Теоретическая часть
Актуальность проблемы в связи с переходом национальной системы образования на 12-тилетнее обучение.
Заместитель директора СОШ №34 по НМР Савченко Т.А.
Практическая часть
Анализ структуры компетентностно – ориентированных заданий.
Руководители групп – заместители директора СОШ №34
Арляпова Н.В.
Богданова Е.Б.
Дремова Н.Г.
Шавенкова Н.П.
Из материалов занятия.
Сегодня в рамках процесса модернизации всей системы образования практически во всех педагогических профессиональных сообществах начинает серьезно обсуждаться компетентностный подход в обучении.
Реализация компетентностного подхода заключается в том, что помимо собственно философско-образовательного сообщества, традиционно формирующего содержание школьного образования, возникает идея открытого заказа на школьное образование, и впервые в числе таких заказчиков начинают обсуждаться фигуры бизнесменов, предпринимателей, политиков и т.п. - всех тех, кто разговаривает на языке компетентностей. Таким образом, идея компетентностного подхода для современной школы - это, прежде всего идея открытого заказа на содержание образования.
Учитывая современные взгляды на обучение, компетентностную модель современного учителя можно представить в виде элементов:
- ценности, принципы и цели;
- профессиональные качества;
- ключевые компетенции;
- педагогические методы, способы и технологии;
- профессиональные позиции.
Ценности и профессиональные качества учителя.
Ценности – суждения, идеи, которые восприняты учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности.
Это могут быть следующие суждения:
- свобода учащегося быть самим собой»
- каждый человек обладает своим «совершенством»;
- помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально значимыми и плодотворными;
- индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
- человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
- чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
- приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Профессиональные качества учителя.
- доброжелательно и заинтересованно относиться к ученикам;
- быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учеников, осуществляя коррективы в своей деятельности;
- иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир, быть способным поделиться им с учащимися;
- иметь развитую способность к критике и рефлексии;
- иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
- воздержаться от роли «кладезя мудрости и знания»;
- понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
- быть открытым для любых мнений учеников по обсуждаемому вопросу;
- уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
- демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу;
- увлечённость своим предметом;
- использовать чёткую, понятную, гибкую речь с образными выражениями.
Базовая компетентность учителя.
Заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение результатом ребёнка, сформированных как ключевые компетенции. Строить обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения; мотивировало школьников к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает. На современном этапе это умения:
- учиться вместе со своими учениками;
- планировать и организовывать самостоятельную деятельность учеников (помогать определять цели и образовательные результаты);
- мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать требуемые компетенции;
- строить учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая учеников в разные виды работы, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;
- занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых школьником компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;
- владеть проектным мышлением (уметь организовать исследовательскую работу и руководить ею);
- использовать систему оценивания, позволяющую ученикам адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;
- осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и уметь организовать её у учащихся в процессе учебных занятий;
- организовать понятийную работу школьников;
- вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя, не только друг с другом, но и с учителем, допуская, что их позиция может быть также подвержена сомнению и критике;
- владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Профессиональные позиции учителя.
Учитель может создавать для учащихся развивающую образовательную среду, занимая позиции:
- организатора деятельности;
- консультанта;
- тьютора;
- эксперта;
- партнёра.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что ключевой фигурой в образовательном процессе является педагог, поэтому политика обеспечения качества образования начинается с формирования преподавательского корпуса.
ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент)
Аспект |
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Идентификация (определение) проблемы |
- объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем |
- обосновывает желаемую ситуацию, |
|
- в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются |
- анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией, |
- определяет и формулирует проблему |
|
- указывает некоторые вероятные причины существования проблемы. |
- проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования) |
||
Целеполагание и планирование деятельности |
- определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи, |
- ставит задачи, адекватные заданной цели, |
- указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели |
|
- ставит цель, адекватную заданной проблеме, |
- ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы |
|
|
- самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки |
|
|
Применение |
- корректно воспроизводит технологию по инструкции |
выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности |
- применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности |
Планирование ресурсов |
- называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности |
- планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи |
- проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи. |
Оценка деятельности |
- выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности |
- самостоятельно планирует и осуществляет текущей контроль своей деятельности |
- обоснованно предлагает отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля |
Оценка результата продукта деятельности |
- сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу, - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом. |
- оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям |
- предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели |
Оценка собственного продвижения (рефлексия) |
- указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности, |
- указывает причины успехов и неудач в деятельности, - называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления избегания в дальнейшей деятельности |
|
- называет мотивы своих действий |
- анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений |
- аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности |
Коммуникативная компетентность
Аспект |
I ступень |
II ступень |
III ступень |
Письменная |
- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры |
- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры, |
- представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы |
- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом |
- определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом |
- создает письменный документ, содержащий аргументацию за и или против предъявленной для обсуждения позиции |
|
|
|
- определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности |
|
Публичное |
- соблюдает нормы публичной речи и регламент |
||
- готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления |
- определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией |
- самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности |
|
- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления, |
- использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, |
- применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией. |
|
- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание |
- использует невербальные средства или наглядные материалы, |
- самостоятельно готовит адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их, |
|
|
- работает с вопросами, заданными в развитие темы, |
- работает с вопросами на дискредитацию позиции, |
|
Диалог |
- начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами, отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога, |
- высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога |
- устраняет разрывы в коммуникации в рамках диалога |
Продуктивная групповая коммуникация |
- ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, |
- ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, |
- ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов, |
- ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают фиксируют решение в конце работы, |
- ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают фиксируют промежуточные результаты. |
||
- ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы |
- ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга |
- ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы |
|
- ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы, |
Лаборатория модернизации образовательных ресурсов, 2007 г., Lmor@mail.ru
Информационная компетентность
Аспект |
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Планирование информационного поиска |
- указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет, - выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи, |
- указывает какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи, |
- планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию), - самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи), |
- пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам. |
- пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет, - пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях, |
|
|
- указывает, в какого типа источниках следует искать заданную информацию или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска. |
- указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников, - обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности |
||
Извлечение первичной информации |
- проводит наблюдение эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей |
- самостоятельно проводит наблюдение эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска |
|
- воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам |
- извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы |
- самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника, |
|
|
- проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей, |
- самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска |
|
- самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью), |
|||
- воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность |
|
||
Извлечение вторичной информации
|
- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям |
- самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания и ранжирует их и извлекает искомую информацию - указывает на обнаруженные противоречия |
- извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы |
(источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию) |
(источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация), |
(источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой). |
|
Первичная обработка информации |
- систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры, |
- систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры, |
- систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры |
- самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме, |
- обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация. |
||
- переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот. |
- переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот. |
|
|
Обработка информации |
- точно излагает полученную информацию, |
- излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи, |
|
- задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации |
- реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации, |
- самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации, |
|
- находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации. |
- делает вывод на основе полученной информации или - делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения или - приводит аргументы, подтверждающие вывод |
- делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными |