Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Для родителей

Рекомендации родителям

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Направленное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и составляет сущность обучения и воспитания малыша.

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитию ребенка как в физическом, так и в умственном отношении.

Очень важно уделять в течение жизни ребенка с особыми потребностями не только лечению, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта).

Первые годы жизни малыша наиболее драгоценные для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Основной потребностью всех детей, и детей-инвалидов в том числе, являются любовь, пища, кров и возможность познавать себя и окружающий мир. Ребенку-инвалиду труднее постигать окружающий мир. Родители должны знать, что каждый ребенок развивается в трех областях: физической (тело), умственной (интеллект) и социальной (общение).

Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях , чем здоровые дети.

Ребенку необходима помощь родителей в обучении и развитии в следующих направлениях:

  • движения, владение телом, физическая сила, координация,
  • пользование руками, координация действий рука-глаз,
  • органы чувств, особенно зрение, слух и осязание,
  • общение, слушание и понимание сказанного, овладение речью,
  • способность улыбаться, играть, вести себя должным образом,
  • навыки самообслуживания.

Этапы построения домашней программы специального обучения детей с особыми образовательными потребностями:

1.Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что может и чего не может Ваш малыш в каждой области развития,

  1. Отметьте, какие вещи ребенок только начинает делать или пока делает с трудом

3.Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются. (пусть об этом будут знать се члены вашей семьи)

  1. Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за несколько дней, и только освоения данного навыка переходите к следующей ступени. Не ожидайте слишком многого сразу.

Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми потребностями в развитии:

  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
  9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.

Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации.

15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
  7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требование чрезмерным.
  8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  10. Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  13. Общайтесь с семьями, где есть «особые» дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  14. Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.
  15. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.