Статья в педагогической газете «Ұстаздар» за 1 января 2012 года
Дети в жизни сталкиваются с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть, от того, насколько совершенно малыш слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст является самым благоприятным для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ученые называют ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
На втором и третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Наиболее комплексно данная тема рассмотрена в нашем авторском пособии для воспитателей детских садов, в котором представлены материалы, методические разработки, авторские приемы работы педагога по теме «Сенсорное развитие в младшем и старшем дошкольном возрасте».
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что такое воспитание:
является основой для интеллектуального развития;
упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
способствует развитию наблюдательности;
готовит к реальной жизни;
позитивно влияет на эстетическое чувство детей;
является основой для развития воображения;
способствует развитию внимания;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
способствует освоению ребятами навыков учебной деятельности;
способствует расширению словарного запаса ребенка;
влияет на развитие зрительной, моторной, образной и других видов памяти.
КОРЕШКОВА О.А.,
педагог-воспитатель я/с № 18
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ