Телефон доверия
8(7182)-66-24-02
email: sosh37@goo.edu.kz
Адрес: ул.Ворушина, 6/2
662408, 662407
Вернуться на главную страницу отдела образования
График приема граждан:
Четверг с 15:00 до 18:00 часов
За год
За месяц
За неделю
Вчера
Суюнбай Аронулы

Суюнбай Аронулы (18151898) Казахский акын, непревзойденный мастер айтыса.Достойный мастер поэтических состязаний и мастер исполнения героических эпосов. Благодаря ему, миру стали известны героические эпосы о таких казахских батырах, как Отеген, Карасай, Сураншы, Саурык. Всем известны состязания Суюнбая с акынами Тезек торе и Катаганом. И в этих айтысах он обнаружил редкий исполнительский талант, мастерство импровизации, глубокое понимание социальных проблем своего времени. Широко известны его красноречивые изречения, посвящения волостным правителям и биям («Максуту», «Касыму», «Биям Семиречья») и другие стихи.

      Творчество акына формировалось под влиянием его деда Кусепа и отца Арона, которые были известны своими поэтическим талантом и исполнительным мастерством.

      Акын-импровизатор в своих песнях-раздумьях, в сюжетных поэтических дастанах выражал думы и чаяния простолюдина, с большой искренностью воплощал в художественные образы вековечные мечты и идеалы родного народа. Вся его сознательная жизнь, неиссякаемый дар сказителя были отданы служению интересам человека труда. Поэзия Суюнбая Аронулы характеризуется прежде всего глубокими философскими выводами, красотой мысли, эстетической направленностью и орнаментальностью языка.

      В своих произведениях Суюнбай Аронулы приоткрывает различные пласты  человеческого характера, показывает внутренние, психологические переживания, личность, ее моральные и духовные качества. Психолого-педагогические, эстетические идеи поэта глубоко и образно выражены в его лирических стихотворениях и поэтических раздумьях, таких как «Разница между хорошим и плохим», «Если восторжествует справедливость», «Знамя мое с изображением волка» и др.

       Будучи акыном, Суюнбай считался заступником обездоленных, в таких стихах, как «Четырём биям», «Кто бы ни умер, но торе Сок не умрет», «Четки в твоих руках» и других, он критиковал баев-волостных, султанов, религиозных деятелей. Важное место в творчестве Суюнбая занимали также эпические произведения: «Батыр Отеген», «Батыр Сураншы», «Батыр Саурык», где он описывал борьбу казахского народа против завоевателей, создает образы народных героев. «Великий акын Суюнбай мечтал о независимости своего народа и в трудные времена своим творчеством воодушевлял его» (Нурсултан Назарбаев)

      Произведения Суюнбая Аронулы впервые были изданы в 1935 году, сборник стихов «Акиык» вышел лишь в 1976 году. Такие акыны, как Жамбул Жабаев, Майкот, Кенен Азербаев, Умбетали, Бармак и другие считали себя учениками Суюнбая и продолжали традиции его школы.

     Щедрое импровизаторское искусство поэта Суюнбая, лучше традиции песнопения, донесенные им, подхватили и с успехом продолжили талантливые ученики во главе с Жамбылом Жабаевым. Великий поэт Жамбыл Жабаев перед выступлением всегда выражал почтение Суюнбаю строками: «Мой кумир — Суюнбай, Слово беру смело…». Он был замечательным воспевателем героического эпоса.

    Один из первых исследователей творчества Суюнбая М.О.Ауэзов назвал акына «золотой опорой поэтов Жетысу».

    Отдельные произведения поэта были переведены на русский язык: стихотворение «Кәрілік» и «Сүйінбай мен Тезек төренің айтысы» вошли в «Антологию казахской поэзии» (Москва, 1958), «Үмбетәліге», «Тезек төреге айтқаны» − в сборник «Поэты Казахстана» (Ленинград, 1978). Стихотворение «Кәрілік» вошло в 102-й том двухсоттомной «Библиотеки Всемирной литературы» (Москва, 1977). С наследием Суюнбая знакомы не только в Казахстане, но и в целом в Средней Азии.

     Имя великого Суюнбая всегда будет жить в сердцах и памяти народа. Великий акын мечтал о независимости своего народа и в трудные времена своим творчеством воодушевлял его. Сейчас в независимой стране его народ прославляет его имя, воздвигает памятники в его честь, издаются произведения, присваивают его имя школам и улицам. Именем акына названы аул, школа, филармония Алматинской области, на его родине построен мавзолей, перед ним установлен бюст и открыт музей Суюнбая, в Талдыкоргане воздвигнут бронзовый памятник акыну. Его имя носят улицы городов республики. Так, в Алматы его именем назван большой проспект, ведущий из центра города в аэропорт, установлен памятник перед филармонией им. Жамбыла.Суюнбай был изображен на банкноте 3 тенге образца 1993 года.

 

Бессмертное наследие Суюнбая

Исмаилжан Иминов

Наверное, у каждого этноса есть личности, которыми гордится народ, чье имя будет живо до тех пор, пока жив народ.

Я родился и вырос на земле Суюнбая и Жамбыла, в селе Каргалы Жамбылского района Алматинской области, в семье имама Абдыкадыра-кари, который провожал в последний путь с чтением жаназы акына Жамбыла. В последние годы жизни Жамбыла мой отец, Абдыкадыр-кари, был одним из самых близких к великому поэту людей. Многие часы провели в беседах Жамбыл и Абдыкадыр. Конечно, в этих задушевных беседах акын неоднократно рассказывал о своей юности и учителе Суюнбае Аронулы. Через много лет после кончины Жамбыла Жабаева я впервые услышал именно от отца о великом акыне Суюнбае. Среди многих акынов, которыми богата наша земля, имена Суюнбая и Жамбыла стоят рядом, они были сородичами, земляками, их нельзя отделить друг от друга. Учитель и ученик, они навсегда остались в истории казахской поэзии.

Я часто думаю: почему мой родной Жамбылский район называют землей акынов и батыров? Очевидно, красивее, чем моя малая Родина, трудно найти место в Казахстане. Человек, который родился на нашей прекрасной земле, невольно становится поэтом. Так и Суюнбай, который восторгался красотами родных просторов и воспитанный акынами, дедом Кусеном и отцом Ароном, стал продолжателем их творчества.

Суюнбай, став акыном, был не просто поэтом – он являлся совестью народа. В его творчестве трудно найти стихи, в которых он воспевал бы власть имущих. Акын в своих стихах, таких как «Четырем биям», «Кто бы ни умер, но торе Сок не умрет», «Четки в твоих руках» рассказывал о жизни обездоленных, являлся заступником бедных. Казахского поэта уважали, а его острого слова боялись многие: он всегда говорил правду в лицо обидчикам простого народа.

Суюнбай был акыном, чья слава разнеслась далеко за пределы Жетысу.

Многие акыны мечтали получить в наследство домбру Суюнбая, но он передал ее своему любимому ученику Жамбылу. Это говорит о том, что Суюнбай лишь в Жамбыле видел продолжателя своего творчества.
Суюнбай был человеком чести, который беспредельно любил нашу Родину, гордился ее защитниками во времена нашествий иноземцев. А таких врагов было немало, ведь многие хотели завладеть нашим краем. В своих эпических произведениях акын воспел знаменитых героев, которые грудью защищали отчий дом. В героических и исторических дастанах «Батыр Отеген», «Батыр Сураншы», «Батыр Саурык» акын отдал должное их бесстрашию и воспел подвиг замечательных сынов казахского народа. Эти его произведения навсегда вошли в Золотой фонд казахской литературы и до сих пор учат молодежь подлинному патриотизму, любви к нашей Родине – Казахстану.

Известно, что XIX век был веком расцвета казахского устного народного творчества, десятки талантливых акынов творили, принимали участие в айтысах, проходивших в крае. Разумеется, великий Суюнбай стал знаменитым акыном. Он прославился в поэтических состязаниях с акынами Катаганом, Тезек-торе, Кантарбаем, Жантаем, Таттыкыз, Уазипой. Айтысы Суюнбая с этими акынами раскрыли его талант, показали мастерство, логику и глубину мышления казахского поэта-импровизатора.

Заново засверкало бессмертное творчество Суюнбая Аронулы после обретения Казахстаном независимости. Ведь не случайно на одной из первых купюр национальной валюты (три тенге) был изображен портрет великого акына. В этом отразилась дань святой любви к выдающемуся сыну казахской земли.

Прошло два столетия после рождения великого акына Суюнбая, его творчество популярно среди земляков поэта, немало у нас и акынов, продолжателей его дела. Судьба мне подарила близкое знакомство, дружбу с замечательными акынами современности Алимкулом Жамбыловым и Надеждой Лушниковой. Я люблю разговаривать с ними, читать их книги, слушать, когда они поют. И всегда мне кажется, что слушая их, я как бы встречаюсь, беседую и с их великим предшественником Суюнбаем Аронулы