Организация работы с неуспевающими учащимися на уроке
Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины . Причины неуспеваемости:
- особенности организма школьника;
- особенности личности школьника;
- бытовые условия;
- гигиенические условия в школе;
- особенности воспитания в семье;
- особенности обучения и воспитания в школе;
- причины недостатков бытовых условий;
- причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;
- условия, порождающие недостатки воспитания в семье;
- условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
- отсутствие познавательного интереса
- не сформированы элементарные организационные навыки
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
- нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
- дети, в основном, из асоциальных семей
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
- Педагогическая запущенность.
- Частые заболевания.
- Пропуски занятий.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
- Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
- Учитывать все признаки предмета или явления.
- Видеть общее и. д.
- работать с текстом;
- выделять главное, существенное;
- не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
- отвлекаемостью;
- подвижностью;
- неусидчивостью и т. д.
- с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
- ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
- со сверстниками;
- учителями;
- отказ от усилий в учебной деятельности.
- в поддержке
- показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
- В утомляемости
- Истощаемости
- Медленном темпе работы
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- “Разрезные” теоремы.
- Перфокарты.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
- “карточки-информаторы”,
- “карточки-с образцами решения”,
- “карточки-конспекты”
- Знать психическое развитие ребёнка:
- Стремиться понять и принять каждого ребёнка
- Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
- Проявлять
- Уметь встать на позиции ученика
- НЕТ насмешливому тону!
- Уметь вести непринуждённый диалог
- Стремиться к внешней занимательности
- Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- Учить работать со словарями и другим справочным материалом
- В обучении применять
- ^ (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
- Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
- Применять частую смену видов деятельности на уроке
- Многократно проговаривать и закреплять материал урока
- Стремиться к алгоритмизации деятельности
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
- При закреплении.
- При проверке домашнего задания.
- При самостоятельной работе.
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
- урок-игра
- урок-спектакль
- урок-путешествие
- урок-детектив
- урок-сказка
- урок-силовое многоборье
- урок-концерт
- урок-картина