Свободно и аргументированно выражать свою точку зрения – одна из задач, которая стоит перед моими учениками на уроках географии. Поэтому, в качестве достаточно эффективного метода контроля и проверки знаний более высокого порядка (анализ, синтез, творческое применение знаний и оценка) учащимся я предлагаю написать эссе. Эссе в переводе с французского обозначает «попытка», «проба», «очерк». Это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, личные соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Например, по теме урока «Страны Азии» в 11 классе вопрос для эссе я сформулировала так: «Как вы думаете, каким образом в будущем может измениться политическая карта Азии?». В качестве примера, хочу привести выдержки из эссе моих одиннадцатиклассников.
«…При сохранении нынешних тенденций развития стран Азии в будущем изменения в регионе будет в значительной степени определяться несколькими моментами. Где основную, значимую роль сыграет Китай, затем Япония. Нельзя забывать и о странах Аравийского полуострова…».
Тимур С.,
«… В связи с различным этническим, религиозным составом в Азии могут быть конфликты в будущем. По-моему мнению, приоритет всё же будет в пользу тех стран, которые имеют сейчас достаточную сырьевую базу для развития своей экономики …Надеюсь, что решать проблемы на политическом уровне все же будут мирным путем, ведь любые военные действия – это зло, которое несет ущерб государству и его гражданам…».
Настя Ф.,
«…Я допускаю тот факт, что политическая карта Азии через сотни лет изменится, потому, как могут возникнуть конфликты между странами. Особенно стран лидеров по производству продукции, по экспорту, по ВВП… Любой конфликт принесет свои изменения…». Жасканат Т.,
«…Я с уверенностью могу сказать, что если страны Азии будут решать вопросы мирным путем, тогда в целом сохранится и весь наш мир…На сегодня, взаимодействие стран региона показывает, что отношения укрепляются, укрепляются позиции между странами. Так хочется надеяться, что все изменения на политической карте Азии будут иметь положительную тенденцию…» Владислав И.
Применение эссе на уроках географии способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком географических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
Учитель географии: Терейковская Л.С.