождаться такими звуковыми сравнениями: «раскаты грома», «старт космической ракеты», «щенок Рекс просит косточку».

В процессе игры у малыша появляется возможность проявить свои лучшие личностные качества, задействовать работу речедвигательного, речеслухового и зрительного анализаторов, что в свою очередь ускорят процесс введения звуков в речь.

        Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Пианино. Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на "клавишу" (нарисованный кружок). Сколько кружков - столько повторов.

Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).

Колокольчик. Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

Шарик. Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.

Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

Су- джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Счеты. Ребенок произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

Улиточка. Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали - домику улитки.

Тихо-громко. Ребенок "проходит" дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.

Песенка. Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Рыбалка.  Ребенок «ловит» только тех рыбок, на которых изображены предметы с изучаемым звуком, проговаривая при этом названия предметов.

Ромашка.  Ребенок выкладывает ромашку из лепестков, на которых изображены только предметы с изучаемым звуком, проговаривая при этом названия предметов.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. 
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук,и       слог,и         слово.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово). 
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил    взрослый.
Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы - рисованиепалочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков       из     пластилина.
Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка.

Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.
Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Скакалка – на каждый прыжок называем слог.
Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).
Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки. 
Можно подготовить несложное пособие. К карандашу приклеиваем или привязываем тонкую (0,5 мм) ленту длиной 10-15 см. 
Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке. 
Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь         героя. Давайте мы с вами попробуем выложить дорожку из цветов: поможем принцу       добраться  до     замка принцессы.

 

Автоматизация звуков [р], [р’] в слогах, словах, предложениях

Кенгуренок

Понадобиться игрушка кенгуру с кенгуренком из «киндер-сюрприза». В правом нижнем углу игрового поля изображена пальма, к ней в виде линий и кружков проложен путь из верхнего левого угла. На каждом кружке фигурка кенгуренка останавливается, и ребенок проговаривает нужную лексическую единицу.

Инструкция.Кенгуренок потерял маму. Он сможет найти ее, пройдя этот путь. На каждой остановке нужно вспомнить и произнести слово со звуками[р], [р’]. Начинать игру со слов: «Мама Ру, мама Ру все равно тебя найду». В конце игры появляется фигурка- мама Ру.(В зависимости от задач инструкция изменяется).

Гром и молнии

Понадобятся файл, фломастер на водной основе, вырезанное изображение солнышка. Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображены тучи. После произношения лексической единицы ребенок под каждой тучей рисует молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии мягкой стороной фломастера.

Инструкция.В жаркой стране Африке должно не было дождей. Без них всем трудно: и растениям и животным. Когда на небе появятся молнии, пойдет дождь. Произноси слова правильно и мы сможем нарисовать молнии.

Щенок Рекс

Понадобиться фигурки собаки и щенка. На игровом поле расположены изображения косточек. При отработке произношения ребенок передвигает любую фигурку от косточки к косточки, «угощая щенка». При произношении твердого звука [р] ребенок «угощает» большую собаку, мягкого [р‘] –щенка. При отработке других групп звуков достаточно поменять клички собаке и щенку.

Инструкция.Щенок Рекс давно не ел и проголодался. Угости его косточкой. Рекс так аппетитно хрустел косточкой, что это услышал пес Артемон. Он тоже хочет полакомиться. Услышишь в слове звук [р]- угощаешь Артемона, звук [р‘]-Рекса.

Рыбки

Понадобиться вырезанные фигурки рыбок синего и зеленого цвета. На игровом поле изображен водоем (озеро, река, море, пруд). При автоматизации ребенок, произнося слово, помещает в пруд рыбку одного цвета, при дифференциации-рыбок двух цветов.

Инструкция. Решили рыбки отправиться в путешествие и заблудились. Помоги им вернуться домой, в озеро. Рыбка сможет вернуться в озеро, если ты правильно проговоришь слова.

Космодром

Игра направлена на «раскатывание» звуков [р], [р‘]. Игровое поле расположено по вертикале и оформлено под «звездное небо». Понадобятся вырезанные из картона фигурки ракет. Ребенок длительно произносит отрабатываемые звуки в слогах, словах, двигая при этом фигурки ракет по игровому полю.

Инструкция.На космодроме стартуют ракеты, они поломались и не могут взлететь. Пока ракета стартует по игровому полю, долго произнеси р-р-р, затем договори слово.

Автоматизация звука [ж]

Жук. Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.

Инструкция. Жил –был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошел сильный дождь и смысл у жука «нарядный костюм». Грустным стал жук, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог летать и жужжать. После каждого слова (слога) нарисуй жуку на спинке кружочке.

Бабочка. Игра может использоваться в процессе работы над любой групповой звуков. Принцип тот же, что и в игре»Жук».

Автоматизация звуков [ш], [щ]

Ежик Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изображен большой ежик без иголок. После произношения слога, слова ребенок подрисовывает ежику иголки.

Инструкция. Однажды ежик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ежик под кустом и вздыхает [ш-ш-ш]. нужно вылечить ежика и вернуть его иголочки. Вспомни и произнеси слова со звуком [ш], тогда у ежика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребенок повторяет слово только со звуком [ш], подрисовывая после этого ежику иголки.

Шарики

Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле вразброс изображены воздушные шары синего и зеленого цвета без ниточек. Произнося слова, слоги с отрабатываемым звуком, ребенок подрисовывает к шарикам ниточки.

Инструкция.Детям на праздник подарили воздушные шарики, но у них оборвались ниточки. «Привяжи» ниточки к шарикам, что бы они не улетели. Ниточки на шариках будут держаться крепко, если ты правильно произнесешь звук.

При дифференциации [ш], [щ] ниточки «привязываются» к синим и зеленым шарам.

Автоматизация и дифференциация звуков [с], [с’]

Чьи следы?

Игровое поле оформлено под зимний лес, к деревьям проложены следы. Ребенок, проговаривая слова или слоги, передвигает игрушку по следам и узнает, кто прячется за деревом. Перед тем как фигурке (картинке) появиться, произносятся слова: «Кто, за деревом сидит, покажись, появись? » Появляются фигурки (картинки, в названии которых присутствует отрабатываемый звук. Ребенок определяет место звука в данном слове, составляет с ним предложения. Выполняются различные задания по словоизменению и словообразованию в зависимости от целей занятия.

Починим кран

Игровое поле помещено в файл, на нем изображен кран. По файлу нарисованы капли воды, «вытекающие» из крана. После правильно произносимых слов капли, нарисованные на файле, стираются.

Инструкция. дома поломался кран. Из крана бежит вода: с-а, с-ы, с-о, с-у и мешает маме спать. Почини кран, чтобы вода не бежала, и мама могла отдохнуть.

Саночки

На игровом поле изображена снежная горка, из синего и зеленого картона вырезаны санки. Во время произношения ребенком слогов или слов саночки «скатываются» с горки. При дифференциации звуков ребенок должен использовать санки нужного цвета.

ИнструкцияПервый вариант. Жили-были саночки, все любили на них кататься. Когда санки катились с горки, все слышали с-с-с. Саночкам очень нравился этот звук. Но однажды саночки устали всех катать и перестали скользить по снегу. Какой звук поможет саночкам «вернуть силы»? Вспомни слова (слоги) с этим звуком, и саночки снова покатятся с горки.

Второй вариант. Однажды дети пришли на горку и увидели, что саночки теперь не одни, у них появился младший братец. Катались с горки они теперь по очереди. Услышат в словах (слогах) звук [с], скатываются синие саночки, звук[с’]-зеленые. Слушай внимательно звуки и отгадай, саночки какого цвета покатятся с горки?

Бусы

Первый вариант. На игровом поле изображена нитка с бусами, бусы занимают половину нитки и расположены в определенной цветовой последовательности. Остальные «бусинки» вырезаны из картона тех же цветов, что и на нитке. При произношении слов (слогов) ребенок выкладывает на нитку вырезанные «бусинки» в нужной цветовой последовательности.

Второй вариант. При дифференциации звуков задается сине-зеленая цветовая последовательность. Размер и форму «бусинок» можно менять в зависимости от поставленных целей.

Инструкция.Первый вариант. У мамы порвались любимые бусы. Помоги их собрать. «Бусинки будут держаться на ниточке, если услышат в словах (слогах) звук[с].

Второй вариант. Если услышишь в слове (слоге) звук [с], нанижи бусинки синего цвета, звук [с’]- бусинки зеленого цвета.

Автоматизация звука[ц]

Цыпленок

Игровое поле заламинировано, на нем изображен цыпленок. Во время произношения слов (слогов) ребенок «кормит» цыпленка, рисуя на игровом поле «зернышки». Обратный ход игры: ребенок стирает мягкой стороной фломастера «зернышки», показывая, сколько склевал цыпленок.

Инструкция Первый вариант. Цыпленок Цыпу пора кормить, позови его: цып-цып-цып. Насыпь ему зернышек со словами, в которых есть звук[ц].

Второй вариант. Цыпа быстро склюет зернышки, если услышит в словах звук[ц].

Автоматизация и дифференциация звуков [з], [з‘]

Комары

По игровому полю хаотично расположены изображения больших и маленьких комаров. Понадобятся вырезанные круги синего и зеленого цвета. При автоматизации звуков ребенок во время произношения слов или слогов «ловит комаров», закрывая их вырезанными кругами. При дифференциации звуков используются круги двух цветов.

Инструкция Первый вариант. Летом так мешают комары, жужжат з-з-з, да еще и кусаются. Отлови всех комариков, чтобы не мешали нам гулять. Слова с каким звуком нам помогут?

Второй вариант. Маленьких комариков лови зелеными сачками, когда услышишь слова со звуком [з’], больших комаров лови синими сачками, когда услышишь в словах звук[з].

Заяц Кузя

В центре листа изображен заяц Кузя, по углам расположены морковки (в количестве 5 шт.) .

Инструкция.Угости Кузю морковкой. Повтори слог (слово) столько раз, сколько морковок в верхнем углу.

Автоматизация звуков [л], [л’]

Айболит

Игровое поле заламинировано. На нем техникой аппликации изображены морской пейзаж с корабликом и не сколько домиков. Во время произношения слогов (слов) ребенок фломастером проводит линию от кораблика к домику, узнавая, кому помогает доктор Айболит. В названиях птиц и животных, изображения которых появляются из домиков, присутствуют отрабатываемые звуки. Игра начинается со слов: «На кораблике плыву, Айболиту помогу. Ла-ла-ла, лу-лу-лу, Айболиту помогу».

Инструкция.Узнай, к кому спешит Айболит на помощь? Чтобы проложить курс кораблю, нужно сказать волшебные слова: «На кораблике плыву, Айболиту помогу. Ла-ла-ла, лу-лу-лу, Айболиту помогу». Айболит приплыл ко льву, у него болит лапка. Чью лапку будет лечить Айболит?

Луша и Леня

На листе изображены мальчик Леня и девочка Луша. Заготовлен комплект картинок на отрабатываемый звук в зависимости от этапа автоматизации.

Инструкция.Леня и Луша часто ссорятся, не могут поделить картинки. Помоги им разобраться. Лушины картинки, - в названии которых звук[л], Ленины, - в названии которых есть звук [л‘]. Разложи картинки со словами: «У Луши лайка, у Лени лейка».

 

 Заключение

Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость, а также  делают процесс коррекции звукопроизношения увлекательным и интересным как для ребенка, так и для специалиста.