«Бекітемін»
«Утверждаю»
Мектеп директорының м.а.
И.о.Директора школы
____________Р.Т.Абдрахманова
«___»_____________2019 ж/г.
Годовой план работы психологической службы
на 2019 – 2020 учебный год
Цель психологической службы: сохранение психологического здоровья учащихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание поддержки участникам образовательного процесса.
Основные задачи психологической службы:
1.Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию.
2.Оказание психологической помощи учащимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества
3.Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности.
4.Проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала учащихся
5.Осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем учащихся
6. Охрана психологического здоровья учащихся
7.Оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы
8. Повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса
Направления
1. Психологическая диагностика
2. Коррекционно-развивающая работа
3. Психологическое просвещение
4. Психологическая профилактика
5. Психолого-педагогическое консультирование
6. Социально-диспетчерская работа
1. Психологическая диагностика
№ п/п |
Содержание |
Классы |
Сроки |
1 |
Диагностика психологической готовности к обучению в школе (входная диагностика) |
1 |
сентябрь |
2 |
Изучение социальной структуры классных коллективов (методика «Социометрия») |
2-4, 6-10 |
сентябрь |
3 |
Диагностика суицидального риска (методика «Карта риска суицида») |
2-10 |
сентябрь |
5 |
Диагностика самооценки, уровня семейного благополучия и тревожности (методика «Кинетический рисунок семьи») |
1 |
октябрь |
6 |
Диагностика социальных эмоций и ценностных ориентаций (методика «Домики») |
1 |
октябрь |
7 |
Диагностика уровня интеллектуального развития (методика «МЭДИС», вариант А) |
1 |
октябрь |
8 |
Исследование уровня учебной мотивации (методика «Диагностика структуры учебной мотивации», методика «Направленность на приобретение знаний», анкета «Диагностика школьной мотивации») |
2-4 |
октябрь |
9 |
Диагностика уровня самооценки (методика Г.Н. Казанцевой) |
5 |
октябрь |
10 |
Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки, адаптация Л.Г. Почебута)
|
5 |
октябрь |
11 |
Проективная диагностика личности (методика «Дом-дерево-человек», методика «Несуществующее животное», методика «Человек под дождем»), проективная диагностика особенностей внутриклассных отношений (методика «Рисунок класса») |
5 |
октябрь |
12 |
Тест «Самооценка психических состояний» |
6-10 |
октябрь |
13 |
Диагностика уровня школьной тревожности (тест Филлипса) |
6-10 |
октябрь |
16 |
Диагностика уровня тревожности (опросник Кондаша) |
4 |
ноябрь |
17 |
Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки, адаптация Л.Г. Почебута) |
4 |
ноябрь |
18 |
Диагностика уровня самооценки (методика «Лесенка», методика «Как у тебя с самооценкой») |
2-4 |
ноябрь |
19 |
Диагностика уровня адаптации учащихся (методика Л.М. Ковалевой) |
1 |
ноябрь |
20 |
Изучение социальной структуры классных коллективов (методика «Социометрия») |
5 |
ноябрь |
21 |
Диагностика уровня тревожности у пятиклассников в период адаптации (экспресс-методика «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации») |
5 |
ноябрь |
22 |
Диагностика уровня агрессии (опросник Басса-Дарки) |
6-10 |
ноябрь |
23 |
Диагностика по выявлению профильной направленности (анкета «Твои профессиональные намерения», тест Д. Голланда по определению типа личности) |
9-10 |
ноябрь |
24 |
Диагностика толерантности и религиозной аддикции учащихся (экспресс-опросник «Индекс толерантности», методика определения религиозной аддикции Н.Н. Телеповой) |
8-10 |
ноябрь |
25 |
Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления (методика «Прогрессивные матрицы Равена») |
4 |
декабрь |
26 |
Диагностика стрессоустойчивости (методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости») |
9 |
декабрь |
27 |
Диагностика уровня развития внимания (методика «Проставь значки») |
1 |
январь |
28 |
Диагностика уровня развития оперативной слуховой памяти (методика «10 слов»), диагностика уровня развития образной памяти (методик «Память на образы») |
1 |
январь |
29 |
Изучение уровня развития словесно-логического мышления |
2 |
январь |
30 |
Диагностика уровня интеллектуального развития и внимания |
5 |
январь |
31 |
Диагностика уровня развития оперативной слуховой памяти (методика «10 слов»), диагностика уровня развития образной памяти (методика «Память на образы») |
5 |
январь |
32 |
Диагностика уровня интеллектуального развития (ШТУР) |
8 |
январь |
33 |
Диагностика школьной мотивации (анкета Н.Г. Лускановой) |
1 |
февраль |
34 |
Диагностика уровня развития внимания (методика «Корректурная проба») |
4 |
февраль |
35 |
Диагностика уровня развития оперативной слуховой памяти (методика «10 слов»), диагностика уровня развития образной памяти (методика «Память на образы») |
4 |
февраль |
36 |
Изучение уровня развития словесно-логического мышления |
4 |
февраль |
37 |
Исследование уровня учебной мотивации (методика «Диагностика структуры учебной мотивации», методика для диагностики учебной мотивации школьников М.В, Матюхиной)
|
5 |
февраль |
38 |
Диагностика по выявлению профильной направленности (дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту», модифицированная методика «Карта интересов» А.Е. Голомштока) |
9 |
февраль |
39 |
Диагностика уровня интеллектуального развития (ГИТ) |
6 |
февраль |
40 |
Изучение уровня развития словесно-логического мышления |
3 |
март |
41 |
Повторная диагностика учащихся, имеющих низкий уровень самооценки |
4-10 |
апрель |
42 |
Повторная диагностика учащихся, имеющих высокий уровень тревожности |
4-9 |
апрель |
43 |
Повторная диагностика учащихся, имеющих высокий уровень агрессии |
4-10 |
апрель |
44 |
Повторная диагностика уровня интеллектуального развития (методика «МЭДИС», вариант В) |
1 |
апрель |
45 |
Повторная диагностика уровня адаптации учащихся |
1 |
апрель |
46 |
Повторная диагностика уровня тревожности у пятиклассников в период адаптации |
5 |
апрель |
47 |
Изучение индивидуальных особенностей детей, состоящих на учете в группе риска, ВШК, ОДН |
4-9 |
в течение года |
48 |
Индивидуальная и групповая диагностика родителей, учителей |
по запросу |
в течение года |
2. Коррекционно-развивающая работа
№ п/п |
Содержание |
Классы |
Сроки |
1 |
Групповая и индивидуальная работа с детьми с ЗПР
|
2-4 |
сентябрь-май |
2 |
Групповая и индивидуальная работа с учащимися, состоящими на учете в группе риска, ВШК, ОДН |
4-10 |
сентябрь-май |
3 |
Тренинги, классные часы, беседы, развивающие занятия по профилактике суицидального поведения |
2-10 |
сентябрь-май |
4 |
Тренинги, классные часы, беседы, развивающие занятия по пропаганде ЗОЖ |
2-10 |
сентябрь-май |
5 |
Развитие эмоционально-волевой сферы личности, социальных качеств и коммуникативной культуры, учащихся |
2-9 |
сентябрь-май |
6 |
Тренинги для родителей по актуальной на данный период времени тематике |
родители |
сентябрь, ноябрь, январь, арель |
7 |
Адаптационные тренинги |
1, 5 |
октябрь-ноябрь |
8 |
Тренинги, классные часы, беседы, развивающие занятия по профилактике насилия |
2-10 |
октябрь |
9 |
Занятия по развитию познавательной сферы учащихся |
2-5 |
октябрь-апрель |
10 |
Развивающая работа с различными категориями детей: инвалиды, учащиеся из неблагополучных семей, одаренные дети |
1-10 |
октябрь-апрель |
11 |
Психокоррекционная работа по невовлечению в социальные эпидемии
|
3-10 |
ноябрь-февраль |
12 |
Тренинги, классные часы, беседы, развивающие занятия по формированию толерантности |
2-10 |
ноябрь |
13
|
Психологическое сопровождение учащихся в период подготовки к ВОУД |
9-10 |
ноябрь-февраль |
14 |
Профориентационная работа с учащимися
|
9-10 |
ноябрь, февраль |
15 |
Тренинговая работа по формированию психологического благополучия педагогов
|
учителя |
ноябрь, январь, март |
16 |
Групповая коррекционно-развивающая работа с дезадаптированными учащимися |
1 |
декабрь-май |
17 |
Групповая коррекционно-развивающая работа с дезадаптированными учащимися |
5 |
январь-май |
3. Психологическое просвещение
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
1 |
Выпуск стендовой информации для учителей, родителей и учащихся по различной тематике |
1 раз в 2 недели в течение года |
2 |
Обновление рекомендаций на сайте школы во вкладке «Рекомендации психолога родителям, учителя, учащимся» |
1 раз в неделю в течение года |
3 |
Работа ящиков «Почта доверия» в помещении школы |
в течение года |
4 |
Выступления и доклады на родительских собраниях по тематике, запрашиваемой администрацией школы |
сентябрь, ноябрь, январь, апрель |
5 |
Родительские лектории |
|
|
Психологическая помощь родителям первоклассников |
октябрь, 1 кл |
В науку нет коротких путей |
декабрь, 2 кл |
|
Психологические причины трудного поведения ребенка.Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция личности «трудного» ребенка |
февраль, 3 кл |
|
Адаптация детей при переходе из 4 класса в 5 класс |
апрель, 4 кл |
|
Помощь пятиклассникам в период адаптации |
октябрь, 5 кл |
|
Детский суицид. Суицид в подростковой среде |
декабрь, 6 кл |
|
Профилактика вредных привычек у подростков |
январь, 7 кл |
|
Подготовка к ВОУД: как противостоять стрессу |
февраль, 9 кл |
|
Выбор профессии - важное дело в жизни человека |
ноябрь, 9-10 кл |
|
Психологический комфорт в семье |
март, 8 кл |
|
6 |
Выступления перед педагогическим коллективом (МО классных руководителей, педагогические советы, совещания учителей и др.) |
|
|
Профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении среди детей и подростков
|
сентябрь |
Признаки употребления ПАВ у учащихся |
ноябрь |
|
Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога» |
январь |
|
Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся
|
март |
|
7 |
Выступления перед педагогическим коллективом по тематике, запрашиваемой администрацией школы |
в течение года |
8 |
Информация для учащихся, лекторские группы, классные часы, беседы |
в течение года |
4. Психологическая профилактика
№ п/п |
Содержание |
Классы |
Сроки |
1 |
Работа с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства, забота о психическом здоровье и психических ресурсах учащихся |
1-10 |
в течение года |
2 |
Раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении и их преодоление, консультации родителей и учителей, с целью обучения их стратегии для преодоления различного рода проблем |
1- 10, родители, учителя |
|
3 |
Работа с детьми с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем
|
1-10 |
|
4 |
Соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе |
1-10, учителя |
|
5 |
Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях |
1-10 |
|
6 |
Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень |
1-10, родители, учителя |
|
7 |
Разработка и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач разных этапов психологической профилактики |
1-10 |
|
8 |
Выявление дезадаптированных учащихся, планирование коррекционно – развивающей работы с ними |
1,5 |
|
9 |
Совместная работа с инспектором по охране прав детства, социальным педагогом, инспектором ОДН, медицинским работником по актуальным вопросам обучения и воспитания |
1-10 |
|
10 |
Индивидуальные беседы, консультации молодых учителей по вопросам взаимоотношений с учащимися |
молодые учителя |
5. Психолого-педагогическое консультирование
№ п/п |
Содержание |
Целевая группа |
Сроки |
1 |
Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания |
учителя |
в течение года
|
2 |
Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся |
учителя |
|
3 |
Консультирование педагогов в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. |
учителя |
|
4 |
Индивидуальное и групповое консультирование родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности |
родители |
|
5 |
Консультирование по проблемам детско-родительских отношений |
родители |
|
6 |
Консультирование родителей для ознакомления их с возрастными особенностями различных периодов развития, с результатами психологических диагностик |
родители |
|
7 |
Консультирование с целью показа родителям приемов формирования познавательных характеристик у детей |
родители |
|
8 |
Консультирование с целью обращения внимания родителей на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения |
родители |
|
9 |
Психологическая поддержка родителей детей с ЗПР, нарушением слуха и зрения, детей-инвалидов и др. |
родители |
|
10 |
Консультирование родителей учащихся, состоящих на учете в группе риска, ВШК, ОДН, дезадаптированных учащихся |
родители |
|
11 |
Оказание в процессе консультирования помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии |
1-9 |
|
12 |
Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания |
1-10 |
|
13 |
Обучение школьников в процессе консультирования навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития |
1-10 |
|
14 |
Консультирование учащихся в процессе подготовки к экзаменам, конкурсам, соревнованиям |
1-10 |
|
15 |
Консультирование одаренных учащихся в процессе подготовки к олимпиадам, защите научных проектов, форумам, конкурсам |
1-10 |
6. Социально-диспетчерская работа
Социально-диспетчерская деятельность школьного психолога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика.
№ п/п |
Содержание |
Участники |
Сроки |
1 |
Определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения |
психолог |
в течение года |
2 |
Поиск специалистов, способных оказать помощь |
психолог |
|
3 |
Содействие в установлении контакта с клиентом |
психолог |
|
4 |
Подготовка необходимой сопроводительной документации |
психолог |
|
5 |
Отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистами различных служб, осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы с ними |
психолог |
|
6 |
Сотрудничество с медицинским работником, с медицинским психологом Павлодарской ж/д больницы, социальным педагогом, инспектором ОДН, органами опеки и попечительства по решению проблем учащихся |
психолог |
|
Исп. педагог-психолог: Жаксыбекова Д.А._____________