Телефон доверия
8 71 82 31 84 16
email: sosh40@goo.edu.kz
Адрес: ул.Береговая, 60/1
318415, 318416, 318408
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
среда с 17.00 до 19.00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Программа инклюзивного образования
 
Государственное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 города Павлодара»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
от 27.08.2016 года, протокол № 12
УТВЕРЖДАЮ
Директор СОШ № 40
города Павлодара
________ Л. Задубняк
 
 
 
 
 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
инклюзивного образования «Школа для всех»
СОШ № 40 города Павлодара
Срок реализации 2016-2019 годы
 
 
Утверждена и введена в действие
приказом директора № 1-03/197
от 01 сентября 2016 г.
 
 
 
 
 
г.  Павлодар, 2016 г.
 
ПАСПОРТ
образовательной программы
инклюзивного образования «Школа для всех»
 
Наименование Программы
Инклюзивное образование «Школа для всех»
Разработчик Программы
Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40 города Павлодара»
Юридический адрес школы – 140017, село Павлодарское, ул. Береговая, 60/1. Электронный адрес школы - 40 school@mail.ru.
Директор школы - Задубняк Любовь Владимировна
Ответственный за реализацию Программы - ЗДУВР по инклюзивному образованию Ережепова Бибигуль Махметовна
Сроки реализации Программы
сентябрь 2016 – май 2019 год
Цель Программы
разработка и реализация инклюзивных подходов как средства обеспечения качественного образования для детей с особыми потребностями в обучении, детей-инвалидов
Задачи Программы
1.         Создать специальные условия для организации инклюзивного образования в школе
2. Обеспечить индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях преемственности ступеней образования
3. Обеспечить доступ детей с ОВЗ, детей-инвалидов к дополнительному образованию в образовательном учреждении
4. Формировать толерантное отношение школьного и городского сообщества к детям с ОВЗ, детям-инвалидам.
5. Развить социальное партнерство с общественными организациями, учреждениями социальной защиты и медицины для координации помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам
Ожидаемые результаты Программы
Реализация Программы позволит:
1. Создать адаптивную образовательную среду для детей с ОВЗ, в том числе детей с инвалидностью в условиях массовой школы для получения доступного качественного образования.
2. Обеспечить основные направления социально-гуманитарной поддержки процессов социализации ребенка в обществе.
3. Обеспечить детей с ОВЗ, в том числе детей с инвалидностью формами дополнительного образования, соответствующими их физическому статусу.
4. Повысить социальную активность и уровень самореализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
5. Обеспечить процесс формирования толерантного отношения общества к детям с ОВЗ и инвалидностью.
6.Установить партнерство между государственными и общественными организациями, обеспечить координацию и интеграцию деятельности
 
 
Пояснительная записка
 
Проблема образования детей – инвалидов и детей с ослабленным здоровьем, является актуальной и требующей должного внимания, так как количество детей с врожденными и приобретенными пороками психического, умственного, физического развития с каждым годом растет. 
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование для всех детей страны. Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах". 
Предпринимая последовательные шаги в движении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех, правительство РК в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» определяет в качестве одной из важных задач развитие инклюзивного образования.
В школе обучаются дети, которые относятся к одной из  категорий детей в инклюзивном образовании – это дети, имеющие проблемы здоровья (дети с ограниченными возможностями, дети-инвалиды), поэтому намиразработана и реализуется программа «Школа для всех», в которой отражены направления организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Наиболее оптимальной формой образования таких детей мы считаем инклюзивное образование. Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.
Наша программа предполагает образование детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов в условиях инклюзивного класса. Инклюзивный класс – форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к индивидуальному обучению.
При создании инклюзивных классов мы учитывали внешние условия успешного инклюзивного образования:
• желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
• наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную помощь;
• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
а так же внутренние условия успешного инклюзивного образования:
• уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
• возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
• психологическая готовность ребенка к обучению в инклюзивном классе.
При комплектовании инклюзивных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе.
         Адаптационный период детей инвалидов к обучению в общеобразовательных классах проводился в 2015-2016 учебном году в кабинете арт – терапии, оборудованном в школе, внеклассных мероприятиях в образовательном учреждении и за его пределами.
В 2014 году школа стала победителем городского конкурса «Школа-территория здоровья» с проектом по инклюзивному образованию «Школа для всех». Мы оценили преимущества инклюзивной школы это:
- получение статуса экспериментальной площадки;
- сотрудничество с различными научными и общественными организациями, другими социальными партнерами;
- дополнительное финансирование школы и софинансирование отдельных мероприятий школы;
- включение детей с ОВЗ и детей инвалидов во все сферы деятельности школы, что обеспечит конкурентно способность школы в городе;
- формирование толерантного отношения детей нормы к детям ОВЗ.
При реализации модели инклюзивного образования нам предстоит решить проблему организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющее их запросы и потребности. Нам важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. В школе предстоит сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе и с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
Неоднородность коллектива учащихся школы, в котором 11% это дети с ОВЗ, предполагает создание специальных условий для обучения таких детей. Несмотря на то, что школа имеет большой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ, которые обучаются в отдельных коррекционных классах, нас и родителей не удовлетворяют результаты обучения детей в условиях коррекционного класса. Систематизировав и обобщив, имеющийся опыт мы предположили, что если бы дети данной категории обучались в общеобразовательном классе, то при создании для них дополнительных условий, их обучение и социализация были бы наиболее успешны. Это побудило нас к разработке Программы  инклюзивного образования и открытия инклюзивных классов.
Программа инклюзивного образования — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы инклюзивного образования являются следующие нормативные документы:
На республиканском уровне:
1.              Конвенция ООН «О правах ребенка»
2.                Генеральная ассамблея ООН «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - 20 декабря 2003 года
3.              Конвенция «О защите прав инвалидов»
4.              Конституция Республики Казахстан
5.                Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» - 8 августа 2002 г.        № 345
6.              Закон Республики Казахстан «Об образовании»
7.           Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»-3 декабря 2015 год
8.              Государственная программа развития образования в Республике Казахстан
9.                Типовые правила деятельности специальных организаций образования -19 декабря 2014 года
10.           Положение о специальных (коррекционных) классах для детей с ограниченными возможностями развития в общеобразовательных школах Республики Казахстан
11.           Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан  в 2015-2016 учебном году».
На уровне образовательного учреждения:
1.     Положение о психологической службе
2.     Положение о логопедическом пункте образовательного учреждения
3.     Положение о социальной службе
4.     Положение о Школьном консилиуме
 
Программа содержит следующие разделы:
1.Система комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
2.Организация обучения.
3.Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении
основной образовательной программы основного общего и среднего
(полного) общего образования, корректировку коррекционных мероприятий.
4.Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
5.Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов
общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
6.Показатели результативности и эффективности коррекционной
работы.
 
1. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
Важная составляющая сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении – наличие в образовательном учреждении службы психолого-педагогического сопровождения (психолого-медико-педагогический консилиум). Служба сопровождения (Школьный консилиум) – это структурное подразделение образовательного учреждения, которая обеспечивает оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с ограниченными возможностями здоровья, способствует их успешной социализации и интеграции в обществе.
 
  
 
В образовательном учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.
В службу сопровождения входят специалисты:
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- медицинский работник,
- классные руководители.
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблем ребенка, методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико - педагогическом консилиуме.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающихся в школе, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Психолого - педагогическое сопровождение учащихся включает:
диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2. Аналитическая работа.
3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированногона всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2. Организация обучения.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Формы работы с детьми с ОВЗ.
1. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися.
2. Домашнее обучение
3. Внеурочная деятельность.
Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность и организация и работа кружков различной направленности. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
3. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении
основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по итогам учебного года.
Мониторинговая деятельность предполагает:
отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
перспективное планирование коррекционно-развивающей работы. Психолого-медико-педагогический консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения.
Другая задача школьного консилиума-выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В связи с этим в школе выстроена планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
Организационно-функциональная структура управления программой
С целью эффективного управления программой разработана организационно-функциональная структура:
1.    Создана творческая проблемная группа по организации и внедрению инклюзивного образования в ОУ.
2.    Спланирована курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей.
3.     Организована работа по комплектованию экспериментальной группы.
4.     Запланировано приобретение новой методической и учебной литературы.
С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации модели, сформирована проблемная группа, в состав которой входят: директор школы, заместитель директора, курирующий инклюзивное образование в школе, учитель начальных классов, педагог-психолог, социальный педагог, медицинская сестра.
Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет заместитель директора, курирующий инклюзивное образование. Состав проблемной группы утверждает директор школы.
Контроль хода реализации программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляет методический совет, который выполняет следующие функции:
  • даёт оценку промежуточных результатов и хода её реализации в целом;
·         готовит предложения о порядке выполнения программы, включении, исключении и уточнении отдельных программ и проектов, уточняет целевые показатели;
·         осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации программы;
·         осуществляет финансовое обеспечение программы и стимулирование всех её участников (рекомендательно).