Программа развития школы
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb03f11585.jpg)
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb052dd560.jpg)
Авторский коллектив
Задубняк Л.В. – директор школы
Минаева Е.И. – зам. директора по УВР
Афанасьева В.Н. – К.П.Н., профессор ПГПИ –
научный руководитель школы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Исходное состояние школы.
1.1 Концептуальные идеи и их реализация.
1.2 Проблемы, трудности и нерешенные вопросы.
1.3 Целевая программа школы.
2. Образ будущего как школы экологической культуры.
2.1 Модель школы как главного средства достижения поставленной цели.
2.2 Функционирование основных направлений и служб.
3. Этапы развития школы в хронологии учебных лет.
3.1 Целевая программа развития школы № 40.
3.2 Совершенствование образовательного процесса.
3.3 Научно-исследовательская работа.
3.4 Ресурсное обеспечение УВП.
4. Прогнозируемый результат.
5. План внедрения Программы в практику УВП.
«Будущее не просто надо предсказывать,
его надо созидать.
Оно будет таким, каким мы его созидаем сегодня».
Н.А.Назарбаев
Введение
Программа развития школы №40 является документом практической реализации Концепции данного образовательного учреждения, которая в свою очередь составлена в соответствии с требованиями научных материалов и программных документов Президента Н.А.Назарбаева и Правительства РК в области образования. Это, прежде всего:
- «Государственная Программа развития образования РК на 2001-2020гг.»;
- «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Послание Президента РК – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана (2012г.);
- «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда». Н.А.Назарбаев (2012г.);
- Концепция интеллектуальных школ Первого Президента РК (2009 г.);
- Нурсултан Назарбаев. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее (2009 г.);
- Комплексная программа воспитания в организациях образования РК (2011-2015гг.)
1. Исходное состояние школы
На начало 2010-2011учебного года школа №40 состоялась как тип общеобразовательного среднего учебного заведения с гимназическими классами, обеспечивающего подготовку выпускников в соответствии с требованиями Государственных Стандартов образования РК (ГОСО 2010г.).
На функционирование школы накладывает отпечаток ее расположение в черте сельско-городской зоны, что, с одной стороны позитивно влияет на качество образовательных услуг (профессионализм педагогов, тесное сотрудничество с учеными и вузами города и т.д.); с другой – некоторая отдаленность от городского центра создает неудобства в организации совместных мероприятий, встреч, внеурочных контактов с дружными коллективами и социальнозначимыми группами.
Жизнь школьного коллектива диктует прежде всего сельско-городской состав окружающего социума, сельский контингент учащихся и их родителей.
В целом школа зарекомендовала себя как центр местного сообщества, как организатор и участник социально значимых мероприятий.
1.1. Концептуальные идеи и их реализация. Как известно, современная школа РК взяла на вооружение три образовательных модели:
-образование, ориентированное на результат (ООР). Результат – это личность выпускника, это качество получаемых учеником образовательных услуг. Это школьная система, работающая на конечный результат;
- модель открытого образования (ОО), в центре внимания которой не только доступ к информации через интернет, но воспитание информационной культуры, то есть умения отбирать информацию, присваивать ее и использовать в интересах своих и общества;
- модель образования для устойчивого развития (О для УР), цель которой заключается в том, чтобы сформировать у будущего поколения бережное отношение к дарам природы, заботиться о том, чтобы сохранить для потомков чистый воздух, питьевую воду, плодородную землю, не опустошенные до конца недра.
Коллектив школы №40 определил для своего развития третью модель образования как ведущую, не отвергая, естественно, и траектории двух других моделей.
И модель личности выпускника школы, и реализация принципа открытого образования - все это пропущено через идеи экологического мировоззрения и опирается на законы устойчивого развития экономики и общества.
Именно из этого мировоззрения вытекают и реализуются все остальные задачи, пропагандируемые в образовании Казахстана.
Перечислим их:
- всеобщее среднее 12-летнее образование, отвечающее мировым стандартам;
- трехязычная личность выпускника с менталитетом гражданина РК;
- электронное обучение, нацеленное на формирование информационной культуры и функциональной грамотной личности;
- повышение статуса профессии учителя;
- социальная модернизация в области образования с усилением воспитательных воздействий в учебном процессе;
- совершенствование нормативов оценки качества образования и образовательных услуг.
Отстаивая перечисленные позиции и реализуя адекватную методологию, школа 40 достигла стабильных результатов по основным направлениям образовательной деятельности.
Характеристика исходного состояния школы на начало пятилетнего этапа ее развития:
№ п/п | Параметры описания | Результат в % на начало 2011-2012 уч.года |
1 | Смешанный тип школы в выборе языка обучения | 163 ученика – с казахским языком обучения 447 ученика – с русским |
2 | Количество учащихся, занимающихся по программам гимназии и углубленного изучения дисциплин | 4 гимназических класса /81учащихся,1 углубленный класс / 16 учащихся |
3 | Количество учащихся, нуждающихся в коррекционном обучении | 48 |
4 | Количество профилей в IIIступени образования | 1: естественно-математическое |
5 | Итоги ЕНТ (ср.балл) | 86,9 |
6 | Показатели ВОУД | нет |
7 | Призовые места: - в предметных олимпиадах - в конкурсах ШНП | 1 ученик 10 учащихся |
8 | Кадры учителей: - с 1 и высшей категорией - без категории и со 2 категорией | 39 учителей - 60% 26 учителей - 40% |
9 | Количество участия учителей в профессиональных конкурсах | 3 учителя |
10 | Количество научно-исследовательских проектов по школе | 12 проектов |
Важную роль в функционировании школы и школьного коллектива играют факторы:
- настрой на инновационную и творческую деятельность;
- поиск своего пути развития школы на дальнюю и ближнюю перспективы.
1.2. Проблемы, трудности и нерешенные вопросы. Надо признать, что трудно решаемые проблемы предшествующего периода в значительной степени продолжают оставаться тормозом для развития школы и сегодня. Это прежде всего:
- недостаточная теоретическая и психолого-педагогическая подготовка отдельных учителей и руководителей подразделений, с чем связана инертность и затягивание действий по решению поставленных задач. Главной причиной здесь выступает отсутствие навыков научно-исследовательской работы, неумение формулировать проблемы и организовывать с детьми поиск их решения, а так же затруднение учителей в проектировании УВП на цели и в обобщении полученных результатов;
- недопустимые иногда расхождения между концептуальным содержанием школы и ее реальным функционированиям (текучка уводит в сторону от решения намеченных задач);
- трудности при планировании деятельности коллектива школы, ее подразделении и отдельных учителей на системном уровне. Если сравнить годовые планы работы разных служб и направлении, то в них окажется недостаточно общих линии пересечения. Нет пока оснований говорить окончательно сложилась о том, что главная сущность системы;
- несовершенна пока и квалиметрия, поскольку форма тестирования обеспечивает проверку качества ЗУНов, а для выявления уровня развития учащихся необходимы разноуровневые КОЗы, с чем учителя справляются не всегда;
- особой проблемой остается работа с одаренными детьми. Изучение феномена детской одаренности и поиск адекватной методики идет сложно, что отражается на раскрытии их интеллектуального потенциала, и в свою очередь, приводит к конкурсным победам лишь на начальных стадиях марафона (школьный, районный, городской).
1.3 Целевая программа школы. Приоритетным направлением развития школы является практическое освоение идей, принципов и теоритических положений, выработанных и представленных в школьной Концепции, которая создавалась почти одновременно с настоящим документом. Если в предшествующие периоды функционирования школы готовились лишь подступы к решению экологической проблемы в образовании, изучалась экология как наука, непосредственно связанная с естественно-биологическими дисциплинами, как наука, прокладывающая человеку жизненноважные связи внешнего и внутреннего характера, то в предстоящие пятилетие (2011-2015гг.) педагогический коллектив СОШ40 готов экологическую культуру рассматривать как методологию, как руководство к действию во всех сферах образовательного пространства, а в дальнейшем – во всех областях реализации человеческого капитала.
Настоящая программа ставит таким образом, цель – построить модель общеобразовательной школы экологической культуры главными атрибутами которой являются субъекты образовательного процесса и сама школьная система организации жизни.
При этом более значимо и более определенно решаются задачи, выдвинутые главой государства и в указанных выше документах (см. стр.5).
Как целевую магистраль развития школы представим модели основанных субъектов образовательного процесса во взаимосвязи (табл.1)
Ученик – учитель – руководитель
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb3dcb2ed2.jpg)
2. Образ будущего как школы экологической культуры
Самым действенным средством формирования мотивации на успех в развитии и личности, и целого коллектива является образ будущего, спроектированный в модели личности и образовательного учреждения, и именно таким путем пошли авторы настоящей Программы, претворив описание процесса развития СОШ 40 в пятилетнем временном разрезе и конечный его результат в виде двух образов: модели личности своего выпускника (табл.2) и модели школы экологической культуры (табл. 3).
Это тот результат, к которому коллектив должен прийти к 2015 г. – к началу перехода среднего общего образования Казахстана на 12-летней срок, когда все ступени и классы приступят к работе по новым программам и учебникам.
И чтобы поставленная цель (табл. 2) стала реальным достижением педагогического коллектива, нужна соответствующая система жизнедеятельности школы.
Таблица 2
Модель личности выпускника школы экологической культуры
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb0620b1df.jpg)
Результат в виде компетенций
1. Ценностно-ориентированная:
- созидание на основе этических ценностей и экологической культуры,
- казахстанский патриотизм,
- оптимальность решений и социальных оценок.
2. Культурологическая:
- от национальных корней к общечеловеческим ценностям,
- человекознание и толерантность,
- культура личной, семейной и социальной жизни.
3. Учебно-познавательная (комплексная компетенция):
- эффективное планирование своей деятельности,
- организация интеллектуальной жизни (СРО),
- анализ и рефлексия по освоению знаний и овладению функциональной грамотностью (самоконтроль),
- выход на самостоятельную учебно-познавательную и исследовательскую деятельность.
4. Коммуникативная:
- знания родного, государственного и иностранного языков,
- владение способами взаимодействия и общения,
- исполнение различных социальных ролей в обществе,
- умение через коммуникацию добиваться решения жизненно-важных вопросов.
5. Информационно-технологическая:
- поиск и отбор нужной информации,
- анализ и интерпретация её,
- использование знаний в жизненно-важных ситуациях.
6. Социально-трудовая:
- гражданско-общественная деятельность в семье и трудовом коллективе,
- действия в соответствии с личной и общественной выгодой.
7. Здоровьесберегающая:
- психологическая грамотность,
- экологическая культура,
- забота о собственном здоровье,
- владение основами безопасности жизни.
2.1.Модель школы как главного средства достижения поставленной цели. Конструируя свою модель школы (таблица № 3), мы стремились подчеркнуть её уникальность: вроде бы обычная общеобразовательная школа, отвечающая всем государственным требованиям реформирования образовательных процессов (полиязычность, информационность, личностная направленность), и в то же время это школа, которая служит источником движения для своего развития выбрала экологическое мировоззрение и основную на нём экологическую культуру, учитывая окружающий социум и географическое расположение.
Модель представлена четырьмя блоками школьной системы:
- методология учебного заведения (миссия, философия, политика);
- содержательная структура как возрастной образовательный лифт;
- два сопровождающих блока - образовательный процесс и внутришкольный менеджмент.
Специфика школы экологической культуры раскрывается перечнем таких дефиниций, как:
- миссия в том, чтобы «встроить растущего человека в окружающий мир», то есть в социум;
- философия в демонстрации раскрытия роли человека в реализации концепции устойчивого развития Казахстана;
- «политика школы» подчеркивает необходимость изучать любую школьную дисциплину по принципу «окна в мир».
В блоке «структура и содержание» даётся примерный перечень дисциплин школьного компонента рабочего учебного плана, который можно объединить общей темой: «окружающий мир».
Блок образовательного процесса акцентирует внимание на опорных понятиях современной инновационной дидактики.
Наконец, «школьный менеджмент» раскрывает путь принятия решений, путь прохождения проблемы, новшества через четыре этапа: от его изучения (Н-М-С) к выработке методических рекомендаций (М-С); от опробования их на практике (МО) и мониторинговая служба кроме того занимается контролем и анализом их эффективности, принятием решения (П-С), и обобщением опыта (Н-П-К).
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb55a868b5.jpg)
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb575c9954.jpg)
2.2. Функционирование главных служб и направлений
Общепринятыми направлениями деятельности любого педагогического коллектива являются:
- учебный процесс;
- внеурочная и внешкольная работа;
- научно-исследовательская деятельность;
- работа с одаренными детьми;
- внутришкольный контроль.
В качестве подразделений, обеспечивающих функционирование коллектива школы по указанным направлениям, рассматриваются:
- методическая служба,
- психологическое сопровождение УВП,
- мониторинговая служба.
Органом, обобщающим и оценивающим работу всех подразделений школы, является программно-аналитический центр, куда входят представители руководства и лучшие мастера педагогического труда, а также представители вузов (консультанты и научные руководители).
Немаловажную роль в школе экологической культуры должен играть попечительский совет, усилия которого направляются на формирование уникальных качеств образовательного учреждения.
На период 2010 –2015 гг. совершенствование работы в указанных направлениях должно быть связанно с выполнением ключевых приоритетных задач, предполагающих инновации в различных областях педагогической деятельности. Так:
Учебный процессдолжен быть нацелен на формирование субъекта собственной жизни, а потому он выстраивается как последовательность дидактически обоснованных, максимально разноуровневых учебных заданий, предполагающих самостоятельную и творческую работу учащихся (по типу кембриджского опыта).
Внеклассная и внешкольная работа должна стать органическим продолжением уроков, обеспечивающих единство обучения и воспитания. Отсюда нацеленность на модель личности выпускника, на решение краеведческих региональных задач; внимание к достижениям человека труда, открытость к контактам с внешним миром и продолжение работы над ключевыми компетенциями.
Научно-исследовательская деятельностьучащихся организуется по нескольким каналам: в учебном процессе – путём использования проблемных методов и технологий и во внеурочное время – написанием школьных научных проектов под руководством учителя и учёного. Самым трудным моментом здесь является выбор темы (видение проблемы и её формулирование). Важно при этом держать связь с общешкольной темой исследования.
Школа экологической культуры не может быть ограничительным барьером в выборе вопроса исследования, потому что экологическое мировоззрение опирается на очень широкий спектр проблем в связке – человек и природа.
Организация этой работы ложится на плечи совета НОУ (научное общество учащихся), возглавлять которое должен ученик, а вдохновителем и идейным руководителем (куратором) может быть учитель-исследователь.
Работа с одарёнными детьмиявляется частью НИР и к концу обозначенного периода должна получить системное оформление. Это означает, что ни один способный ученик не должен быть потерян для школы и страны. Нужна постоянная диагностика на выявление креативных, интеллектуальных способностей.
Это означает, что педагогический коллектив должен заняться глубоким изучением самого феномена детской одаренности (через н-м-с, через участие в работе проблемных групп и т.д.)
Это означает, что школа должна создавать культ творчества, триумф тем людям, которые ведут школу к высотам интеллектуального, духовного и практического труда.
Это означает, что вся система работы с одаренными детьми должна опираться на развитие состязательно-соревновательных форм деятельности (табл.4)
Таблица 4
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННОСТЬЮ
(системный подход)
Одаренность – это более высокая воспиимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. | Главное требование к учителю в работе с одаренными детьми – это обучение творчеством. |
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb08b81978.jpg)
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb09d04139.jpg)
Внутришкольный контроль.Вообще контроль в организациях образования имеет свою специфику. Как считают учёные, «особенно трудно осуществить текущий контроль за представителями нестандартизированного труда, связанного с творчеством, инновациями. Здесь требуется прежде всего самоконтроль, необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и ответственность, самодисциплина, а также контроль по конечным результатам» (В.П. Пугачёв. Руководство персоналом организаций. М 1998, с. 13). Естественно, данное понятие тесно связанно понятиями оценки и мониторинга, предполагающими обязательное наличие эталонов, критериев оценки.
Важно подчеркнуть, что планирование и внутришкольный контроль осуществляются в логике выявления качества процессов и конечных результатов по направлениям деятельности коллектива. Местом рассмотрения полученных данных контроля служат совещания при директоре, заседания МО и педагогический совет школы.
Функции контроля в известной степени выполняют и школьные службы, хотя у них есть кроме этого и свои обязанности.
Методическая служба– самая сложная и самая главная в школе, потому что от неё во многом зависит качество конечных и текущих результатов образования, потому что она формирует, направляет профессионализм учителей в нужном направлении.
Методическая служба СОШ №40 к 2015 году должна соответствовать требованиям времени (табл.5).
Концептуальная модель методической службы школы
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb0b17e616.jpg)
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb85808c07.jpg)
Психологическая служба должна отслеживать прежде всего реализацию в УВП личностно-ориентированной педагогической парадигмы: насколько ученику комфортно учиться в школе, по данному предмету, у данного учителя; в какой степени УВП выстраивается адекватно составу учащихся в классе, предусматривает дифференциацию обучения и т.д. Психолог отслеживает динамику развития личностных качеств школьников, психологический климат в классе, в школьном коллективе и профессионально принимает меры, руководствуясь правилом «НЕ НАВРЕДИ». Мониторинговая службасвязана со всеми другими, поскольку функция ее - отслеживать постоянно: - качество знаний (ЗУНы-тесты), - уровень развития (компетенции - КОЗы), - качество образовательных услуг (от проектирования до реализации и получении результатов). Мониторинг идет за структурой учебного процесса: цель – содержание – средства (методы, формы)- контроль – оценка, – и имеет ряд разновидностей:
![](http://goo.kz/media/img/photogallery/515bb0c26b8cb.jpg)
Примечание. Мы указали лишь приоритетные характеристики, с которыми нашислужбы должны подойти к началу 2015-2016 учебного года, чтобы в своем новом качестве осваивать новую целевую программу.
3. Этапы развития школы в хронологии учебных лет.
Задача настоящего раздела программы развития состоит в том, чтобы все сказанное, включающее методологию школьной жизни в пятилетней перспективе, перевести на язык конкретных действий в каждый обозначенный учебный год. Для этого мы выработали табличную форму, обеспечивающую не только понимание логики развития школы, но и удобство в составлении плана работы коллектива на каждый учебный год, тем более что этот план мы уже начали представлять в виде органиграмм. Оттолкнувшись от общей Целевой программы (таб№6), мы планируем содержание деятельности по таким ключевым направлениям, как: Образовательный процесс (таб. №7), НИР (таб. №8) и Ресурсное обеспечение функционирования школы как главная часть менеджмента (таб. №9).
Все направления деятельности коллектива нацелены на объединение усилий для достижения единого результата: подготовить школу и УВП к переходу на 12-летний срок общего среднего образования, причем сделать это, используя в качестве главного рычага специфику школы как школы экологической культуры, как школы в целом адаптивной, обеспечивающей развитие разного по своим возможностям контингента детей.
Обозначенный пятилетний срок нашей программы условно можно разделить на три этапа:
- проектировочный (2010-2012),
- практический, внедренческий (2012-2014),
- итогово - обобщающий (2014-2015).
Объединяющей эти три этапа формой является итоговая научно-практическая конференция.
3.1. Целевая программа развития
школы по направлениям
Таблица 6
№ п/п | Блоки | Тема пятилетия | Тема года /цель года | Прогнозируемый результат | ||||
2010-2011 уч.год | 2011-2012 уч.год | 2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год | ||||
1 | Экспериментальная площадка | Экологическое образование на основе витагенного опыта. | Отбор содержания экологического образования (естественно- математический цикл дисциплин). | Уровневый подход к усвоению экологического материала. | Интегрированные курсы экологического образования (УМКД)- школьный компонент. | Интеграция учебного и исследова-тельского труда в пространстве экологического образования. | УМКД и предметные концепции естественно- математи- ческого цикла дисциплин. | Публикация сборника по УМКД. |
2 | Строительство школы (системная работа коллектива) | Школа экологической культуры (системный подход). | Из истории функционирования проектов эколгического образования. | Модель Л.В.Тарасова «Экология и диалектика как отправная точка в проектиро- вании школы экологической культуры. | СУбъекты образовательного процесса в школе экологической культуры: ученик, учитель, родитель, их взаимо-действие. | Программное обеспечение УВП в школе экологической культуры (от РУП до РП, ТКТ и ИКУ). | Модель школы экологической культуры в действии (взаимо- действие системных блоков). | Готовность школы к переходу на 12- летнее среднее образование. |
3 | Методическое сопровождение | Компетентность и компетенции —путь к формированию функциональной грамотности. | ЗУНы и компетенции: их взаимодействие или взаимо-исключение. | КОЗы как основное средство формирования компетентностной личности. | ЦОРы и КОЗы как источник работы по формированию функциональной грамотности. Методическое сопровождение инклюзивного обучения. | Со знанием дисциплины – по жизни (к формированию функциональной грамотности). | РУП и его внедрение в УВП школы экологической культуры. | Обобщение: дидактика нацеленанная на раскрытие экологического мировоззрения. |
4 | Ожидаемый результат года | Стремление к обощению. | Погружение в тему. | История вопроса. | Интегриро-ванное содержание образования. | НИР в учебном и исследова-тельском труде. | Образова- тельная экологическая культура: единство формы и содержания. | Обобщение опыта. |
3.2. Совершенствование образовательного процесса.
Таблица 7
Целевая установка: обеспечить единство общения и воспитания в УВП.
№ п/п | Блоки | Приоритетные проблемы года | Прогнозируемый результат | ||||
2010-2011 уч.год | 2011-2012 уч.год | 2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год | |||
1 | Программное обеспечение УВП | Уточнение РУП по ступеням с учетом специфики школы | Корректирование рабочих программ, отвечающих требованиям ГОСО-10. | Создание предметных концепций по циклам дисциплин РУП. | Формирование УМКД на основе требований компетентностной педагогики | Обощение опыта работы учителей- проектировщиков. | Комплекс проетированных школьных документов по УВП. |
2 | Отбор содержания школьного компонента | Систематизация и обобщение информации по экологическому образованию. | Изучение образовательной модели «Экология и диалектика» в целях использования ее идей в УП школы. | Разработка интегрированных курсов в соответствии со спецификой школы экологической культуры. | Повторное опробование разработанных курсов экологической направленности с целью их корректировки | Подготовка учебных авторских программ по школьному компоненту к печати (рецензирование) | Сборник программм, обеспечивающих школе развитиев заданном направлении. |
3 | Дидактическое оснащение УВП | Раскрытие понятий педагогическая парадигма: -знаниевая, алгоритмическая, личностно-ориентированная. | Компетентностная педагогика: от теории к практике УВП. | Системный подход к обучению (4 свойства целостности УП по теории В.С. Ильина) в рамках модели открытого образования (УДЕ, ТКМ, КТД и др.) | Информационные технологии образования в рамках модели открытого образования: алгоритм работы с тексто, с информацией. | Техноллогия результата как обобщение творческой профессиональной деятельности учителей-новаторов | Обощение опыта работы мастеров педагогического труда. |
4 | Контроль и оценка качества | Квалиметрия как педагогическая наука об оценивании результатов деятельности. | ЗУНы и компетенции: их взаимодействие и взаимообусловленность | ![]() ФГ). | Критерии оценок в новых измерителях: -Знания, -Развитие -Творчество. | Самоооргапнизацияи самооценка личности школьника (обобщение работы). | Повышение качества образования (по результатам ЕНТ, ПГК и вн.аудитов) |
5 | Общешкольные традиции (в пространстве возрастного лифта) | Даты календаря и школьные праздники | Экологический аспект общешкольных мероприятий | Типология общешкольных мероприятий по ступеням образования (выделение приоритетов). | «Возрастной образовательный лифт» применительно к школе экологической культуры | Содержательное и композиционное решение знаковых мероприятий в рамках эколгической специфики школы | Обобщение опыта работы и содержания рубежных мероприятий в рамках единого возрастного лифта среднего образования |
3.3 Научно-исследовательская работа (в том числе научно-методическая)
Таблица 8
Научно-исследовательская работа
Целевая установка: создать культ поискового, творческого труда
№ п/п | Содержание деятельности | Приоритетные проблемы года | Прогнозируемые результаты | ||||
2010-2011 уч.год | 2011-2012 уч.год | 2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год | |||
1 | Система работы с детской одаренностью | Знакомство с феноменом детской одаренности (в рамках Н-И-С) | Десять полезных советов к работе с одаренными школьниками | Дидактика для одаренных - теория и практика | Состязательно- соревновательные формы работы с одаренными детьми | Обобщениеие опыта работы учителейте с одаренными учащимися (по ступеням и персоналиям) | Круглый стол с приглашением специалистов и учителей специализированных школ |
2 | Научное общество учащихся | Изучение инструктивных документов и положении о НОУ | Разработка и корректировка нормотворческих документов школьного уровня по НОУ | Системный подход к организации работы НОУ: - установочное собрание, - выборы совета НОУ, - проведение Дня науки и Н-П-К - подведение итогов | День науки в разрезе школьного возрастного лифта образования | Отчетно- выборное собрание НОУ СОШ №40 | Оформление научного сотрудничества между школами (40, 39, 35) |
3 | ШНП и ШОР | Поиск тематики ШНП в рамках экологических проблем. Организация ШОР по дисциплинам | ШНП по естественно- математическому циклу дисциплин | ШНП по дисциплинам всех циклов УП в преломлении экологических проблем | ШНП в рамках краеведения и регионализации. Организация ШОР по ступеням и дисциплинам | Конкурсы пятилетия: - лучший ШНП: - лучший ученик-исследователь - лучший коллективный проект Смотр-конкурс учебного занятия в системе ШОР | Призовые и конкурсные места областного и республиканского уровня |
4 | Учитель – исследователь | Составление перспективных планов по тематике проблемных групп | Проблемные группы учителей- исследователей в объеме МО | Организация проблемных групп: - интегрированный курс с экологическим содержанием. Главные понятия компетентной педагогики | Конкурс: Лучший учитель – научный руководитель ШНП с привлечением консультантов-ученых вузов | Конкурс: лучший учитель-исследователь пятилетия | Обобщение опыта работы учителей школы по организации НИР |
5 | Школьная научно-практическая конференция | Н-П-С (семинар) с приглашением ученых ПГУ | Н-П-К в рамках цикла дисциплин экологической направленности: биологии, химии, географии | Н-П-К Субъекты образовательного процесса в школе экологической культуры | Н-П-К регионального уровня Пути формирования экологического мировоззрения выпускника школы | Н-П-К Областного уровня Модель школы экологической культуры (презентация) | Повышение статуса Н-П-К путем использования наукоемких технологий содержания |
3.4. Ресурсное обеспечение УВП.
Таблица 9
Целевая установка: достичь адекватности (гармонии) формы и содержания функционирования УЗ.
№ | Ресурсы | Проблемы года по их совершенствованию | Опредмеченный результат | |||||
2010-2011 уч.г. | 2011-2012 уч.г. | 2012-2013 уч.г. | 2013-2014 уч.г. | 2014-2015 уч.г. | ||||
1 | Интеллектуальные | 1.1 Кадры | Планирование порядка аттестации пед.кадров | Определение могистральных форм работы с кадрами | Выработка шкалы требований к учителю разных категорий | Отлаживание внутришкольных форм повышения квалификации учителя: ШМУ, НМС, проблемные группы | Подведение итогов качественного роста учителей школы | Модель личности учителя СОШ № 40 |
1.2 Формирование школьного имиджа | Стартовый этап: характеристика исходного состояния школы | Модель личности выпускника как показатель качетсва школы | Субъекты образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) | Комфортность внутришкольной среды (оптимизм, целеустремленность, гостеприимство) | Стиль экологической культуры в школе (составляющие системы) | База для статистических исследований школы экологической культуры | ||
1.3 Мотивированный ресурс | Исходные понятия формирования мотивационной системы | Ариентация членов школьного коллектива на успех | Каждому субъекту образовательного процесса конкретное дело (ШМП, кружок и т.д.) | Переход на самоконтроль и взаимоконтроль в системе управления | СРО как главный путь к успеху | Социально-психологические, статистические исследования | ||
2 | материальные | 2.1 Оснащение учебных кабинетов | Стенды: «Что должен знать ученик», «Что должен уметь по теме» | Модель открытого образования | Новые измерители качества образования | Человек-труженик в своем деле (по профилю) | Конкурс на лучшую модель предметного кабинета | Статья по результатам конкурса |
2.2 Оформление школы | Стендовое планирование (отбор материалов) | «В сердце с Казахстаном» (патриот) | «Наши соотечественники» (о людях-маяках) | «Они учились в нашей школе» | Школа глазами учащихся (по материалам ученических сочинений) | Круглый стол по анализу и развитию школьного оформления | ||
2.3 Развитие библиотеки и библиотечного фонда | Открытие интернет-центра в школьной библиотеке | Сбор библиографии по экологической теме школьного исследования | Концепция деятельности библиотеки в школе экологической культуры | Курсы для старшеклассников по подготовке пользователей библиотеки | Создание и хранение школьных интернет-ресурсов (ЦОРы) | Готовность к проведению встреч в режиме онлайн-медиа | ||
3 | финансовые | 3.1 Бюджетное финансирование | ||||||
3.2 Внебюджетное финансирование (Попечительский совет) | ||||||||
3.3 Рынок дополнительных образовательных услуг: - дисциплины по заказу родителей - школа-репетитор - школа ф-к и творчества |
4. Прогнозируемый результат
Подводя итоги настоящей Программы, можно в качестве рубежного определить 2014 – 2015 учебный год – год, когда будут обобщены результаты в сравнении с поставленными целями и сделаны прогнозы на новое пятилетие (2015 – 2020 гг.). На рубеже двух пятилетий коллектив ожидают следующие результаты.
Во-первых, будет завершено строительство образовательного учреждения под названием «Школа экологической культуры», что означает:
- качественное общее среднее образование, отвечающее госстандартам;
- системный подход к УВП;
- для выпускников – путь в социум, в окружающий мир по двум профилям среднего образования;
- открытость школы для международных и других контактов как центра личного сообщества.
Во-вторых, совершенно уникальными нравственно – этическими качествами будут наделены все субъекты УВП: духовность, толерантность, открытость, физическое и нравственное здоровье.
В-третьих, экологическая культура, формируемая всей школьной системой, будет рассматриваться как весомая часть Казахстанского менталитета и позитивного имиджа школы № 40.
В-четвертых, наш выпускник, как и учитель, адекватный ему, будет узнаваем по своим психолого-этическим установкам, по своим делам и преданности Родине, по любви к природе родного края. Потому что «уважение к родному народу начинается с бережного и почтительного отношения к природе, истории, людям родного края» (Н.А.Назарбаев).
Постулаты школы экологической культуры будут определены и совершенствоваться как необходимые рычаги дальнейшего развития. Это:
- Познай себя и окружающий мир,
- Помоги, поддержи,
- Не навреди,
- Добейся,
- Живи в гармонии с самим собой и окружающим миром.
5. План внедрения Программы в практику УВП
Программа широко использует модельный метод отслеживания и результатов, и процессов. Именно в этой форме мы представляем и процесс самого внедрения установок Документа в жизнь коллектива школы (табл.10).
Таблица 10
Реализация Программы развития СОШ № 40
№ п/п | Содержание работы по этапам | Сроки | Ответственные |
1. | Этап проектирования, изучения и принятия Программы: - создание творческого, временного коллектива; - обсуждение методологических установок и плана Программы; - написание рабочего варианта. | 2010 – 2011уч.г. | Зам.директора по метод.работе Минаева Е.И., научный руководитель |
2. | Этап адаптации: - опробирование отдельных направлений работы в УП по естественно-математическому циклу дисциплин; - наблюдение и выводы по применению фрагментов экологической системы образования. | 2011 – 2012уч.г. | Зам.директора по метод.работе Минаева Е.И., учителя ЕМ направления: Шеметова И.А., Поликарпова Т.Н., Садвокасов С.К., Иванов А.В.. |
3. | Этап внедрения на общешкольном уровне: - обсуждение целостного восприятия документа в динамике учебных лет; - внедрение системного подхода к УВП с позиции Концепции школы и гос.установок. | 2012 – 2013уч.г. | К.П.Н., профессор ПГПИ – научный руководитель школы Афанасьева В.Н. |
4. | Этап внедрения на компетентностном уровне. Научно-экспериментальное сопровождение процессов формирования личности выпускника, личности учителя, родителя, объединенных едиными целями, культурой и экологическим мировоззрением. | 2013 – 2014уч.г. | Зам.директора по метод.работе Минаева Е.И., пед.коллектив, включенный в эксперимент |
5. | Этап подведения итогов работы за пятилетие. Проведение итоговой Н-П-К как презентации модели школы экологической культуры. | 2014 – 2015уч.г. | К.П.Н., профессор ПГПИ – научный руководитель школы Афанасьева В.Н., директор школы Задубняк Л.В., зам.директора по метод.работе Минаева Е.И., пед.коллектив, включенный в эксперимент |