Сенім телефоны
87182546323
email: sosh5@goo.edu.kz
Мекенжайы: Павлодар облысы, Павлодар қаласы, Лермонтов көшесі 129
8(7182)549580
Білім бөлімінің басты бетіне қайту
Азаматтарды жеке қабылдау кестесі:
Сәрсенбі сағат 16.00-ден 18.00-ге дейін
Бір жылда
Бір айда
Бір аптада
Кеше

Воспитание ребёнка в семье.

Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образцы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь – в самостоятельную, полезную для общества жизнь. Процесс эмоционального развития протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. С каждым годом личность ребенка все больше формируется и развивается. Каждодневно, может быть, не всегда заметно усложняется его деятельность, его чувства. Он многое познает, и это неизбежно меняет что-то в нем самом, в его поведении. Мы же не должны забывать одного: начало каждой личности - детство. Нужно помнить слова Белинского: «Детство – первый порог, через который проходят все чувства, посещающие человеческое сердце». Традиционно главным институтом воспитания, развития является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. «Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину формируется как личность» /Е.А.Аркин/

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании, развитии основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на развитие ребенка.

Именно в семье ребенок получает жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. В возрасте 7-9 лет дети склонны к подражанию – отдельным поступкам окружающих, их речи – содержанию и тону, даже характеру движений. Конечно, на склонность подражать можно надежно опереться в том случае, если взрослый подает положительный пример для подражания. Но эта же способность ребенка может обернуться и другой стороной в том случае, если ребенок видит отрицательные примеры для подражания. Сам он не всегда может разобраться в том, чему следует, а чему не следует подражать. Именно в младшем школьном возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Эти моральные чувства, служащие основой нравственного воспитания школьников, несовместимы с равнодушным, безразличным отношением к радостям и огорчениям сверстника, печальному настроению взрослых. Умение деликатно проявлять внимание (но не быть назойливым!) требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример в искусственном проявлении чувств по отношению к другим людям.

Интересны данные, полученные рядом исследователей, которые наблюдали, как действуют на эмоциональное развитие школьников младшего возраста мимика, интонация речи взрослых. Оказалось: если эмоциональные проявления взрослых скупы, то дети часто безразличны к тому, что вокруг них происходит, стремление к общению со сверстниками и с взрослыми выражено слабо. Исследователи сделали вывод: отсутствие ярких эмоций задерживает нравственное, речевое, умственное и физическое развитие детей. Следует помнить, что положительные состояния ребенка – бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенности – благотворно сказывается и на жизнедеятельности организма в целом. Отрицательные же чувства – состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказания, порицаний – ведут к нежелательным результатам.

Если взрослые не проявляют по отношению к ребенку должного внимания и заботы или они чрезмерно требовательны к нему, постоянно упрекают, сердятся, то у ребенка складывается недоброжелательность по отношению к другим людям, а порой и озлобленность, зависть, страх, стремление к уединению, возникают трудности установления контактов с окружающими людьми. Но при правильном воспитании эмоциональная отзывчивость малыша становится мощным подспорьем в формировании важных положительных качеств личности. Если дети, которые легкомысленно за все берутся и при этом хвастливо заявляют, что они все умеют, но бросают дело при возникновении первых же затруднений, их следует научить, как именно надо делать, потребовать, чтобы дело было доведено до конца, проследить, чтобы снова не была проявлена небрежность. Взрослые должны выразить чувство справедливого негодования, если ребенок позволил себе грубость, если он не желает делится игрушками, дружно играть и трудиться. Какие условия следует считать оптимальными для эмоционально-личностного развития детей младшего школьного возраста? Некоторые условия мы уже назвали. Добавим еще: очень важно, чтобы взрослые доброжелательно относились к детям, иногда малыши бывают назойливыми – они задают вопросы, требуют внимания к себе как раз тогда, когда взрослые заняты… Но никогда не следует отмахиваться от ребенка. Конечно, он должен научиться уважать вашу занятость, но всегда можно договориться с ним. Успешное нравственное развитие ребенка немыслимо, если у него не создано бодрое, жизнерадостное настроение. Как многократно подчеркнул Е. А. Аркин, «важно воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей».