как помочь ребенку осознать свою уникальность
Как помочь ребенку осознать свою уникальность
Любое «я», даже самое наивное, – это не единство, а многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей. Многие великие мыслители считают, что цель жизни заключается в максимальном выражении себя. Но для того, чтобы реализовать свой потенциал, человеку необходимо осознать самого себя, иметь мужество и желание заглянуть в хаос собственной души. Как же нам помочь ребенку не стыдиться самого себя, как помочь выразить свою уникальность, следовать своей природе? Мы с вами уже говорили, что многие вещи дети чувствуют интуитивно. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок гордился своими отличительными чертами, посмотрите на себя, на свое отношение к этим его чертам. Для начала обратите внимание на свое поведение, задайте себе несколько вопросов. 1. Могу ли я принять те качества в ребенке, которые отличают его от других? 2. Поощряю ли я в ребенке чувство гордости за свои уникальные качества? 3. Создаю ли я ситуации, при которых ребенок имеет возможность глубже раскрыть себя, свои интересы, истинные чувства? Относиться к ребенку как к индивидуальности с самого рождения помогают труды философов эзотерического направления. Согласна, их взгляды полны неожиданностей, особенно для нас, педагогов постсоветского пространства, а многие их идеи кажутся шокирующими и непонятными. Но я хочу отметить одно: можно по-разному относиться к эзотерической философии, но знать, что существует такой подход к трактовке сущности ребенка, каждый мыслящий воспитатель должен. Очень многим именно эта философия помогла взглянуть на ребенка с уважением и пониманием. Каждый ребенок нуждается в ощущении своей уникальности, он хочет знать, что его особые качества оценены другими и вызывают уважение. Самоуважение, которое, кстати, не является врожденным качеством, а приобретается в ходе жизни, напрямую зависит от того, как развивается самооценка вашего малыша. При этом важно помнить, что развитие индивидуальности – это постепенный процесс, который начинается с внутреннего понимания себя, осознания своего отличия. По мере того как ребенок осознает себя, он замечает все больше и больше, что не все его качества присущи другим людям, что его картина себя может не совпадать с картиной другого. Для высокой самооценки важно, чтобы у ребенка не просто развивалось осознание своего отличия от других, но чтобы ему было комфортно с этими своими отличиями, чтобы он мог думать о себе: «У меня есть качества, которых у других нет. Такого, как я, в мире больше нет. Я единственный и уникальный! Здорово-то как!» Удивительно доходчиво о таких сложных вещах говорит своим читателям – подросткам американский учебник: «Твоя личность – это уникальная комбинация чувств, мыслей и поведения, которые отличают тебя от кого-либо другого. Частично твоя личность определяется твоей реакцией на проблемы, новые ситуации и другие события. Твоя я-концепция – это взгляд на те уникальные качества, которыми ты обладаешь. В основном это то, как ты видишь себя. Как ты можешь описать себя? Можешь ли ты описать свои сильные стороны так же хорошо, как и слабые? Иногда подростки имеют склонность к фокусированию или преувеличению своих изъянов и не обращают внимания на сильные стороны. Это приводит к формированию излишне негативной я-концепции». Действительно, многие дети не чувствуют себя комфортно с самим собой, более того, вместо того чтобы «смаковать» свою изюминку, они купаются в своих недостатках, в жалости к себе. Поэтому для таких ребят будут полезны упражнения, которые помогут им: • принять себя, свою уникальность, те качества, которыми они отличаются от других. Высокая самооценка начинается со знания, что каждый человек достоин любви и принятия; • осознать свои интересы, роли и способности. До того, как ребенок сможет осознать свое отличие от других, он должен понять, каков он. Для начала попробуйте приведенные ниже игры. Упражнения «Мой шедевр» Возьмите цветную бумагу, карандаши и за пять минут нарисуйте любую картинку – лучше, чтобы это был какой-нибудь простой рисунок или абстракция. Во время этого творчества беседуйте с ребятами, шутите. После окончания спросите: «Вы когда-нибудь видели такое раньше? Точно такое?» Подведите детей к мысли, что каким бы ни был ваш шедевр, дублировать его невозможно, потому что нельзя точно так же провести линии и подобрать краски. Картинка может быть очень похожей. Но это не будет то же самое. После дискуссии пусть дети сами нарисуют свои шедевры (5—10 минут). Потом обсудите с ними то, что каждый их рисунок уникален и точно так же уникален каждый человек. Подведите их к мысли, что каждый из них имеет свои отличия, свои особенности, каждый из них незаменим и его невозможно дублировать. 2. Упражнение «Если бы мои вещи могли говорить» Предложите ребенку подумать, что о нем рассказали бы его вещи, если бы они могли разговаривать? Для обсуждения возьмите, к примеру, следующие предметы: зубная щетка, телевизор, кровать, туфли, велосипед, платье, кукла, книга. 3. Упражнение «Моя реклама» Предложите детям следующее задание: «Дай о себе объявление в газету (30 слов). Что это будут за слова? Попробуй сделать это так, чтобы с тобой захотели встретиться». 4. Упражнение « Мой коллаж» Большая буква «я» делится на секции, которые затем заполняются рисунками, фотографиями, картинками из журналов, которые относятся к ребенку. 5. Упражнение « Мои мечты» Рисуем профиль головы ребенка или его силуэт. Внутри он рисует или пишет ответы на вопросы: «О чем ты мечтаешь? Что бы ты хотел, чтобы с тобой случилось?»- Упражнение «Яркая звездочка»
- Упражнение « Гордость» Ведущий предлагает каждому из детей следующее задание: «Подумай, в каких случаях ты гордишься собой? Что ты чувствуешь при этом в своем теле? Как ты дышишь? Как ты держишь голову и спину? Нарисуй картинку, которая показывает, как ты гордишься собой. Можешь нарисовать свою гордость, как ты ее представляешь, или самого себя в тот момент, когда ты горд. Возможно, ты захочешь нарисовать то, что хорошо умеешь или любишь делать, или то, как ты помогаешь другим или, преодолевая себя, делаешь что-то трудное…» (10–15 минут.) После этого дети собираются в четверки, показывают друг другу рисунки и обсуждают их. Спросите детей, как они себя чувствовали, когда показывали друг другу свои рисунки. Как обстоит дело в их семьях – могут ли дети демонстрировать домашним свою гордость? Разделяют ли родители их чувства?