Размер шрифта:
↑Наверх
Телефон доверия
31-66-62
email: soshg9@goo.edu.kz
Адрес: город Павлодар, улица Ак. Чокина, 90
31-66-64 31-66-67
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 15:00 до 17:00
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Кабинет логопеда

Советы логопеда!

 Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Нормативные показатели речевого развития детей от 4 до 6 лет:

1.   Показатели речевого развития.
2.   Использует родовые названия предметов.
3.   Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии.
4.   Может подбирать к словам антонимы.
5.   Продолжается словотворчество.
6.   Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак).
7.   Определяет наличие звука в слове.
8.   Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец).
9.   Может составить рассказ по картинке или серии картинок.
10. Начало формирования внутренней (планирующей) речи.
11. Звукопроизношение полностью соответствует норме.

Нормативные показатели речевого развития детей от 3 до 4 лет:

1.   Показатели речевого развития.
2.   Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов.
3.   Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4.   Использует в речи приставочные глаголы.
5.   Появляется словотворчество.
6.   Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук).
7.   Может произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р.
8.   Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи.
9.   Может пересказать знакомую сказку близко к тексту.
10.  Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает. голосом различных героев сказки.

Родителям о речи ребенка!

В последние годы количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Не секрет, что часто мамы и папы впадают в панику, прочитав в заключении диагноз: алалия, заикание, задержка речевого развития и т. п.

Получив же информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, родители смогут определить, какие вопросы следует задать специалистам, какую позицию занять в общении с ними; поймут, что необходимо организовать домашние занятия с ребенком по рекомендации логопеда. А тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии.

Участие семьи в коррекции речевого развития ребёнка!

Лечение ребёнка с отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребёнка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры.

Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребёнка.

 Так, при нарушении аппетита родители должны принять меры, чтобы у ребёнка не было отвращения к еде. Важно установить чёткий режим кормления.

Категорически запрещается кормить ребёнка насильно, особенно при недомогании, перекармливать его, кормить, чередуя угрозы и обещания.

При наличии у ребёнка страха ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путём грубого насилия заставлять его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотры телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.

Категорически запрещается запугивать ребёнка различными реальными или мифическими «пугалами». Ребёнка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребёнка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.

Логопед советует

- развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережёвывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
- разговаривать с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык».
- каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
- чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
- говорить чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

- выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- не перегружать ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- использовать упражнения для развития мелкой моторики.
- при заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с ребенком не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребёнка на положительный результат, чаще хвалить его.

Консультации для педагогов и родителей  по следующим направлениям:

1.  «Развитие фонематического восприятия у детей  школьного возраста»;
2.  «Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза»;
3.  «Роль игры в развитии фонематического восприятия у детей»;
4.  «Особенности формирования словаря у детей»;
5.  «Использование речевых физминуток в работе над фонематическим восприятием у детей»;
6.  «Профилактика речевых нарушений»; «О правилах речевого поведения»;
7.  «Формирование связной речи и развитие логического мышления»;
8.  «Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:   знакомство с буквами»;
9.  «Методика обучения грамоте»;
10. «Профилактика дисграфии и дислексии на занятиях по обучению грамоте»;
11. «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи школьников»;
12. «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
13. «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»;
14. «Взаимодействие школы и семьи по развитию речи»;
15. «Если ребенок плохо говорит»;
16. «Физиологические несовершенства произношения у детей»;
17. «Мелкая моторика в психофизическом развитии  школьников»;
18. «Особенности овладения детьми звукопроизношением»;
19. «Особенности обучения детей чтению в домашних условиях»;
20. «Знакомство с артикуляционным аппаратом.