Статья в педагогической газете «Ұстаздар» от 01.03.2015г. №5
Воспитатель: Черныш Наталья Владимировна ясли – сад №18.
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира.
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Познание мира осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами или объектами. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам общения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами. В основу своей работы я взяла «Познавательная исследовательская деятельность дошкольников» Н. С. Веракса, О. Р. Галимов. В ней раскрываются основные темы и содержание работы развития познавательной активности детей. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаю такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключения, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, в процессе экспериментирования развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а сам процесс, который соединяет интеллектуальную активность, познавательную культуру и целостное отношение к реальному миру. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении воспитателем двух важных условий:
-стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем; -включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнку эксперимент. Чтобы создать условия для формирования основ целостного мировоззрения ребёнка, мы решаем следующие задачи: -расширяю представления детей о физических свойствах окружающего мира; -знакомлю с различными свойствами веществ (твёрдость, вязкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость и т.д); -знакомлю с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); -развиваю представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света).
Помогаю ребёнку узнать всё это, и помогают игры-экспериментирования, которые организуются в совместной деятельности с детьми. При работе с детьми я использую принцип «от простого к сложному», ведь для детей экспериментирование-сложный способ познания, требующий большой предварительной подготовки, и поэтому очень важны правильные условия организации эксперимента:
- Положительное, ответственное отношение со стороны взрослых и детей, такие как: наличие заинтересованность, использование правил техники безопасности.
- Равенство условий для всех участников экспериментирования (достаточная оснащённость необходимым оборудованием).
- Чёткие инструкции перед опытом, понятные всем и каждому.
- Стимулирование высказываний, суждений, выводов, первичных обобщений по результатам эксперимента.
В группе создана мини-лаборатория, которая оснащается необходимым оборудованием и материалами для работы. При проведении игры-экспериментирования я придерживаюсь следующей структуры: -постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); -выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; -проверка гипотез; -подведение итогов, вывод; -фиксация результатов; -вопросы детей. Для положительной мотивации использую следующие стимулы: -внешние стимулы (новизна, необычность объекта); -тайна, сюрприз; -мотив помощи; -познавательный мотив (почему так?); -ситуация выбора.
После проведения эксперимента у детей возникает множество вопросов, и я считаю, что не всегда необходимо сразу давать на них ответ, а надо способствовать тому, чтобы дети находили его самостоятельно. Часто детские вопросы становятся темой для следующего эксперимента.
Моя работа находит отражение и в творческой деятельности детей. Дети зарисовывают опыты, наблюдения, сочиняют рассказы об объектах, за которыми наблюдают. Из всего этого я создала библиотеку с книжками-самоделками с рассказами и рисунками детей. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающего радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Проводились семинары практикумы для педагогов, открытые занятия, родительские собрания.