![Методический кабинет - в русле перемен](/media/img/blogs/6310a0001c1f2.jpg)
Сегодня обеспечение качества деятельности организаций образования является одной из важнейших задач, которая не может быть успешно решена без качественного и эффективного методического сопровождения. Необходимость постоянного совершенствования направлений деятельности методической службы диктуется системными изменениями в обновлении содержания образования, противоречиями и проблемами, возникшими в процессе реализации этих изменений, в том числе и организации учебного процесса в период снятия ограничительных мер и организации восполнения пробелов в знаниях обучающихся.
Деятельность методического кабинета - это составная часть профессионально-педагогической стратегии, в рамках которой реализуется обновленное содержание образования и методическое сопровождение педагогов и управленцев сферы образования города. Инновационные подходы своей деятельности мы реализуем в рамках функционирования единой методической среды города. Создание единой методической среды, адекватно реагирующей на вызовы времени, - важнейший фактор повышения профессиональной компетенции учителя в условиях обновления содержания образования, эффективное функционирование единого методического пространства позволяет вести непрерывное методическое сопровождение педагога и не допускать снижения показателей качества образования и воспитания. Методический кабинет отдела образования города Павлодара осуществляет поддержку 134 образовательных учреждений с общим охватом свыше 6,5 тысяч педагогов и 62 тысяч обучающихся и воспитанников.
Комбинированный формат обучения в 2021 - 2022 учебном году поставил перед методической службой города ряд новых приоритетов: обеспечение ИКТ-компетенций всех категорий педагогических работников для организации дистанционного обучения и проведения методических мероприятий на онлайн-платформах, организация постоянного мониторинга за состоянием качества успеваемости и организации работы по восполнению пробелов, совершенствование и постоянная коррекция приемов, технологий обучения, практических навыков оценочной деятельности в смешанном и дистанционном форматах обучения, совершенствование технологий образовательного консалтинга и аутсорсинга для обеспечения оптимальной и эффективной поддержки как педагогов, так и руководителей.
Основой планирования направлений и мероприятий деятельности методического кабинета служит анализ индикаторов оценивания деятельности, позволяющих оценить системно работу, нацеленную на результат. Индикаторы позволяют успешно реализовывать поставленную перед нами задачу - повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации и успешного внедрения в жизнь обновленного содержания образования в рамках единого методического пространства. Реализация обновленных стандартов требует непрерывного совершенствования профессиональных компетенций методистов. Кадровый потенциал методистов кабинета достаточно высок: 87% методистов имеют высшую категорию и категорию педагогоа-исследователя.
Мониторинг свидетельствует об эффективности данной работы. Так, доля педагогов школ, аттестованных в новом формате, составляет 64,5% (2021 год-58%), из их числа доля педагогов–экспертов, исследователей и мастеров - 79%. Динамика повышения качественного уровня кадров школ составила за 3 года 59%. Аналогична динамика в разрезе качественного уровня педагогов детских дошкольных и внешкольных учреждений.
Системный анализ внутренних сильных и слабых сторони благоприятных возможностей кадрового потенциала позволяет оперативно управлять системой методического сопровождения кадров на уровне города, выстраивать методическое сопровождение в формате проектных площадок. В рамках комбинированного формата обучения 2021 - 2022 учебного года зарекомендовала себя оптимальная в условиях города модель методического взаимодействия по привлечению внешних ресурсов для оказания методических услуг, так называемый образовательный аутсорсинг. Обеспечено успешное взаимодействие с Центром педагогического мастерства, ИПК ПК «Орлеу» по Павлодарской области, Инновационным центром развития образования, НИШ, вузами региона и РК (ПГПУ, ИнЕУ, ЕНУ имени Гумилева), методическими службами подведомственных учреждений, с педагогами других регионов. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с методкабинетами городов Кокчетав, Костанай, Караганда.
В рамках методического сопровождения и системного взаимодействия на уровне города и каждого учреждения образования в течение учебного года внедрено 10 образовательных инновационных и проектов. Их реализация обеспечивает деятельность по актуальным в рамках модернизации направлениям. Система методического сопровождения выстроена в формате функционировании инновационных площадок: «Обновление содержания образования», «Лидерство и менеджмент в условиях обновления содержания образования», «Внедрения трехъязычия в учебный процесс», «Формирование функциональной грамотности», «Ключевые аспекты деятельности психолого-педагогической службы по инклюзивному образованию»,«Школа наставника: наставничество как образовательный тренд», «Творческая лаборатория заместителя директора по научно-методической работе», «Читающая школа», «Жас сарбаз».
В условиях функционирования инновационных методических площадок систематизируется и обобщатся передовой опыт наших педагогов, создаются условия для его диссеминации. Работа в данном направлении осуществляется во взаимодействии с ведущими учеными ПГПУ, ИнЕУ, Торайгыров университета, которые входят в состав экспертного совета города. Методическое сопровождение в условия смешанного формата обучения позволило обеспечить повышение активности педагогических коллективов школ по вопросам представления, систематизации и обобщения ППО. Благодаря системной поддержке ученых вузов отмечается положительная динамика в вопросах активизации деятельности педагогов по предоставлению методико-дидактических материалов на экспертизу.
На уровне городских и областных конкурсов в формате защиты методико-дидактических пособий, авторских программ и разработок уроков презентован опыт 963 педагогов 37 школ и 16 ДДУ города, при этом динамика по сравнению с предыдущим учебным годом составила соответственно 21% в разрезе количества педагогов и 42% - в разрезе педколлективов. Активизирована практика презентации опыта педагогов в онлайн-формате, участие в работе городских МО и творческих групп. Активными участниками семинаров стали 818 педагогов города. Особо следует отметить педагогов школ № 39, имени Б. Момышулы, 21, 24, 25, 18, 16, 2, 27, 34, 29, 11, 17, 26.
Педагогические работники города успешно предъявляют свой опыт в конкурсах различного уровня. Призерами областного конкурса «Лучшая авторская программа» стали 13 педагогов из 26 призовых мест. По итогам областного конкурса «Лучший учебно-методический материал - 2022» занято 12 призовых мест , в том числе 1-х - 5, 2-х - 4, 3-х - 3. Из 20 призеров областного тура конкурса «Лучшее учебно-методическое пособие» по инклюзиву названы 7 работ педагогов города.
Вся деятельность методического кабинета активно освещалась в социальных сетях, СМИ и на сайте отдела образования. Формированию позитивного имиджа о сфере образования города способствовали около 2000 публикаций.
Таким образом, можно констатировать, что методическая служба отдела образования города Павлодара служит центром поддержки, обеспечения образовательных инноваций, инициатив, проектов с необходимыми для этого ресурсами: кадровыми, научно-методическими, информационными, программными, организационными, техническими, обеспечивает право выбора методической услуги, предоставление возможности реализации индивидуального образовательного маршрута педагога и значит - динамичное обновление.
Впереди новый учебный год. В качестве важнейших задач методической службы определено обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения новых педагогических технологий обучения и воспитания, инновационных проектов, расширение направлений аутсорсинга в условиях единой методической среды города в рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями, центрами повышения педагогического мастерства, педагогами других регионов.