В рамках Недели русского языка и литературы учителем Вагнер Н. В. проведён открытый урок русского языка в 6 «Г» классе по теме «Имя существительное. Повторение изученного. Подготовка к контрольному диктанту».
Интерес коллег и учащихся вызвал способ проверки домашнего задания проведённой в форме индивидуальной и фронтальной работы у доски и на местах. Это такие задания как:
1. Фронтальный опрос.
А) Узнай часть речи по её определению: Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и называет предмет – это (имя существительное).
Б) Продолжи фразу:
- Начальная форма имени существительного – это (ед. ч., И. п.).
- Путь, бремя, время, темя, имя, вымя, знамя, пламя, племя, семя, стремя – это(разносклоняемые имена существительные).
2. Индивидуальная работа у доски.
А) Распредели в правильном порядке морфологические признаки имени существительного – 1 учащийся. (Сигнальные карточки с наименованиями морфологических признаков имени существительного – ВОПРОСЫ (кто? что?). ОБЩЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (называет предмет). МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ. ПОСТОЯННЫЕ. ОДУШЕВЛЁННОЕ/НЕОДУШЕВЛЁННОЕ. НАРИЦАТЕЛЬНОЕ/СОБСТВЕННОЕ. РОД (м., ж., ср.). СКЛОНЕНИЕ (I, II, III). ПЕРЕМЕННЫЕ. ЧИСЛО (ед./мн.). ПАДЕЖ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ (подлежащее, дополнение, сказуемое, определение, обстоятельство) учащийся располагает с помощью магнитов на доске в нужном порядке).
Б) Восстанови правила написания имён существительных – 4 учащихся раскладывают на своём столе карточки с фрагментами правил так, чтобы сложилась правильная формулировка, затем озвучивают её.
1. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ / III-ГО СКЛОНЕНИЯ / ПИШУТСЯ С Ь / ПОСЛЕ ШИПЯЩЕГО.
2. В БЕЗУДАРНОМ СУФФИКСЕ / РАЗНОСКЛОНЯЕМЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ / В КОСВЕННЫХ ПАДЕЖАХ / ПИШЕТСЯ ГЛАСНЫЙ Е.
3. ВЫБОР ГЛАСНЫХ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц / в суффиксах имён существительных / ЗАВИСИТ ОТ МЕСТА УДАРЕНИЯ: / ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ / О / БЕЗ УДАРЕНИЯ ПИШЕТСЯ / Е.
4. В ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ / СУФФИКС –ЧИК- ПИШЕТСЯ / ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж / В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ / ПИШЕТСЯ СУФФИКС –ЩИК-.).
Такая форма работы позволила оживить рутинную работу по повторению изученного и подготовке к написанию контрольного диктанта, создать для каждого учащегося ситуацию индивидуального успеха и вселить в них веру в самого себя.