Анализ работы школьного научного общества «Эрудит» ГУСОШ №40 г. Павлодара за 2018-2019 учебный год
Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - один из важнейших аспектов работы школы. Созданная в школе система работы по подготовке научных проектов школьников и учащихся олимпийского резерва предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в школе действует научное общество учащихся (НОУ) «Эрудит». Для подготовки к участию в предметных олимпиадах организована индивидуальная работа с учащимися каждой параллели и по всем предметам.
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской работы под руководством учителей школы.
Целью работы НОУ является: сохранение и развитие потенциала и познавательного интереса учащихся школы.
Также, НОУ осуществляет следующие задачи:
· раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленная подготовка к ней;
· создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся разных возрастов;
· диагностика одаренности детей и подростков, осуществление их поддержки в рамках учебного процесса школы;
· содействие эффективности профориентации к профотбору выпускников школы;
· пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.
Научно- исследовательская деятельность учащихся в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений.
Выявление способных детей начинается с момента поступления ребенка в школу. Диагностическая работа, психологическое сопровождение детей, вовлечение ребят в различные интеллектуальные творческие, спортивные мероприятия позволяют вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей.
Работа с детьми, имеющими высокую мотивацию, ведется в плане развития учебно – познавательных, коммуникативных, личностных, информационных компетенций через: участие в предметных олимпиадах различных уровней, предметных неделях, конкурсах, проектной, исследовательской деятельности, участие в научно – практических конференциях
Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по математике, химии, физике, биологии, географии.
По русскому языку, литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, выполнение творческих заданий (написание сочинений, самостоятельное чтение с последующим обсуждением произведений). Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.
Участие в конкурсах: «Русский медвежонок», «Британский бульдог», «Золотое Руно», «Кенгуру- лингвист», «Кенгуру - математика» формирует определенные навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объем знаний и расширяет кругозор.
Вся работа с одаренными детьми проводится на уроке и во второй половине дня. Подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д.
В рядах НОУ в 2018-2019 учебном году насчитывалось 35 человек. Некоторые учащиеся осуществляли работу в разных секциях. Ученики нашей школы – члены НОУ принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах, выполнили исследовательские работы, заняв призовые места.
В ноябре прошла школьная предметная олимпиада, на которой были выявлены победители, они и стали участниками городских олимпиад.
Целью школьного этапа предметной олимпиады являлось:
üмотивация школьников к изучению различных предметов;
üоценка знаний и умений школьников по данному предмету;
üвыявление одаренных учеников в области данного предмета, с целью участия в городском туре предметной олимпиады школьников
В рамках программы «Одаренные дети» состоялась школьная предметная олимпиада среди учащихся 2-11 классов, по 11 учебным дисциплинам в средней, старшей ступени (физика, биология, математика, русский язык и литература, истории Казахстана, химии, казахский язык и литература, географии, естествознание, немецкий язык, английский язык и информатика) и по 4 –м предметам в начальном звене (русский язык, казахский язык, математика и познание мира).
Руководителями М/О и учителями - предметниками были подготовлены тексты заданий для учащихся по предметам УП (по математике 2-11 кл., русскому языку 2-11кл., по познанию мира 2-4 кл., казахскому языку 2-11 кл., биологии 6-11кл., истории Казахстана 5-11 кл., иностранному языку (английский, немецкий языки.) 5-11 кл., информатике 5 -11кл., по химии 8-11 кл., географии 6-11 кл., по естествознании 5 кл., по физике 7-11 кл..
В целом в школьном туре предметных олимпиад приняли участие 328 (из 361 человек) учащихся 5-11 классов, что составило 91%. В начальной школе приняли участие 219 человек (из 272 человек без 1-х классов), что составило 80,5 %.
В декабре прошел городской тур.
|
Список учащихся на городскую олимпиаду школьников СОШ №40 города Павлодара
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
№
|
Школа
|
Ф.И.О. учащегося
|
класс
|
предмет
|
учитель по предмету
|
язык обучения
|
1
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Дунаев Михаил
|
10
|
математика
|
Гетман Е.Н.
|
русский
|
2
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Арман Жансая
|
11
|
история
|
Кисимова К.Е
|
казахский
|
3
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Ахтамберов Адильхан
|
11
|
английский
|
Салыкова С.К.
|
казахский
|
4
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Шевцова Алина Анатольевна
|
9
|
русский язык
|
Щербакова Н.В.
|
русский
|
5
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Кулинич Екатерина Сергеевна
|
9
|
биология
|
Нуркенова О.В.
|
русский
|
6
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Рондо Милена Евгеньевна
|
9
|
география
|
Зеленчукова А.А.
|
русский
|
7
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Тайшоланова Батима
|
8
|
казахский язык
|
Тлеугабыл Ж.С.
|
казахский
|
8
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Латыпова Карина Ильдаровна
|
9
|
казахский язык
|
Байкенова Б.К.
|
русский
|
9
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Беляева Галина Николаевна
|
10
|
казахский язык
|
Сергазина Ж.Т.
|
русский
|
10
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Мукатаев Диас Ертаевич
|
9
|
казахский язык
|
Каппасова А.К.
|
русский
|
11
|
Средняя общеобразовательная школа №40 города Павлодара
|
Мерненко Алина Юрьевна
|
11
|
история
|
Бейсембаева Д.А.
|
русский
|
Результаты городской олимпиады выявили уровень подготовленности наших учащихся. Из 11 заявленных участников, 4 ученика смогли занять призовые места:
Беляева Галина ученица 10 «Б» по предмету «Казахский язык и литература» заняла 2 место;
Арман Жансая ученица 11 «А» по предмету «История Казахстана» заняла 3 место;
Латыпова Карина ученица 9 «В» по предмету «Казахский язык и литература»заняла 3место;
Тайшоланова Батима ученица 8 «А» по предмету «Казахский язык и литература»заняла 3место.
По результатам городского тура определяется несколько проблем. Отсутствуют предметы: физика, химия, информатика. Процент качества подготовки составил 37%.
Арман Жансая ученица 11 «А» по предмету «История Казахстана» заняла 3 место;
Латыпова Карина ученица 9 «В» по предмету «Казахский язык и литература»заняла 3место;
Тайшоланова Батима ученица 8 «А» по предмету «Казахский язык и литература»заняла 3место.
По результатам городского тура определяется несколько проблем. Отсутствуют предметы: физика, химия, информатика. Процент качества подготовки составил 37%.
В течении года было проведено несколько показательных выступлений учащихся по научным проектам для создания обменом опыта по подготовке и работе с учащимися.
Так в декабре прошёл парад проектов по результатам осенних конференций. Учителям школ города и области представили свои работы 10 учащихся занявшие призовые места.
В апреле прошла традиционная школьная научно-практическая конференция. Учащимися были представлены исследования по разным темам. В прошлом году была выявлена проблема теоретической направленности работ. В этом году был уклон в разработку проектов с практической направленностью (моделирование, изготовление поделок и тп.). Каждый участник смог представить свою научную работу и получить компетентную оценку опытного жюри. На конкурс было представлено 15 работ для соревнования и 4 проекта представляли призёры, показавшие достойные результаты в городских и областных соревнованиях. Каждый участник получил практические рекомендации и отзывы для дальнейшей работы.
№ п/п
|
ФИО участника, класс
|
Тема
|
Место представления работы
|
Результат
|
Рекомендации
|
ФИО научного руководителя
|
1.
|
Токтарбеков Максат
ученик 10 «Б» класса
|
«Структурированнаяфильтрация воды»
|
Городской конкурс ШНП;
Региональная НПК экошколы
|
1 место
3 место
|
Составить себестоимость затрат.
|
Шеметова И.А., Камзина А.А.
|
2.
|
Шокубаева Айым
ученица 2 «А» класса
|
«Қазақы десерт – қызыл ірімшік»
|
Школьный конкурс НП
|
3 место
|
Добавить практическое сопровождение выступления.
|
Хажим А.
|
3.
|
Шоқанұлы Жасулан
ученик 8 «А» класса
|
«Ананасты үй жағдайында өсіру»
|
Региональная НПК экошколы
|
Грамота
|
Добавить практическое сопровождение выступления.
|
Комарова К.К.
|
4.
|
Демидюк Артём
ученик 8 «Б»класса
|
«Влияние разного состава воды на растения»
|
Городской конкурс ШНП
|
3 место
|
Продолжить наблюдение.
|
Шеметова И.А.
|
5.
|
Комаров Максим
Ученик 5 «В» класса
|
«Теңіз әлемі»
|
Павлодарский Инновационный Университет
|
3 место
|
Продолжить работу.
|
Алпысбаев Ж. Ж.
|
6.
|
Теребецкий Яков
ученик 8 «Б» класса
|
«Каркасно-камышитовые дома»
«Солнечный параболический концентрат»
|
Региональная НПК экошколы;
Школьный конкурс НП
|
Грамота
1 место
|
Добавить практическое сопровождение выступления.
|
Гетман Е.Н.
|
7.
|
Воробьева Ольга
ученица8 «Б» класса
|
«Вторая жизнь старых газет»
|
Региональная НПК экошколы
|
2 место
|
Продолжить работу.
|
Бедарева Н.А.
|
8.
|
Тукманова Айсулу
ученица 4 «Ә» класса
|
«Бөлме гүлдеріне өмір сыйлаймын»
|
Школьный конкурс НП;
Городской конкурс ШНП
|
Грамота
2 место
|
Продолжить работу.
|
Мутай А.
|
9.
|
Продан Арина
ученица 4 «Г» класса
|
«Антиквариат своими руками»
|
Региональная НПК экошколы
|
3 место
|
Продолжить работу.
|
Цыгулева Н.И.
|
10.
|
Синебрюкова Таисия
ученица 5 «Б» класса
|
«Книжный рюкзачок»
|
Городской конкурс ШНП
|
Грамота
|
Продолжить работу.
|
Кульдикова А.К.
|
11.
|
Хайдарова Диляра
ученица 5 «Б» класса
|
«Литературный календарь»
|
Городской конкурс ШНП
|
Грамота
|
Продолжить работу.
|
Кульдикова А.К.
|
12.
|
Антюшина Дарья
ученица 8 «Б» класса
|
«Влияние сотового телефона»
|
Школьный конкурс НП
|
3 место
|
Продолжить работу.
|
Камзина А.А.
|
13.
|
Дунаев Михаил
Ученик 10 «Б» класса
|
«Погодная Метеорологическая станция»
|
Школьный конкурс НП
|
1 место
|
Составить практическую направленность применения
|
Бачиев Р.В.
|
14.
|
Ордабаев Амир
Ученик 2 «Д» класса
|
«Необычное в обычном»
|
Городской конкурс ШНП
|
1 место
|
Продолжить работу.
|
Нуртазина В.В.
|
15.
|
Зубкова Елизавета
ученица 5 «Б» класса
|
«История родного края в мифах легендах»
|
Школьный конкурс НП
|
3 место
|
Продолжить работу.
|
Камзина А.А.
|
16.
|
Токтарбекова Альмира ученица 4 «Г» класса
|
Эко – дизайн
|
Городской конкурс ШНП
|
1 место
|
Продолжить работу.
|
Цыгулева Н.И.
|
17.
|
Голиков Сергей
ученик 6 «Б» класса
|
«Депортация народов»
|
Городской конкурс ШНП
|
Грамота
|
Продолжить работу.
|
Камзина А.А.
|
18.
|
Чичина Анастасия ученица 3 «Г» класса
|
«Почему бывает река разноцветной»
|
Городской конкурс ШНП
|
2 место
|
Продолжить работу.
|
Кульдикова А.К.
|
Работа в научном обществе имеет для учащихся школы практическое значение.
Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
во-вторых, у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;
в-третьих, они могут представить работы для участия в городских, областных и региональных, республиканских конференциях и конкурсах,
в-четвертых, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.
Наблюдаются недостатки в работе НОУ:
· возраст участников НПК резко «помолодел», учащиеся старших классов потеряли интерес к научной работе;
· часто недостаточный уровень самостоятельности учащихся в выполнении работ
В связи с этим, необходимо спланировать работу НОУ на 2019-2020 учебный год с учетом ликвидации данных недостатков.