Сенім телефоны
8(718-2)-54-54-51
email: sosh29@goo.edu.kz
Мекенжайы: Қазақстан Республикасы Павлодар қаласы, Катаев көшесі 22
Жетекшісі: 54-54-33. Қабылдау бөлмесі: 54-54-51
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Дүйсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін Бейсенбі 15:30-дан 17:30-ға дейін
Главное достоинство учителя - это:
Голосовать
Человеческие качества - 156
Любовь к детям - 140
Блестящее знание предмета - 73
Качество подготовки к экзаменам - 72
Всего проголосовало: 441
Смотреть результат
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Рассказ о том, как дети учатся писать сочинения и осваивают навыки коммуникации
20-03-2012 05:32
Рассказ о том, как дети учатся писать сочинения и осваивают навыки коммуникации

- Сочинение? О чем вы говорите? Чтобы наши дети  любили со – чинять? Чтобы они вот так сели в пары  и порассуждали, поделились мыслями? А потом сами себе наедине все обдумали и написали? Просто сказка!

- Ну а мы, взрослые, верим в  эту сказку?

- Конечно же, верим. И пробуем делать чудеса своими руками

Сегодня все уже понимают, что коммуникативным умениям мы можем обучить ребенка только в комплексе: чтении, говорении и письме.  Наших будущих бизнесменов, предпринимателей, управленцев, учителей и представителей многих других профессий мы должны научить не только вдумчиво читать, извлекая и отфильтровывая для себя нужное, но и уметь убеждать, а также составлять перспективный план своей работы, прогнозировать результат, осуществлять рефлексию в целесообразности взаимной деятельности. И всему этому мы можем научить при обучении теории  сочинения. Для маленького человечка это настоящая научная работа, ведь нужно изучить темы, касающиеся теории текста. Но как же организовать деятельность учеников на уроке так, чтобы им было хотя и трудно, но интересно?

А давайте попробуем поработать с использованием технологии коллективных учебных занятий! Будем писать со-чинение, со-трудничая друг с другом. Даже приставка со- подталкивает нас к такому со-трудничеству, без которого невозможны коллективные учебные занятия.

Организовали коллективные занятия мы в обыкновенном 6 классе, отнюдь не лицейском. Каждый  ученик получил индивидуальную тему.  Темы были разные (текст, тема и идея текста, тема и идея сочинения, план сочинения, введение, основная часть, заключение,  типы и стили речи, черновик сочинения), но все они касались теории по написанию сочинения. Вначале каждый ученик самостоятельно в паре основательно изучил свою тему, выполнил задания, ответил на вопросы. Затем он сдал свою тему учителю. Потом включаем его в деятельность по методике ВПТ (взаимопередача тем). Ученик ищет напарника с другой темой. Теперь они сотрудничают: каждый обучает напарника своей теме. И так они трудятся, пока не изучат все темы. На доске – табло учета работы над темами.

Сначала было непривычно, даже дискомфортно: дети  говорят все сразу, шумно.

            А нам хочется, чтобы было тихо.

А если рассудить по-другому?

На таком занятии дети становятся открытыми. Происходит не только процесс обучения, но и воспитания, самовоспитания, взаимовоспитания, социализации. Кто-то медленно читает и, соответственно, так же излагает свой материал, а кто-то, как метеор, все делает быстро. Но плюс-то в том, что каждый адаптируется: учится терпению тот, кто быстро все делает, и совершенствуется тот, кому стыдно за медленный темп.  И  каждому обязательно попадется такой напарник, до умений которого захочется тянуться самому. Происходит и самоуправление. Например,  из-за отсутствия на одном из занятий нескольких учеников, стала западать тема №6. И вдруг подходят несколько учеников, которые уже овладели другими темами, и говорят: «Можно мы сядем вместе и изучим группой тему №6?». Плюс еще в том, что дети все враз говорят и уходят с такого урока, наговоренные в течение 45 минут, а не 5 минут за 6 уроков, и то, если спросят. Для них такое общение радость, удовольствие. И как тут не вспомнить слова А.-С. Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

 Такое впечатление, что они «на голову выросли»: знание материала дало возможность расширить свой лексикон, совершенствовать письменную речь, последовательно излагать мысли, да и с объемом сочинения проблем не стало. Еще один сюрприз не замедлил себя ждать. Писали  мы на уроке русского языка сочинение-повествование. Когда  стали по желанию зачитывать сочинения, одна ученица виновато подняла руку. Подошла я к ней и тихонько спрашиваю:

- Что случилось?

А она мне:

- А у меня получилось не сочинение-повествование, а сочинение-описание…

Вот здорово! Ведь ребенок-то разобрался! Всего-то и пришлось ответить:

- Молодец, что поняла! Переписывай сочинение – описание, а в следующий раз напишешь сочинение- повествование.

Итогом  занятий по изучению  теории сочинения стало применение знаний на практике. Приведем несколько работ учащихся.

Рассказ о том, как я изучал теорию сочинения.

Рассказ – это форма эпической прозы, в соотношении с повестью менее развернутая форма повествования. В нем есть герой, и есть событие. Начинаю свой рассказ о том, как я изучал теорию сочинения.

Я сначала изучил тему «План сочинения». На первом уроке я прочитал текст, посоветовался с напарником и озаглавил каждый абзац. Потом я вместе с тем, у кого такая же тема, сдал ее учителю. Затем  я выбирал напарников с темой, которая мне нужна. Я два урока изучал эти темы. Я с каждым напарником изучал его тему и рассказывал свою. Я затруднялся с некоторыми непонятными словами. Эти  слова я спрашивал у учителя и записывал их в тетрадь. Мне было больше понятно, когда объяснял учитель.

            Когда я изучил все темы, мне стало понятно, как нужно писать сочинение. Теперь я научусь хорошо писать сочинения.

Бисенев Алимхан, 6-в класс

Рассказ о том, как я изучала теорию сочинения.

Привет всем! Меня зовут Настя. Сейчас я сижу в 315 кабинете за четвертой партой и пишу свой рассказ о том, как я изучала теорию сочинения.

            Когда только начался урок, нам раздали темы, и мне досталась тема ВПТ-6 «Черновик сочинения», и в ней я узнала столько всего! И правила, как писать черновик, и поняла, к какому виду пишущих учеников я отношусь, и как можно дополнить сочинение, и что можно изменять план сочинения после того, как напишешь сочинение, и многое другое. Это было так интересно!!!

А после этого я познакомилась с другими темами, и эти темы были не хуже моей темы. Ведь теперь я узнала, что сочинение состоит из трех частей, как нужно выбирать тему сочинения, какие бывают типы речи, как написать сочинение, что вторая часть – это основная часть. В общем, я поняла очень много тем. А ещё мне понравилось общение друг с другом. Это было очень увлекательно.

Трудностей у меня не было, ведь мои напарники всё хорошо объясняли.

Теперь я знаю, как писать сочинение. И вот в этом мне помогло общение.

Раньше писать не умела

                                 красиво,

Четко, цитатно, изысканно,

                                   сильно,

И это и сложно, и всем

                                   нелегко,

Но общение поможет,

И сейчас помогло.

  И сделали вывод,

     И сделали вывод,

         И  сделали вывод:

Помогло на все сто!!!

Корень Анастасия, 6-в класс

Продолжением работы по обучению сочинениюи развитию коммуникативных умений стало коллективное занятие по теме «Подвиги Геракла»

Деятельность учащихся была организована по обратной методике Ривина: у каждого - текст мифа и план, задания к нему. Учащиеся читают свой миф, затем пересказывают его напарнику по плану, вместе выполняют задания, так же работают и над мифом напарника. Итогом работы становится написание сочинения. Приведем выдержки из сочинений учащихся.

«Геракл – народный герой Эллады. Как и все герои античной мифологии, он произошел от бога (Зевса) и человека (он полубог – получеловек), и поэтому он божественно силен, но все же смертен (хотя впоследствии в награду за подвиги боги подарили ему бессмертие)».

«Мне больше всего понравились мифы о битве Геракла с Немейским львом, ловле Киренейской лани и очистке Авгиевых конюшен. Мне интересно было их читать и слушать, и хотелось продолжения»

«Никто не верил, что Геракл победит Немейского льва, но мнение Геракла было другое, он верил не в то, что говорят люди, а в то, что ему подсказывает его сердце. Перед битвой Геракл забрался на дерево и долго спал, чтобы накопить силы. А чтобы победить льва, он догадался разжечь костер возле одного из входов в пещеру. А потом взял его шкуру вместо брони»

«Авгиевы конюшни Геракл сначала не хотел очищать. Но Афина ему сказала, что подвиг – это не только убивать и драться, а дело, полезное для людей, и он согласился. Он был терпеливым, он не обращал внимания на то, что все смеялись над его обещанием очистить стойла за один день, ведь люди думали, что он и за год их не очистит. И не очистил бы, если бы не придумал построить плотины и повернуть реки.  И  воды рек за полчаса промыли все конюшни.  Геракл не стал требовать от Авгия обещанную награду, а отправился совершать другие подвиги».

«Геракл – великий герой, любимый герой греческой мифологии. Он  честный, смелый, храбрый, ловкий,  сильный, умный, крепкий, как камень, выносливый, отважный, терпеливый, добрый, красивый;  он уверен в себе»

«Кроме древних героев  и богатырей мы знаем и тех, кто воевал с немцами, защищая Родину – это тоже настоящие герои»

«Герой в наше время – это не тот, кто хочет доказать, что он сильнее других. Нет. Герой – это человек с чистым сердцем». (продолжение следует)

ПАВЛОДАРСКИЙ ВЕСТНИК КСО №30 октябрь 2011