В период с 24.11-25.11 2011 года в Астане прошел республиканский семинар «Интеграция международного и казахстанского опыта оценки образовательных достижений: проблемы и перспективы».
Пленарное заседание проведено на базе «Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления». Секционные заседания в Национальном центре оценки качества образования (НЦ ОКО).
Выступили:
1.Абдиев Кали Сеилбекович – директор РГКП НЦТ (Нац. Центр тестирования).
ПГК.
4 классотменено на основе массовых жалоб родителей, что данная процедура губительно воздействует на состояние здоровья учащихся, особенно страдает детская психика школьников младшего возраста.
9 класс– апрель, обязателен для включения предметов казахский язык
и 3 предмета по определению. В декабре НЦТ выходит с предложением в МОН РК, в феврале сообщат об этих предметах.
Всего 4 предмета по 20 вопросов, 2 часа отводится на всю процедуру.
По результатам ПГК внеочередная аттестация школ проводится не будет.
ЕНТ.
Готовятся тесты нового поколения, с 2013 года в тесты по математике будут включены логические задачи, чтение графиков. С 2015 года в связи с переходом на 12-летнее обучение будет разделено ЕНТ и вступительные экзамены в ВУЗы. Сегодня тесты по математике проходят апробацию в регионах. В городе Павлодаре на базе школ 9,29,36,24,39,16.
2. Каримова Бейбиткуль Сарсемхановна – директор центра «Учебник».
Здесь, в основном, были ответы на вопросы присутствующих по качеству учебников, особенно по дидактическому аппарату. Были высказаны большие претензии по экспертизе учебников (очень мало времени отводят, отсюда страдает качество).
3. Можаева Ольга Ивановна – директор департамента оценки качества образования АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
О деятельности школ, о конкурсном наборе, о создании системы оценивания на уровне международных подходов. Финансирование очень солидное. Возможности зарубежных командировок учителей. Встреча с учителем информатики.
4. Каликова Сауле Аманжоловна - советник Президента ФОНД «СОРОС- КАЗАХСТАН»
Об участии в международном исследовании PISA(это международная программа оценки учебных достижений 15-летних школьников). Отличие в том, что эта система была инициирована работодателями. TIMSSпроверка ЗУНов, PISA– ключевых компетенций на базе сформированности предметных компетенций.
2000год- 32 страны
2003 год –40 стран
2006 год -57 стран
2009 год – 65 стран.
Исследование образовательных достижений проводится по трем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность.
В каждом цикле исследования основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из направлений:
2000 год-грамотность чтения
2003 год- математическая грамотность
2006 год - естественнонаучная грамотность
2009 год- грамотность чтения
2012 год – математическая грамотность.
В 2009 году Казахстан впервые принял участие: 58 место из 65 по естественнонаучной грамотности, 59 место по грамотности чтения,
53 место по математической грамотности.
В 2011 году Казахстан принял участие в международном апробационном исследовании PISA, в 2012 году будет принимать участие в международном основном исследовании PISA. Участие дает возможность изучать умения самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).
Т.Е. это исследование направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования преследует цель оценить сформированность общеучебных умений в решении проблем, с которыми учащиеся могут встретиться в жизни и эффективно функционировать и развиваться в современном обществе.
Объектом исследований являются образовательные достижения обучающихся 15-летнего возраста. Во многих странах образовательные программы имеют общие направления, и к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе. Поэтому, именно на этом этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование PISAосуществляется Консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОСЭР):
- Нидерландский Национальный институт измерений в области образования
- Служба педагогического тестирования США
- Японский Национальный институт исследований в области образования
- Американская организация ВЕСТАТ, выполняющая различные исследования по сбору статистической информации.
Работа этого Консорциума координируется Австралийским Советом педагогических исследований.
В исследовании особое внимание уделяется содержанию тестовых заданий по математике, которые определяют индивидуальные умственные способности. Это, прежде всего, математическое мышление и использование математических концепций, процедур, фактов и заданий, чтобы описать, объяснить и прогнозировать явление.