Әдістемелік ұсынымдар
Кіші бағдарлама «Тәрбие және білім»
Бағдарлама «Рухани жаңғыру»
Для достижения цели и конечных результатов Подпрограммы «Тәрбие және білім» Программы «Рухани жаңғыру» (далее – Подпрограмма) применяется методология проектного менеджмента, которая предусматривает создание соответствующей проектной организационной структуры.
Управление Подпрограммой «Тәрбие және білім»осуществляется на основе Национального стандарта Республики Казахстан «Руководство по управлению проектами» СТ РК ISO-21500 – 2014, а также с использованием инструментов методологии «Agile».
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программной статьей Главы Государства определены 6 направлений модернизации общественного сознания:
- конкурентоспособность;
- прагматизм;
- сохранение национальной идентичности;
- культ знания;
- эволюционное, а не революционное развитие Казахстана;
- открытость сознания.
Указанные направления позволяют сформировать критериальный аппарат для измерения уровня достижения поставленных целей.
Цель Подпрограммы«Тәрбие және білім»: Конкурентоспособная, прагматичная, сильная, творческая, патриотичная ипроактивная личность единой нации, фундаментом успешного будущего которой являются воспитание и культ знаний.
Реализация Подпрограммы «Тәрбие және білім»планируется в три этапа.
Первый этап – 2017 - 2020 годы
Задачи этапа:
- процессы целеполагания, в том числе разработка и утверждение целей и показателей результатов Подпрограммы «Тәрбие және білім»на среднесрочный и долгосрочный периоды, формирование критериального аппарата и инструментов для измерения уровня достижения поставленных целей (индикаторы, методы исследований и измерений, др.);
- вовлечение педагогической, ученической, родительской общественности, населения, представителей бизнеса и общественных институтов, в том числе НПО и молодежных организаций в реализацию Подпрограммы«Тәрбие және білім»;
- внедрение IT-платформы для эффективного управления Подпрограммой «Тәрбие және білім» и создание условий для активного участия гражданского общества в реализации социальных проектов и мероприятий;
- развитие внутренних и внешних коммуникаций для информационного сопровождения Подпрограммы«Тәрбие және білім»и обеспечения эффективной «обратной связи» через СМИ, в т.ч. социальные сети;
- инициирование, планирование, реализация, мониторинг и корректировка, завершение проектов и мероприятий, направленных на решение первоочередных задач Подпрограммы«Тәрбие және білім»;
- создание эффективной проектной инфраструктуры, а также системы мониторинга и оценки достигнутых результатов проектов и мероприятий Подпрограммы «Тәрбие және білім»;
- внедрение системы непрерывного обучения и подготовки проектного персонала, а также стандартизация процессов управления проектами Подпрограммы «Тәрбие және білім»;
- разработка и внедрение необходимой нормативно-правовой базы.
Второй этап – 2021 - 2025 годы
Задачи этапа – завершение реализации ключевых проектов и достижение среднесрочных целевых индикаторов и показателей результатов, а также оценка динамики изменения общественного сознания по критериям, сформированным на первом этапе.
Третий этап – 2026 - 2030 годы
Задачи этапа – достижение долгосрочных целевых индикаторов и оценка достигнутых результатов Подпрограммы«Тәрбие және білім».
Дляоптимизации управленческих процессов Подпрограмма «Тәрбие және білім» декомпозирована на 3 базовых направления, каждое из которых имеет соответствующую цель:
- «Отаным – тағдырым».Формирование молодогопоколения с высоким уровнем гражданственности и патриотизма.
- «Өлкетану». Привитие обучающимся интереса к изучению родного края, приобретение ими знаний и навыков по реализации краеведческих проектов и формирование проактивной позиции к развитию малой родины.
- «Саналы азамат».Создание условий, способствующих самореализации каждой личности с проактивной жизненной стратегией на основе общечеловеческих ценностей, творческой и профессиональной конкурентоспособности, готовой к принятию и преодолению вызовов окружающего мира и удовлетворенной качеством своей жизни. Формирование среди казахстанцев культуры познания через систему мер по поддержке самообразования и образования в течение всей жизни и активации «моды на чтение».
- базовых направления состоят из 19 проектов:
Проекты базового направления «Отаным – тағдырым»:
- «Ұстаз-өзгірістер елшісі» - модернизация сознания педагогов реализована через систему мер по их поддержке и профессиональному развитию.
- «Исследование уровня гражданского самосознания обучающихся» -методология и социологическое исследование уровня гражданственности, патриотизма и осознания национальной идентичности обучающихся ( только на уровне РК).
- Развитие детско-юношеского движения и общественных объединений- долгосрочная (не менее 6 лет участия в детей и молодежи от 7 до 16 лет)обновленная программа развития детско-юношеских движений и общественных объединений на основе ценностей «Рухани жаңғыру».
- «Сөз – тілдің қөркі» - развитие национальной идентичности путем приобщения обучающихся к творчеству классиков и современных поэтов, и мыслителей Казахстана (республиканскиеАбайские и региональные Абайские, Мукагалиевские, Илиясовские, Махамбетовские, Иассауские литературные чтения, языковые фестивали, конкурсы, смотры, айтысы, дебаты и др.)
- «Өрле, Қазақстан!» - повышение уровеня культуры детей и молодежи, подъем национального духа и рост престижа организаций образования республики (участие в Параде детских и молодежных музыкальных ансамблей и оркестров).
- «Дарынды ұрпақ – ел болашағы» - развитие лидерства, конкурентоспособности, национальной идентичности и творческого самовыражения обучающихся через поддержку детских инициатив и участие в фестивале «Дети Казахстана в мире без границ!».
Проекты базового направления «Өлкетану»
- «Алтын адам» - разработка и издание учебника «Краеведение».
- «Менің Отаным – Қазақстан» - развитие детско-юношеского туризма и краеведения, организация экспедиции, походов, экскурсии и тд. родного края.
- «Тарих мұрасы» - повышение краеведческого образования, углубленного изучения истории, культуры и традиций родного края.
- «Табиғат бесігі» - формирование активной гражданской позиции и ответственного отношения к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям и личным вкладом в его развитие.
Проекты базового направления «Саналы азамат»
- «Исследование уровня удовлетворенности качеством образования» - разработка методики исследования и определение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования, условиями для занятости обучающихся во внеурочное время и подготовкой к выбору будущей профессии ( только на уровне РК).
- «Мир профессий» - профориентационнаяподдержкаи осознание обучающимся своей индивидуальности и личностных ресурсов в процессе выбора будущей профессии.
- «Алтын қазына» -развитие внутреннего творческого потенциала и личностных возможностей обучающихся через художественное и декоративно-прикладное искусство.
- «Первый шаг к великим изобретениям» - формирование конкурентоспособной личности через развитие технического творчества с применением передовых высокотехнологичных методик и цифровых технологий.
- «Дарындылар елі» - совершенствование нравственного, эстетического воспитания и формирование коммуникативной культуры через театральную деятельность и приобщение к музыке.
- «Кітап – білім бұлағы» -создание новой казахстанской системы мер по повышению престижа книги, направленной на формирование среди казахстанцев «моды на чтение» и поддержке самообразования и образования в течение всей жизни.
- «Вusiness» - воспитание активной жизненной позиции у обучающихся, формирование умения принимать осознанные решения, оценивать риски, брать на себя ответственность – компетенций необходимых для предпринимателя.
- Отбасы әлемі -сохранение в казахстанском обществе традиционных семейных ценностей, создание культа семьи, формирование среди молодого поколения конструктивного отношения к созданию семьи и ответственному родительству.
- «Ұлы дала жастары»- трансформация гражданского самосознания молодежи вузовской системы и программы «Болашак», направленная на самореализацию каждой личности с проактивной жизненной стратегией на основе общечеловеческих ценностей и конкурентоспособности, здорового прагматизма, креативного и предпринимательского мышления, готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни и вызовам современности.
Каждое Базовое направление предусматривает реализацию проектов и мероприятий, необходимых для достижения целей Подпрограммы«Тәрбие және білім», которые включаются в Реестр проектов и мероприятий (далее – Реестр).
Важно!Обращаем внимание, что основным критерием включения любой инициативы в Реестр в качестве проекта/мероприятия является направленность на достижение целей и результатов соответствующей Подпрограммы. То есть, если предлагаемый проект/мероприятие не способствует достижению целей Подпрограммы, то его не следует включать в Реестр. Соответственно, важно не количество, а результативность и качество реализации проектов/мероприятий.