Актуальной проблемой школьного образования остается вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. А кто научит этому родителей? Конечно, школьный психолог, классный руководитель, завуч. Одним из эффективных приемов работы с родителями являются памятки, знакомящие пап и мам наших учеников с принципами воспитания, с основами взаимоотношений в семье между взрослыми и детьми. Наличие таких памяток позволяет построить беседу педагога с родителем по определенной проблеме, выбрать нужное направление в работе с конкретной семьей, дать родителям мини-пособие по проблемам воспитания и обучения.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Как подготовиться к сдаче ЕНТ»
Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) —
это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный,
где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность
так же важна, как и хорошие знания по предмету.
Подготовка к экзамену
• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
• Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.
• Начни с самого лёгкого — с того раздела, который знаешь лучше всего, который тебе больше всего интересен и приятен.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
• Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись, как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с бодрым ощущением, чувством силы, боевого настроения. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
Принципы отношений родителей с детьми
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Памятка – совет родителям
1. Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
2. Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
4. Обычно, когда ребенок возвращается из школы,его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
5. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
6. Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду».
7. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».
8. Скажите ребенку: «Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль», не будь и грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
9. Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
10. Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
11. Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.
12. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.
13. Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.
14. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Эти Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Каждый классный руководитель по-своему планирует встречи с родителями учащихся. Мы предлагаем вам темы родительских собраний в 5-м классе.
Именно это время психологи считают одним из самых сложных в школьной жизни: ученик отправляется от "мамы-учительницы" в опасное плавание по средней школе, то и дело, встречая, на пути новое, еще неизведанное. Он из старшего на своем этаже превращается опять в маленького, а вокруг манят и зовут разного рода соблазны. Привычного же постоянного и пристального контроля нет. Новый классный руководитель, новые учителя, новые требования, новые предметы, новые отношения... Именно родители в это время могут лучше всего помочь пятиклассникам справиться с миром средней школы.
Сентябрь.
"Давайте познакомимся!" Встреча за чаем с учителями-предметниками, работающими в этом классе. Рассказ о требованиях, особенностях жизни ребят в 5-м классе.
Октябрь.
"Папа, мама, я - спортивная семья!" (Прежде необходимо точно знать, что семьи класса полные.) (В другом случае видоизмените название). Спортивные соревнования семейных команд на природе.
Ноябрь.
"Ученье с увлеченьем!" Как лучше организовать рабочий день ученика, способы поощрения успеваемости. Поиск возможных увлечений и интересов ребят.
Декабрь.
"Новогодняя сказка". Совместная постановка силами ребят и родителей новогодней сказки для начальной школы или детского сада. Совместное изготовление декораций и костюмов, разучивание ролей и репетиции. Выступление.
Январь.
"День открытых дверей". Родители могут встретиться с учителями-предметниками, администрацией школы, классным руководителем и задать всем интересующие их вопросы. (Конечно, если в вашей школе существует такая традиция).
Февраль.
"Досуг - дело тонкое!" Совместное собрание родителей и детей. Рассказ об увлечениях в семьях класса, организация выставок. Приглашение преподавателей дополнительного образования. Рассказ о кружках, клубах и секциях, работающих в школе.
Март.
"Алло, мы ищем таланты!" Концерт силами пап, мам, бабушек, дедушек, ребят. Совместное чаепитие.
Апрель.
"Ребенку необходимо самоуважение". Встреча с психологом школы. Беседа об особенностях возрастной психологии пятиклассников.
Май.
"Пятый класс". Подведение итогов года. Награждение лучших детей в учебе, труде и пр. Вручение дневников семьям.
Июнь.
"Звездный поход". Двухдневный поход ребят и родителей. Важно, чтобы было совместное дело, например, уборка мусора или сбор краеведческого материала. А также отдых, соревнования, игры и свежий воздух, романтика приключений, песни у костра.
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт моим детям.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я буду с удовольствием учиться у детей.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности ребенка.
Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской, нежностью.
Я не могу полностью оградить ребенка от страха, боли, разочарования и стрессов. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Памятка – совет родителям
1. Завтра, когда Ваш ребенок проснется, скажите ему: «Доброе утро!» и не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
2. Когда Вы браните ребенка, не употребляйте слов «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты…». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.
3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
4. Обычно, когда ребенок возвращается из школы,его спрашивают: «Тебя вызывали? Какую отметку получил?» Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?»
5. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
6. Когда Вам хочется сказать ребенку: «Не лги, не ври, не обманывай», скажите лучше «Не обманывай», А еще лучше улыбнитесь: «Кажется кто-то говорит неправду».
7. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!».
8. Скажите ребенку: «Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль», не будь и грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
9. Мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок – работает, он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
10. Когда ребенок выходит из дому, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько ребенок выходит из дому.
11. Когда сын или дочь возвращаются, встречайте их у дверей. Ребенок должен знать, что Вы рады его возвращению, даже если он провинился.
12. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карман ребенка, даже если вам кажется, что Вы все должны знать о своих детях.
13. Как бы Вы не устали, постарайтесь поменьше жаловаться детям. Жалуясь, Вы учите их жаловаться, а не жалеть. Попытайтесь вызвать жалось у ребенка не к себе, а к другим людям, родным и незнакомым.
14. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно неправы. Эти Вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Каждый классный руководитель по-своему планирует встречи с родителями учащихся. Мы предлагаем вам темы родительских собраний в 5-м классе.
Именно это время психологи считают одним из самых сложных в школьной жизни: ученик отправляется от "мамы-учительницы" в опасное плавание по средней школе, то и дело, встречая, на пути новое, еще неизведанное. Он из старшего на своем этаже превращается опять в маленького, а вокруг манят и зовут разного рода соблазны. Привычного же постоянного и пристального контроля нет. Новый классный руководитель, новые учителя, новые требования, новые предметы, новые отношения... Именно родители в это время могут лучше всего помочь пятиклассникам справиться с миром средней школы.
Сентябрь.
"Давайте познакомимся!" Встреча за чаем с учителями-предметниками, работающими в этом классе. Рассказ о требованиях, особенностях жизни ребят в 5-м классе.
Октябрь.
"Папа, мама, я - спортивная семья!" (Прежде необходимо точно знать, что семьи класса полные.) (В другом случае видоизмените название). Спортивные соревнования семейных команд на природе.
Ноябрь.
"Ученье с увлеченьем!" Как лучше организовать рабочий день ученика, способы поощрения успеваемости. Поиск возможных увлечений и интересов ребят.
Декабрь.
"Новогодняя сказка". Совместная постановка силами ребят и родителей новогодней сказки для начальной школы или детского сада. Совместное изготовление декораций и костюмов, разучивание ролей и репетиции. Выступление.
Январь.
"День открытых дверей". Родители могут встретиться с учителями-предметниками, администрацией школы, классным руководителем и задать всем интересующие их вопросы. (Конечно, если в вашей школе существует такая традиция).
Февраль.
"Досуг - дело тонкое!" Совместное собрание родителей и детей. Рассказ об увлечениях в семьях класса, организация выставок. Приглашение преподавателей дополнительного образования. Рассказ о кружках, клубах и секциях, работающих в школе.
Март.
"Алло, мы ищем таланты!" Концерт силами пап, мам, бабушек, дедушек, ребят. Совместное чаепитие.
Апрель.
"Ребенку необходимо самоуважение". Встреча с психологом школы. Беседа об особенностях возрастной психологии пятиклассников.
Май.
"Пятый класс". Подведение итогов года. Награждение лучших детей в учебе, труде и пр. Вручение дневников семьям.
Июнь.
"Звездный поход". Двухдневный поход ребят и родителей. Важно, чтобы было совместное дело, например, уборка мусора или сбор краеведческого материала. А также отдых, соревнования, игры и свежий воздух, романтика приключений, песни у костра.
"Давайте познакомимся!" Встреча за чаем с учителями-предметниками, работающими в этом классе. Рассказ о требованиях, особенностях жизни ребят в 5-м классе.
Октябрь.
"Папа, мама, я - спортивная семья!" (Прежде необходимо точно знать, что семьи класса полные.) (В другом случае видоизмените название). Спортивные соревнования семейных команд на природе.
Ноябрь.
"Ученье с увлеченьем!" Как лучше организовать рабочий день ученика, способы поощрения успеваемости. Поиск возможных увлечений и интересов ребят.
Декабрь.
"Новогодняя сказка". Совместная постановка силами ребят и родителей новогодней сказки для начальной школы или детского сада. Совместное изготовление декораций и костюмов, разучивание ролей и репетиции. Выступление.
Январь.
"День открытых дверей". Родители могут встретиться с учителями-предметниками, администрацией школы, классным руководителем и задать всем интересующие их вопросы. (Конечно, если в вашей школе существует такая традиция).
Февраль.
"Досуг - дело тонкое!" Совместное собрание родителей и детей. Рассказ об увлечениях в семьях класса, организация выставок. Приглашение преподавателей дополнительного образования. Рассказ о кружках, клубах и секциях, работающих в школе.
Март.
"Алло, мы ищем таланты!" Концерт силами пап, мам, бабушек, дедушек, ребят. Совместное чаепитие.
Апрель.
"Ребенку необходимо самоуважение". Встреча с психологом школы. Беседа об особенностях возрастной психологии пятиклассников.
Май.
"Пятый класс". Подведение итогов года. Награждение лучших детей в учебе, труде и пр. Вручение дневников семьям.
Июнь.
"Звездный поход". Двухдневный поход ребят и родителей. Важно, чтобы было совместное дело, например, уборка мусора или сбор краеведческого материала. А также отдых, соревнования, игры и свежий воздух, романтика приключений, песни у костра.
"Ученье с увлеченьем!" Как лучше организовать рабочий день ученика, способы поощрения успеваемости. Поиск возможных увлечений и интересов ребят.
Декабрь.
"Новогодняя сказка". Совместная постановка силами ребят и родителей новогодней сказки для начальной школы или детского сада. Совместное изготовление декораций и костюмов, разучивание ролей и репетиции. Выступление.
Январь.
"День открытых дверей". Родители могут встретиться с учителями-предметниками, администрацией школы, классным руководителем и задать всем интересующие их вопросы. (Конечно, если в вашей школе существует такая традиция).
Февраль.
"Досуг - дело тонкое!" Совместное собрание родителей и детей. Рассказ об увлечениях в семьях класса, организация выставок. Приглашение преподавателей дополнительного образования. Рассказ о кружках, клубах и секциях, работающих в школе.
Март.
"Алло, мы ищем таланты!" Концерт силами пап, мам, бабушек, дедушек, ребят. Совместное чаепитие.
Апрель.
"Ребенку необходимо самоуважение". Встреча с психологом школы. Беседа об особенностях возрастной психологии пятиклассников.
Май.
"Пятый класс". Подведение итогов года. Награждение лучших детей в учебе, труде и пр. Вручение дневников семьям.
Июнь.
"Звездный поход". Двухдневный поход ребят и родителей. Важно, чтобы было совместное дело, например, уборка мусора или сбор краеведческого материала. А также отдых, соревнования, игры и свежий воздух, романтика приключений, песни у костра.
"День открытых дверей". Родители могут встретиться с учителями-предметниками, администрацией школы, классным руководителем и задать всем интересующие их вопросы. (Конечно, если в вашей школе существует такая традиция).
Февраль.
"Досуг - дело тонкое!" Совместное собрание родителей и детей. Рассказ об увлечениях в семьях класса, организация выставок. Приглашение преподавателей дополнительного образования. Рассказ о кружках, клубах и секциях, работающих в школе.
Март.
"Алло, мы ищем таланты!" Концерт силами пап, мам, бабушек, дедушек, ребят. Совместное чаепитие.
Апрель.
"Ребенку необходимо самоуважение". Встреча с психологом школы. Беседа об особенностях возрастной психологии пятиклассников.
Май.
"Пятый класс". Подведение итогов года. Награждение лучших детей в учебе, труде и пр. Вручение дневников семьям.
Июнь.
"Звездный поход". Двухдневный поход ребят и родителей. Важно, чтобы было совместное дело, например, уборка мусора или сбор краеведческого материала. А также отдых, соревнования, игры и свежий воздух, романтика приключений, песни у костра.
"Алло, мы ищем таланты!" Концерт силами пап, мам, бабушек, дедушек, ребят. Совместное чаепитие.
Апрель.
"Ребенку необходимо самоуважение". Встреча с психологом школы. Беседа об особенностях возрастной психологии пятиклассников.
Май.
"Пятый класс". Подведение итогов года. Награждение лучших детей в учебе, труде и пр. Вручение дневников семьям.
Июнь.
"Звездный поход". Двухдневный поход ребят и родителей. Важно, чтобы было совместное дело, например, уборка мусора или сбор краеведческого материала. А также отдых, соревнования, игры и свежий воздух, романтика приключений, песни у костра.
"Пятый класс". Подведение итогов года. Награждение лучших детей в учебе, труде и пр. Вручение дневников семьям.