Рекомендации для учителей и классных руководителей, родителей
- Резкоеснижениеуспеваемости,проявление безразличиякучебе иоценкам.
- У подростка длительное время подавленное настроение, пониженныйэмоциональныйфон, раздражительность.
- Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, нехочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие емувещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется отдрузей.
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также средизначимыхвзрослых или сверстников.
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя илио нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попыткапривлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, чтоесли человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне можетдовести свое намерение доконца.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вредасвоей жизни и здоровью.
Что делать учителю, еслион обнаружил опасность?
- Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это ужедостаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговоритьс ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, этосделатьлучше. Неигнорируйте ситуацию.Не проходитемимо!
- Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
- Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесьсвоими наблюдениями.
Рекомендации для родителей
- Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:
- необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
- необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
- необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
- необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
- нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
- необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
Рекомендации
побезопасностииспользованиясетиИнтернет детьми
- Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами инеудачамивделеосвоенияИнтернета.
- Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого,аподелитьсясвамисвоимбеспокойством.
- Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обменасообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании Online-игр и других ситуациях,требующихрегистрации,нельзяиспользоватьреальноеимя,помогитевашемуребенкувыбратьрегистрационноеимя,несодержащееникакойличнойинформации.
- Объясните ребенку,что нельзявыдавать свои личныеданные, такиекак домашнийадрес,номер телефонаи любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимоеместопрогулки,времявозвращениядомой,местоработыотцаилиматериит.д.
- Объяснитесвоемуребенку,чтовреальнойжизниивИнтернетенетразницымеждунеправильнымииправильнымипоступками.
- Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что они понимают, чтоправилахорошеготонадействуютодинакововИнтернетеивреальнойжизни.
- Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могутоказатьсясовсемнетеми,закогосебявыдают.
- Объяснитедетям,чтодалеконевсе,чтоонимогутпрочестьилиувидетьвинтернет-пространстве–правда.Приучитеихспрашиватьотом,вчемонинеуверены.
- НезабывайтеконтролироватьдетейвИнтернетеспомощьюспециальногопрограммногообеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты насамомделепосещаетвашребенокичтоонтамделает.
Какнаучитьдетейотличатьправдуотолживинтернет-пространстве?
- Начните,когдавашребенокещедостаточномал.Ведьсегоднядажедошкольникиужеуспешноиспользуют сеть Интернет,азначитнужно,какможнораньшенаучитьихотделятьправдуотолжи.
Никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенкапроверятьвсето,чтоонвидитвИнтернете.
Какэтообъяснить?
- Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например, начните с расспросов,длячегослужиттотилиинойсайт.
- Убедитесь,чтовашребенокможетсамостоятельнопроверитьпрочитаннуювИнтернетеинформацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашегоребенкасоветоватьсясвами.Неотмахивайтесьотихдетскихпроблем.
- Поощряйтевашихдетейиспользоватьразличныеисточники,такиекакбиблиотекиилиподарите им энциклопедию на диске, например, "Энциклопедию Кирилла и Мефодия" или MicrosoftEncarta.Этопоможетнаучитьвашегоребенкаиспользоватьсторонниеисточникиинформации.
- Научите ребенка пользоваться поиском в Интернете.
Семейноесоглашение оработевИнтернете.
Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение поиспользованию Интернета. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанностикаждогочленавашейсемьи.Незабудьтечеткосформулироватьответынаследующиевопросы:
- Какиесайтымогутпосещатьваши детиичтоонимогуттамделать?
- СкольковременидетимогутпроводитьвИнтернете?
- Чтоделать,есливашихдетейчто-тобеспокоитприпосещенииИнтернета?
- Какзащититьличныеданные?
- Какследитьзабезопасностью?
- никогданеобщайтесьвИнтернетеснезнакомымилюдьми;
- регулярнопроверяйтесписокконтактовсвоихдетей,чтобыубедиться,чтоонизнаютвсех,скемониобщаются;
- внимательнопроверяйтезапросынавключениевсписокновыхдрузей.Помните,чтовИнтернетечеловекможетоказатьсянетем,закогоонсебявыдает;
- неследуетиспользоватьсистемумгновенныхсообщенийдляраспространенияслуховилисплетен.
Опасныеситуации,накоторыенадообратитьособоевнимание
- Отвержение сверстников, травля(втом числевсоциальных сетях).
- Ссораилиострыйконфликтсозначимымивзрослыми.
- Несчастнаялюбовьили разрывромантических отношений.
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкоеобщественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценностисоциального успеха.
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате сменыместажительства).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуациинасилия).
Рекомендации учащимся:
Важно представлять, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная.
Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе в высказываниях), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п. Кроме названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его, стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.