Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Программа развития школы
Авторский коллектив
Задубняк Л.В. – директор школы
Минаева Е.И. – зам. директора по УВР
Афанасьева В.Н. – К.П.Н., профессор ПГПИ –
научный руководитель школы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Исходное состояние школы.
1.1 Концептуальные идеи и их реализация.
1.2 Проблемы, трудности и нерешенные вопросы.
1.3 Целевая программа школы.
2. Образ будущего как школы экологической культуры.
2.1 Модель школы как главного средства достижения поставленной цели.
2.2 Функционирование основных направлений и служб.
3. Этапы развития школы в хронологии учебных лет.
3.1 Целевая программа развития школы № 40.
3.2 Совершенствование образовательного процесса.
3.3 Научно-исследовательская работа.
3.4 Ресурсное обеспечение УВП.
4. Прогнозируемый результат.
5. План внедрения Программы в практику УВП.
«Будущее не просто надо предсказывать,
его надо созидать.
Оно будет таким, каким мы его созидаем сегодня».
Н.А.Назарбаев
Введение
Программа развития школы №40 является документом практической реализации Концепции данного образовательного учреждения, которая в свою очередь составлена в соответствии с требованиями научных материалов и программных документов Президента Н.А.Назарбаева и Правительства РК в области образования. Это, прежде всего:
- «Государственная Программа развития образования РК на 2001-2020гг.»;
- «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Послание Президента РК – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана (2012г.);
- «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего труда». Н.А.Назарбаев (2012г.);
- Концепция интеллектуальных школ Первого Президента РК (2009 г.);
- Нурсултан Назарбаев. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее (2009 г.);
- Комплексная программа воспитания в организациях образования РК (2011-2015гг.)
1. Исходное состояние школы
На начало 2010-2011учебного года школа №40 состоялась как тип общеобразовательного среднего учебного заведения с гимназическими классами, обеспечивающего подготовку выпускников в соответствии с требованиями Государственных Стандартов образования РК (ГОСО 2010г.).
На функционирование школы накладывает отпечаток ее расположение в черте сельско-городской зоны, что, с одной стороны позитивно влияет на качество образовательных услуг (профессионализм педагогов, тесное сотрудничество с учеными и вузами города и т.д.); с другой – некоторая отдаленность от городского центра создает неудобства в организации совместных мероприятий, встреч, внеурочных контактов с дружными коллективами и социальнозначимыми группами.
Жизнь школьного коллектива диктует прежде всего сельско-городской состав окружающего социума, сельский контингент учащихся и их родителей.
В целом школа зарекомендовала себя как центр местного сообщества, как организатор и участник социально значимых мероприятий.
1.1. Концептуальные идеи и их реализация. Как известно, современная школа РК взяла на вооружение три образовательных модели:
-образование, ориентированное на результат (ООР). Результат – это личность выпускника, это качество получаемых учеником образовательных услуг. Это школьная система, работающая на конечный результат;
- модель открытого образования (ОО), в центре внимания которой не только доступ к информации через интернет, но воспитание информационной культуры, то есть умения отбирать информацию, присваивать ее и использовать в интересах своих и общества;
- модель образования для устойчивого развития (О для УР), цель которой заключается в том, чтобы сформировать у будущего поколения бережное отношение к дарам природы, заботиться о том, чтобы сохранить для потомков чистый воздух, питьевую воду, плодородную землю, не опустошенные до конца недра.
Коллектив школы №40 определил для своего развития третью модель образования как ведущую, не отвергая, естественно, и траектории двух других моделей.
И модель личности выпускника школы, и реализация принципа открытого образования - все это пропущено через идеи экологического мировоззрения и опирается на законы устойчивого развития экономики и общества.
Именно из этого мировоззрения вытекают и реализуются все остальные задачи, пропагандируемые в образовании Казахстана.
Перечислим их:
- всеобщее среднее 12-летнее образование, отвечающее мировым стандартам;
- трехязычная личность выпускника с менталитетом гражданина РК;
- электронное обучение, нацеленное на формирование информационной культуры и функциональной грамотной личности;
- повышение статуса профессии учителя;
- социальная модернизация в области образования с усилением воспитательных воздействий в учебном процессе;
- совершенствование нормативов оценки качества образования и образовательных услуг.
Отстаивая перечисленные позиции и реализуя адекватную методологию, школа 40 достигла стабильных результатов по основным направлениям образовательной деятельности.
Характеристика исходного состояния школы на начало пятилетнего этапа ее развития:
№ п/п
Параметры описания
Результат в % на начало 2011-2012 уч.года
1
Смешанный тип школы в выборе языка обучения
163 ученика – с казахским языком обучения
447 ученика – с русским
2
Количество учащихся, занимающихся по программам гимназии и углубленного изучения дисциплин
4 гимназических класса /81учащихся,1 углубленный класс / 16 учащихся
3
Количество учащихся, нуждающихся в коррекционном обучении
48
4
Количество профилей в IIIступени образования
1: естественно-математическое
5
Итоги ЕНТ (ср.балл)
86,9
6
Показатели ВОУД
нет
7
Призовые места:
- в предметных олимпиадах
- в конкурсах ШНП
1 ученик
10 учащихся
8
Кадры учителей:
- с 1 и высшей категорией
- без категории и со 2 категорией
39 учителей - 60%
26 учителей - 40%
9
Количество участия учителей в профессиональных конкурсах
3 учителя
10
Количество научно-исследовательских проектов по школе
12 проектов
Важную роль в функционировании школы и школьного коллектива играют факторы:
- настрой на инновационную и творческую деятельность;
- поиск своего пути развития школы на дальнюю и ближнюю перспективы.
1.2. Проблемы, трудности и нерешенные вопросы. Надо признать, что трудно решаемые проблемы предшествующего периода в значительной степени продолжают оставаться тормозом для развития школы и сегодня. Это прежде всего:
- недостаточная теоретическая и психолого-педагогическая подготовка отдельных учителей и руководителей подразделений, с чем связана инертность и затягивание действий по решению поставленных задач. Главной причиной здесь выступает отсутствие навыков научно-исследовательской работы, неумение формулировать проблемы и организовывать с детьми поиск их решения, а так же затруднение учителей в проектировании УВП на цели и в обобщении полученных результатов;
- недопустимые иногда расхождения между концептуальным содержанием школы и ее реальным функционированиям (текучка уводит в сторону от решения намеченных задач);
- трудности при планировании деятельности коллектива школы, ее подразделении и отдельных учителей на системном уровне. Если сравнить годовые планы работы разных служб и направлении, то в них окажется недостаточно общих линии пересечения. Нет пока оснований говорить окончательно сложилась о том, что главная сущность системы;
- несовершенна пока и квалиметрия, поскольку форма тестирования обеспечивает проверку качества ЗУНов, а для выявления уровня развития учащихся необходимы разноуровневые КОЗы, с чем учителя справляются не всегда;
- особой проблемой остается работа с одаренными детьми. Изучение феномена детской одаренности и поиск адекватной методики идет сложно, что отражается на раскрытии их интеллектуального потенциала, и в свою очередь, приводит к конкурсным победам лишь на начальных стадиях марафона (школьный, районный, городской).
1.3 Целевая программа школы. Приоритетным направлением развития школы является практическое освоение идей, принципов и теоритических положений, выработанных и представленных в школьной Концепции, которая создавалась почти одновременно с настоящим документом. Если в предшествующие периоды функционирования школы готовились лишь подступы к решению экологической проблемы в образовании, изучалась экология как наука, непосредственно связанная с естественно-биологическими дисциплинами, как наука, прокладывающая человеку жизненноважные связи внешнего и внутреннего характера, то в предстоящие пятилетие (2011-2015гг.) педагогический коллектив СОШ40 готов экологическую культуру рассматривать как методологию, как руководство к действию во всех сферах образовательного пространства, а в дальнейшем – во всех областях реализации человеческого капитала.
Настоящая программа ставит таким образом, цель – построить модель общеобразовательной школы экологической культуры главными атрибутами которой являются субъекты образовательного процесса и сама школьная система организации жизни.
При этом более значимо и более определенно решаются задачи, выдвинутые главой государства и в указанных выше документах (см. стр.5).
Как целевую магистраль развития школы представим модели основанных субъектов образовательного процесса во взаимосвязи (табл.1)
Ученик – учитель – руководитель
2. Образ будущего как школы экологической культуры
Самым действенным средством формирования мотивации на успех в развитии и личности, и целого коллектива является образ будущего, спроектированный в модели личности и образовательного учреждения, и именно таким путем пошли авторы настоящей Программы, претворив описание процесса развития СОШ 40 в пятилетнем временном разрезе и конечный его результат в виде двух образов: модели личности своего выпускника (табл.2) и модели школы экологической культуры (табл. 3).
Это тот результат, к которому коллектив должен прийти к 2015 г. – к началу перехода среднего общего образования Казахстана на 12-летней срок, когда все ступени и классы приступят к работе по новым программам и учебникам.
И чтобы поставленная цель (табл. 2) стала реальным достижением педагогического коллектива, нужна соответствующая система жизнедеятельности школы.
Таблица 2
Модель личности выпускника школы экологической культуры
Результат в виде компетенций
1. Ценностно-ориентированная:
- созидание на основе этических ценностей и экологической культуры,
- казахстанский патриотизм,
- оптимальность решений и социальных оценок.
2. Культурологическая:
- от национальных корней к общечеловеческим ценностям,
- человекознание и толерантность,
- культура личной, семейной и социальной жизни.
3. Учебно-познавательная (комплексная компетенция):
- эффективное планирование своей деятельности,
- организация интеллектуальной жизни (СРО),
- анализ и рефлексия по освоению знаний и овладению функциональной грамотностью (самоконтроль),
- выход на самостоятельную учебно-познавательную и исследовательскую деятельность.
4. Коммуникативная:
- знания родного, государственного и иностранного языков,
- владение способами взаимодействия и общения,
- исполнение различных социальных ролей в обществе,
- умение через коммуникацию добиваться решения жизненно-важных вопросов.
5. Информационно-технологическая:
- поиск и отбор нужной информации,
- анализ и интерпретация её,
- использование знаний в жизненно-важных ситуациях.
6. Социально-трудовая:
- гражданско-общественная деятельность в семье и трудовом коллективе,
- действия в соответствии с личной и общественной выгодой.
7. Здоровьесберегающая:
- психологическая грамотность,
- экологическая культура,
- забота о собственном здоровье,
- владение основами безопасности жизни.
2.1.Модель школы как главного средства достижения поставленной цели. Конструируя свою модель школы (таблица № 3), мы стремились подчеркнуть её уникальность: вроде бы обычная общеобразовательная школа, отвечающая всем государственным требованиям реформирования образовательных процессов (полиязычность, информационность, личностная направленность), и в то же время это школа, которая служит источником движения для своего развития выбрала экологическое мировоззрение и основную на нём экологическую культуру, учитывая окружающий социум и географическое расположение.
Модель представлена четырьмя блоками школьной системы:
- методология учебного заведения (миссия, философия, политика);
- содержательная структура как возрастной образовательный лифт;
- два сопровождающих блока - образовательный процесс и внутришкольный менеджмент.
Специфика школы экологической культуры раскрывается перечнем таких дефиниций, как:
- миссия в том, чтобы «встроить растущего человека в окружающий мир», то есть в социум;
- философия в демонстрации раскрытия роли человека в реализации концепции устойчивого развития Казахстана;
- «политика школы» подчеркивает необходимость изучать любую школьную дисциплину по принципу «окна в мир».
В блоке «структура и содержание» даётся примерный перечень дисциплин школьного компонента рабочего учебного плана, который можно объединить общей темой: «окружающий мир».
Блок образовательного процесса акцентирует внимание на опорных понятиях современной инновационной дидактики.
Наконец, «школьный менеджмент» раскрывает путь принятия решений, путь прохождения проблемы, новшества через четыре этапа: от его изучения (Н-М-С) к выработке методических рекомендаций (М-С); от опробования их на практике (МО) и мониторинговая служба кроме того занимается контролем и анализом их эффективности, принятием решения (П-С), и обобщением опыта (Н-П-К).
2.2. Функционирование главных служб и направлений
Общепринятыми направлениями деятельности любого педагогического коллектива являются:
- учебный процесс;
- внеурочная и внешкольная работа;
- научно-исследовательская деятельность;
- работа с одаренными детьми;
- внутришкольный контроль.
В качестве подразделений, обеспечивающих функционирование коллектива школы по указанным направлениям, рассматриваются:
- методическая служба,
- психологическое сопровождение УВП,
- мониторинговая служба.
Органом, обобщающим и оценивающим работу всех подразделений школы, является программно-аналитический центр, куда входят представители руководства и лучшие мастера педагогического труда, а также представители вузов (консультанты и научные руководители).
Немаловажную роль в школе экологической культуры должен играть попечительский совет, усилия которого направляются на формирование уникальных качеств образовательного учреждения.
На период 2010 –2015 гг. совершенствование работы в указанных направлениях должно быть связанно с выполнением ключевых приоритетных задач, предполагающих инновации в различных областях педагогической деятельности. Так:
Учебный процессдолжен быть нацелен на формирование субъекта собственной жизни, а потому он выстраивается как последовательность дидактически обоснованных, максимально разноуровневых учебных заданий, предполагающих самостоятельную и творческую работу учащихся (по типу кембриджского опыта).
Внеклассная и внешкольная работа должна стать органическим продолжением уроков, обеспечивающих единство обучения и воспитания. Отсюда нацеленность на модель личности выпускника, на решение краеведческих региональных задач; внимание к достижениям человека труда, открытость к контактам с внешним миром и продолжение работы над ключевыми компетенциями.
Научно-исследовательская деятельностьучащихся организуется по нескольким каналам: в учебном процессе – путём использования проблемных методов и технологий и во внеурочное время – написанием школьных научных проектов под руководством учителя и учёного. Самым трудным моментом здесь является выбор темы (видение проблемы и её формулирование). Важно при этом держать связь с общешкольной темой исследования.
Школа экологической культуры не может быть ограничительным барьером в выборе вопроса исследования, потому что экологическое мировоззрение опирается на очень широкий спектр проблем в связке – человек и природа.
Организация этой работы ложится на плечи совета НОУ (научное общество учащихся), возглавлять которое должен ученик, а вдохновителем и идейным руководителем (куратором) может быть учитель-исследователь.
Работа с одарёнными детьмиявляется частью НИР и к концу обозначенного периода должна получить системное оформление. Это означает, что ни один способный ученик не должен быть потерян для школы и страны. Нужна постоянная диагностика на выявление креативных, интеллектуальных способностей.
Это означает, что педагогический коллектив должен заняться глубоким изучением самого феномена детской одаренности (через н-м-с, через участие в работе проблемных групп и т.д.)
Это означает, что школа должна создавать культ творчества, триумф тем людям, которые ведут школу к высотам интеллектуального, духовного и практического труда.
Это означает, что вся система работы с одаренными детьми должна опираться на развитие состязательно-соревновательных форм деятельности (табл.4)
Таблица 4
МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННОСТЬЮ
(системный подход)
Одаренность – это более высокая воспиимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Главное требование к учителю в работе с одаренными детьми – это обучение творчеством.
Внутришкольный контроль.Вообще контроль в организациях образования имеет свою специфику. Как считают учёные, «особенно трудно осуществить текущий контроль за представителями нестандартизированного труда, связанного с творчеством, инновациями. Здесь требуется прежде всего самоконтроль, необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и ответственность, самодисциплина, а также контроль по конечным результатам» (В.П. Пугачёв. Руководство персоналом организаций. М 1998, с. 13). Естественно, данное понятие тесно связанно понятиями оценки и мониторинга, предполагающими обязательное наличие эталонов, критериев оценки.
Важно подчеркнуть, что планирование и внутришкольный контроль осуществляются в логике выявления качества процессов и конечных результатов по направлениям деятельности коллектива. Местом рассмотрения полученных данных контроля служат совещания при директоре, заседания МО и педагогический совет школы.
Функции контроля в известной степени выполняют и школьные службы, хотя у них есть кроме этого и свои обязанности.
Методическая служба– самая сложная и самая главная в школе, потому что от неё во многом зависит качество конечных и текущих результатов образования, потому что она формирует, направляет профессионализм учителей в нужном направлении.
Методическая служба СОШ №40 к 2015 году должна соответствовать требованиям времени (табл.5).
Концептуальная модель методической службы школы
Психологическая служба должна отслеживать прежде всего реализацию в УВП личностно-ориентированной педагогической парадигмы: насколько ученику комфортно учиться в школе, по данному предмету, у данного учителя; в какой степени УВП выстраивается адекватно составу учащихся в классе, предусматривает дифференциацию обучения и т.д. Психолог отслеживает динамику развития личностных качеств школьников, психологический климат в классе, в школьном коллективе и профессионально принимает меры, руководствуясь правилом «НЕ НАВРЕДИ». Мониторинговая службасвязана со всеми другими, поскольку функция ее - отслеживать постоянно: - качество знаний (ЗУНы-тесты), - уровень развития (компетенции - КОЗы), - качество образовательных услуг (от проектирования до реализации и получении результатов). Мониторинг идет за структурой учебного процесса: цель – содержание – средства (методы, формы)- контроль – оценка, – и имеет ряд разновидностей:  
Примечание. Мы указали лишь приоритетные характеристики, с которыми нашислужбы должны подойти к началу 2015-2016 учебного года, чтобы в своем новом качестве осваивать новую целевую программу.
3. Этапы развития школы в хронологии учебных лет.
Задача настоящего раздела программы развития состоит в том, чтобы все сказанное, включающее методологию школьной жизни в пятилетней перспективе, перевести на язык конкретных действий в каждый обозначенный учебный год. Для этого мы выработали табличную форму, обеспечивающую не только понимание логики развития школы, но и удобство в составлении плана работы коллектива на каждый учебный год, тем более что этот план мы уже начали представлять в виде органиграмм. Оттолкнувшись от общей Целевой программы (таб№6), мы планируем содержание деятельности по таким ключевым направлениям, как: Образовательный процесс (таб. №7), НИР (таб. №8) и Ресурсное обеспечение функционирования школы как главная часть менеджмента (таб. №9).
Все направления деятельности коллектива нацелены на объединение усилий для достижения единого результата: подготовить школу и УВП к переходу на 12-летний срок общего среднего образования, причем сделать это, используя в качестве главного рычага специфику школы как школы экологической культуры, как школы в целом адаптивной, обеспечивающей развитие разного по своим возможностям контингента детей.
Обозначенный пятилетний срок нашей программы условно можно разделить на три этапа:
- проектировочный (2010-2012),
- практический, внедренческий (2012-2014),
- итогово - обобщающий (2014-2015).
Объединяющей эти три этапа формой является итоговая научно-практическая конференция.
3.1. Целевая программа развития
школы по направлениям
Таблица 6
№ п/п
Блоки
Тема пятилетия
Тема года /цель года
Прогнозируемый результат
2010-2011
уч.год
2011-2012
уч.год
2012-2013
уч.год
2013-2014
уч.год
2014-2015
уч.год
1
Экспериментальная площадка
Экологическое образование на основе витагенного опыта.
Отбор
содержания экологического образования (естественно- математический цикл дисциплин).
Уровневый подход к усвоению экологического материала.
Интегрированные курсы экологического образования (УМКД)- школьный компонент.
Интеграция учебного и исследова-тельского
труда в пространстве экологического образования.
УМКД и предметные концепции естественно- математи-
ческого
цикла
дисциплин.
Публикация сборника
по УМКД.
2
Строительство школы (системная работа коллектива)
Школа экологической культуры (системный подход).
Из истории функционирования проектов эколгического образования.
Модель
Л.В.Тарасова «Экология
и диалектика
как отправная точка
в проектиро-
вании
школы экологической культуры.
СУбъекты образовательного процесса в школе экологической культуры:
ученик,
учитель, родитель,
их взаимо-действие.
Программное обеспечение
УВП в
школе экологической культуры
(от РУП до РП,
ТКТ и ИКУ).
Модель
школы экологической культуры в действии (взаимо-
действие системных блоков).
Готовность школы к переходу на 12- летнее среднее образование.
3
Методическое сопровождение
Компетентность и компетенции
—путь к формированию функциональной грамотности.
ЗУНы и компетенции: их взаимодействие или взаимо-исключение.
КОЗы
как основное средство формирования компетентностной личности.
ЦОРы и КОЗы
как источник работы
по формированию функциональной грамотности. Методическое сопровождение инклюзивного обучения.
Со знанием дисциплины –
по жизни
(к формированию функциональной грамотности).
РУП и его внедрение
в УВП
школы экологической культуры.
Обобщение: дидактика нацеленанная на раскрытие экологического мировоззрения.
4
Ожидаемый результат года
Стремление к обощению.
Погружение
в тему.
История
вопроса.
Интегриро-ванное содержание образования.
НИР в учебном
и исследова-тельском труде.
Образова-
тельная экологическая культура: единство формы и содержания.
Обобщение опыта.
3.2. Совершенствование образовательного процесса.
Таблица 7
Целевая установка: обеспечить единство общения и воспитания в УВП.
№ п/п
Блоки
Приоритетные проблемы года
Прогнозируемый результат
2010-2011 уч.год
2011-2012 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год
2014-2015 уч.год
1
Программное обеспечение УВП
Уточнение РУП по ступеням с учетом специфики школы
Корректирование рабочих программ, отвечающих требованиям ГОСО-10.
Создание предметных концепций по циклам дисциплин РУП.
Формирование УМКД на основе требований компетентностной педагогики
Обощение опыта работы учителей- проектировщиков.
Комплекс проетированных школьных документов по УВП.
2
Отбор содержания школьного компонента
Систематизация и обобщение информации по экологическому образованию.
Изучение образовательной модели «Экология и диалектика» в целях использования ее идей в УП школы.
Разработка интегрированных курсов в соответствии со спецификой школы экологической культуры.
Повторное опробование разработанных курсов экологической направленности с целью их корректировки
Подготовка учебных авторских программ по школьному компоненту к печати (рецензирование)
Сборник программм, обеспечивающих школе развитиев заданном направлении.
3
Дидактическое оснащение УВП
Раскрытие понятий педагогическая парадигма:
-знаниевая,
алгоритмическая,
личностно-ориентированная.
Компетентностная педагогика: от теории к практике УВП.
Системный подход к обучению (4 свойства целостности УП по теории В.С. Ильина) в рамках модели открытого образования (УДЕ, ТКМ, КТД и др.)
Информационные технологии образования в рамках модели открытого образования: алгоритм работы с тексто, с информацией.
Техноллогия результата как обобщение творческой профессиональной деятельности учителей-новаторов
Обощение опыта работы мастеров педагогического труда.
4
Контроль и оценка качества
Квалиметрия как педагогическая наука об оценивании результатов деятельности.
ЗУНы и компетенции: их взаимодействие и взаимообусловленность
От компетенции к фнукциональной грамотности школьника (КОЗы
ФГ).
Критерии оценок в новых измерителях:
-Знания,
-Развитие
-Творчество.
Самоооргапнизацияи самооценка личности школьника (обобщение работы).
Повышение качества образования (по результатам ЕНТ, ПГК и вн.аудитов)
5
Общешкольные традиции (в пространстве возрастного лифта)
Даты календаря и школьные праздники
Экологический аспект общешкольных мероприятий
Типология общешкольных мероприятий по ступеням образования (выделение приоритетов).
«Возрастной образовательный лифт» применительно к школе экологической культуры
Содержательное и композиционное решение знаковых мероприятий в рамках эколгической специфики школы
Обобщение опыта работы и содержания рубежных мероприятий в рамках единого возрастного лифта среднего образования
3.3 Научно-исследовательская работа (в том числе научно-методическая)
Таблица 8
Научно-исследовательская работа
Целевая установка: создать культ поискового, творческого труда
№ п/п
Содержание деятельности
Приоритетные проблемы года
Прогнозируемые результаты
2010-2011 уч.год
2011-2012 уч.год
2012-2013 уч.год
2013-2014 уч.год
2014-2015 уч.год
1
Система работы с детской одаренностью
Знакомство с феноменом детской одаренности (в рамках Н-И-С)
Десять полезных советов к работе с одаренными школьниками
Дидактика для одаренных - теория и практика
Состязательно- соревновательные формы работы с одаренными детьми
Обобщениеие опыта работы учителейте с одаренными учащимися (по ступеням и персоналиям)
Круглый стол с приглашением специалистов и учителей специализированных школ
2
Научное общество учащихся
Изучение инструктивных документов и положении о НОУ
Разработка и корректировка нормотворческих документов школьного уровня по НОУ
Системный подход к организации работы НОУ:
- установочное собрание,
- выборы совета НОУ,
- проведение Дня науки и Н-П-К
- подведение итогов
День науки в разрезе школьного возрастного лифта образования
Отчетно- выборное собрание НОУ СОШ №40
Оформление научного сотрудничества между школами (40, 39, 35)
3
ШНП
и
ШОР
Поиск тематики ШНП в рамках экологических проблем.
Организация ШОР по дисциплинам
ШНП по естественно- математическому циклу дисциплин
ШНП по дисциплинам всех циклов
УП в преломлении экологических проблем
ШНП в рамках краеведения и регионализации.
Организация ШОР по ступеням и дисциплинам
Конкурсы пятилетия:
- лучший ШНП:
- лучший ученик-исследователь
- лучший коллективный проект
Смотр-конкурс учебного занятия в системе ШОР
Призовые и конкурсные места областного и республиканского уровня
4
Учитель – исследователь
Составление перспективных планов по тематике проблемных групп
Проблемные группы учителей- исследователей в объеме МО
Организация проблемных групп:
- интегрированный курс с экологическим содержанием.
Главные понятия компетентной педагогики
Конкурс:
Лучший учитель – научный руководитель ШНП с привлечением консультантов-ученых вузов
Конкурс: лучший учитель-исследователь пятилетия
Обобщение опыта работы учителей школы по организации НИР
5
Школьная научно-практическая конференция
Н-П-С
(семинар) с приглашением ученых ПГУ
Н-П-К в рамках цикла дисциплин экологической направленности: биологии, химии, географии
Н-П-К
Субъекты образовательного процесса в школе экологической культуры
Н-П-К регионального уровня
Пути формирования экологического мировоззрения выпускника школы
Н-П-К
Областного уровня
Модель школы экологической культуры
(презентация)
Повышение статуса Н-П-К путем использования наукоемких технологий содержания
3.4. Ресурсное обеспечение УВП.
Таблица 9
Целевая установка: достичь адекватности (гармонии) формы и содержания функционирования УЗ.
Ресурсы
Проблемы года по их совершенствованию
Опредмеченный результат
2010-2011 уч.г.
2011-2012 уч.г.
2012-2013 уч.г.
2013-2014 уч.г.
2014-2015 уч.г.
1
Интеллектуальные
1.1 Кадры
Планирование порядка аттестации пед.кадров
Определение могистральных форм работы с кадрами
Выработка шкалы требований к учителю разных категорий
Отлаживание внутришкольных форм повышения квалификации учителя: ШМУ, НМС, проблемные группы
Подведение итогов качественного роста учителей школы
Модель личности учителя СОШ № 40
1.2 Формирование школьного имиджа
Стартовый этап: характеристика исходного состояния школы
Модель личности выпускника как показатель качетсва школы
Субъекты образовательного процесса (ученик, учитель, родитель)
Комфортность внутришкольной среды (оптимизм, целеустремленность, гостеприимство)
Стиль экологической культуры в школе (составляющие системы)
База для статистических исследований школы экологической культуры
1.3 Мотивированный ресурс
Исходные понятия формирования мотивационной системы
Ариентация членов школьного коллектива на успех
Каждому субъекту образовательного процесса конкретное дело (ШМП, кружок и т.д.)
Переход на самоконтроль и взаимоконтроль в системе управления
СРО как главный путь к успеху
Социально-психологические, статистические исследования
2
материальные
2.1 Оснащение учебных кабинетов
Стенды: «Что должен знать ученик», «Что должен уметь по теме»
Модель открытого образования
Новые измерители качества образования
Человек-труженик в своем деле (по профилю)
Конкурс на лучшую модель предметного кабинета
Статья по результатам конкурса
2.2 Оформление школы
Стендовое планирование (отбор материалов)
«В сердце с Казахстаном» (патриот)
«Наши соотечественники» (о людях-маяках)
«Они учились в нашей школе»
Школа глазами учащихся (по материалам ученических сочинений)
Круглый стол по анализу и развитию школьного оформления
2.3 Развитие библиотеки и библиотечного фонда
Открытие интернет-центра в школьной библиотеке
Сбор библиографии по экологической теме школьного исследования
Концепция деятельности библиотеки в школе экологической культуры
Курсы для старшеклассников по подготовке пользователей библиотеки
Создание и хранение школьных интернет-ресурсов (ЦОРы)
Готовность к проведению встреч в режиме онлайн-медиа
3
финансовые
3.1 Бюджетное финансирование
3.2 Внебюджетное финансирование (Попечительский совет)
3.3 Рынок дополнительных образовательных услуг:
- дисциплины по заказу родителей
- школа-репетитор
- школа ф-к и творчества
4. Прогнозируемый результат
Подводя итоги настоящей Программы, можно в качестве рубежного определить 2014 – 2015 учебный год – год, когда будут обобщены результаты в сравнении с поставленными целями и сделаны прогнозы на новое пятилетие (2015 – 2020 гг.). На рубеже двух пятилетий коллектив ожидают следующие результаты.
Во-первых, будет завершено строительство образовательного учреждения под названием «Школа экологической культуры», что означает:
- качественное общее среднее образование, отвечающее госстандартам;
- системный подход к УВП;
- для выпускников – путь в социум, в окружающий мир по двум профилям среднего образования;
- открытость школы для международных и других контактов как центра личного сообщества.
Во-вторых, совершенно уникальными нравственно – этическими качествами будут наделены все субъекты УВП: духовность, толерантность, открытость, физическое и нравственное здоровье.
В-третьих, экологическая культура, формируемая всей школьной системой, будет рассматриваться как весомая часть Казахстанского менталитета и позитивного имиджа школы № 40.
В-четвертых, наш выпускник, как и учитель, адекватный ему, будет узнаваем по своим психолого-этическим установкам, по своим делам и преданности Родине, по любви к природе родного края. Потому что «уважение к родному народу начинается с бережного и почтительного отношения к природе, истории, людям родного края» (Н.А.Назарбаев).
Постулаты школы экологической культуры будут определены и совершенствоваться как необходимые рычаги дальнейшего развития. Это:
- Познай себя и окружающий мир,
- Помоги, поддержи,
- Не навреди,
- Добейся,
- Живи в гармонии с самим собой и окружающим миром.
5. План внедрения Программы в практику УВП
Программа широко использует модельный метод отслеживания и результатов, и процессов. Именно в этой форме мы представляем и процесс самого внедрения установок Документа в жизнь коллектива школы (табл.10).
Таблица 10
Реализация Программы развития СОШ № 40
№ п/п
Содержание работы по этапам
Сроки
Ответственные
1.
Этап проектирования, изучения и принятия Программы:
- создание творческого, временного коллектива;
- обсуждение методологических установок и плана Программы;
- написание рабочего варианта.
2010 – 2011уч.г.
Зам.директора по метод.работе Минаева Е.И., научный руководитель
2.
Этап адаптации:
- опробирование отдельных направлений работы в УП по естественно-математическому циклу дисциплин;
- наблюдение и выводы по применению фрагментов экологической системы образования.
2011 – 2012уч.г.
Зам.директора по метод.работе Минаева Е.И., учителя ЕМ направления: Шеметова И.А., Поликарпова Т.Н., Садвокасов С.К., Иванов А.В..
3.
Этап внедрения на общешкольном уровне:
- обсуждение целостного восприятия документа в динамике учебных лет;
- внедрение системного подхода к УВП с позиции Концепции школы и гос.установок.
2012 – 2013уч.г.
К.П.Н., профессор ПГПИ –
научный руководитель школы Афанасьева В.Н.
4.
Этап внедрения на компетентностном уровне.
Научно-экспериментальное сопровождение процессов формирования личности выпускника, личности учителя, родителя, объединенных едиными целями, культурой и экологическим мировоззрением.
2013 – 2014уч.г.
Зам.директора по метод.работе Минаева Е.И., пед.коллектив, включенный в эксперимент
5.
Этап подведения итогов работы за пятилетие.
Проведение итоговой Н-П-К как презентации модели школы экологической культуры.
2014 – 2015уч.г.
К.П.Н., профессор ПГПИ – научный руководитель школы Афанасьева В.Н., директор школы Задубняк Л.В., зам.директора по метод.работе Минаева Е.И., пед.коллектив, включенный в эксперимент