Содержание
|
Пояснительная записка |
|
I |
Направления работы с одаренными детьми |
|
II |
Этапы работы с одаренными детьми |
|
III |
Формы работы с одаренными учащимися |
|
IV |
Методы диагностики одаренности |
|
V |
Ожидаемые результаты |
|
VI |
План работы с одаренными детьми |
|
|
Список использованной литературы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.
Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями . Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.Что касается педагогической деятельности учителей, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета.
Одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности.
В связи с этим в школе разработана программа «Одаренные дети».Программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.Участники программы – учащиеся с 1– го по 11– й класс.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачипрограммы:
1.Совершенствоватьсистемувыявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
2. Оказать помощь личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании, формироватьготовность и способность личности выполнять систему социальных ролей;
3. Создать условия для расширениявозможностей участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
I. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Таблица 1-Направления работы с одаренными детьми
№ |
Направления работы |
Содержание работы с одаренными детьми |
1 |
Координационное |
Организация работы педагогического коллектива |
Обеспечение нормативно – правовой базы |
||
Организация предметных кружков и клубов поинтересам |
||
Ресурсное обеспечение |
||
Контроль и анализ деятельности |
||
Формирование банка данных «Одарённых детей |
||
2 |
Диагностическое
|
Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей |
Проведение диагностики учащихся |
||
Создание банка данных одарённых детей |
||
Создание системы психологического сопровождения |
||
3 |
Развивающее
|
Создание образовательной среды для развития одарённых детей |
Организация внеклассных занятий по дополнительному изучению предметов |
||
Создание условий для участия в олимпиадах, конкурсах, интеллектуально-творческих мероприятиях |
||
Использование в работе системы информационно – коммуникационных технологий |
||
4 |
Информационное
|
Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет) |
Организация работы библиотеки |
||
5 |
Кадровое
|
Повышение квалификации педагогов |
Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам) |
IIЭТАПЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Таблица 2- Этапы работы с одаренными детьми
№ |
Этапы |
Содержание работы с одаренными детьми
|
1 |
Первый этап – диагностико-организационный (рассчитан на 1 год)
|
I.Создание:
1. Нормативно-правовой базы; |
II. Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей |
||
III. Организация методического обеспечения |
||
IV.Повышение психолого-педагогической компетентности учителей |
||
2 |
Второй этап – организационно-практический (рассчитан на 2 года)
|
1.Апробация программы работы с одарёнными детьми, мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка |
2.Отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми |
||
3.Методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей, отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция |
||
4.Психологическая, социальная, педагогическая, поддержка одарённых детей |
||
3 |
Третий этап – рефлексивно-обобщающий (рассчитан на 1 год)
|
1.Анализ и обобщение результатов развития одарённых детей |
2.Анализ мониторинга достижений каждого учащегося |
||
3.Анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми |
||
4.Определение проблем, возникших при реализации проекта, пути их решения, корректировка программ |
IIIФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
2.Дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам, по подготовке к городской олимпиаде;
3.Участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах;
4. Научно-исследовательская деятельность учащихся;
5.Участие в работе предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий, клубов по интересам;
6.Работа в составе школьного научного общества учащихся;
7.Создание школьных портфолио
IVМЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ
1.Информационно-комментирующий (беседа, анкета);
2.Продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;
3.Оценочный: самооценка, тестирование результатов;
4.Действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.
V.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Создание банка данных «Одарённых детей»;
2.Создание портфолио каждого из «Одарённых детей»;
3.Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей;
4.Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк «Одарённых детей»;
5.Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
6.Конкурентоспособность одарённых учащихся;
7.Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы
Таблица 3-Оценка результативностиработы
№ |
Критерии |
Показатели |
1 |
Создание банка данных «Одарённые дети» |
Наличие списков учащихся с различными типами одарённости, по результатам психологического тестирования и педагогического наблюдения учителей |
2 |
Создание портфолио каждого ребёнка из банка данных «Одарённые дети» |
Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах и как результат, увеличение числа наград |
3 |
Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей |
-Наличие программы психолого-педагогической поддержки одарённых учеников и педагогов; -Программ работы НОУ, кружков, клубов по интересам и т.д |
4 |
Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк «Одарённых детей» |
Наличие программы работы с родителями детей из банка данных «Одарённые дети» |
5 |
Конкурентоспособность одарённых учащихся |
Увеличение числа учащихся, участвующих в смотрах, олимпиадах, конкурсах |
VIПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Таблица 4-План работы с одаренными детьми
№ |
Содержание работы
|
Сроки
|
Ответственные |
1 |
Выявление одаренных детей |
Постоянно |
Рахметова Г.О. Ряснова Ю.В. Сансызбаева М.Д Учителя-предметники |
2 |
Создание и пополнение банка одаренных детей |
В течение учебного года |
Рахметова Г.О. |
3 |
Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося |
Постоянно |
Ряснова Ю.В. Сансызбаева М.Д. |
4 |
Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными детьми |
В течение учебного года |
Рахметова Г.О. Учителя-предметники |
5 |
Организация исследовательской деятельности учащихся |
В течение учебного года |
Рахметова Г.О. Учителя-предметники |
6 |
Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям |
В течение учебного года |
Учителя-предметники Психологи школы |
7 |
Создание банка творческих работ учащихся |
В течение учебного года |
Уителя-предметники |
8 |
Составление индивидуального плана работы с учащимся по подготовке к выполнению научно-исследовательской деятельности |
Сентябрь,2016г |
Утилова А.М. Рахметова Г.О. Учителя-предметники |
9 |
Составление индивидуального плана работы по подготовке учащихся к олимпиадам |
Сентябрь,2016г |
УтиловаА.М.Рахметова Г.О. Учителя-предметники |
10 |
Подготовка к участию в конкурсах по линии «Ертіс дарыны» |
В течение года |
Кожанова А.С. Учителя-предметники |
11 |
Участие в Республиканском конкурсе «ZIAT» «Тенгри» ... |
В течение года |
Рахметова Г.О. Учителя-предметники |
12 |
Семинар для учащихся «Научная исследовательская деятельность: вопросы теории и практики» |
Февраль |
Утилова А.М. |
13 |
Изучение методической и научно-популярной литературы по работе с одаренными детьми |
Постоянно |
Учителя-предметники |
14 |
Консультации учителей и учащихся по выполнению научных проектов |
В течение года |
Утилова А.М. |
15 |
Консультации по подготовке педагогов к участию в творческих конкурсах |
В течение года |
Утилова А.М. |
16 |
Участие педагогов в работе школьных, районных методических объединений по обмену опытом работы с одаренными детьми |
В течение года |
Учителя-предметники |
17 |
Участие в профессиональных конкурсах, семинарах |
В течение года |
Учителя-предметники |
1 |
Тестирование для родителей: «Способности ребенка. Как их распознать?» |
Ноябрь., 2016г |
Психологи школы |
2 |
Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка» |
ноябрь, 2016г. |
Психологи школы |
3 |
Участие в работе родительского лектория «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка» |
Декабрь., 2016г |
ЗДВР Кл.руководители |
4 |
Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных детей |
Постоянно. |
Психологи школы |
5 |
Индивидуальная работа с родителями (по запросам) |
В течение года |
Рахметова Г.О. Психологи школы Кл.руководители |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
2. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
3. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996.
5. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Сентябрь. 2001.
6. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.
7. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
8.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
9. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. :Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.
10.Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
11.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
12. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
13. Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)
14.Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
15.Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.
16.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Пед. общ-во России,1999.
17. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Академия,2000.
18. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2001.
19.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб.: Питер, 2004.
20. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.