Мы знаем время растяжимо
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его …
Н. Заболоцкий
Согласно концепции модернизации казахстанского среднего образования, которая определяет цели общего образования на современном этапе, важной задачей воспитания в начальной школе является формирование у младших школьников инициативности, самостоятельности, толерантности. В Плане нации «100 конкретных шагов», который выдвинул Глава государства Республики Казахстан для реализации пяти институциональных реформ, обозначены консолидирующие ценности на базе идеи «Мәңгілік Ел». Это, прежде всего патриотизм, верность идеалам добра и дружбы, трудолюбие, честность, образованность [1]. На наш взгляд, развитию интереса к учебным предметам, творческих способностей, повышению качества подготовки младших школьников способствует внеурочная работа (факультативы, предметные кружки). Внеурочная работа — это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь — это достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающие формируют готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции [2].
Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Занятость детей во внеурочное время – это деятельность детей .
С целью получения объективной информации о занятости учащихся во внеурочное время в начальной школе была проведена тематическая проверка. Объектом контроля являлась деятельность классного руководителя по вовлечению учащихся в дополнительное образование. Анализ проводился на основе изучения Карты интересов учащихся, состояния плана воспитательной работы классного руководителя, записи в классном журнале. В ходе проверки были затронуты не только вопросы организации внеурочной деятельности на базе школы, но также и посещение воспитанниками кружков и секций дополнительного образования.
Было выявлено следующее: в школе создана воспитательная система, позволяющая включить каждого школьника во внеурочную социально значимую деятельность.
Таким образом, каждый ребенок в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится на добровольной основе. Важный фактор – самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально значимой деятельности.
Общее количество детей, охваченных допобразованием в начальной школе - составляет 87%
Таким образом, вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач начальной школы, служить созданию гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника.
Куратор начальной школы по ВР: Майлакова Е.А.