Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.
Важно выбрать будущую профессию с чувством ответственности за свою дальнейшую судьбу.
У подростка с ЗПР снижено качество данных знаний и умений.
Подростки с ЗПР обладают сниженной самооценкой, полагаются на мнение и оценки значимых для них людей: учителей, родителей, опекунов, друзей.
Уровень рефлексивности у них недостаточный.
Способность к самоанализу снижена, а порой и отсутствует.
Всё это затрудняет правильный и рациональный выбор будущей профессии.
Задержка психического развития практически не сказывается на творческом развитии ребенка.
Для учащихся с задержкой психического развития профориентация и самоопределение является довольно сложной проблемой.
Подросток, при выборе будущей профессии/специальности опирается на следующие необходимые знания:
- Знания о собственных интересах, возможностях, способностях
- Знания о выбранной профессии
- Знания о ситуации на рынке труда, востребованность специалистов
Все эти знания сводятся воедино, для выбора будущей профессии. Важно выбрать будущую профессию с чувством ответственности за свою дальнейшую судьбу.
У подростка с ЗПР снижено качество данных знаний и умений.
Подростки с ЗПР обладают сниженной самооценкой, полагаются на мнение и оценки значимых для них людей: учителей, родителей, опекунов, друзей.
Информированность о разнообразии профессий необходима для подростков с ЗПР в той же мере, как и для всех остальных подростков.
Подростки с ЗПР «видят» только своё ближайшее будущее, связанное с поступлением и обучением выбранной профессии, но не осознают последствия того или иного выбора.
Заглянуть с ними дальше, в то будущее, где будет востребована выбранная профессия, обсудить все плюсы и минусы условий труда и финансового обеспечения, перспективы выбора, могут вместе с подростками значимые для них взрослые. Об этом следует говорить с детьми. Приучать их осознавать последствия своих действий или бездействий доброжелательно и терпеливо, намного раньше наступления подросткового возраста.
Подростки с ЗПР, как и другие подростки не застрахованы от ошибки в своем профессиональном выборе. Это право на ошибку дано всем. Предложенная/выбранная модель получения специальности/профессии - это не готовое решение, которое не подлежит корректировки.
Значимым взрослым желательно разговаривать с подростками на следующие темы:
- о востребованности выбранной профессии на рынке труда
- где и в качестве кого профессия/специальность позволяет трудоустроиться
- оплата труда, условия труда по данной специальности
- перспектива дальнейшего роста/развития
- какие возможности будут для изменения своих профессиональных планов при острой необходимости (варианты и вариации)
Предоставьте подростку возможность выбора заранее. Определите круг желаемых профессий. Помогите узнать о каждой из них больше, посещая открытые мероприятия в учебных заведениях, беседуя с выпускниками, молодыми специалистами.