«Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» .
Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» ПОСЛАНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН-
ЛИДЕРА НАЦИИ Н. А. НАЗАРБАЕВА
НАРОДУ КАЗАХСТАНА
СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050»
Новый политический курс
состоявшегося государства
СОДЕРЖАНИЕ
I. Состоявшийся Казахстан – испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета- Сильное и успешное государство
- Устойчивый процесс демократизации и либерализации
- Согласие и мир различных социальных, этнических и религиозных групп
- Национальная экономика. Наша роль в международном разделении труда
- Сильная социальная политика, которая обеспечила общественную стабильность и согласие
- Страна, признанная мировым сообществом
- Наша активная роль в продвижении режима ядерного нераспространения
- Стратегия Казахстан-2030. Основные итоги
- Первый вызов – ускорение исторического времени
- Второй вызов – глобальный демографический дисбаланс
- Третий вызов – угроза глобальной продовольственной безопасности
- Четвертый вызов – острый дефицит воды
- Пятый вызов – глобальная энергетическая безопасность
- Шестой вызов – исчерпаемость природных ресурсов
- Седьмой вызов – Третья индустриальная революция
- Восьмой вызов – нарастающая социальная нестабильность
- Девятый вызов – кризис ценностей нашей цивилизации
- Десятый вызов – угроза новой мировой дестабилизации
- Всеобъемлющий экономический прагматизм
- Новая кадровая политика
- Модернизация макроэкономической политики
- Развитие инфраструктуры
- Модернизация системы управления государственными активами
- Новая система управления природными ресурсами
- План следующей фазы индустриализации
- Модернизация сельского хозяйства
- Политика в отношении водных ресурсов
- Развитие малого и среднего бизнеса
- Новая модель государственно-частного партнерства - «Сильный бизнес – сильное государство».
- Новый этап приватизации – изменение роли государства
- Новые принципы социальной политики
- Защита материнства. Обращение к женщинам
- Защита детства
- Здоровье нации – основа нашего успешного будущего
- Приоритеты работы в сфере образования
- Новая политика развития инновационных исследований
- Обращение к молодежи
- Новый тип государственного управления
- Децентрализация управления
- Формирование профессионального госаппарата
- Новая система взаимодействия госаппарата с бизнес-сообществом
- Внедрение принципа «нулевой терпимости» к беспорядку
- Борьба с коррупцией
- Реформа правоохранительных органов и спецслужб
- Приоритеты модернизации внешней политики
- Развитие экономической и торговой дипломатии
- Укрепление региональной безопасности
- Вклад в укрепление глобальной безопасности
- Укрепление национальной обороноспособности и военной доктрины
- Новый казахстанский патриотизм
- Равенство прав граждан всех этносов
- Культура, традиции и самобытность
- Казахский язык и триединство язык
- Роль национальной интеллигенции
- Религия в Казахстане XXI века
- Каким я вижу Казахстан будущего?
- Обращение к нации
***
2. Куда мы идем? Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитыхгосударств мира. Среди развивающихся стран конкуренцияза место в этом клубе будет ожесточенной. Нация должна быть готова к глобальному экономическому противоборству, ясно осознавая, что место под солнцем гарантировано лишь сильнейшим. Мы должны работать целеустремленно и вдохновенно, не упуская из вида наши первостепенные цели:- Дальнейшее развитие и укрепление государственности.
- Переход на новые принципы экономической политики.
- Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.
- Формирование новой социальной модели.
- Создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения.
- Повышение ответственности, эффективности ифункциональности государственного аппарата.
- Выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики.
- Совершенствовать управленческий ресурс, и резервы для этого у нас есть.
- Одновременно с этим нам следует извлекать пользу из международного разделения труда, в частности привлекать внешний кадровый ресурс для реализации некоторых задач нашего нового курса через программы аутсорсинга. Мы должны также привлекать лучших иностранных специалистов на открытом рынке и приглашать их работать к нам в страну.
- Мы должны вооружиться новым принципом бюджетной политики – тратить только в пределах своих возможностей и сократить дефицит до максимально возможного минимума. Необходимо наращивать резервы на черный день, обеспечив их сохранность в долгосрочной перспективе.
- Отношение к бюджетно-финансовому процессу должно стать таким же бережным и продуманным, как к частным вложениям. Иными словами, ни один бюджетный тенге не должен быть потрачен впустую.
- Бюджет государства должен быть сфокусирован на продуктивных с точки зрения долгосрочной перспективы общенациональных проектах, таких как, например, диверсификация экономики и развитие инфраструктуры.
- Необходимо ввести благоприятный налоговый режим для объектов налогообложения, занятых в области производства и новых технологий. Сейчас эта работа началась. Ставлю задачу ее усовершенствовать: провести ревизию всех действующих налоговых льгот и сделать их максимально эффективными.
- Мы должны продолжить политикулиберализации налогового и систематизации таможенного администрирования. Необходимо упростить и минимизировать налоговую отчетность.
- Прагматичное уменьшение налогового надзора должно минимизировать диалог хозяйствующих субъектов с налоговой службой. В ближайшие пять лет всем необходимо перейти на режим электронной отчетности онлайн.
- C 2020 года мы должны внедрить практику налогового кредитования. Главная задача - стимулирование инвестиционной активности предпринимателей.
- Новая налоговая политика должна иметьсоциальную направленность. Для этого необходимо, начиная с2015 года, разработать комплекс стимулирующих мер, в том числе предусматривающих практику освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников.
- Учитывая неблагоприятную обстановку в мировой экономике, мы должны будем обеспечить защиту доходов каждого казахстанца и удерживать приемлемый для экономического роста уровень инфляции. Это не просто макроэкономический вопрос, это вопрос социальной безопасности страны. И это – главный вопрос работы Национального банка и Правительства уже начиная с 2013 года.
- Казахстанские банки в свою очередь должны выполнять свое предназначение и обеспечивать потребность реального сектора экономики в кредитных ресурсах. При этом нельзя ослаблять контроль за финансовой системой, необходимо очищать банки от проблемных кредитов и вплотную заниматься вопросами фондирования. Для этого Национальному банку и Правительству при координации Администрации Президента необходимо разработать концептуально новую систему денежно-кредитной политики, направленную на обеспечение экономики необходимыми денежными ресурсами.
- Мы должны держать на постоянном контроле уровень государственного долга страны.
- Необходимо жестко контролировать уровень долга квазигосударственного сектора экономики.
- Важно сосредоточить внимание на выходе за пределы страны для создания производственных транспортно-логистических объектов за пределами Казахстана, тщательно просчитывая свои выгоды. Мы должны выйти за рамки существующих представлений и создавать совместные предприятия в регионе и во всем мире – Европе, Азии, Америке, такие как, например, порты в странах, имеющих прямой выход к морю, транспортно-логистические хабы в узловых транзитных точках мира и так далее. С этой целью следует разработать специальную программу «Глобальная инфраструктурная интеграция».
- Мы должны развивать наштранзитный потенциал. Сегодня реализуется ряд крупных общенациональных инфраструктурных проектов, результатом которых должно статьувеличение транзитных перевозок через Казахстан к2020 году вдва раза.К 2050 году эта цифра должна увеличиться в 10 раз.
- Все должно быть подчинено ключевой задаче – продвижению нашего экспорта только на те мировые рынки, где будет долгосрочный спрос на нашу продукцию и услуги.
- Создание инфраструктуры также должно быть подчинено закону рентабельности. Необходимо строить только там, где строительство приведет к развитию новых бизнесов и созданию рабочих мест.
- Внутри страны мы должны создавать «инфраструктурные центры» для «покрытия» удаленных регионов или регионов с недостаточной плотностью населения жизненно важными и экономически необходимыми объектами инфраструктуры. Для этого необходимо обеспечить создание опережающей инфраструктуры транспортной системы.
- Поручаю Правительству разработать и принять в 2013 году государственную программу по развитию инфраструктуры.
- «Локомотивом» перехода к новой экономической политике должен статьНациональный фонд. В первую очередь средства Национального фонда следует направлять на долгосрочные стратегические проекты. В 2013 году накопление средств в Национальном фонде должно быть продолжено, но использовать эти средства надо весьма рационально и продуманно.
- Государство в лице нацкомпаний должно стимулировать развитие экономики будущего,учитывающей сектора, которые появятся в результате Третьей индустриальной революции. Отечественная индустрия должна потреблять новейшие композитные материалы, которые мы должны производить у себя в стране.
- Государство должно стимулировать развитие транзитного потенциала в сфере информационныхтехнологий. К 2030 году мы должны пропускать через Казахстан не менее 2 - 3% мировых информационных потоков. К 2050 эта цифра должна как минимум удвоиться.
- Необходимо также стимулировать частные компании вкладывать свои средства в исследования и инновации. Хотел бы особо подчеркнуть: внедрение инноваций очень важно, но это не самоцель. Реальную выгоду страна будет получать только тогда, когда наши новые технологии будут иметь спрос, когда они будут востребованы на рынке. В противном случае инновация – это пустая трата денег.
- Нужно покончить с практикой избирательной поддержки отдельных компаний или отраслей.Мы должны поддерживать только те отрасли, которые выполняют социально важные, стратегические функции и доказывают свою эффективность.
- Уже сейчас необходимо максимальное ускорение выхода сырья на международные рынки,которые в случае нового финансового краха будут дестабилизированы. Наши основные импортеры могут значительно сократить закупки сырья, а цены могут резко упасть. Наша жеопережающая стратегия позволит до начала дестабилизации рынков очень быстро накапливать средства, которые потом помогут стране пережить период возможного глобального кризиса.
- Технологическая революция меняет структуру потребления сырья. К примеру, внедрение технологии композитов и новых видов бетона обесценивает запасы железной руды и угля. Это еще один фактор, чтобы наращивать темпы добычи и поставки на мировые рынки природных ресурсов с тем, чтобы использовать нынешний высокий мировой спрос в интересах страны.
- Оставаясь крупным игроком на рынке углеводородного сырья, мы должны развивать производство альтернативных видов энергии, активно внедрять технологии, использующие энергию солнца и ветра. Все возможности для этого у нас есть. К 2050 году в стране наальтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления.
***
Если нация хочет пользоваться доходами от сырьевых ресурсов через 35 лет, то готовиться к этому нужно уже сейчас. Нам необходимо разработать специальную стратегию - определить приоритеты, партнеров, чтобы распланировать всю работу на все предстоящие годы так, как это делают все крупные корпорации и концерны. Это главный урок из нашей собственной истории: подготовку и переговоры по Кашагану мы начали почти 20 лет назад, а результаты начинаем получать только сейчас. Основные направления разработки стратегии:- Для того чтобы регионы были заинтересованы в привлечении инвестиций, необходимо отменить мораторий на недропользование.
- Мы должны перейти от простых поставок сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов и обмену новейшими технологиями. К2025 году мы должны полностью обеспечить собственный рынок горюче-смазочными материалами в соответствии с новыми стандартами экологичности.
- Мы должны привлекать инвесторов только на условиях поставки в нашу страну самых современных технологий добычи и переработки. Мы должны разрешать инвесторам добывать и пользоваться нашим сырьем только в обмен на создание новейших производств на территории нашей страны.
- Казахстан должен стать региональным магнитом для инвестиций. Наша страна должна стать самым привлекательным в Евразии местом для инвестиций и для трансферта технологий. Это принципиально важно. Мы должны показать инвесторам преимущества, которыми обладаем.
- Все добывающие предприятия должны внедрять только экологически безвредные производства.
Уважаемые соотечественники!
В интересах будущего нации и безопасности государства нужно создать стратегический «резерв» углеводородного сырья. Стратегический резерв станет фундаментом энергетической безопасности страны. Тем самым мы создадим еще один оборонительный эшелон на случай возможных экономических потрясений.***
В-пятых, нам необходим план следующей фазы индустриализации. Через два года завершится первая пятилетка реализации программы форсированной инновационной индустриализации. Правительство должно разработать детальный план следующей фазы индустриализации.Необходим сценарий развития перспективных технологических направлений. В результате доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна увеличиться в два раза к2025 году и в три раза к 2040 году. Что для этого нужно сделать?- К 2050 году Казахстан должен полностью обновить свои производственные активы в соответствии с самыми новейшими технологическими стандартами.
- Мы должны развивать новые производства с упором на расширение несырьевого сектора,ориентированного наэкспорт.
- Мы должны сфокусировать Госпрограмму по форсированному индустриально-инновационному развитию на импорт промышленных мощностей и обмен технологиями. Для этого нам нужна подпрограмма по созданию и развитию совместных международных компаний и выгодных для страны партнерств.
- К 2030 году Казахстан должен расширить свою нишу на мировом рынке космических услуг и довести до логического завершения ряд начатых проектов. Я имею в виду сборочно-испытательной комплекс космических аппаратов в Астане, космическую систему дистанционного зондирования, национальную систему космического мониторинга и наземной инфраструктуры, систему высокоточной спутниковой навигации.
- Нужно продолжить развитие двух ведущих инновационных кластеров – Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий. Нам нужно ускоренно переходить к низкоуглероднойэкономике.
***
Сейчас я поднял самые принципиальные вопросы, от которых будет зависеть подготовка страны к Третьей индустриальной революции. В-шестых, необходима масштабная модернизация сельского хозяйства, особенно в условиях растущего глобального спроса на сельхозпродукцию. Для того чтобы стать лидером мирового продовольственного рынка и нарастить сельскохозяйственное производство, нам необходимо:- Увеличить посевные площади. Отмечу, что такую возможность имеют далеко не все страны.
- Обеспечить значительный подъем урожайности, прежде всего за счет внедрения новых технологий.
- Мы имеем большой потенциал для создания кормовой базы животноводства мирового уровня.
- Мы должны создать национальные конкурентоспособные бренды с акцентом на экологичность. В результате я ставлю задачу перед нашим агропромышленным комплексом - стать глобальным игроком в области экологически чистого производства.
- Изменить культуру земледелия и возродить с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений наши традиции животноводства.
- Определить, на массовое производство каких продуктов мы будем делать ставку, с тем чтобы завоевать крупные экспортные рынки.
- Принять новую Программу развития агропромышленного комплекса страны до 2020 года.
- Увеличить к 2020 году объем государственной поддержки сельского хозяйства в 4,5 раза.
- Выработать систему законодательных и экономических стимулов по созданию средних и крупнотоварных сельскохозяйственных производств, ориентированных на применение новейших агротехнологий.
- Ввести повышенные налоговые ставки на земли, которые не начали осваиваться в течение определенного периода после их предоставления.
- Тщательно изучить передовой опыт решения проблем водообеспечения в других странах, например, в Австралии, и использовать его в наших условиях.
- Внедрять самые передовые технологии добычи и рачительного использования подземных вод, запасы которых у нас значительны.
- В агропромышленном секторе комплексно перейти на влагосберегающие технологии.
- Поощрять стремление малого и среднего бизнеса к объединению и кооперации и создать систему их поддержки и поощрения.
- Развивать внутренний рынок за счет поощрения местных бизнес-инициатив и минимального, но жесткого регулирования.
- Предусмотреть введение новой, более жесткой, системы ответственности для госчиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса.
- С учетом новых реалий, в том числе нашего участия в ЕЭП, предстоящего вступления в ВТО,усовершенствовать механизмы поддержки отечественных производителей и принимать все необходимые меры для защиты и продвижения их интересов.
- Прежде всего расширение списка потребностей индивида и включение в него статей на образование и здравоохранение (в том числе для безработных и нетрудоспособных с целью их большей социализации), здоровое питание и здоровый образ жизни, удовлетворение интеллектуальных и информационных запросов и т. д.
- Расчет стоимости потребностей индивида по реальным ценам (следовательно, необходимо совершенствование статистики в стране).
- Поэтапное качественное повышение стандартов качества жизни, увязанное с ростом экономики.
- Государство будет нести полную ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества – пенсионеров, инвалидов, нетрудоспособных, больных детей и др.
- Необходимо постоянно совершенствовать систему социального и пенсионного обеспечения,всемерно защищать материнство и детство.
- У нас должны быть четкие программы обучения и переподготовки безработных, увязанные с потребностями рынка труда. Государство должно оказывать социальную поддержку безработным при условии, что человек, попавший в эту категорию, осваивает новую профессию и идет переучиваться.
- Важно создать условия, при которых работодатели будут активно привлекать к работесоциально уязвимые слои населения, обеспечив их заработной платой. Прежде всего это касаетсялюдей с ограниченными возможностями. Так поступают в развитых странах мира. Мы должны создавать условия для их полноценной трудовой деятельности. Государственные пособия должны получать только те, кто реально не может работать. Те компании и корпорации, которые берут на работу инвалидов и создают им условия, должны поощряться.
- Интегрировать все ранее принятые программы по развитию предпринимательства и поддержке бизнеса.
- Разработать механизмы выделения бюджетных средств в те регионы, где наблюдается высокий процент безработных и людей с низкими доходами.
***
Важнейшей составной частью социальной политики на новом этапе я объявляю защиту материнства и детства. Защита материнства. Обращение к женщинам Для государства, как и для меня лично, материнство – особая забота. Дорогие женщины! Вы – опора семьи, а значит – опора государства. Какой наша страна будет в будущем напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Прежде всего необходимо уделять большое внимание воспитанию наших дочерей. Именно они – будущие жены, будущие матери, хранительницы домашнего очага. Казахстан – светское государство. Обеспечивая гражданам свободу совести, государство тем не менее будет очень жестко противостоять самодеятельным попыткам навязывать обществу какие-либо общественные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и законодательством. Мы должны создать все условия для того, чтобы девушки Казахстана могли получать качественное образование, хорошую работу и быть свободными. Они должны иметь возможность пользоваться банковской карточкой, водить автомобили, делать карьеру, быть современными, не наряжаться и не укутываться в чуждые нам одежды, которые у нас никогда не носили. У нашего народа своя культура, свои традиции и обычаи. В народе особо подчеркивают: «Қыздың жолы жiңiшке». Путь девушки, путь дочери – тонок, нельзя оборвать его. Девушка, женщина всегда была равноправным членом нашего общества, а мать – его самым почитаемым лицом. Мы должны вернуть безусловное уважение к женщине – матери, супруге, дочери. Мы должны оберегать наше материнство. Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях. Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И сразу скажу, что такое насилие должно пресекаться предельно жестко. Государство должно особенно жестко пресекать совсем уже вопиющие случаи сексуального рабства, отношения к женщине, как к товару. У нас в стране много неполных семей. Государство должно помогать матерям, которые одни воспитывают ребенка.Мы должны предоставлять женщинам гибкие формы занятости, создавать условия для работы на дому. Закон, государство и я будем на стороне наших женщин. Мы и дальше будем создавать все условия, чтобы роль женщин в жизни страны повышалась. Современная казахстанская женщина должна стремиться делать карьеру. Следует активно вовлекать женщин в государственное и общественное управление, особенно на местном уровне в регионах. Создавать благоприятные условия для открытия и ведения бизнеса женщинами. Защита детства В мирное время мы имеем тысячи сирот – наши детские дома и приюты переполнены. Это, к сожалению, общемировая тенденция и вызов глобализации. Но мы должны противодействовать этой тенденции. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа. Возрастает число случаев крайне безответственного отношения мужчин к женщинам и детям. Это никак не свойственно нашим традициям, культуре. Дети – наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества, и они не должны быть бесправными. Как Лидер нации, я буду требовать защиты прав каждого ребенка. Любой ребенок, который родился на нашей земле, – казахстанец. И государство должно заботиться о нем. Я против разводов, необходимо воспитывать молодежь в духе ценности семьи, пагубности разводов, потому что из-за них прежде всего страдают дети. «Әкесі қой баға білмегеннің, баласы қозы баға білмейді – (если отец не умеет овец пасти, сын не умеет пасти ягнят). Воспитание детей – это задача обоих родителей, а не только матери. Но если уж так получилось, то отец должен платить алименты. Государство должно поддерживать одиноких матерей и ужесточить наказание за неоплату алиментов. Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование. Я отдал много сил тому, чтобы предоставить подрастающему поколению большие возможности по получению лучшего образования: реализуется программа «Балапан», работают Интеллектуальные школы, Назарбаев Университет, программа «Болашак». Как вы знаете, туда могут попасть только подготовленные или талантливые дети. Подготовить ребенка к знаниям и труду – это долг родителей. Лозунг «Все лучшее – детям» должен стать принципом для всех родителей. Поручаю Правительству:- Кардинально пересмотреть законодательство в сфере защиты материнства и детства, а также в области семьи и брака.
- Ужесточить наказание за преступления, направленные против материнства и детства, а также за нарушения законодательства в этой сфере, вплоть до самых мелких.
- Реформировать систему стимулирования рождаемости и поддержки многодетности – разработать комплекс мероприятий, включающий в себя материальные и нематериальные стимулы, такие как льготное налогообложение, медицинское и социальное обслуживание, предоставление новых возможностей на рынке труда и тому подобные меры. Тем самым мы должны покончить с иждивенческими настроениями и помочь женщинам, занимающим активную жизненную позицию, поверить в свои силы и возможности.
- Не допускать в стране дискриминации по половому признаку и на практике обеспечить гендерное равноправие и равные возможности женщинам наряду с мужчинами. В данном случае я в первую очередь обращаюсь к работодателям.
- Обеспечить предоставление качественных и доступных медицинских услуг.
- Обеспечить диагностирование и лечение максимально широкого спектра болезней.
- Профилактическая медицинадолжна стать основным инструментом в предупреждении заболеваний. Необходимо сделать большой упор на информационно-разъяснительной работе с населением страны.
- Внедрять услуги «смарт-медицины», дистанционной профилактики и лечения, «электронной медицины». Эти новые виды медицинских услуг особенно востребованы в такой большой по территории стране, как наша.
- Мы должны проработать вопрос введения новых подходов к обеспечению здоровья наших детей. Полагаю необходимым охватитьвсех детей в возрасте до 16 лет всем спектром медицинского обслуживания.
- Кардинально улучшить систему медицинского образования. Система медицинских вузов должна быть подкреплена сетью специализированных образовательных учреждений среднего уровня. Повседневная практика должна быть максимально интегрирована в учебный процесс.
- Уделить первостепенное значение практической научно-исследовательской составляющей работы медицинских вузов. Именно вузы должны концентрировать новейшие знания и технологические достижения человечества. В качестве примера можно привести университетские госпитали в США, которые являются крупнейшими и высокоэффективными медицинскими центрами. Нужно развивать государственно-частное партнерство и в этом направлении.
- Создать условия для роста частной медицины. Во всем развитом мире значительная часть медицинских услуг оказывается частным сектором. Мы должны создать условия для скорого перехода к частным больницам и поликлиникам.
- Установить на законодательном уровне проведение международной аккредитации медицинских вузов и учреждений.
- Создать сеть государственно-частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования.
- Разработать многоступенчатую систему грантов на обучение.
- Создать по всей стране систему специализированных учебных заведений научно-исследовательского и прикладного образования, учитывающих региональную специализацию.
- Законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в вузе.
- Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих.
- Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления.
- Изменить направленность и акценты учебных планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации.
- Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты.
- Мы должны уже в 2013 году принять меры по полноценной кооперации науки и бизнеса. Поручаю Правительству выявить межотраслевые сектора, где возможен трансферт технологий, и создать на них спрос со стороны крупных недропользователей и нацкомпаний.
- Важно разработать четкие «дорожные карты» по формированию перспективных национальных кластеров.
- Также необходимо ускорить определение правовой базы для государственно-частного партнерства. Задача – внедрение самых передовых на сегодняшний день инструментов и механизмов такого партнерства.
- Провести ревизию законодательства, регулирующего вопросы авторских прав и патентов. Правительству необходимо до конца 2014 года проанализировать все ранее выданные патенты и зарегистрированные авторские права на предмет их возможной коммерциализации.
Уважаемые соотечественники!
Я хотел бы особообратиться к нашей молодежи. Объявленный мной сегодня новый политический и экономический курс нацелен на то, чтобы дать вам лучшее образование, а значит еще более достойное будущее. Я полагаюсь на вас – новое поколение казахстанцев. Вы должны стать двигателем нового курса. Как Глава государства, я всегда старался создать все необходимые условия для вашего обучения и роста. Создал университет мирового уровня, интеллектуальные школы, учредил программу «Болашак». Сейчас разрабатывается новая концепция молодежной государственной политики. Вам будут созданы все условия. Государство делает все для того, чтобы открыть перед вами новые возможности. Такие возможности, о которых ваши родители даже и помыслить не могли. Помните: ваш личный успех – это успех ваших родителей, успех ваших родных и близких, успех ваших семей, успех всех ваших соотечественников, успех нашей Родины. 5. Дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии Наша цель – сформировать новый тип государственного управления. Он должен отвечать новым задачам служения обществу и укрепления государственности. Первое. Нам нужно дальнейшее совершенствование системы государственного планирования и прогнозирования. Ставлю цель – усилить ответственность госорганов за разработку планов и программ. В связи с этим, поручаю Правительству:- С учетом моего видения Стратегии развития Казахстана до 2050 года, произвести «перезагрузку» стратегических документов, по которым работает и живет страна.
- Разработать Концепцию внедрения в стране государственного аудита, внести в следующем году в Парламент соответствующий законопроект. Нам нужно создать комплексную систему государственного аудита на основе самого передового мирового опыта.
- Для того чтобы наши экономические стратегии воплощались в жизнь, государство должно эффективно предвосхищать кризисные ситуации и противодействовать им. Для этого нам нужносоздать многоуровневую систему антикризисного реагирования.
- Учет не только краткосрочных, но и долгосрочных результатов.
- Учет мультипликативного эффекта управленческого решения.
- Обеспечение правил честной конкуренции и свободы предпринимательства.
- Исключение двойного толкования должностных обязанностей госслужащих. Четкая законодательная регламентация их деятельности.
- Начатьреформу Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства. Акцент необходимо сделать на дальнейшей гуманизации, в том числе декриминализации экономических правонарушений.
- Подготовить и внести в Парламент проекты 4 новых кодексов: Уголовно-процессуального,Уголовного, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях.Принятие этих ключевых законодательных актов концептуально модернизирует систему уголовного судопроизводства и выведет наше право на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы.
- Подготовить план действий по повышению денежного содержания и пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Поручаю уже с 2013 года увеличить размеры доплат за специальные звания до уровня окладов по воинским званиям.
- Разработать концепцию кадровой политики правоохранительных органов.
- Создать на базе Высшей аттестационной комиссии постоянно действующую структуру по кадровой политике в правоохранительных органах.
- Сформировать президентский резерв руководителей правоохранительных и специальных органов.
- Всемерно укреплять региональную и национальную безопасность.
- Активно развивать экономическую и торговую дипломатию.
- Интенсифицировать международное сотрудничество в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и других смежных сферах.
- Усилить правовую защиту наших граждан, их личных, семейных, деловых интересов за рубежом.
- Лучший способ стабилизировать Центральную Азию – это внутрирегиональная интеграция. Именно таким путем мы можем снизить конфликтогенный потенциал нашего региона, решить насущные социально-экономические проблемы, развязать узел водно-энергетических и иных противоречий.
- Наш голос должен быть услышан во всем мире. Поэтому на Астанинском Экономическом форуме мной был предложен новый формат диалога, который мы назвали G-Global.
- Вместе со всеми заинтересованными партнерами и нашими соседями Казахстан будет добиваться скорейшего политического урегулирования и восстановления Афганистана.
- Будучи авторитетным участником ОИС, Казахстан искренне заинтересован в мирном характере процесса ближневосточного урегулирования. Важно, чтобы высвободившаяся энергия народных масс в арабо-исламском мире была направлена в созидательное русло и служила решению социально-экономических проблем региона.
- Мы должны опережающими темпами экономически сближаться со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это даст нам не только экономические дивиденды, но и укрепит сбалансированность нашей внешней политики.
- Разрабатывая национальную оборонительную модель, мы должны сотрудничать с различными странами и организациями.
- Казахстан будет тесно работать с союзниками по ОДКБ и способствовать усилению потенциала и боеспособности Коллективных сил оперативного реагирования.
- Нам необходимо начиная с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу, на латинский алфавит. Это принципиальный вопрос, который нация должна решить. Когда-то в истории мы такой шаг уже совершали.
- Мы должны провести модернизацию казахского языка. Надо сделать язык современным, искать консенсус в вопросах терминологии, раз и навсегда решить вопрос о переводе на казахский язык устоявшихся международных и иностранных слов. Этот вопрос не должен решать круг обособленных деятелей. Правительству надо разобраться в этом.
***
Надо чтобы политика развития казахского языка не способствовала его отторжению, причем даже казахами. Наоборот, язык должен стать консолидатором народа Казахстана. Для этого языковую политику надо проводить грамотно и последовательно, не ущемляя ни один язык, на котором разговаривают казахстанцы. Вы знаете о нашей политике – к 2025 году 95% казахстанцев должны владеть казахским языком. Для этого сейчас создаются все условия. Уже сегодня в стране более 60% школьников обучаются на государственном языке, во всех школах введено его изучение. Это означает, что если ребенок пошел в школу в этом году, то черездесять-двенадцать лет мы получим новое поколение казахстанцев, поголовно владеющих казахским языком. Таким образом, уже к 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни, станет языком повсеместного общения. И это, безусловно, будет важнейшим достижением нашего государства. Наш суверенитет, наша независимость наконец-то обретет то, что скрепляет нацию, цементирует ее, – это родной язык. Это главный бриллиант в короне суверенности нашего государства. (2)В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки. Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне. К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком – это историческое преимущество нашей нации. Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами. Мы должны сделать рывок в изучении английского языка. Владение этим «лингва франка» современного мира откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни. Четвертое. Культура, традиции и самобытность Традиции и культура – это генетический код нации. Казахам и представителям других народов, проживающим на территории нашей страны, несмотря на все тяготы и невзгоды царизма, революционных потрясений и тоталитаризма, удалось сохранить свою культурную самобытность. Более того, за годы независимости, несмотря на глобализацию и вестернизацию, наш культурный фундамент был заметно укреплен. Казахстан – уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодополняют, взаимоподпитывают друг друга самые разные культурные элементы. Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние. Наша история учит: страна сильна только тогда, когда един народ. Поэтому единство казаховявляется для нас ключевым вопросом. Кто, кроме нас, заинтересован в построении сильного Казахстана? Ответ очевиден. Перед нами стоят проблемы, которые стояли перед всеми народами в разные периоды истории. Те, кто их преодолел, стали сильными нациями и государствами. Как Лидера нации меня беспокоит, что появились силы, которые хотят разрушить внутриказахское единство. Тот, кто идет на поводу этого осознанно или неосознанно, тот начинает делиться по разным признакам, прежде всего по шежире. Нельзя забываеть глубинную суть самой традиции шежире, она не заканчивается на одном роде, племени. Шежире – это Древо поколений, которое сводится к единому корню. Шежире показывает и доказывает, что корни наши едины, что все мы казахи – едины. Шежире не раскалывает нас, а объединяет. Меня беспокоит, что нацию искусственно делят на «нагыз казахов» и «шала казахов». Мне очень стыдно за тех, кто это делает, за тех, кто раскалывает общество. И опасно, что это делается под прикрытием святых идей любви к Родине. Наша молодежь должна научиться ценить, любить друг друга, как дети одного родителя, одного народа, где бы они не находились. Пятое. Роль национальной интеллигенции Мы вступаем в такой период развития нашей государственности, когда вопросы духовного будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка. Основную роль в духовном развитии всегда играет интеллигенция. Казахстан-2050 должен быть обществом прогрессивных идеалов. Основу современным взглядам нашего общества должна дать именно интеллигенция. (1)Интеллигенция должна стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей на этапе состоявшегося государства. Нам нужно показывать и создавать новых героев нашего времени – тех, на кого должна будет ориентироваться наша молодежь. (2)Интеллигенция может и должна играть ключевую роль в проектировании ментальной, мировоззренческой модели будущего страны на основе моего видения нового политического курса Казахстан-2050. (3)Нам нужно продолжить работу по формированию исторического сознания нации. Всеказахстанская идентичностьдолжна стать стержнем исторического сознания нашего народа. Сегодня казахстанец любой этнической или религиозной принадлежности – это равноправный гражданин своей страны. Казахский народ и государственный язык выступают как объединяющее ядро развивающейся казахстанской гражданской общности. Мы создаем такое справедливое общество, в котором каждый может сказать: «Я – казахстанец, и в своей стране для меня открыты все двери!» Сегодня для наших граждан открыты все двери, все возможности, все дороги. Нас много, и мы все – одна Страна, один Народ. Быть полезным своей стране, быть ответственным за судьбу своей Родины – это долг и честь для каждого ответственного политика, для каждого казахстанца. Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества, основой нашей особой казахстанской толерантности. Мы должны бережно передавать эти ценности каждому будущему поколению казахстанцев. Шестое. Религия в Казахстане XXI века Сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. Часть молодых людей слепо воспринимает этот чужой взгляд на жизнь, так как у части нашего общества слабый иммунитет к чуждому псевдорелигиозному воздействию. Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания, это – факт. Однако, как известно, безграничной свободы не бывает, это – хаос. Все должно быть в рамках Конституции и законов. У всех есть право выбора. К выбору религиозных предпочтений нужно относиться очень ответственно, ведь от него зависит жизненный уклад, быт, часто вся жизнь человека. Сегодня, в век Интернета и высоких технологий, когда информационный поток колоссален, «фильтр» должен быть внутри человека. Внутренний «фильтр»должен задавать вопросы: надо ли нам, чтобы наши матери, сестры, дочери носили одежды других народов, укутывались в платки? Не ели с нами за одним столом? Не водили автомобили? Все это – устоявшиеся традиции других народов, но таких нравов в нашей степи никогда не было. Почитайте классику, посмотрите фильмы. У наших женщин есть национальная гордость, свой традиционный стиль одежды, но она прикрыта скромностью, которыми мы, мужчины, часто злоупотребляем. Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции и светского общества, что Казахстан – светское государство. Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Мы должны брать лучшие модели поведения. Стратегия, которую я объявляю, готовит наш народ жить в XXI веке, а не в средневековье.***
Государство и граждане должныединым фронтом выступить против всех форм и проявленийрадикализма, экстремизма и терроризма. Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма. Общую озабоченность разделяют и духовные иерархи. Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом. Слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. Он противоречит ханафитскому мазхабу, которого придерживаются правоверные Казахстана. Экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества. Это атака на мир и стабильность в нашей стране. Это испытание на прочность нашей государственности и гражданской зрелости.- Мы должны совершенствовать наше законодательство с целью нейтрализации проявлений религиозного радикализма и экстремизма. Мы должны также совершенствовать антитеррористическое законодательство. Государство должно пресекать экстремизм и радикализм, откуда бы они ни исходили.
- Мы должны формировать новые надежные механизмы преодоления социальной, этнической и религиозной напряженности и конфликтов. Необходимо жестко пресекать деятельность нетрадиционных сект и сомнительных псевдорелигиозных течений.
- Нам нужно усилить профилактику религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде.
- Необходимо также использовать преимущества, которые дает Съезд лидеров мировых и традиционных религий. На базе этой диалоговой площадки мы должны создать новую платформу для разрешения конфликтов на религиозной почве.
- Нам следует быть готовыми выступать посредником в горячих точках в регионе, в рамках Большого Ближнего Востока и даже на более глобальном уровне для разрешения религиозных и этнических конфликтов.
Уважаемые казахстанцы!
Мои соотечественники!
Сегодня в своем Послании я обращаюсь к каждому из вас. Перед страной стоят масштабные задачи. И я уверен в нашем успехе. Каким я вижу Казахстан будущего? Я твердо уверен, что казахстанцы 2050 года – это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках. Они – граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они – патриоты своей страны. Я убежден, что Казахстан 2050 года - это Общество Всеобщего труда. Это государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где лучшее образование, лучшее здравоохранение. Где царят мир и спокойствие. Где граждане свободны и равны, а власть справедлива. Там верховенство закона. Я верю в то, что мы движемся правильным курсом, и ничто не сможет сбить нас с верного пути. Если мы будем сильны, с нами будут считаться. Если мы будем надеяться на чудо или полагаться на других, мы растеряем достигнутое. И сегодня мы должны сделать единственно верный выбор.***
Особая ответственность за реализацию нового стратегического курса «Казахстан-2050» лежит прежде всего на казахах. Мы не должны забывать, что адекватный ответ вызовам времени мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, духовности, традиций, ценностей. Скажу на понятном, особенно для молодежи, языке. Когда случается сбой в компьютерной программе? Тогда, когда нарушается программный код. Так и в жизни. Если нациятеряет свой культурный код, торазрушается и сама нация. Этого нельзя допустить! Я верю, что наша достойная история, память наших славных предков помогут нам преодолеть трудности грядущего времени. История – свидетель: в непростые времена наш народ всегда объединялся и превращал невзгоды в свои победы. Алтау ала болса, ауыздағы кетедi. Төртеу түгел болса, төбедегi келеді. Так было почти 300 лет назад у Аныракая, где объединились казахи. В тот момент преданность своей земле и здравый смысл взяли верх. Этот подвиг совершил предок каждого из нас. То, как мы выйдем из грядущих трудностей, также зависит от нас, от нашего единства. Наши предки не зря говорили: «Отан оттан да ыстық» («Тепло Родины огня жарче»). Я обращаюсь к нашему старшему поколению. Ваша мудрость должна помочь младшим поколениям идти по верному пути, любить Родину. Я обращаюсь к среднему поколению. На вашу долю выпало крушение одной страны и возрождение независимого государства. Это было время сложных и трудных решений. Ваш приобретенный опыт – это неоценимый капитал, который поможет всем нам пройти сквозь невзгоды. И наконец, я обращаюсь к нашей молодежи. Вы – воплощение всех наших надежд на будущее. Все что делается нами сегодня, – делается для вас. Большинству из вас столько же лет, сколько и нашему независимому Казахстану. А к 2050 году вы уже зрелые граждане, принявшие участие в исполнении этой программы. Дальнейший путь страны определять вам. Вы воспитаны в условиях независимости – того, чего не было у нас. Ваше новое независимое мышление – это фактор, который поведет страну к новым целям, кажущимся нам сегодня далекими и недосягаемыми. Я призываю весь народ вооружиться вечными качествами – усердием, трудолюбием и целеустремленностью, которые помогут нам устоять и создать нашей Родине достойное будущее. Я верю в вас. Я верю, что новый исторический шанс не будет нами упущен.___________________________
Астана, Акорда, 2012 год