Кенесбаева Марина Куатбековна, учитель самопознания
«Өзін-өзі тану сабақтарында және сыныптан тыс жұмыстарда оқұшылардың мінезіндегі адамгершілік пен рухани адамгершілікті дамыту»
Развитие гуманности и духовной нравственности в характерах учащихся на уроках самопознания и во внеурочной деятельности
В условиях обновленного содержания образования очень важно на уроках самопознания создавать учащимся условия для личностного роста, формирования и развития индивидуальных способностей, формирующих функционально- грамотную и компетентную, самодостаточную личность.
Обучение, с использованием методов социального взаимодействия, ситуативного и рефлексивного обучения, позволяет создать условия для формирования именно таких вышеназванных социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях социума, для развития коммуникативных способностей и к формированию гармонично- развитой личности.
Представленный опыт работы посвящен вопросу созданий условий на уроках самопознания и во внеурочной проектной деятельности, внедряется в школе на протяжении четырёх лет.
С целью формирования компетентностно- ориентированной личности учащегося,
в основу обобщения опыта вошла теоретическая база, а также наработанный практический материал по изучаемой теме.
В качестве доказательной базы в работе представлены личные достижения, а также достижения учащихся, их практическая деятельность в рамках социально-педагогического проекта «Школьная служба примирения «Радуга- волонтерское движение».
Данная работа основана на теоретическом материале ведущих психологов и педагогов О.И. Мотковой, Якиманской И.С. , С.Л. Рубинштейном, С. Д. Поляковой.
В работе представлена взаимосвязь деятельности учащихся на уроках самопознания и их компетентностно - личностный рост в дальнейшей социализации, через активную практику общечеловеческих ценностей, полученных на уроках самопознания к их реализации в рамках общешкольного социально-педагогического проекта«Школьная служба примирения «Радуга- волонтерское движение».
В работе прослеживается прямая связь между полученной нравственно- духовной базой на уроках самопознания и дальнейшей их практикой в социуме учащегося, а именно в школьной среде, в семье, в его окружении через социальный проект и выход на общественное сознание школьного сообщества.
Данный опыт направлен к творчески работающим коллегам, находящимся в постоянном поиске свежих педагогических идей. Содержит в себе глубокий педагогический принцип, чтобы помочь учащимся раскрыться, вселить в них уверенность в себя, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.
«Если на уроке самопознания учителем будут созданы условия для раскрытия внутреннего потенциала учащихся, то это приведёт к формированию у учащихся учебно- организационных компетенций, самоконтроля, самооценки, саморазвития, самореализации, ведущих к самоактуализации и формированию компетентностно- ориентированной личности». В работе использовались методы наблюдения; тестирования, опросный метод, эксперимент и социологический метод.В работе представлены современные приёмы повышения интереса к предмету, которые получат положительный отзыв учителей самопознания.
Актуальной проблемой современного школьного образования является то, что назрела необходимость создания условий в образовательном пространстве для формирования у учащихся учебно- организационных компетенций, самоконтроля, самооценки, саморазвития, самореализации, ведущих к самоактуализации и формированию компетентностно - ориентированной личности.
В условиях обновленного содержания образования очень важно на уроках самопознания открыть ресурсные стороны каждого учащегося. Наш общешкольный социально- педагогический проект особенно актуален именно в этом учебном году, так как 2020 год провозглашён Международным годом Волонтёра.
С появлением предмета самопознания можно с уверенностью сказать, что уже на протяжении двадцати лет, а это уже второе поколение школьников выросло на нравственно- духовных истоках самопознания, которые формируют основной фундамент жизненных ценностей будущего гражданина нашей Родины.
Также к опыту работы приложены методические разработки и публикации автора (Сборник творческих заданий учащихся на уроках самопознания; сборник цитат «Созвездие цитат», сборник родительских собраний, сборник внеклассных мероприятий учителя самопознания, сборник уроков для 5 классов, сборник уроков для 6 классов, сборник уроков для 7 классов, сборник уроков для 8 классов, социально-педагогический проект «Школьная служба примирения «Радуга- волонтерское движение»).