В рамках методической недели студенты 3 курса кафедры русского языка и литературы, а также заведующий кафедрой, к.филол.н., доцент Л.Е. Токатова и к.филол.н., доцент Измайлова М.А. посетили в СОШ № 43 открытый урок учителя русского языка и литературы высшей категории, Отличника просвещения Казахской ССР Тамары Андреевны Поповой. Студенты имели возможность наблюдать.
Отзывы:
Как известно, одной из составляющих успешного прохождения педагогической практики в школе перед проведением собственных уроков является посещение учебных занятий опытных учителей. В рамках вузовских дисциплин по методике преподавания мы посетили урок литературы в 10 классе школы № 43 у замечательного педагога Тамары Андреевны Поповой. Это было занятие по пьесе М. Горького «На дне» .С первых минут урока стало понятно: мы пришли не зря. Анализ произведения был насыщенным и интересным, видна была готовность десятиклассников к уроку: они торопились начать характеризовать героев, причём работа являлась групповой, один ответ дополнял другой, ребята наперебой высказывали свои мнения по прочитанному, в классе царила рабочая, соответствующая уроку литературы, атмосфера. Тамара Андреевна - учитель-новатор. Её матричный метод работы с текстом, заключающийся в разработке тематических заданий с указанием по актам и действиям пьесы цитат, раскрывающих развитие сюжета произведения, позволил ученикам наиболее полно представить героев пьесы и осознать роль персонажей в пьесе и смысл произведения в целом.
Хочется сказать огромное спасибо Тамаре Андреевне за проведённое занятие, на котором нам посчастливилось побывать и многое для себя взять на заметку, и конечно выразить благодарность Марии Анатольевне Измайловой, доценту кафедры русского языка и литературы, к.ф.н., организовавшей наш поход в школу.
Железнякова Татьяна,
студентка 2 курса Омского государственного педагогического университета, обучающаяся в 4 семестре в Павлодарском государственном педагогическом институте по программе академической мобильности.
Быть хорошим учителем непросто. Для этого нужна постоянная практика с внедрением новых образовательных технологий, а главную роль играет личность учителя, заинтересованного своей работой и любящего свой предмет.
Именно у такого учителя, профессионала своего дела - Тамары Андреевны Поповой - нам представилась возможность побывать на уроке. Наш преподаватель Мария Анатольевна Измайлова рассказала нам, что Тамара Андреевна применяет в своей работе предполагающий огромный труд со стороны учителя матричный подход к изучению художественного текста, суть которого заключается в изучении по ключевым фразам произведения, чаще всего большого по объему. Урок по пьесе М. Горького «На дне» проходил в 10 классе. На уроке Тамары Андреевны мы убедились в эффективности этого подхода, ведь основная цель урока литературы – привить любовь к чтению – была достигнута. Это было видно по активному участию учеников в обсуждении произведения, когда дети цитировали фразы персонажей не только по книге, но и по памяти. Было удивительно видеть, что работает абсолютно весь класс.
Как учитель-новатор Тамара Андреевна использовала на уроке литературы еще один интересный прием с применением технического оборудования – показала отрывок спектакля по данной пьесе театра «Современник». Отрывок замечательно сыгранного спектакля дал представление детям о характерах героев, пробудил их фантазию, и при работе в группе они сумели правильно их охарактеризовать, подчеркнув важные черты и цитируя текст.
Тамара Андреевна продумала и четко организовала каждый этап урока, особенно понравилась система оценивания ответов учащихся по критериям, ведь часто не хватает времени, чтобы выставить оценку, никого не упустив, не обидев.
В общем, для нас как для будущих учителей этот урок был «высшим пилотажем», образцом, к которому мы будем стремиться, получив гордое звание учитель.
Татигуль Бейсенова,
студентка 2 курса Омского государственного педагогического университета, обучающаяся в 4 семестре в Павлодарском государственном педагогическом институте по программе академической мобильности.