Телефон доверия
87182500331
email: sosh41@goo.edu.kz
Адрес: ул. Малайсары батыра 41
50-03-37, 50-03-30, 50-03-28, 8-(7182)-52-00-12, 50-03-31
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Понедельник 15:00-18:00 Среда 15:00-18:00
Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?
Голосовать
занимаюсь физкультурой; - 70
ничего не делаю; - 42
периодически прохожу медосмотр; - 41
добродушно отношусь к окружающим; - 23
правильно питаюсь; - 19
соблюдаю режим дня; - 9
изучаю познавательную литературу; - 6
закаляюсь; - 5
Всего проголосовало: 215
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Программа работы с одаренными детьми

Содержание

 

 

Пояснительная записка

 

I

Направления работы с одаренными детьми

 

II

Этапы работы с одаренными детьми

 

III

Формы работы с одаренными учащимися

 

IV

Методы диагностики одаренности

 

V

Ожидаемые результаты

 

VI

План работы с одаренными детьми

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.

Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями . Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.Что касается педагогической деятельности учителей, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета.

Одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Таким образом, социальный заказ на обучение одаренных детей можно сформулировать следующим образом: при обучении одаренных детей необходимо создать условия для их социализации, развить некоторые качества и сформировать определенный уровень социальных умений, что позволило бы им развить и реализовать свои способности.

В связи с этим в школе разработана программа «Одаренные дети».Программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.Участники программы – учащиеся с 1– го по 11– й класс.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

Задачипрограммы:

1.Совершенствоватьсистемувыявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

2. Оказать помощь личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании, формироватьготовность и способность личности выполнять систему социальных ролей;

3. Создать условия для расширениявозможностей участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

 

 

I. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Таблица 1-Направления работы с одаренными детьми

 

Направления работы

Содержание работы с одаренными детьми

1

Координационное

Организация работы педагогического коллектива

Обеспечение нормативно – правовой базы

Организация предметных кружков и клубов поинтересам

Ресурсное обеспечение

Контроль и анализ деятельности

Формирование банка данных «Одарённых детей

2

Диагностическое

 

Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей

Проведение диагностики учащихся

Создание банка данных одарённых детей

Создание системы психологического сопровождения

3

Развивающее

 

Создание образовательной среды для развития одарённых детей

Организация внеклассных занятий по дополнительному изучению предметов

Создание условий для участия в олимпиадах, конкурсах, интеллектуально-творческих мероприятиях

Использование в работе системы информационно – коммуникационных технологий

4

Информационное

 

Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет)

Организация работы библиотеки

5

Кадровое

 

Повышение квалификации педагогов

Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам)

 

 

 

IIЭТАПЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Таблица 2- Этапы работы с одаренными детьми

 

Этапы

Содержание работы с одаренными детьми

 

1

Первый этап – диагностико-организационный

(рассчитан на 1 год)

 

I.Создание:

1. Нормативно-правовой базы;
2. Системы диагностики развития одарённости детей;

II. Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей

III. Организация методического обеспечения

IV.Повышение психолого-педагогической компетентности учителей

2

Второй этап – организационно-практический

(рассчитан на 2 года)

 

1.Апробация программы работы с одарёнными детьми, мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка

2.Отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми

3.Методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей, отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция

4.Психологическая, социальная, педагогическая, поддержка одарённых детей

3

Третий этап – рефлексивно-обобщающий

(рассчитан на 1 год)

 

1.Анализ и обобщение результатов развития одарённых детей

2.Анализ мониторинга достижений каждого учащегося

3.Анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми

4.Определение проблем, возникших при реализации проекта, пути их решения, корректировка программ

 

IIIФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

 

1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

2.Дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам, по подготовке к городской  олимпиаде;

3.Участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах;

4. Научно-исследовательская деятельность учащихся;

5.Участие в работе предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий, клубов по интересам;

6.Работа в составе школьного научного общества учащихся;

7.Создание школьных портфолио

 

IVМЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ

 

1.Информационно-комментирующий (беседа, анкета);

2.Продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;

3.Оценочный: самооценка, тестирование результатов;

4.Действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1.Создание банка данных «Одарённых детей»;

2.Создание портфолио каждого из «Одарённых детей»;

3.Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей;

4.Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк «Одарённых детей»;

5.Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

6.Конкурентоспособность одарённых учащихся;

7.Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы

 

Таблица 3-Оценка результативностиработы

 

Критерии

Показатели

1

Создание банка данных «Одарённые дети»

Наличие списков учащихся с различными типами одарённости, по результатам психологического тестирования и педагогического наблюдения учителей

2

Создание портфолио каждого ребёнка из банка данных «Одарённые дети»

 Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах и как результат, увеличение числа наград

3

Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей

-Наличие программы психолого-педагогической поддержки одарённых учеников и педагогов;

-Программ работы НОУ, кружков, клубов по интересам и т.д

4

Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк «Одарённых детей»

Наличие программы работы с родителями детей из банка данных «Одарённые дети»

5

Конкурентоспособность одарённых учащихся

Увеличение числа учащихся, участвующих в смотрах, олимпиадах, конкурсах

 

 

 

 

 

 

 

VIПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Таблица 4-План работы с одаренными детьми

 

Содержание работы

 

Сроки

 

Ответственные

1

Выявление одаренных детей

Постоянно

Рахметова Г.О.

Ряснова Ю.В.

Сансызбаева М.Д

Учителя-предметники

2

Создание и пополнение банка  одаренных детей

В течение учебного года

Рахметова Г.О.

3

Диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся. Диагностика внутреннего развития учащегося

Постоянно

Ряснова Ю.В.

Сансызбаева М.Д.

4

Создание нормативной и методической базы для работы с одаренными детьми

В течение учебного года

Рахметова Г.О.

Учителя-предметники

5

Организация исследовательской деятельности учащихся

В течение учебного года

Рахметова Г.О.

Учителя-предметники

6

Подготовка учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям

В течение учебного года

Учителя-предметники

Психологи школы

7

Создание банка творческих работ учащихся

В течение учебного года

Уителя-предметники

8

Составление индивидуального плана работы с учащимся по подготовке к выполнению научно-исследовательской деятельности

Сентябрь,2016г

Утилова А.М.

Рахметова Г.О.

Учителя-предметники

9

Составление индивидуального плана работы по подготовке учащихся к олимпиадам

Сентябрь,2016г

УтиловаА.М.Рахметова Г.О.

Учителя-предметники

10

Подготовка  к участию в конкурсах по линии «Ертіс дарыны»

В течение года

Кожанова А.С.

Учителя-предметники

11

Участие в Республиканском конкурсе «ZIAT» «Тенгри» ...

В течение года

Рахметова Г.О.

Учителя-предметники

12

Семинар для учащихся «Научная исследовательская деятельность: вопросы теории и практики»

Февраль

Утилова А.М.

 13

Изучение методической и научно-популярной литературы по работе с одаренными детьми

Постоянно

Учителя-предметники

14

Консультации учителей и учащихся по выполнению научных проектов

В течение года

Утилова А.М.

15

Консультации по подготовке педагогов к участию в творческих конкурсах

В течение года

Утилова А.М.

16

Участие педагогов в работе школьных, районных методических объединений по обмену опытом работы с одаренными детьми

В течение года

Учителя-предметники

17

Участие в профессиональных конкурсах, семинарах

В течение года

Учителя-предметники

  1   

Тестирование для родителей: «Способности ребенка. Как их распознать?»

Ноябрь.,

2016г

Психологи школы

2

Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка»

ноябрь,

2016г.

Психологи школы

3

Участие в работе родительского лектория «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка»

Декабрь.,

2016г

ЗДВР

Кл.руководители

4

Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных детей

Постоянно.

Психологи школы

5

Индивидуальная работа с родителями (по запросам)

В течение года

Рахметова Г.О.

Психологи школы

Кл.руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

 2.      Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.

3. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.

4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996.

5. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Сентябрь. 2001.

6. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.

7. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.

8.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

9. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. :Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.

10.Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.

11.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.

12. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.

13. Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)

14.Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

15.Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.

16.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Пед. общ-во России,1999.

17. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Академия,2000.

18. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2001.

19.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб.: Питер, 2004.

20. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.