![Дистанционная олимпиада по Истории Казахстана](/media/img/blogs/51381dda9f971.jpg)
В рамках декады истории и РиЛ в СОШ№26 прошла дистанционная олимпиада по Истории Казахстана.
Самое активное участие приняли учащиеся 9 б и 9в класса
Победители олимпиады
- Стоянова Ира 9В
- Потемкина Таня 9В
- Фоос Настя 9Б
- Ербагамбетова Нурия 9Б
- Сагинтаева Айзада 9В
Веселова Марина 9В
Школьный тур
предметной олимпиады по истории Казахстана, 8 класс.
Задание 1. Правильный ответ - 1 балл
1.Какое государство угрожало Казахскому ханству в XVIIв.
А. Сибирь В. Ногайская Орда С. Хива Д. Джунгария
2. Какие города потеряли казахи в 1723-1725 гг.
А. Туркестан, Ташкент; В. Отрар, Баласагун; С. Сыгнак, Сайрам; Д. Сарайчик, Тараз;
3. Каково значение победы над джунгарами в Булантинском сражении?
А. Территория Казахстана освободилась от джунгар;
В. Средний жуз освободился полностью;
С. Освобождена половина Старшего жуза;
Д. Казахский народ сплотился против врагов;
4. Когда хан Абулхаир совершил ряд походов против волжских калмыков?
А.1711г. В.1721г. С. 1723 г. Д. 1725г.
5. Когда начинаются «Годы великого бедствия» в истории казахов:
А. С 1723 г. В. С 1726 г. С. С 1727 г. Д. С 1730 г.
6. Какую песню народ сложил о «Годах великого бедствия»
А. Караторгай; В. Бозторгай ; С. Елим-ай; Д. Асак-киик;
7. Назовите казахского батыра, который руководил ополчением дсовместно
с Абулхаиром:
А. Сырым Датулы В. Исатай С. Кенесары Д. Богенбай;
8. Местность, где проходила Анракайская битва, вошла в историю:
А«место гибели калмыков» В. «место гибели джунгар» С. Ордабасы
Д. «место стонов и рыданий врага»
9. Джунгарское ханство образовалось в:
А. XVIIв. В. XVIIIв. С. XVIв. Д. XVв.
10. Боевой клич казахов:
А. тамга В. ен С. бата Д. уран
11. Основные цели нападений джунгар на казахские земли?
А. захват пастбищ В. грабеж, угон скота, мирного населения
С. контроль над торговыми путями Д. все, вышесказанное
12. Второй всеказахский курултай по отпору джунгарам состоялся:
А. летом 1711 г. В. летом 1710 г. в Каракумах
С. летом 1726 г. в Ордабасы Д. осенью 1710 г. на Аягузе.
13. После внезапной смерти хана Болата, ханом был избран:
А. Самеке В. Абулхаир С. Абылай Д. Абулмамбет
14. Кто из жырау описывал героическую борьбу трех жузов против джунгар?
А. Таттикара-жырау В. Бухар-жырау С. Умбетей-жырау Д Бухар-жырау
15. Кто из джунгарских правителей начинает весной 1723 г. поход в Казахстан?
А. Галдан-Цэрен В. Цэван-Рабдан С. Амурсана Д. Батур
Задание 2. Соотнесите события и исторических деятелей: Правильный ответ -2 балла
1.А.Тевкелев А.«Казахстан – ключ и врата в Азию…»
2.Коштаев и Койдагуло В.в 1726 г. посол отправленный в Россию с просьбой о подданстве
3.Таймас Шаимов С.хан, первый принявший подданство России
4.Абулхаир D.Русской посол, принявший присягу на подданство России
5.Анна Иоановна E.хан, принявший российское подданство в 1742 г.
6.хан Абулмамбет F.первый руководитель Киргиз-кайсацкой комиссии
7.И.К.Кириллов G.посольство, отправленное в Россию в1730 г.
9.Петр I K.правитель России, принявший Младший жуз в рос. подданство
10.посол Койбагар L.башкирский старшина, член дипломатической миссии
Задание 3. Вставьте пропущенное. Правильный ответ – 2 балла
Задание: Дополните сведения.
1.Абылай родился …. в городе …, он получил имя ….
2.Абылай стал известен после поединка с ….
3. В … году он стал ханом, его главным советником был ….
4. Дипломатические отношения с Китаем Абылай установил … , но в 1761 г. Китай запретил….
5. После смерти хана Абылая в …., стал править его сын ….
Задание 4. Из приведенного перечня выделите последствия восстания Сырыма Датулы.- правильный ответ – 3 балла
1) Отстранение хана Нуралы от власти
2) Отменен запрет кочевать по правому берегу р. Жаик.
3) Образована киргиз-кайсацкая комиссия.
4) Ханом Младшего Жуза назначен председатель Ханского Совета султан Айшуак.
5) Строительство укрепленных линей в районе верхнего Прииртышья и Алтая
6) Начало колонизации казахских земель Россией
7) Принятие Указа в 1742 г. о мерах по защите казахского населения от джунгар.
8) Освоение Россией природных богатств Казахстана
Задание 5.Определите, о ком идет речь: Правильный ответ – 5 баллов
Хан Младшего жуза , прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении. Родился в 1693 году. Детство его прошло в условиях, когда Казахское ханство подвергалось нападениям со стороны Джунгарии и волжских С юных лет активно участвовал в военных походах и набегах казахских ханов и султанов. В 17-летнем возрасте он становится одним из военных предводителей казахского ополчения, общее руководство над которым осуществлял батыр Богембай. Участвовал в обороне Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки.В 1718 году его избирают ханом Младшего жуза. Во главе 30-тысячного войска он выступил против джунгар и дал сражение на реке Аягуз.
Выдающийся казахский певец-сказитель, государственный деятель. Родился в 1668 году. Прожив долгую жизнь, он стал свидетелем многих исторических событий. При Тауке-хане он был одним из влиятельныхбиев. Перетерпев материально-бытовые трудности и лишившись своего былого влияния в «Годы Великого бедствия», с приходом к власти Абылай хана он возвращается к государственным делам. Являясь главным советником хана и одним из авторитетнейших биев, играл важную роль в разрешении крупных проблем жизни казахского народа. Был весьма образованным для своего времени человеком и писал на арабском языке. Из его поэтического наследия до нас дошли около 1200 строк. Они были собраны в XIX-XXвеках из устных преданий Он мечтает об объединении трех жузов казахского народа под началом единого сильного государства с одним центром
Один из крупных военачальников XVIIIвека, прославленный полководец эпохи Абылай хана. Как полководец он снискал огромный авторитет и уважение среди казахских воинов.В первой половине XVIIIвека вместе с батырами Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими он боролся за независимость своего народа, не раз показывая безмерную храбрость в битвах с джунгарами, а затем в освобождении своей земли от китайских завоевателей.
1725–1727 годах, защищая Туркестан – столицу казахов, вместе с Абылай-ханом батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау. Своим красноречием он мог организовать людей, учил аульчан обращаться с оружием. В юности воспитывался вместе с детьми хана Аз-Тауке, что тоже оказало на него благотворное влияние. В 1710 году, в Каракумах, близ Аральского моря, Б батыр был избран предводителем ополчения всех трех казахских жузов для борьбы с джунгарскими захватчиками. Было это в пору правления Тауке-хана. Выбор был не случаен. Сам хан Тауке, его сподвижники-султаны, бии-мудрецы Толе, Казыбек, Айтеке обратили внимание на молодого батыра. В скупых словах его заметны были прямота и ум, во взоре отвага, в поступи решительность и сила. После того, как он объединил под своим началом силы всех трех жузов и повел их в решительные сражения на врага, перевес казахов в них оказался заметным
Школьный тур
предметной олимпиады по истории Казахстана, 9 класс
Задание 1. Правильный ответ – 1 балл.
1. По реформе 1967-1868 гг. от налогов в Российскую казну были освобождены:
- Потомки Чингисхана.
- Бии.
- Батыры.
- Имамы и муллы.
- Баи.
2. В первой половине XIXв. Усиление влияния царской России на территории Старшего и Среднего жузов, главным образом, проявлялось в:
- Развитии здравоохранения.
- Активном строительстве крепостей и форпостов.
- Открытии русско-киргизких школ.
- Проникновение товарно-денежных отношений.
- Усилении военно-казачьей колонизации.
3. Имя, данное Абаю Кунанбайулы при рождении:
- Абай.
- Акылбай.
- Ибрагим.
- Ахмет Риза.
- Кунанбай.
4. Произведение художественно-филосовской прозы Абая:
- «Абишу».
- «Козымнын».
- «Сегиз аик».
- «Гаклия»
- « Кулембаю»
5. Петр Iо значении казахских земель сказал:
- Будущее России в Казахстане.
- Прямая дорога в Индию.
- Богатый сырьем край.
- «Ключи и врата к Азии».
- «Великий шелковый путь».
6. За предательство в армии Кенесары:
- Закидывали камнями.
- Подвергали изгнанию.
- Приговаривали к смерти.
- Подвергали проклятью.
- Били плетьями.
7.Первый Общеказахский съезд состоялся в июле 1917 года в городе:
- Верный.
- Ташкент.
- Уральск.
- Оренбург.
- Акмолинск.
8. Основная движущая сила национально-освободительного восстания 1916 г. в Казахстане:
- Султаны.
- Национальное крестьянство, казахские рабочие и ремесленники.
- Аульные старшины.
- Бии.
- Национальная интеллигенция.
9. На стороне царского указа 1916 г. «реквизиции инородцев» оказались:
- Колониальная местная администрация.
- Переселенцы.
- Пролетариат.
- Батраки-казахи.
- Либерально-демократическая интеллигенция.
10. Партия «Алаш» была создана в:
- 1917 г.
- 1918 г.
- 1919 г.
- 1916 г.
- 1920 г.
11. Руководитель восстания 1916 года в Семиречье:
- Токаш Бокин.
- Амангельды Иманов.
- Алиби Джанбосынов.
- Абдулгафар Джанбосынов.
- Сакен Сейфулин.
12. Руководители восстания 1916 г. в Тургайской области:
- Т.Бокин, Б.Ашекеев.
- А.Джангильдин, А.Иманов.
- Т.Рыскулов, А.Майкутов.
- С.Мендешев, Б.Ашекеев.
- С.Сейфулин, Т.Бокин.
13. Казахский поэт, один из предводителей восстания в Букеевской Орде:
- Кобылан Барибайулы.
- Жанак Сагындыкулы.
- Тубек Байкошкарулы.
- Махамбет Отемисулы.
- Абыл Отембетулы.
14.Переселенческий фонд в начале XXвека преследовал цель:
- Изъятия земель у казаков.
- Строительство военных крепостей на территории Каз.
- Юридической защиты переселенцев на территории Каз.
- Изучения казахских земель.
- Распределения земель между казахскими родами и племенами.
15.По реформе 1867-1868 гг., низшим звеном колониальной судебной системы является:
- Районный суд.
- Военный суд.
- Областной суд.
- Уездный суд.
- Суд биев и казиев.
Задание 2. Соотнесите имя и вклад: Правильный ответ -2 балла
1. Сардабек Тургайского центра восстания 1916 г 2. Член партии кадетов. лидер партии «Алаш» 3. В ходе восстания 1916 г. Избран ханом Тургайской области 4. Председатель Временного Совета Кокандской автономии 5. Один из создателей организации «Жас казах» в Акмолинске 6.Депутат 11 Государственной думы от Уральской области 7. Создатель и редактор газеты «Казах» 8. Член Русского географического общества 9.Один из лидеров Семиреченского центра восстания 1916 г. 10. Представитель революционно-демократического крыла казахской интеллигенции
| А. Т Рыскулов Б. А Иманов В. Т Бокин Г. А Бокейханов Д. А.Байтурсынов Е. А.Жанбосын Ж. Ш.Кудайбердыев З. М.Шокай И. С.Сейфуллин К .Б.Каратаев
|
Задание 3. Вставьте пропущенное. Правильный ответ – 2 балла.
1. … - военно-политический союз, сложившийся в начале ХХ века по инициативе Англии.
2. Политическая ситуация., сложившаяся в России после февральской революции - …
3. … - политика усиления военной мощи государства.
4. Государство, владеющее колониями -…
5. Война между социальными группами внутри страны - ….
Задание 4. Из приведенного перечня выделите мероприятия Советского правительства в Казахстане. Правильный ответ – 3 балла
1) объявлена амнистия участникам восстания 1916 г.
2) решение аграрного вопроса
3) возвращены реквизированные на тыловые работы.
4) свергнута монархия
5) Россия вышла из Первой мировой войны
6) установлена модель коммунистического развития
7) установлены демократические права и свободы
8) начало преследования политических партий
Задание 5. Определите, о ком идет речь. Правильный ответ – 5 баллов.
Родился 3 апреля 1873 года на территории современного Амангельдийского района Костанайской области в бедной семье. Вырос сиротой: батрачил, видел бедственное положение народа. До 12 лет учился в аульной школе, затем в медресе ишанов Тасыбая и Ташмагамбета. Здесь он проучился четыре года, освоил турецкий, персидский, арабские языки. Еще до восстания 1916 года был известен в степи как поборник народной свободы, противник колониального режима. В 1896–1908 годы царское правительство неоднократно сажало его в тюрьму, считая неблагонадежным. В ходе восстания 1916 г проявил себя как стойкий боец, убежденный в антинародном характере государственной власти. Его сарбазы показывали пример бесстрашия и решительности. Царское правительство было вынуждено выслать карательные войска, чтобы дать отпор воинам. В январе 1917 года он снова предпринял действия по захвату города, но был вынужден отступить, так как силы были неравные. В октябре 1917 — январе 1918 года он активно участвовал в установлении Советской власти в Торгае и Торгайской области (ныне Костанайская область), был военным комиссаром Торгайского уезда. Вступил в ряды большевиков под влиянием Алиби Жангельдина. В марте 1918 года участвовал в работе областного съезда Советов (Оренбург, 1918). В июле 1918 года во главе группы советских работников проводил выборы аульных и волостных Советов. , помогал партизанам в тылу войск Колчака.
Знаменитый казахский певец, актер, музыкант. Родился в бедной семье возле гор Дегелен Абыралинского района Восточно-Казахстанской области, похоронен в Алматы. С ранних лет стал работать у бая по имени Исабек, который брал молодого поэта с собой на разные свадьбы и праздники, где он пел. Вскоре слава об нем разнеслась по всем окрестностям Семипалатинска. В 1921–1924 годах певец вступил в созданное казахской молодежью просветительское общество «Ес-аймак». В то же время раскрывается певческое искусство начинающего артиста. 26 июня 1925 года в газете «Правда» появилась статья об этом концерте: «Прекрасный концерт. Такие исполнители, как казахский певец узбекская певица и танцовщица Тамара Ханум являются настоящими народными артистами» В 1925 году, исполнив на этнографическом концерте в Париже казахские народные песни, певец получил 2-е место и серебряную медаль.
Выдающийся казахский поэт, публицист, мыслитель, путешественник, историк, этнограф, переводчик, востоковед и собиратель устного народного творчества казахского народа, специалист по родословным книгам.Обучался в аульной школе. В 1870 году учился в Бухарском медресе хазрета Камаара В 1872 г. поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование. После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. С 1875 года работал учителем в ауле, активно занимался публицистической деятельностью. Его статьи, очерки, информации периодически печатались в газете «Дала уалаяты» и журнале «Айкап». Пользуясь большой популярностью и авторитетом в народе, почитавшего его знания и талант, его имя в переводе с арабского языка означает «славный, известный, достойный». В 1887 — 1890 годах побывал в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Туркестане и других городах с целью знакомства с жизнью, культурой и бытом народов Средней Азии. Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом В. В. Радловым повлияло на формирование его интересов как собирателя казахского фольклора. Он почитался святым, место его упокоения посещали паломники, люди искренне верили, что прикосновение к надгробию принесет избавление от болезней и духовное исцеление.
Школьный тур
предметной олимпиады по истории Казахстана, 11 класс
Задание 1. Правильный ответ – 1 балл.
1.В октябре 1991 года часть коммунистов объединились, создав партию:
А) Алаш.
В) Азат.
С) Народный Конгресс Казахстана.
D)Желтоксан.
Е) Социал-демократическая.
2.По мнению президента, учитывая современное положение в республике,
основой объём грузовых перевозок будет осуществляться транспортом:
А) Речным.
В) Морским.
С) Автомобильным.
D)Воздушным.
Е) Железнодорожным.
3. Свобода совести в демократическом государстве включает в себя:
А) Свободу исповедовать любую религию.
В) Обязательность получения религиозного образования.
С) Свободу демонстраций.
D)Запрещение исповедовать религию.
Е)Плюрализм мнений.
4. Полномочия Президента Н.Назарбаева до 1 декабря 2000 года были продлены:
А) В результате голосования депутатов Парламента.
В) В результате проведения республиканского референдума.
С) Решением Верховного Совета.
D)Решением Верховного Суда.
Е) Решением Конституционного Совета.
5. По мнению президента, высказанному в Послании (2030), казахстанцев особо отличают следующие качества:
А) Целеустремленность.
В) Стремление к знаниям.
С) Доброта, гостеприимство.
D)Трудолюбие, энтузиазм.
Е) Толерантность и терпение.
6. Единственным источником государственной власти в Казахстане в соответствии с Конституцией Республики является:
А) Народ.
В) Президент.
С) Сенат.
D)Мажилис.
Е) Правительство.
7. Президент Н.Назарбаев выступил с программой «Казахстан-2030» в:
А) 1994 году. В) 2000 году. С) 1993 году.
D)1991 году.
Е) 1997 году.
8. Казахстан вышел из рублевой зоны в:
А) Январе 1992 года.
В) Марте 1992 года.
С) Декабре 1995 года.
D)Декабре 1991 года.
Е) Ноябре 1993 года.
9. В рамках программы «Болашак» студенты вузов Казахстана получили возможность пройти обучение в учебных заведениях:
А) Китая, Индии, Вьетнама.
В) Болгарии, Чехии, Румынии.
С) США, Франции, Германии.
D)Прибалтики, Грузии, Азербайджана.
Е) Индонезия, Пакистана, Турции.
10. Причина, по которой Президент республики принял решение о либерализации цен в январе 1992 года:
А) Началась подготовка к ведению национальной валюты.
В) Стремление закрепить национального производителя.
С) Потребительские цены были отпущены в России.
D)Из-за роста инфляции.
Е) По требованию Всемирного банка.
11. Форум народов Казахстана проходил в декабре:
А) 1991 г.
В) 1990 г.
С) 1992 г.
D)1994 г.
Е) 1993 г.
12. Парламент Республики Казахстан состоит из:
А) Верховного Совета и Совета национальностей.
В) Верховного Совета.
С) Ассамблей народов Казахстана.
D)Сената и Мажилиса.
Е) Сената и Народного собрания.
13. Казахско-турецкая газета «Заман-Казахстан» начала издаваться:
А) В 1989 году.
В) В 1991 году.
С) В 1992 году.
D)В 1988 году.
Е) В 1990 году.
14. Указ « О мерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от незаконных репрессий в период 30-40-х годов и начала 50- годов»
Был издан:
А) В ноябре 1991 года.
В) В октябре 1992 года.
С) В августе 1994 года.
D)В сентябре 1990 года.
Е) В декабре 1993 года.
15. Республика Казахстан по форме государственного устройства согласно Конституции является:
А) Смешанным.
В) Авторитарным.
С) Федеративным.
D) Конфедеративным.
Е) Унитарным
Задание 2. Соотнесите дату и событие: Правильный ответ – 2 балла
1.осень 1723 г. А.Смерть китайского императора Канси
2.осень 1726 г. Б.Абулхаир совершил ряд удачных походов против волжских калмыков
3.1728 г. В. Аныракайская битва
4.1730 г. Г.Создание Джунгарского ханства
5.1723 г. Д..Курултай в Ордабасы
6.1722 г. Е.Абулхаир возглавил 50 тысячное войско
7.1635 г. Ж.Булантинская битва
8.1725 г. З.Начало Великого бедствия
9. 1783 И. Присоединение Младшего Жуза к России
10. 1731 К. Начало восстания С.Датулы.
Задание 3. Вставьте пропущенное. Правильный ответ -2 балла
1…. – насильственный угон скота.
2. Разорившиеся скотоводы, у М.-Х.Дулати – оседлое население - …
3. … -историко-хозяйственный регион.
4. .. – объединение нескольких казахских родов.
5. … - родословная у тюркских народов.
Задание 4. Из приведенного перечня выделите признаки, характеризующие демократический режим – правильный ответ – 3 балла.
- государственное регулирование всех сфер общественной жизни
- идеология национализма
- полное искоренение частной собственности
- наличие единой государственной идеологии
- политический плюрализм
- народ – единственный источник политической власти
- вождизм
- массовые репрессии
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную
- многообразие форм собственности
- гарантированность прав и свобод граждан
- выборность и сменяемость государственных органов
Задание 5. Определите, о ком идет речь: Правильный ответ – 5 баллов.
Актер, режиссер, народный артист Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахстана, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Родился в Баянаульском районе Павлодарской области, похоронен в Алматы. В 1933 году по приглашению писателя Г. М. Мусрепова приехал в Алма-Ату и был принят в труппу Казахского драматического театра (ныне Казахский театр драмы им. Ауэзова; в 1947–1951 гг. — режиссер и художественный руководитель театра), где работал до 1953 года. Первая роль театре — Граммофонов в спектакле «Мой друг» Н. Ф. Погодина. Актер широкого творческого диапазона, Среди созданных им сценических образов особое место занимают героико-поэтические образы Исатая («Исатай — Махамбет» И. Жансугурова), Ахан сері («Ахан сері — Ақтоқты» Г. Мусрепова) и Кобыланды («Қара қыпшақ Қобыланды» М. Ауэзова). Актер создал ряд сатирических и острохарактерных образов. Среди них: Казанцев («Ночные раскаты» МАуэзова), Қодар («Қозы Көрпеш — Баян Сұлу» Г. Мусрепова), Керим («Абай» МАуэзова и Л. С. Соболева), Фогель («Гвардия чести» МАуэзова и А. Абишева). Помимо актерской деятельности занимался и режиссурой. Он осуществил постановки спектаклей «Амангельды» Ш. Хусаинова (1945), «Дружба и любовь» А. Абишева (1947), «Поединок» Х. Жумалиева и А. Сарсенбаева (1948), «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, «Абай» по МАуэзову (1949), «Калиновая роща» А. Корнейчука (1951), «Трагедия поэта» Г. Мусрепова (1958).
Советский государственный и общественный деятель, Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР с 1960 по 1962 и с 1964 по 1986 гг., член Политбюро ЦК КПСС (9 апреля 1971 г. — 28 января 1987 г.), трижды Герой Социалистического Труда, академик Академии наук КазССР, доктор технических наук, кавалер орденов и медалей СССР и иностранных государств. В начальный период Великой Отечественной войны являлся заместителем главного инженера и начальником технического отдела комбината «Алтайполиметалл», а также директором Риддерского рудника Лениногорского рудоуправления, директор одного из крупнейших свинцово-цинковых предприятий в СССР — Лениногорского рудного управления В 1955–1960 и 1962–1964 годы — председатель Верховного Совета КазССР; в 1960–1962 и 1964–1986 годы — первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана.
Ученый-энциклопедист, археолог, доктор филологических наук, действительный член Всесоюзного Географического общества, академик АН КазССР, профессор, заслуженный деятель науки КазССР, основатель казахстанской археологической школы, видный ученый во многих областях знаний: в этнографии, востоковедении, истории; литературоведении, искусствоведеНИИ, родился в ауле на территории современного Баянаульского района Павлодарской области. Он — один из тех, кто в начале прошлого века отправи