Следует помнить, что развитие мелких мышц руки находится в тесной связи с мышлением, речью и является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Письмо - это достаточно сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Письмо требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия, произвольного внимания, координированной деятельности почти всех отделов коры головного мозга.
В письме участвуют пять уровней центральной нервной системы. Проследим их, двигаясь снизу вверх.
Уровень А обеспечивает тонус руки и пальцев. Он самый низкий и филогенетически древний, участвует в организации любого движения.
Уровень В перерабатывает сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Он оторван от внешнего пространства, но зато хорошо "осведомлен" о том, что делается "в пространстве тела". Уровень В придает движениям письма плавную округлость, обеспечивает скоропись.
Уровень С - уровень пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве. Этот уровень организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное положение строк на бумаге.
Уровень Д (корковый) - уровень предметных действий, который заведует организацией действий с предметами. При письме обеспечивает правильное владение ручкой.
Уровень Е - самый высокий, уровень интеллектуальных двигательных актов, в первую очередь речевых движений, и обеспечивает смысловую сторону письма.
Письмо называют еще "базовым" навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку.
Сам процесс письма психологически и физиологически очень сложен. Техническое выполнение движений при письме осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, незакончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, к тому же низкая выносливость к статическим нагрузкам, то есть напряжение испытывают не только мышцы руки, но и мышцы туловища, поддерживающие относительно неподвижную позу при письме.
Неподготовленность к письму приводит к возникновению негативного отношения к школе, тревожному состоянию ребенка.