Развитие познавательных способностей учащихся через применение технологии развития критического мышления на уроках физики
Современная система образования в связи с переходом на обновленную систему образования в РК, приоритетным направлением обучения выделяет личностно- ориентированное обучение. Встает вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой стороны, доступным и интересным.
На мой взгляд, данная технология в этом плане выигрывает, потому, что ее применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающего. Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и совместно с ними найти ответ на поставленный вопрос. Прежде всего необходимо учащихся заинтересовать, создать интригу.
Это и стало основополагающей идеей моей работы.
- Актуальность проекта
На современном этапе развития школьного образования учителю необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся – заинтересовать ученика, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлеченности. Актуальность выбранной темы в том, что работа в данном направлении позволяет создавать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся. В последние годы темпы развития технологий, общества, информационных потоков ускоряются с неимоверной быстротой. Изменения в мире происходят каждую минуту. Меняются требования общества и государства к каждому человеку, меняются требования и к выпускникам школы. Современному миру необходимо, чтобы молодой человек, вступающий в жизнь, мог быстро адаптироваться к изменяющимся реалиям, мог находить новые знания в информационном океане, был активным, творческим, мобильным. Чтобы привить детям указанные качества требуется, чтобы школа и все учителя изменили свою деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
2.Цель
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
3.Задачи
1. Изучить теоретический материал по технологии критического мышления
2. Разработать критерии определения сформированности критического мышления школьников.
3. Провести апробацию данной технологии применительно к урокам физики.
4. Разработать модели уроков в соответствии со структурой данной технологии.
5. Выявить преимущества данной технологии, проанализировать результаты деятельности учащихся.
6.Для реализации задач опыта работы используются индивидуальная, парная, групповая и массовая формы организации урочной деятельности.
4.Целевая группа
Учащиеся 7-11 классов школы - лицея №16
5.Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Безусловно, чтобы сознательно развивать в себе критически рефлексивную способность, учитель должен быть убежден в ее ценности и значимости для своей профессиональной деятельности. При этом критически думающий учитель хорошо осознает свои сильные и слабые стороны. Он умеет, например, усилием воли сдерживать свою импульсивность в суждениях, быть настойчивым в поиске нужного для себя решения, не паниковать и не переходить в «глухую оборону» в случае ошибки, а прямо и честно признаваться себе (и другим) в ней, с достоинством принимая объективную критику. И только когда учитель научится усилием воли сдерживать себя и быть настойчивым в поисках – он достигнет больших результатов в своей профессиональной деятельности. Рефлективное преподавание включает критические размышления над тем, что изучили учащиеся. Работая над данным проектом, учителю необходимы исследования, записи и оценки поведений и навыков критического мышления учащихся, которые они демонстрируют. Данные навыки будут очевидно проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств.
Принятие нового стандарта повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования.
В основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход. Он обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- возможность выбора темпа и способов освоения образовательного маршрута.
Ученики должны не только собирать необходимую информацию, но и анализировать её, уметь эту информацию отбирать и адаптировать для своих условий. Это требует от них умения мыслить критически. А для этого нужны действенные средства, методы и формы обучения.
- Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации: 1 сентября 2015 - 25 мая 2019 года.
Эта тема рассчитана на 5 лет реализации (2014-2015 г.г.)
1. Подготовительный этап (2015-2016 уч. год)
2. Стартовый этап (2016-2017 уч. год)
3. Апробационный этап (2017-2018 уч. год)
4. Внедренческий этап (2018-2019)
7. Предполагаемые результаты реализации проекта
1.Высокая мотивация учащихся образовательному процессу.
2.Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
3.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
4.Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
5.Развитие способности анализировать полученную информацию.
6.Развитие умения эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.