Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания. С учётом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы в 2010/11 учебном году была выбрана методическая тема школы: Компетентностный подход как средство повышения мотивации обучающихся в учебно-воспитательном процессе
Был определён следующий круг задач:
Изучение и внедрение методик и приёмов компетенций обучения.
2. Совершенствование педагогического мастерства учителей.
3. Развитие учащихся с учетом их возрастных, физиологических, психологических и физического развития каждого ученика.
4. Создание в школах благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ученика.
Постановленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспешными и способными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы
1. Тематические педагогические советы.
2. Методический совет
3. Метододические объединения.
4. Работа учителей над темами самообразования.
5. Открытие уроки, их анализ.
6. Взаимопосещение и анализ уроков .
7. Предметные недели.
8. Творческие микрогруппы.
9. «Круглые столы».
10. Педагогический мониторинг.
11. Разработка методических рекомендаций в помощь учителю.
12.Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
13.Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
14.Аттестация.
Структура управления методической работой школы в 2009/10 учебном год.
Директор
|
Зам. директора по УВР, ВР |
|
Совет руководства |
педсовет |
|
|
|
Аттестационная комиссия |
|
методсовет |
|
|
МО учителей Нач. школы |
|
МО учителей ЕМЦ |
|
МО учителей ГЦ |
|
МО учителей казахского и иностранных языков |
|
МО учителей ЭЦ |
|
МО классных руководителей |
Творческие группы |
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. В 2010/11 уч.году было проведено два тематических педсовета, связанных с методической темой школы и поставленной проблемой «Компетентностный подход как средство повышения мотивации обучающихся в учебно-воспитательном процессе».
Реализация разноуровневого дифференцированного обучения.
Эффективность использования инновационных технологий в формировании ключевых компетенции школьников.
Было проведено 4 заседаний методического совета, на которых рассматривались следующие вопросы:
- координация планирования работы МО по методической теме школы и поставленной проблемы;
- пути осуществления правового воспитанияв условиях обновления содержания образования;
- перевод каждого ученика в субъект ученика, как основа для последующего саморазвития и самоопределения ;
- эффективность профессионального развития учителя;
В начальной ,основной и средней школе действует следующие методические объединения учителей:
1. МО учителей начальной школы, МО учителей гуманитарного цикла, МО учителей казахского и иностранного языков, МО учителей естественно-математического цикла; МО эстетического цикла.
2. Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в меж курсовой период.
На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы: работа с образовательными стандартами, формы и методы промежуточного контроля, преемственность, изучение концепции 12-летнего образования, подготовка к презентации МО, изучение концепции образования РК до 2015 года.
В рамках плана методической работы школы было проведено учителями (, Аюченко С.Я, Ибрагимова С.С, Уварова И.А, Оразалина Г.А., Абдрахманова Р.Т., Неумывако Д.Я., Быкова Т.В., Кабышева М.И. семинары по темам:
-Системный подход к качественному образованию, как развитие интереса и творческих способностей учащихся,
- Эффективные методы подготовки к ПГК и ЕНТ,
- Развитие индивидуальных способностей учащихся в условиях обновления содержания образования;
- Эффективность и действенность инновационных технологий и их влияние на уровень развития учащихся.
Особое внимание в работе МО и администрации школы уделяется совершенствование форм и методов организации урока. В течение учебного года были даны открытые уроки следующими учителями: Искаковой Ж.Т., Горловой Н.Н., Жамалиевой А.Б., Айткеновой С.Ш., Кабышевой М.И. Ибрагимовой С.С., Аверьяновой О.В., Шакуовой Н.С.
На высоком методическом уровне дали открытые уроки учителя: Шакуова Н.С., Ибрагимова С.С. Были проведены в рамках методической недели следующими учителями внеклассные мероприятия: Оразалина Г.А, Ибрагимова С.С, Абдрахманова Р.Т, Абетанова Ф.П, Стремцова Н.А, Быкова Т.В, Кабышева М.И., Аюченко С.Я. Учителями Аюченко С.Я., Стремцовой Н.А. были даны на область с участием слушателей курсов ИПК ПК мастер-классы по темам: Технология «Stepbystep», «Модульное оригами»
За учебный год подготовили печатную продукцию учителя: Камалова З.К., Шакуова Н.С., Оразалина Г.А. , Аюченко С.Я., где учителя Камалова З.К. и Шакуова Н.С. заняли 1 место на область. Их работы вошли в сборник Сатпаевских чтений 2011 (апрель). Постоянно обновлялся сайт школы методическими разработками и статьями. Таким образом, за год учителями было дано 10 уроков. Для сравнения в прошлом 2009/10 уч.году было дано 15 открытых уроков, т.е активность учителей в этом учебном году ниже.
В рамках методической работы школы учителями МО даны отчеты по темам самообразования.
Участие в городской предметной олимпиаде среди учителей приняли:
Ибрагимова С.С., Аюченко С.Я, Акимбекова Л.М.
На августовских пед.чтениях(2010 году) с докладом выступили – Аюченко С.Я. , Неумывако Д.Я., Оразалина Г.А., Ибрагимова С.С, Кабышева М.И.
В этом году подали заявку на участие в августовских педагогических чтениях следующих учителей: Неумывако Д.Я., Ибрагимова С.С., Оразалина Г.А.
Традиционным видом метод.работы является проведение предметных недель. В 2010/11 уч.году было запланировано и проведено 5 предметных недель (предметы гуманитарного цикла, ЕМЦ, казахского и иностранного языков, ЭЦ, неделя младшего школьника).И традиционно проводилась внутришкольная осенняя олимпиада, с целью развития творческих способностей учащихся. Интерес детей к участию в интеллектуальных соревнованиях из года в год повышается, т.е. учащиеся активно принимают участие в таких интеллектуальных соревнованиях «Ак бота», «Кенгуру», «Проба пера». Имеются призеры этих соревнований:
1. Исакова Кристина – ученица 8 «А» класса награждена дипломом 2 степени за победу в областном конкурсе юных знатоков краеведческой книги «Лучики».
2. Махова Маргарита – ученица 10 класса награждена грамотой за высокий результат в 49-й городской предметной олимпиаде по английскому языку.
3. Подкорытова Карина – ученица 2 класса заняла 3 место в областном литературно- поэтическом конкурсе «Проба пера».
4. Каширина Маргарита – ученица 4 класса заняла 3 место в республиканском интеллектуальном марафоне «Ақ бота».
Ведется работа по приобщению учащихся к исследовательской деятельности. Организована работа НОУ « Поиск». В 2010-2011 учебном году была проведена внутришкольная научно-практическая конференцияСогласно программы конференция состояла из 2-х частей:
1. Пленарная часть, которая была посвящена жизни замечательных людей.
2. Практическая часть – защита научных проектов.
В пленарной части были выступления учащихся по темам:
-«Ж.Жабаев –певец казахского народа» ( уч-ся 6 «А» класса Нурхамитова Аружан, Сейтахметова Амина – руководитель Бегенаева Б.Ж.).
- «А.С. Пушкин и его дети» ( ученица 5 «А» класса Сербо Ирина- руководитель Мяконьких М.Н.).
- « Великий музыкант Н.Поганини» (ученица 7 «А» класса Кащук Виктория – руководитель Айткенова С.Ш.).
Выступления всех докладчиков было содержательные, сопровождались слаидами, факты изложенные в докладах были интересны, познавательны.
В практической части были представлены 7 работ на защиту:
1. «Мои кошки» - ученица 4 «А» класса Жидкова Лидия- руководитель Быкова Т.В.
2. «Как считали в древности» - ученик 7 «А» класса Иванов Игорь –руководитель Аверьянова О.В.
3. «Политическая история гуннов» - ученица 9 «А» класса Козлова Валентина- руководитель Абдрахманова Р.Т.
4. «Использование сосны человеком» - ученица 7 «А» класса Бактенова Даяна – руководитель Ибрагимова С.С.
5. «Редис на подоконнике» - ученица 4 «А» класса Каширина Маргарита - руководитель Быкова Т.В.
6. «Ревизия синантропных птиц в г. Павлодаре»- ученик 8 «А» класса Козлов Николай – руководитель Оразалина Г.А.
7. «Юрта-жилище казахского народа» - ученица 5 «А» класса Сабитденова Айжан – руководитель Искакова Ж.Т.
По содержанию все работы были интересны, познавательны, но реферативного характера. Все работы сопровождались слаидами, т.е. использовалась интерактивная доска.
Только у Кашириной Маргариты проект соответствовал требованиям, т.е. была цель, задача, актуальность, гипотеза , исследования и конечный результат.
Экспертная комиссия распределила места следующим образом:
1 место - «Редис на подоконнике» - ученица 4 «А» класса Каширина Маргарита - руководитель Быкова Т.В.
2 место - «Мои кошки» - ученица 4 «А» класса Жидкова Лидия- руководитель Быкова Т.В.
3 место - «Юрта-жилище казахского народа» - ученица 5 «А» класса Сабитденова Айжан – руководитель Искакова Ж.Т.
Экспертная комиссия отметила, что при выступлении участники конференции не выдерживали регламент , т.е. много времени занимали на выступление.
Были даны рекомендации:
Рекомендовать работу Кашириной Маргарите на защиту научных проектов младших школьников на городском уровне с доработкой.
Несмотря на создание детской научной организации, не сложилась система выявления способных и проявляющих признаки одаренности детей. Недостаточно велась подготовка способных детей к интеллектуальным соревнованиям городского уровня, поэтому команда школы показывает низкие результаты в городской предметной олимпиаде. За последние 3 года качество выступления школьников составляет 0 %, т.е. нет учеников, выполнивших олимпиадные задания на 60%.