Телефон доверия
8 (7182)20-91-90, Приёмная 8(7182)20-93-10
email: sosh15@goo.edu.kz
Адрес: Павлодарская обл, г. Павлодар, ул. Ак. Чокина, 32
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Понедельник: 15:00 ч. -17:00 ч. среда: 15:00 ч. -17:00 ч.
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Логопедический ликбез

Организация коррекционно-логопедической работы в школе


Правильная речь открывает

человеку новый мир.

Н.М. Карамзин

Причины нарушения речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

 

Возможные причины:

1) негативные факторы в период беременности и родов;

2) "педагогическая запущенность" - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

3) перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время и после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

4) частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

5) наследственные факторы;

6) снижение слуха;

7) анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

8) сосание пальца.

 

Социальные причины нарушения звукопроизношения

 

Частой причиной  дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двузычие в семье, а также "сюсюкание".

 

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук "Р" или "Л"), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи "семейной картавости". В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

 

Если в семье "двуязычие", то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

 

Отдельная история, когда родители начинают сознательно "подстраиваться" под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает время для совершенствования собственной речи - ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

 

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное прозношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

 

Все вышеперечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение и среда.

Артикуляционная гимнастика