Сенім телефоны
8 771 532 8223
email: e-mail: sosh34@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар қ., Лермонтов к,, 93/1
телефон: 62-10-07 факс: 8(7182) 62-10-52
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Т.А. Мигунова - сенбі с 9:00 до 11:00
Твое настроение после посещения школной столовой?
Голосовать
Очень плохое - 11
Очень хорошее - 10
Хорошее - 5
Плохое - 5
Всего проголосовало: 31
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
«Организация мониторинговых исследований ключевых компетенций как результат 12-летнего образования».

 

Школа №34 инновационного типа города Павлодара, которую я представляю, является одной из шести школ области, осуществляющих республиканский эксперимент по апробации структуры и содержания модели 12-тилетнего образования. Школа  непосредственно включена в этот поиск с 2004 года, прежде всего, потому что  педагогический коллектив имеет опыт использования новых технологий обучения, опыт экологического образования учащихся, достаточно сформированную аналитическую культуру педагогов в организации исследовательской деятельности, особенно в ее содержательном аспекте.

На наш взгляд, в ходе эксперимента важно создать условия для того, чтобы сформировать у педагогов видения будущей школы, важно вооружить их способностью к продуктивному решению проблем, широкими рефлексивными способностями, навыками проектирования. Возможности для этого есть и они созданы в экспериментальных и инновационных школах, где на протяжении всей своей деятельности учителя, участвуя в осуществлении инновационных процессов, обладают серьезным опытом формирования профессиональных компетентностей.

В ходе реализации задач эксперимента (это, прежде всего, апробация УМК 12-тилетней школы, реализация нового проекта  госстандарта в УВП, эффективное использование здоровьесберегающих технологий) нам приходилось многому учиться самим. Сегодня мы не только умеем делать анализ учебников, предлагать свои варианты изложения материала, но и сами создаем программы для курсов вариативной части учебного плана. И что самое главное, на наш взгляд: с изменением позиции учителя кардинально меняется и позиция учеников – ученики экспериментальных классов уже с начальной школы стремятся к исследовательской деятельности.

Сегодня все же необходимо акцентировать ваше внимание на некоторых определенных позициях. Конкретно речь идет о том, что экспериментальные школы области (а наш педколлектив знаком с успешной деятельностью некоторых школ области, работающих в режиме того же эксперимента) не ограничиваются в своей исследовательской работе только на конкретных вышеназванных задачах, определенных республиканской программой опытно – экспериментальной деятельности.

          Мы думаем, что при переходе на 12-тилетнее обучение с сентября 2010 года школам республики придется столкнуться с рядом проблем, помимо создания определенных условий для обучения шестилетних детей, имеется ввиду материально – техническая база, новые учебно – методические комплексы и т.д.  Возникнут проблемы не менее важные, на наш взгляд. И одной из таких проблем будет отсутствие системы образовательного мониторинга в 12-тилетней школе, без которой невозможно будет говорить об управлении, в том числе, и качеством  образовательного процесса.Зачастую мониторинг качества образовательной деятельности в школе рассматривается не с позиций целей управления, а как форма получения, передачи и накопления информации, что препятствует его использованию как инструмента управления качеством.                                               

          О качестве образования можно говорить, имея мониторинг не только  результатов (наиболее распространенный в казахстанском образовании), но мониторинг  образовательного процесса.     Основными  объектами  мониторинга могут быть: результативность тех или иных педагогических действий; формы и способы организации образовательного процесса, динамика результатов образования, включая развивающие эффекты, внутришкольные факторы.

Разработанная и сегодня успешно используемая многими школами система образовательного мониторинга будет уже недейственной по многим показателям продуктивности образовательного процесса и в связи с реализацией компетентностного подхода в обучении, и в связи с введением Положения о 12-тибалльной оценке.

Нашими учителями экспериментальных классов совместно с областным Институтом повышения квалификации педагогических кадров разработан проект программы образовательного мониторинга для 12-тилетней школы.

         Мы осознаем, что для разработки Программы мониторинга в школе необходимо  создать критериальную базу системы оценки качества образовательного процесса; сформировать базу данных; разработать методику, инструментарий и программное обеспечение сбора, обработки и анализа информации; разработать рекомендации для принятия управляющих решений и что целесообразно Программу составить так, чтобы мониторинг стал общим способом внутренней экспертной оценки учителя своей педагогической деятельности для  системной работы по ее коррекции и совершенствованию.

 

 

Программа образовательного мониторинга.

Цель мониторинга:

 

1. Инициировать качество образования, способствующего формированию конкурентоспособной личности.

2. Создать информационные условия для формирования целостного представления о состоянии образовательной среды для учащихся, о качественных и количественных изменениях в ней.

              При разработке проекта мы в первую очередь определились, что необходимо разработать программу по трем уровням образования.  В качестве аспектов, по которым будут проводиться исследования и анализы, выбраны определенные показатели продуктивности образовательного процесса. Многие из этих показателей, как, например,  здоровье учащихся, уровень усвоения содержания образования, результаты ПГК, ЕНТ, социализация личности, овладение государственными стандартами присутствуют и сейчас в действующих программах мониторинга.

             Концептуальные основы изменения содержания образования состоят в постепенном переходе от учебно – предметной парадигмы, основанной на усвоении ЗУНов к ориентации на овладение каждым учащимся совокупностью компетентностей как результатов образования с учетом особенностей личности.

Поэтому следует обратить серьезное внимание на такие показатели как овладение ключевыми компетентностями, овладение мыслительными операциями, сформированность способов мыследеятельности, типов учебной деятельности, индивидуальный прогресс обучающихся на основе изучения результатов суммирующих оценок по матрице, предложенной в Положении о системе оценивания учебных достижений учащихся (12-тибалльная система).          

            Мы уже достаточно говорили о ключевых компетентностях и акцентировали свое внимание на том, что отслеживаться будут не только ЗУНы каждой из образовательных областей, но и будет устанавливаться соответствие сформированности ключевых компетентностей требованиям ГОСО. Возникал и продолжает иметь место  вопрос  - с помощью каких измерителей будет данное отслеживание производится? В новом проекте стандартов учебных предметов начального уровня обучения есть серьезная попытка эти измерители представить в виде компетентностно – ориентированных заданий. Но если эти задания уже сегодня будут стандартизированы, то очень сложно придется учителям, потому что эти задания достаточно сложны и соответствуют заданиям международного уровня. Мы видим задачу разработки компетентностно – ориентированных заданий первоочередной, потому что, на наш взгляд, только школьный учитель способен видеть реальную картину.

            Нами разработаны для начальной ступени обучения  стандарты блоков с выделением предметных и ключевых компетентностей. На основе их разрабатываются компетентностно – ориентированные задания и листы оценки ключевых компетентностей. Через определенное время мы представим их на экспертизу в областной институт повышения квалификации и затем, мы полагаем, в МОН РК.     

Проблема №1: Минимизировать затраты времени учителя и администрации школы на контрольно-оценочную деятельность с одновременным  повышением ее эффективности;
Проблема №2: Перевести контрольно-оценочную деятельность школы на качественно новый уровень: от учета – к анализу и прогнозированию.

     В результате решения данных проблем мы надеемся, что произойдет:
•         приобретение педагогами  пакета и способов конструирования трехуровневых заданий по основным предметно-деятельностным линиям в учебных дисциплинах;
•         переход на электронные формы планирования, проведения и анализа педагогической деятельности учителями школы;
•         образование сообщества педагогов, использующих и обменивающихся этим продуктом;
•         формирование единой информационной среды качественного образовательного процесса.