Направление работы школы
«Одаренные дети»
Содержание данного направления:
1. Концепция одаренности.
2. Положение о работе с одаренными детьми.
3. Программа «Одаренные дети»
4. План работы на 2017-2018 учебный год.
5. Виртуальные мастерские
6. Отчеты проведенных мероприятий.
Положение о работе с одарёнными детьми.
I. Общие положения.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Цели и задачи.
Цель –создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочно деятельности;
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
3.Принципы работы с одарёнными детьми.
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
4.Участниками реализации данного положения являются:
Администрация школы (директор, заместитель УВР);
Рабочая группа, создаваемая сроком на1 год;
Руководители школьных методических объединений;
Учителя-предметники;
Кл. руководители;
Руководители кружков и секций;
Библиотекарь;
Родители или законные представители учащихся.
5.Формы проведения мониторинга реализации положения.
Формы |
Периодичность |
Предметные олимпиады |
1 раз в год |
Общешкольная конференция достижений учащихся |
1 раз в год |
Предметные недели |
По годовому плану |
Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми. |
педсовет |
Внутришкольный контроль. |
По годовому плану |
Творческие отчёты кружков |
1 раз в год |
Тематические конкурсы, выставки. |
По годовому плану. |
Проектная деятельность |
По годовому плану |
Мониторинг динамики развития |
По годовому плану |
II. Организация и функциональное обеспечение данного положения.
Функции директора.
Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
Создание фонда поощрения одарённых детей и учителей, работающих с одаренными учащимися.
Заместитель директора по УВР ответственный за работу с одаренными детьми.
2.Функции зам. директора.
Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, элективы).
Оформление нормативной документации;
Разработка программ;
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. (Не менее 1 раза в год.)
Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. (Постоянно)
Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).
Сбор банка данных по одарённым детям.
3.Функции рабочей группы.
Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.
Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
Определение критериев эффективности работы.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
4.Функции руководителей ШМО.
Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно).
Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).
Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте школы, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)
Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
5.Функции учителей-предметников.
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольных собраниях.
Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
6. Функции классных руководителей.
Выявление детей с общей одарённостью.
Оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования;
7. Функции руководителей кружков.
Выявление одарённых детей.
Организация творческих отчётов детей.
Предоставление необходимой информации кл. руководителям.
Консультирование родителей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме);
Программа «Одарённые дети»
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни, предъявляемые человеку новые требования, выполнить которые под силу только творческой личности, способной гибко реагировать на смену обстоятельств, обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Наличие способных учащихся в школе, реализация целевой программы «Наша новая школа» подчёркивают актуальность и необходимость данной программы развития одарённых детей.
В нашем образовательном учреждении:
Ведётся определённая работа по обновлению содержании образования , форм методов и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;
решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся;
осуществляются профильная подготовка по отдельным предметам;
формируется нравственный и гражданский облик выпускника;
широко развернута научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов;
учащиеся имеют определённые успехи в районных олимпиадах, конкурсах, и спортивных соревнованиях.
Такая деятельность даёт положительный результат. Вместе с тем, деятельности школы по выявлению, подготовке и развитию одарённых детей имеются проблемы, а именно отсутствует система:
-психолого-педагогической диагностики одарённых детей.
-адресной поддержки учащихся и педагогов для развития способности и таланта;
-работы с семьями одарённых детей;
-адаптации социуме одарённых детей.
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:
Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Утверждение здорового образа жизни школьника;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
Организации воспитательной работы в рамках программы:
воспитание учащихся по принципам общечеловеческих ценностей;
формирование духовной культуры, общекультурной компетенции;
формирование высокой речевой культуры;
обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одарённых детей
Требования к педагогическим кадрам в реализации программы:
высокая профессиональная компетентность;
высокий уровень теоретической подготовки;
активна научно-методическая деятельность
владение возрастной психологией;
стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
общекультурная эрудированность;
доброжелательность, высокий педагогический такт;
наличие организаторских способностей;
знание и применение здоровьесберегающих технологий.
Социально-психологическое обеспечение реализации программы:
создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей;
создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего реализации программы;
обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;
формирование умение адаптироваться в социально значимой среде ( семье, среде сверстников, педагогов);
организация работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
Материально-техническое обеспечение:
пополнение библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями, периодическими изданиями;
компьютеризации образовательного процесса;
обеспечение необходимых оборудование и материалами для организации работы кружков;
привлечение внебюджетных средств и спонсорского финансирования для материального поощрения одарённых детей.
Семейные аспекты развития одарённого ребенка:
создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;
учёт личностных особенностей одарённых детей;
оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.
Идея программы: социальная и общественная поддержка способных и одарённых детей.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей.
Задачи программы:
1. Разобрать систему психолого-педагогической диагностики одарённых детей в школе.
2. Создание максимального благоприятные условий для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей.
3. Продумать систему стимулирования творческой деятельности одарённых детей.
4. Обобщать опят работы педагогов с одарёнными детьми.
Ожидаемые результаты:
1. Обеспечены условия для развития всех учащихся школы.
2. Изменены показатели социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости.
3. Повышение показателей успешности детей на районных, республиканских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
4.Повышение качества образования.
5.Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы.